Уголовно-правовое противодействие коррупции в России и за рубежом
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 5
1.1 Понятие коррупции в современном праве 5
1.2 История уголовно-правового противодействия коррупции в России 19
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В
МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ 27
2.1 Мониторинг коррупции и способы ее профилактики в деятельности
органов государственной власти 27
2.2 Международно-правовые документы в области противодействия коррупции 36
2.3 Национальные системы борьбы с коррупцией 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
1 РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 5
1.1 Понятие коррупции в современном праве 5
1.2 История уголовно-правового противодействия коррупции в России 19
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В
МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ 27
2.1 Мониторинг коррупции и способы ее профилактики в деятельности
органов государственной власти 27
2.2 Международно-правовые документы в области противодействия коррупции 36
2.3 Национальные системы борьбы с коррупцией 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5
Противодействие коррупции - ключевая задача нашей страны. Сегодня вся статистика коррупционных проявлений основывается на данных незначительного числа выявленных правонарушений, она не учитывает ряда критериев, в связи с этим нет ясной картины текущей ситуации и как следствие принимаются неадекватные меры. В то же время, как показывают некоторые данные, объем коррупции в России гораздо больше выявленного .
К сожалению, пока нет системной борьбы, нет удара по источникам, первопричинам этого зла. А ведь они известны: непрозрачность принятия решений, всесилие бюрократии, отсутствие гласности и контроля над чиновничьим аппаратом, «пробуксовка» судебной реформы и т. д.
Факторов, способствующих распространению коррупции в государственных органах, достаточно много.
1. Несовершенство законодательства, его неопределенность,
избыточность и противоречивость.
2. Неэффективные механизмы и технологии подбора, оценки и расстановки кадров.
3. Закрытость системы государственного управления и государственной службы.
4. Низкий уровень соблюдения государственными служащими норм законодательства, правил, ограничений и запретов в связи с исполнением должностных обязанностей.
5. Отсутствие механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями.
6. Наличие административных барьеров.
7. Низкий уровень денежного содержания и социального обеспечения государственных служащих (в том числе по сравнению с частным сектором).
8. Отсутствие четкой регламентации действий лица, осуществляющего контрольные мероприятия, а также действенных механизмов оценки результативности и эффективности деятельности лиц, наделенных полномочиями по проведению проверок.
Как указывает Т.Я. Хабриева: «Наиболее острые социальные противоречия и трудности возникают в связи с массовыми коррупционными действиями. Коррупция в России и других странах стала реальной угрозой обществу. Поэтому понимание ее природы, причин и видов стало актуальной задачей» .
В одном из ключевых исследований указывается: «Коррупция наносит удар по конституционной модели государства, подрывая его политические и социально-экономические устои, гарантии прав и свобод человека. В обществе падает его престиж, равно как и всей правовой системы. Бурный рост законодательства и его обновление не сопровождаются адекватным объемом правоприменения, и люди привыкают к нарушениям законности, в том числе и коррупционным» .
Приведенные обстоятельства актуализируют сравнительно-правовые исследования. Благодаря изучению зарубежного опыта можно увидеть недостатки в отечественном правовом регулировании, а также выделить достоинства зарубежных моделей, которые могли бы быть использованы в системе противодействия коррупции в нашем государстве.
Целью магистерской диссертации является определение понятия коррупции в российском и зарубежном праве, а также формулирование общих параметров противодействия коррупции, обусловленных международными и национальными правовыми актами.
Обозначенная цель позволила сформулировать следующие задачи магистерской диссертации:
- выделить понятие коррупции;
- осуществить исторический анализ противодействия коррупции;
- выделить общие характеристики методики борьбы с коррупцией;
- определить международно-правовую базу противодействия коррупции;
- распределить методики выделения рейтингов коррупционных стран;
- обозначить национальные модели противодействия коррупции;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции;
- рассмотреть способы борьбы с коррупцией в России и за рубежом.
Теоретическую базу магистерской диссертации составляют исследования ведущих российских и зарубежных ученых-юристов в области уголовного права, криминологии, теории и практики противодействия коррупции.
Информационной базой работы послужили международно-правовые акты, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежные источники, касающиеся противодействия коррупции, статистические данные, исследования российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; информация, размещенная в Интернете.
Методологическую основу исследования составляют метод диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, сравнительно - правовой, логического, системного анализа в их различном сочетании.
К сожалению, пока нет системной борьбы, нет удара по источникам, первопричинам этого зла. А ведь они известны: непрозрачность принятия решений, всесилие бюрократии, отсутствие гласности и контроля над чиновничьим аппаратом, «пробуксовка» судебной реформы и т. д.
Факторов, способствующих распространению коррупции в государственных органах, достаточно много.
