Введение 5
Глава I. Организация проектной деятельности в педагогической теории и практике школьного обучения 8
1.1. Понятие о проектной деятельности 8
1.2. Классификация учебных проектов, создаваемых в рамках урока .... 18
1.3. Проектная деятельность во внеурочное время 25
Выводы по первой главе 30
Глава II. Организация проектной деятельности на занятиях русским языком 32
2.1. Реализация проектной деятельности на уроках русского языка 32
2.2. Особенности организации проектной деятельности во внеурочное
время на примере проекта «Школьная энциклопедия» 48
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Библиографический список 66
Главной целью современного российского образования становится переход от репродуктивной передачи знаний, умений и навыков к деятельностной и преобразующей, направленной на полноценное развитие способностей обучающегося, его умения самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм решения, контролировать собственную деятельность, анализировать и оценивать полученный результат. ФГОС второго поколения ориентирует педагогов на формирование у школьников ключевых компетенций, опирающихся на фундаментальные знания, универсальные умения, опыт творческой деятельности и личной ответственности. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.
«Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению мотивации к последующим учебным делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем» [Яковлева 2018]. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретённые ими знания для жизни. Факты, термины и т. п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
Русский язык как учебный предмет - плодотворная почва для проектной деятельности. Эта форма работы даёт ученикам возможность почувствовать предмет, расширить свой словарный запас и кругозор, закрепить имеющиеся грамматические знания, повысить уровень коммуникативных навыков, сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве и т. д. Этим определяется актуальность данной работы.
Объект исследования - проектная деятельность в общеобразовательной школе. Предмет исследования - возможности и условия организации проектной деятельности школьников на занятиях русским языком.
Цель работы - раскрытие сущности метода проектов и выявление особенностей организации проектной деятельности на занятиях русским языком.
Вышеназванная цель определяет задачи:
1) выявление степени изученности темы в методической и педагогической литературе;
2) характеристика метода проектов как формы организации учебно-познавательной деятельности школьников;
3) анализ проектных заданий из современных школьных учебников по русскому языку;
4) анализ учительского опыта использования метода проектов при обучении русскому языку;
5) обоснование возможности и необходимости применения метода проектов на занятиях русским языком;
6) разработка проектов разных типов, которые могут быть реализованы на занятиях русским языком.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические, предполагающие изучение, систематизацию и анализ информации, полученной из педагогической и методической литературы; эмпирические методы, использование которых позволило разработать проекты разных типов для реализации на занятиях русским языком.
Теоретическая значимость исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников в процессе обучения русскому языку, обозначены её виды и формы.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования учителями-словесниками и студентами педагогических специальностей.
Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы отразились и получили апробацию:
- в форме доклада на IV Международной научно-практической конференции «Языковая политика и вопросы гуманитарного образования»;
- материалы исследования были также использованы автором в рабочей деятельности во время проведения занятий с учащимися 6-7 классов МБОУ СОШ № 30 г. Пензы.
По теме научного исследования опубликована статья: Шпикина А. П. Организация проектной деятельности на занятиях русским языком // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сб. науч. ст. по материалам IV Междунар. науч. -практ. конф. (г. Пенза, 26-28 марта 2020 г.) / под ред. канд. пед. наук, проф. Г. И. Канакиной, канд. филол. наук, доц. И. Г. Родионовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. - С. 196-198.
Структура обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Цель нашего исследования заключалась в раскрытии специфики метода проектов и выявлении особенностей организации проектной деятельности на занятиях русским языком.
Исходя из этого, нами были решены следующие задачи:
1) выявлена степень изученности данной образовательной технологии в методической и педагогической литературе;
2) дана характеристика метода проектов как формы организации учебно-познавательной деятельности школьников;
3) проанализирован учительский опыт использования метода проектов при обучении русскому языку;
4) обоснована возможность и необходимость применения метода проектов на занятиях русским языком;
5) представлены разработанные нами проекты разных типов, которые могут быть реализованы на занятиях русским языком.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
• Во-первых, изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности в условиях обучения русскому языку, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о значимости, востребованности и результативности метода проектов, который развивает, в первую очередь, культуру мышления школьников.
Организуя проектную деятельность, учитель формирует у каждого ученика систему универсальных знаний, умений, навыков, чувство ответственности, а также важнейшую жизненную установку: быть находчивым и активным человеком, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и на этой основе создавать значимый продукт.
• Во-вторых, конкретно на уроках русского языка проектирование поможет ученикам обогатить свой лексикон, закрепить имеющиеся знания о языке, а также повысить уровень коммуникативных навыков, научит работать с различными источниками информации, всячески преобразовывать теоретический материал.
