Введение
1. Теоретические основы функций и принципов управления в туристской
деятельности 6
1.1. Понятие, цель и задачи управления в сфере услуг 8
1.2. Функции управления в туристской деятельности 12
1.3. Основные принципы управления туристской деятельностью 21
2. Анализ системы управления деятельности ООО «Магазин туров» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Магазин туров» 24
2.2. Анализ и оценка эффективности системы управления туристской фирмой 38
3. Основные направления совершенствования системы управления
туристской фирмы «Магазин туров» 50
Заключение 58
Список литературы 60
Приложения 63
Приложение 1 63
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что современное состояние рынка характеризуется общим ростом конкуренции во всех его сегментах. Это приводит к необходимости предпринимать меры по повышению эффективности функционирования организации в сфере услуг, поскольку мероприятия, проводимые ранее, не позволяют достичь поставленных целей. В связи с тем, что успешность функционирования организации сферы услуг, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение. Применение современных методов анализа управленческой деятельности позволяет повысить уровень проработанности в управленческой аналитике, это и определило актуальность выбранной темы.
Существует множество аспектов, позволяющих рассматривать систему управления и ее структуру, используя различные специфики исследования. Среди множества подходов в исследования систем управления наиболее широко используются подходы выделения структуры управления по функциям, по этапам принятия решения, по контурам управления, по подсистемам, элементам, и так далее. Все элементы системы управления, субъект и объект, управляемая и управляющая системы находятся в постоянном взаимодействии. Управляемая система имеет определяющую роль, являясь системообразующим элементом. Принципы построения самой управляющей системы определяются, исходя из структуры системы, её взаимодействия со средой, качественных и количественных параметров. Степени адекватности отражения объекта управления в системе управления определяет эффективность данной системы, именно поэтому, каждый пункт, позволяющий расширить знания об объекте управления, уточнить их, приводит к росту эффективности управления в целом. Из этого следует, что определение путей дальнейшего развития и совершенствования действующих систем управления будет связано с совершенствованием процесса построения знания об объектах управления, развитии мыслительных технологий критического анализа управленческих воздействий, более сущностном понимании управленческой деятельности и критериев ее эффективности.
Объект исследования - туристская компания ООО «Магазин туров».
Предмет исследования - система управления туристкой фирмой ООО «Магазин туров».
Целью исследования является совершенствование системы управления организацией в сфере услуг (на примере ООО «Магазин туров»).
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие системы управления организацией в сфере услуг, цели и задачи.
2. Проанализировать систему управления ООО «Магазин туров».
3. Разработать предложения по совершенствованию системы управления в компании «Магазин туров».
Теоретической основой дипломной работы послужили фундаментальные разработки, представленные в трудах отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, таких как: Бесшапошников А., Веснин В.Р., Глухов В. В., Кабушкин Н.И., Конарева Л. А., Лэнд П.Э., Мескон М. и т.д.
Выпускная квалификационная работа базируется на нормативно-правовых актах Российской Федерации, положениях, регулирующих различные аспекты деятельности туристских фирм, периодических изданиях, предоставляющих аналитические материалы и данные, ряде учебных пособий по экономике, менеджменту и туризму, а также информационных ресурсах сети Интернет.
Методологической основой исследования послужили: статистические, расчетно-конструктивные, экономико-математические методы и другие.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что проведён анализ управления и на основе исследования разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию управления компании «Магазин туров».
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложений. В работе представлено 11 таблиц, 12 рисунков и 1 приложение. Общий объем работы 63 страницы.
Рассмотрев теоретические основы функций и принципов управления в туристской деятельности, были сделаны следующие выводы:
Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служит организационная структура.
Для успешного функционирования в условиях рыночных отношений структура компании и система управления должны оптимально сочетать достоинство крупных компаний с преимуществом небольших компаний. Достичь этого можно при создании сетевой структуры управления.
Для поддержания конкурентоспособности компании на рынке в условиях постоянно и быстро изменяющейся внешней среды, необходимо постоянно проводить мероприятия по модернизации структуры управления.
Организационная структура управления требует системного подхода к ее изучению, а также определению основных критериев ее оценки.
Компания должна строиться по принципу горизонтальной интеграции. Основными ценностями должны стать информация и время.
В результате анализа системы управления туристской фирмы ООО «Магазин туров», проведенного в выпускной квалификационной работе, были выявлены проблемы в функциях планирования и контроля, а именно:
- Низкие показатели выручки компании.
- В 2015 году выручка компании была запланирована на уровне 40%, однако, её рост составил только 35%, что говорит о неэффективной деятельности компании.
- Низкие показатели степени удовлетворенности клиентов услугами туристкой фирмы. Данный показатель турфирма планировала увеличить до 80%, по результатам проведенного маркетингового исследования было выявлено, что удовлетворенность потребителей составляет всего 55%, что говорит о недостаточном уровне обслуживания фирмы.