1. Несовершенство законодательства, его неопределенность,
избыточность и противоречивость.
2. Неэффективные механизмы и технологии подбора, оценки и расстановки кадров.
3. Закрытость системы государственного управления и государственной службы.
4. Низкий уровень соблюдения государственными служащими норм законодательства, правил, ограничений и запретов в связи с исполнением должностных обязанностей.
5. Отсутствие механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями.
6. Наличие административных барьеров.
7. Низкий уровень денежного содержания и социального обеспечения государственных служащих (в том числе по сравнению с частным сектором).
8. Отсутствие четкой регламентации действий лица, осуществляющего контрольные мероприятия, а также действенных механизмов оценки результативности и эффективности деятельности лиц, наделенных полномочиями по проведению проверок.
Как указывает Т.Я. Хабриева: «Наиболее острые социальные противоречия и трудности возникают в связи с массовыми коррупционными действиями. Коррупция в России и других странах стала реальной угрозой обществу. Поэтому понимание ее природы, причин и видов стало актуальной задачей» .
В одном из ключевых исследований указывается: «Коррупция наносит удар по конституционной модели государства, подрывая его политические и социально-экономические устои, гарантии прав и свобод человека. В обществе падает его престиж, равно как и всей правовой системы. Бурный рост законодательства и его обновление не сопровождаются адекватным объемом правоприменения, и люди привыкают к нарушениям законности, в том числе и коррупционным» .
Приведенные обстоятельства актуализируют сравнительно-правовые исследования. Благодаря изучению зарубежного опыта можно увидеть недостатки в отечественном правовом регулировании, а также выделить достоинства зарубежных моделей, которые могли бы быть использованы в системе противодействия коррупции в нашем государстве.
Целью магистерской диссертации является определение понятия коррупции в российском и зарубежном праве, а также формулирование общих параметров противодействия коррупции, обусловленных международными и национальными правовыми актами.
Обозначенная цель позволила сформулировать следующие задачи магистерской диссертации:
- выделить понятие коррупции;
- осуществить исторический анализ противодействия коррупции;
- выделить общие характеристики методики борьбы с коррупцией;
- определить международно-правовую базу противодействия коррупции;
- распределить методики выделения рейтингов коррупционных стран;
- обозначить национальные модели противодействия коррупции;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции;
- рассмотреть способы борьбы с коррупцией в России и за рубежом.
Теоретическую базу магистерской диссертации составляют исследования ведущих российских и зарубежных ученых-юристов в области уголовного права, криминологии, теории и практики противодействия коррупции.
Информационной базой работы послужили международно-правовые акты, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежные источники, касающиеся противодействия коррупции, статистические данные, исследования российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; информация, размещенная в Интернете.
Методологическую основу исследования составляют метод диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, сравнительно - правовой, логического, системного анализа в их различном сочетании.
Коррупция - это феномен, присущий государственной организации общества с момента его возникновения. Международный опыт свидетельствует, что избавиться от коррупции полностью не удавалось еще ни одной стране в мире, однако выполнимой является задача существенного снижения ее уровня. Классическое понимание государства как механизма подавления свободной воли личности не способно в силу своей природы преодолеть коррупцию, т.к. в своем развитии опирается на чиновничий аппарат. Альтернативой, помимо институализированного разделения властных ветвей, может стать развитие гражданского общества, которое контролирует государство и не «позволяет» государству совершать то, к чему властные интенции государства объективно приводят.
Растущая коррупция в нашей стране настоятельно требует творческого осмысления зарубежного опыта стран, где активно развиваются формы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. «Механический» перенос данного опыта на российскую почву определенно столкнется с некоторыми трудностями. 1) Зарубежный опыт разнообразен, он принадлежит государствам с различными правовыми, культурологическими и политическими системами. 2) Коррупция приобретает гибкость в приспособлении ко всем системам государственного регулирования. Это означает, что опыт может быстро устаревать. 3) Быстрое изменение политической действительности требует широкого вовлечения институтов гражданского общество в текущую борьбу с коррупцией.
В то же время зарубежный опыт по многим проблемам противодействия коррупции весьма показателен и должен учитываться в практике российских органов государственной власти. Даже отрицательный опыт подскажет, какие действия не надо повторять, чтобы не испытать те же ошибки, которые произошли в том или ином государстве.
