Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мышления детей старшего дошкольною возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ

Работа №157461

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Способы развития мышления детей старшего дошкольного
возраста 12
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ
2.1. Диагностика уровня развития мышления детей старшего
дошкольного возраста 29
2.2. Апробация программы по развитию мышления детей старшего
дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ 36
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. Современная концепция общего образования выделяет идею развития личности ребенка, его творческих способностей и воспитания важных личностных качеств.
Наше понимание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Задача мышления это расширять границы познания, выходя за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключений выявить то, что не дано в восприятии.
Большинство существующих образовательных программ ориентированы на передачу учащимся общественно необходимого объема знаний, на их количественный прирост, на отработку того, что ребенок уже умеет делать. Однако умение пользоваться информацией определяется развитием способов мышления и, в еще большей мере, степенью их системности. Потребность целенаправленного формирования способов мышления в процессе изучения конкретных учебных дисциплин уже осознают психологи и педагоги.
Учиться должно, быть интересно. Сегодня главным условием развития личности ребенка является наличие разнообразных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали такие психологи, как: А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, Жан Пиаже, А.Н. Леонтьев, А.А. Венгер.
Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новый этап в развитии познания, который характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, к отражению внутренних и существенных связей и отношений между ними.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению, а затем и к логическому мышлению. Решающим условием перехода является приобретение ребенком опыта решения задач. Однако на практике очень часто можно встретить ситуацию, когда, обладая способностью хорошо решать задачи наглядно- действенном плане, старшие дошкольники с трудом справляются, с ними, когда эти задачи представлены в словесном плане.
Поиск наиболее оптимальных для дошкольного возраста средств познавательной деятельности является чрезвычайно важной проблемой. Средствами решения задач в словесном плане выступают такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация.
В связи с вышесказанным проблема обучения дошкольников приемам логического мышления и мышления в целом на данный момент является достаточно актуальной.
В настоящие время в ДОО игры с элементами ТРИЗ являются одним из эффективных способов развития мышления детей.
В основе ТРИЗ лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения.
Целью ТРИЗ является формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценных творческих способностей и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем. Цели ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В связи с этим, использование ТРИЗ в детском саду - это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать задачу, развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Вышесказанным определены следующая цель и задачи настоящего дипломного исследования.
Объект исследования: развитие мышление детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ.
Цель: выявить эффективность игр с элементами ТРИЗ в развитии мышления детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития мышления детей старшего дошкольного возраста;
2) провести экспериментальную работу по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ;
3) разработать методические рекомендации для педагогов дошкольного образования по использованию игр с элементами ТРИЗ в процессе развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (июнь-август 2020) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2020 года) предполагал выявление уровня развития мышления детей старшего дошкольного возраста;
III этап (март 2021 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию программы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ;
IV этап (апрель 2021 года) предусматривал обработку и анализ результатов исследования.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие мышления детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если в процессе занятий будут применяться игры с элементами ТРИЗ.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические (наблюдение, эксперимент, беседа, описание);
3) экспериментальные (проведение контрольного эксперимента).
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, И.М. Сеченова, Жана Пиаже, А.Н. Леонтьева, А.А. Венгера, Г.С. Альтшуллера и С.И. Гина.
Практическая значимость: разработанные материалы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием игр с элементами ТРИЗ могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОО и методистов.
Исследование проводилось в первом филиале МБДОУ №31 «Волшебная страна» г. Пензы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа была направлена на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с элементами ТРИЗ.
Психологами всего мира общепринято, что интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с пяти до восьми лет. Одним наиболее значимым элементом интеллекта является способность логически мыслить. Развитию и формированию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка задач обучения, включающая как методы обучения, так и содержание, т.е. верное определение чему и как учить. Мышления человека развивается на протяжении всей его жизни, в процессе его деятельности. Мышление имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Основным условием развития мышления детей является целенаправленное обучение и воспитание их. В процессе воспитания ребенок овладевает речью и предметными действиями, учится самостоятельно решать задачи по степени сложности, понимает требования, которые предъявляют ему взрослые, и начинает действовать в соответствии с ними. Развитие мыслительных операций выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении способов и форм мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка дошкольного возраста усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.
В предыдущих главах нами достаточно полно был изучен материал по развитию мышления старших дошкольников.
Первая задача нашей работы решена в первой, теоретической главе, путем изучения и анализа психолого-педагогической литературы, которая позволила нам четко и полно изучить: характеристику мышления как психологического понятия, особенности развития мыслительных операций у старших дошкольников, проанализировать современные программы обучения и воспитания в ДОО с точки зрения развития мышления, в процессе решения логических задач, а также изучить наиболее конкретно и тщательно логические задачи как средство развития мышления у старших дошкольников в процессе НОД.
Вторая задача была решена посредством проведения констатирующего эксперимента. На данном этапе был изучен исходный уровень развития мышления у старших дошкольников. В ходе данного эксперимента выявлено, что большинство детей старшего дошкольного возраста 6 (33%) имеют высокий уровень, средний уровень имеют 7 детей (54%). 2 ребенка (13%) имеют низкий уровень сформированности мыслительных операций.
Из вышеизложенного видно, что все дети справились с заданием и большее количество детей имеют средний уровень. Изменению уровня мыслительных операций в положительную сторону способствовала проведенная работа, в формирующем этапе эксперимента, с детьми, которая представляла собой, разработанные нами содержания занятий с элементами игр ТРИЗ и с соблюдением условий по организации данных игр, которые были направлены на развитие мышления. Также была проведена методика изучения уровня сформированности мыслительных операций у старших дошкольников в процессе использования игр с элементами ТРИЗ.
На данном этапе эксперимента дети повысили свой уровень знаний и представлений. Большинство детей 9 (60%) стали иметь высокий уровень сформированности нравственных чувств, 6 детей (40%) средний уровень.
Дети, у которых был низкий уровень, также повысили свой уровень мыслительных операций.
Таким образом, эффективность разработанных методических средств была доказана.
Третья задача нашей работы состояла в разработке методических рекомендаций для педагогов дошкольного образования по использованию игр с элементами ТРИЗ в процессе развития мышления детей старшего дошкольного возраста.
В процессе экспериментальной работы нами были получены положительные результаты, которые подтвердили выдвинутую гипотезу.



1. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся. // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. - 2003. - №1. - С. 12.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностные типы мышления. - М.: Наука. 1986. - 178 с.
3. Блонский П.П. Память и мышление. - СПб.: Питер, 2011. - 364с.
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников - М.: Владос, 2013. - 296 с.
5. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. - М.: Наука, 1979. - 203 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
7. Венгер А.Л., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.
8. Волосова Е.Б. Развитие ребенка дошкольного возраста. - М.: Инфра- М, 2010. - 344 с.
9. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Минск: ИВЦ Минфина, 2007. - 112 с.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология мышления. - М.: АСТ. / Астрель, 2008. - 644 с.
11. Гаганова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты подготовки ребенка к школе. Для детей 6-8 лет. - СПб.: Нева, 2001. - 192 с.
12. Губанова А.П. Психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 75-79.
13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М., 2006. - 277 с.
14. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: Сфера, 2019. - 192 с.
15. Зак А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. - М.: Аркти, 2001. - 144 с.
16. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада. / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1998.
17. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 264 с.
18. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. // Возрастная и педагогическая психология: тексты / А.Н. Леонтьев, Е.И. Исенина. - М.: Норма. - 2012. - С.122-138
19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Академия, 2009. - 384 с.
20. Лебедева, С. А. Развитие логического мышления у детей. - М.: Илекса, 2009 - 244 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. - 9-е изд. - М.: Академия, 2004. - 453 с.
22. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: теория воспитания. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 411 с.
23. Немов Р.С. Общая психология. Воображение и мышление. - М.: Юрайт, 2016. - 226 с.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для СПО. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 с.
25. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
26. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологическиетруды.
- М.: Наука, 1998. - 659 с.
27. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники). / Сост. Е.В. Донецко. - Волгоград : Учитель, 2015. - 318 с.
28. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Национальное образование, 2016.
- 304 с.
29. Развитие: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. А.И. Булычевой. - М.: НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «РАЗВИТИЕ», 2015. - 168 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. - М., 2002. - 720 с.
31. Ряскина И.В. Решение логических задач. // Дошкольное воспитание.
- 2009. - №2. - С. 275-278.
32. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. - М.: АСТ, 2015. - 352 с.
33. Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем.
- М.: Генезис, 2006. - 244 с.
34. Страунинг А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток»: учеб.-метод. пособие: в 2 т. - Обнинск: Изд. Принтер, 2000. - Т. 1. - 204 с.
35. Тихомиров О. Психология мышления. - М.:Асайеш1а, 2008. - 236 с.
36. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии: уч. пособие. - М.: Просвещение, 1995. - 291 с.
37. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования: монография. - СПб.: Питер, 2012. - 272 с.
38. Шагреева О.А., Родина Е.В., Стародубова Н.А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. - М.: Академия, 2002. - 208 с.
39. Шведова Л. Развитие логического мышления и интеллекта. - М.:
Рипол Классик, 2013. - 352 с.
40. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