• В-третьих, выяснилось, что при организации проекта на уроках русского языка приоритет отдаётся методам активного, интерактивного, исследовательского, игрового или творческого характера.
• В-четвёртых, умение пользоваться методом проектов является показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
• В-пятых, можно утверждать, что метод проектов становится перспективной формой организации учебно-познавательной деятельности учащихся, так как опыт работы с различными модификациями проекта с успехом осваивается и развивается во многих российских школах.
Во второй главе представлены разработки занятий, которые являются конкретным научно-практическим материалом и могут быть использованы учителем-словесником в процессе организации проектной деятельности по русскому языку.
Таким образом, проектная деятельность на занятиях русским языком является оптимальным способом для соединения личностно-ориентированного обучения, современных информационных технологий и активной познавательной работы учащихся. Важной задачей для учителя - словесника становится лишь выбор и грамотная разработка способа введения метода проектов в систему изучения русского языка.
1. Адаричева Е. А. Классификация учебных проектов и содержание проектных заданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //adaricheva.se-adm.ru/stati-na- sajte/
2. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Как управлять проектами: научно-практическое издание. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1997. - 188 с.
3. Быстрова Е. А., Кибирева Л. В. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е. А. Быстрова, Ю. Н. Гостева, Л. В. Кибирева, Т. М. Воителева; под ред. Е. А. Быстровой. - 5-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 304 с.
4. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч. 1. / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014. - 288 с.
5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том первый. А - З [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://runi-vers .ru/bookreader/book 10117/#page/1 /mode/1 up
6. Евдокимова Н. Т. Учебный проект по русскому языку «Фразеологизмы в нашей жизни» - презентация [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.myshared.ru/slide/889608/
7. Каунова Е. В. Изучение диалектной лексики на уроках рус. языка в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-dialektnoy-leksiki-na-urokah-rus-yazy-ka-v-sovremennoy-shkole
8. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
9. Кулеш С. А. Проект (7 класс) «Альбом весёлых правил по русскому языку» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/24/proekt-albom-vese-lykh-pravil-po-russkomu-yazyku
10. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: метод. рекомендации / сост. С. Н. Бабина. - Челябинск: ЧГПУ, 1999. - 28 с.
11. Мойсеева Е. И. Проект по русскому языку в 8 классе: «Создание электронного пособия по теме "Члены предложения"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nsportal.ru/ap/library/dru-goe/2015/01/14/proekt-po-russkomu-yazyku-v-8-klasse-sozdanie-elektronnogo-posobiya-po
12. Нарушевич А. Г. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты,
творческие работы, проекты. 7 класс: учеб пособие для общеобразоват. Организаций / А. Г. Нарушевич, И. В. Голубева. - 5-е изд. М.:
Просвещение, 2019. - 157 с.
13. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000. - № 7. - С. 151-157.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prirodaimy.ru/data-
/documents/polat e s red novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhno.pdf
15. Обысова Н. В. Проект «Путешествие по стране Русского языка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://multiurok.ru/files/proekt-puteshestvie-po-strane-russkogo-iazyka.html
16. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
17. Русский язык. 6 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций: в 2 ч. Ч. 1 / [А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Л. О. Савчук и др.]; под ред. А. Д. Шмелёва. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 304 с.
18. Семеняк А. М. Проект по русскому языку 9 класс:
«Лексикографический портрет слова» [Электронный ресурс]. - Режим
доступа:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/282926-proekt-po-russkomu-j azyku-9-klass
19. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность
учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.si-
tes.google.com/site/kniznaapolkavmk/sergeev-i-s-kak-organizovat-proektnuu-deatelnost-ucasihsa
20. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. - СПб: КАРО, 2015. - 176 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://iknigi.net/avtor-irina-mushtavinskaya/175454-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-osnovnoy-shkoly-v-usloviyah-fgos-irina-mushtavinskaya/read/page-2.html
21. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 64 с.
22. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2010. - 44 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://project. 1 sept.ru/files/Chto-takoe-uchebniy-proekt.pdf
23. Титова Т. В. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/prezentraciya-obobschenie-opita-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-russko go-yazika-i-literaturi- 1646783.html
24. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов, 1935-1940
(4 т.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pov-
to.ru/russkie/slovari/tolkovie/ushakova/tom-3/ushakov-tom-3 0007.htm
25. Чечель И. Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. - 1998. - № 3. - С. 11-16.
26. Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //n- shkola.ru/storage/archive/1407230285-1644856044.pdf
27. Яковлева О. В. Проектная деятельность на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://multiurok.ru/files/proektnaia-deiatelnost-na-urokakh-russkogo-iazyk-3.html
28. Янушевский В. Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: Методическое пособие / В. Н. Янушевский. - М.: Сентябрь, 2017. - 224 с.