Для совершенствования управления организацией с целью роста продаж и повышения уровня удовлетворенности потребителей были разработаны основные направления совершенствования системы управления туристской фирмы ООО «Магазин туров»:
1. Выбор нового направления, нового региона, такого как Чехия.
2. Выбор данного региона связан с тем, что приоритетным направлением для компании «Магазин туров» является семейный отдых, а в сложившейся ситуации люди хотят видеть свой отдых спокойным, насыщенным познавательно. А также возможность оздоровления является немаловажным фактором. Все это должно иметь невысокие цены, и достойный уровень обслуживания.
3. Введение программы лояльности. В рамках программы лояльности предложено ввести скидки на путевки для потребителей с возможностью делиться ими со своими близкими. Участниками программы автоматически становятся все клиенты, приобретающие туристские услуги компании ООО «Магазин туров». Каждому участнику программы выдается карта лояльности, которая в дальнейшем служит для набора бонусных баллов и дает право воспользоваться ими для получения привилегий.
Таким образом, в плановом периоде ожидается увеличение расходов компании на 11, 49%, что связано с проводимой активной рекламной политикой, а также мероприятий по продвижению туристских услуг. Однако данные мероприятия позволят компании в 2019 - 2020 гг. значительно увеличить прибыль и повысить уровень удовлетворенности потребителей.
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2010 N 6-ФКЗ, от 30.12.2010 N 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Гарант», 2014
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 09.02.2014 N 7-ФЗ) // Справочно-правовая система «Гарант», 2014
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: по состоянию от 26.11.2010, включая изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 года. // Справочно-правовая система «Гарант», 2014
4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изменениями от 22.07.2010) // Справочно-правовая система «Гарант», 2014
5. Федеральный закон №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации // Справочно-правовая система «Гарант», 2014
6. Постановление правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»
7. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 207 с.
8. Акулов В.Б. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. - 2014. -N 1.- С.35-47
9. Алексеев А. Российский менеджмент: скрытые резервы экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - N 6. - С.74¬82
10. Анисимов О. Риск-менеджмент - благородное дело // Финансы. - 2014. - N37.- С. 38-43
11. Архангельский Г.А. Организация времени: от личной эффективности к развитию организации. - 2-е изд. - СПб: Питер, 2014. - 442 с.
12. Архангельский Г.А. Тайм-менеджмент: работаем, не уставая и про себя не забывая // BuhStyle, 2014, Август (N 01). - С.49-52
13. Белов А. Советы консультанта: Стратегия со смыслом // Ведомости ИКФ Альт. - 2014. - №40. - С. 1
14. Бесшапошников А. Построение системы управления // Экономика и жизнь, 2014, Март (N 12). - С.22
15. Блинова У. Система превентивного контроля в антикризисном менеджменте // Проблемы теории и практики управления, 2010, N 5. - С. 114¬126
16. Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 344 с.
17. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД. - 2014. -
560 с.
18. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. Учебник, 3-е издание -СПб: Проспект, 2014. - 528 с.
19. Волков А. Стратегический брэнд-менеджмент и капитализация организации // Маркетинг. - 2010. - N 4. - С. 19-29
20. Глухов В. В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 608 с.
21. Г оринов Д. Не повторяйте мои ошибки (ликбез для начинающего руководителя) // Информация и бизнес, 2014, N 1. - С.56-59
22. Драшкович В. Дилемма стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - N 3. - С.98-103
23. Егоров Д. Работающая стратегия компании: от идеи до реализации // Исследовательско-консультационная фирма АЛЬТ. [Электронный ресурс]. - URL: http://docplayer.ru/56409341
24. Ивайловский Д.Г. Риск-менеджмент: становление нормальной науки? // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. Науки, 2014, Т.8, N 4. - С. 152-155
25. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2014. - 336 с.
26. Кареева Ю.Б. Клиентоориентирование // Методы менеджмента качества. - 2014. - N 11.- С.44-47
27. Конарева Л.А. Базовые принципы современного менеджмента // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2014. - N 8. - С.83-89
28. Краснова В. Между гармонией и деспотией // Эксперт. - 2014. - N 25. - С. 18-24
29. Лэнд П.Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента: Пер с англ. - М.: ИНФРА - М, 2014. - 340 с.
30. Маслов Д. Бенчмаркинг - новое слагаемое успешной стратегии бизнеса в России // Деловое совершенство. - 2014. - N 1. - С. 14-20
31. Менеджмент бизнес-процессов на базе информационных технологий // Методы менеджмента качества, 2014, N 8. - С.32-37
32. Мескон М. и др. Основы менеджмента /Пер с англ. - М.: Дело, 2016. - 762 с.
33. Ситниченко В.М. Восемь принципов менеджмента: достижение финансовых и экономических выгод // Методы менеджмента качества. - 2014. - N 11. - С.16-21.
34. Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. Кибанова А.Я. - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М - 2014. - 659 с.