Введение 6
1 Взаимодействие граждан и власти с помощью информационно-коммуникационных технологий 7
1.1 Проблемы информационно-коммуникационного взаимодействия власти и граждан в научном освещении 7
1.2 Требования к официальным сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 11
1.3 Нормативные правовые акты и информационные коммуникационные технологии в деятельности государственных органов 14
2 Описание интерфейса сайта «Ваш контроль» 25
3 Мониторинг качества работы с обращениями граждан органами
исполнительной власти Пензенской области 52
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 93
Обращения граждан служат проводником между обществом и органами власти, что позволяет учитывать пожелания граждан, а также совершенствовать направления государственных сфер деятельности.
Для быстрого реагирования на обращения граждан создаются специализированные Интернет-сервисы, через которые можно обратиться к органам власти по какому-либо вопросу, получить государственную услугу, а также оценить качество её предоставления.
Одним из таких сервисов является специализированный сайт «Ваш контроль», созданный по заказу Министерства экономического развития 1.
В этой связи была сформулирована цель исследования— изучить качество работы с обращениями граждан органами исполнительной власти Пензенской области с учетом роли использования информационно-коммуникационных технологий.
Вышесказанное формирует и предопределяет задачи исследования:
— провести теоретический обзор проблемы взаимодействия граждан и власти при использовании информационно-коммуникационных технологий;
— описать интерфейс специализированного сайта «Ваш контроль»;
— осуществить мониторинг качества работы с обращениями граждан органами исполнительной власти Пензенской области с учетом использования информационно-коммуникационных технологий, а именно, Интернет-сайта «Ваш контроль».
Для достижения поставленных целей в работе применяются методы описания и сравнения, методы системного анализа и синтеза, статистический метод.
В рамках поставленной задачи в магистерской диссертации был составлен теоретический обзор проблемы взаимодействия граждан и власти при использовании информационно-коммуникационных технологий, проанализированы нормативные правовые акты, рассмотрен интерфейс специализированного сайта «Ваш контроль», проведён мониторинг качества работы с обращениями граждан органами исполнительной власти Пензенской области.
В результате диссертационного исследования изучили качество работы с обращениями граждан органами исполнительной власти Пензенской области с учетом роли использования информационно-коммуникационных технологий.
Для достижения результата провели теоретический обзор проблемы взаимодействия граждан и власти при использовании информационно-коммуникационных технологий, описали интерфейс специализированного сайта «Ваш контроль», осуществили мониторинг качества работы с обращениями граждан органами исполнительной власти Пензенской области с учетом использования информационно-коммуникационных технологий, а именно, Интернет-сайта «Ваш контроль».
Впервые было проведено комплексное исследование материалов анализа отзывов граждан Пензенской области о предоставленных или не предоставленных государственных услугах на сайте проекта «Ваш контроль», выявлены тенденции работы с электронными обращениями и проблемные ситуации, возникающие в ходе работы.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
(с учетом поправок, от 30.12.2008 №7 ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]
URL:http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
Федеральные законы Российской Федерации
2. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2021) [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/.
3. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/.
4. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8- ФЗ от 09.02.2009 (ред. от 30.04.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/.
5. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2021) [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/.
6. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных
и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с01.01.2021) [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/.
7. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ от 02.05.2006 (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/.
8. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и
о защите информации» №149-ФЗ от 27.07.2006 года (ред. от 03.04.2020) [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/.
9. Федеральный закон «Об электронной подписи» №63-ФЗ от 06.04.2011
(ред. от 02.07.2021) [Электронный ресурс]
URL: hhttp: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/.
10. Федеральный закон «О персональных данных» № 152 - ФЗ от 29 июля 2006 года (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/.
Постановления Правительства Российской Федерации
11. Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований по
обеспечению использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое
взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и региональных государственных информационных систем, обеспечивающих идентификацию и аутентификацию, а также Правил обеспечения взаимодействия федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» с
иными государственными информационными системами, используемыми исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг» №1516.от 07.09.2021 (ред. от 04.02.2022) [Электронный ресурс]
URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395207/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b//.
12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил
организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» №1376 от 22.12.2012 (ред. от 27.11.2021) [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139747/.
13. Постановление Правительства РФ «О внесении изменения в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» №1913 от 03.11.2021 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_398729/.
14. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» №516 от 09.06.2016 [Электронный ресурс]http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199527/.
15. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил
осуществления взаимодействия в электронной форме граждан (физических лиц) и организаций с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия» №516 от 09.06.2016 [Электронный ресурс]
URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199527/.
16. Постановление Правительства РФ «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей» от 12.12.2012 № 1284 (ред. от 14.08.2020) [Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139281/.
Распоряжения Правительства Российской Федерации
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепцииперехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютногобольшинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личногоприсутствия граждан» №837-р от 11.04.2022 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/.
Приказы
18. Приказ Минэкономразвития России «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти» №470 от 16.11.2009 (ред. от 29.11.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96333/.
19. Приказ Минэкономразвития России от 28.06.2019 № 387 «Об
утверждении методических рекомендаций по организации работы федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с отзывами граждан по оценке качества государственных и
муниципальных услуг, размещенными в электронном виде на специализированном сайте («Ваш контроль») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 20 апреля 2015 г. № 245» Х [Электронный ресурс]
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328494/.
20. Приказ Федерального архивного агентства «Об утверждении «Правил
делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления»» №71 от 22 мая 2019 [Электронный ресурс]
URL: https://docs.cntd.ru/document/554715744.
Законы Пензенской области
21. Закон Пензенской области «О порядке рассмотрения обращений в Пензенской области» № 2327-ЗПО от 28.12.2012 № 2327-ЗПО [Электронный ресурс] URL: https://www.zspo.ru/legislative/acts/9255/.
Постановления Правительства Пензенской области
22. Постановление Правительства Пензенской области «Об организации
проведения мониторинга качества предоставления государственных
и муниципальных услуг на территории Пензенской области» от 12.09.2014 г. N647- пП [Электронный
ресурс] URL:http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=154033713&backlink=1&&nd=154102642.
II Литература
23. Клиентоцентричный подход в государственном управлении: Навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. — Москва: РАНХиГС при Президенте РФ, 2020. — 180 с.
24. Коженко Я.В. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации / Я. В. Коженко, А. Ю. Мамычев // Власть. - 2010. - № 3.
25. Рослякова М.В. Удовлетворенность граждан качеством
предоставляемых государственных и муниципальных услуг
в многофункциональных центрах на основе онлайн-отзывов // Социодинамика. -
2021. - № 8. - С. 23 - 41. DOI: 10.25136/2409-7144.2021.8.36286 URL:
https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=36286.
26. Листопад Ю.С., Дидковская Я.В. Информационно-коммуникативное
взаимодействие власти и населения: проблема перехода от традиционных к инновационным способам URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/82278/1/978-5- 7996-2992-2_2020_104.pdf(дата обращения: 27.05.2022). - Режим доступа: для
зарегистрир. пользователей. - Текст: электронный
27. Институт муниципальных услуг в России: современное состояние и направления развития / Под ред. С.В. Кабышева, Н.Н. Чучелиной. — М.: Издательский дом «Городец», 2014. С.140.
28. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг: учеб. пособие / С. Н. Костина, Г. А. Банных, Л. И. Воронина; [под общ. ред. С. Н. Костиной]; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С.93-94.
29. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества оказания государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления. 2016. № 2. С. 49-57.
30. Костина С.Н. Современные проблемы оценки качества
государственных услуг (на примере УрФО) // Вопросы управления. 2016. С.54-55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-otsenki-kachestva-
okazaniya-go sudarstvennyh-uslug-na-primere-urfo.
31. Петраков, М. А. Проблемы организации мониторинга качества
оказания государственных (муниципальных) услуг / М. А. Петраков, Р. В. Аджубей. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 247-250. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37638/(дата обращения:
30.05.2022).
32. Савоськин А.В. — Специализированные официальные сайты в сети Интернет для подачи обращений граждан // Административное и муниципальное право. - 2017. - № 2. - С. 84 - 94. DOI: 10.7256/2454-0595.2017.2.21503 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21503.
33. Решетникова Д.С. Факторы общественной оценки эффективности деятельности гражданских служащих при оказании государственных услуг // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. - С. 131-164.
34. Институт муниципальных услуг в России: современное состояние и направления развития / Под ред. С.В. Кабышева, Н.Н. Чучелиной. — М.: Издательский дом «Городец»,2014.С.141 -142.