Систематизируя зарубежный опыт, следует выделить основные моменты, которые могли бы быть использованы в отечественной практике:
1. Необходимо расширить диапазон действия законодательства, предусматривающего декларирование расходов государственных служащих. В настоящее время действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» . «Но данный нормативный акт страдает значительным количеством погрешностей юридико-технического характера, что упование на него лишено всякого смысла. Приведем только один пример. Закон указывает на приобретение определенных объектов как условие декларирования расходов (например, недвижимость, автомобиль), но забывает о некоторых вещах, имеющих высокую стоимость, например, о ювелирных изделиях, предметах антиквариата, золотых слитках, художественных произведениях». Иными словами «в быту» можно не ограничивать себя, это не потребует подачи декларации о расходах.
2. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц, виновных в установлении коррупционных схем.
3. Противодействие коррупции должно осуществляться и в частном секторе. В подавляющем большинстве демократических стран частный сектор несет не меньшую нагрузку в борьбе с коррупцией, чем институт государственной службы. «Любой коррупционный скандал с участием частной кампании несет для нее не только репутационные риски, но и конкретные штрафные санкции, вплоть до привлечения к уголовной ответственности самого юридического лица».
4. Необходимо ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ее почему-то нередко трактуют весьма узко, считая, что она требует создания полноценного института конфискации имущества. Однако содержание статьи 20 несколько иное: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство- участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Это означает, что незаконное обогащение должно являться уголовным преступлением. «Конфискация - это следствие признания действий гражданина противоправными (уголовно наказуемыми). Иными словами - следствие привлечения лица к уголовной ответственности. В Конвенции ООН против коррупции речь идет о самом факте незаконного обогащения. Если чиновник, получая официально два миллиона рублей в год (берем высокопоставленного чиновника), имеет недвижимость, автомобили стоимостью десятки миллионов, счета в банках, тратит в месяц столько, сколько зарабатывает за год, то все это уже является уголовно наказуемым деянием (если не будет им доказана законность денежных поступлений)».
Растущая коррупция в нашей стране настоятельно требует творческого осмысления зарубежного опыта стран, где активно развиваются формы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. «Механический» перенос данного опыта на российскую почву определенно столкнется с некоторыми трудностями. 1) Зарубежный опыт разнообразен, он принадлежит государствам с различными правовыми, культурологическими и политическими системами. 2) Коррупция приобретает гибкость в приспособлении ко всем системам государственного регулирования. Это означает, что опыт может быстро устаревать. 3) Быстрое изменение политической действительности требует широкого вовлечения институтов гражданского общество в текущую борьбу с коррупцией.
В то же время зарубежный опыт по многим проблемам противодействия коррупции весьма показателен и должен учитываться в практике российских органов государственной власти. Даже отрицательный опыт подскажет, какие действия не надо повторять, чтобы не испытать те же ошибки, которые произошли в том или ином государстве.
Систематизируя зарубежный опыт, следует выделить основные моменты, которые могли бы быть использованы в отечественной практике:
1. Необходимо расширить диапазон действия законодательства, предусматривающего декларирование расходов государственных служащих. В настоящее время действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» . «Но данный нормативный акт страдает значительным количеством погрешностей юридико-технического характера, что упование на него лишено всякого смысла. Приведем только один пример. Закон указывает на приобретение определенных объектов как условие декларирования расходов (например, недвижимость, автомобиль), но забывает о некоторых вещах, имеющих высокую стоимость, например, о ювелирных изделиях, предметах антиквариата, золотых слитках, художественных произведениях». Иными словами «в быту» можно не ограничивать себя, это не потребует подачи декларации о расходах.
2. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц, виновных в установлении коррупционных схем.
3. Противодействие коррупции должно осуществляться и в частном секторе. В подавляющем большинстве демократических стран частный сектор несет не меньшую нагрузку в борьбе с коррупцией, чем институт государственной службы. «Любой коррупционный скандал с участием частной кампании несет для нее не только репутационные риски, но и конкретные штрафные санкции, вплоть до привлечения к уголовной ответственности самого юридического лица».
4. Необходимо ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ее почему-то нередко трактуют весьма узко, считая, что она требует создания полноценного института конфискации имущества. Однако содержание статьи 20 несколько иное: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство- участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Это означает, что незаконное обогащение должно являться уголовным преступлением. «Конфискация - это следствие признания действий гражданина противоправными (уголовно наказуемыми). Иными словами - следствие привлечения лица к уголовной ответственности. В Конвенции ООН против коррупции речь идет о самом факте незаконного обогащения. Если чиновник, получая официально два миллиона рублей в год (берем высокопоставленного чиновника), имеет недвижимость, автомобили стоимостью десятки миллионов, счета в банках, тратит в месяц столько, сколько зарабатывает за год, то все это уже является уголовно наказуемым деянием (если не будет им доказана законность денежных поступлений)».
Подобные работы
- Понятие сущность и виды коррупции современной России
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Отличие правового статуса государственных служащих в России и за рубежом
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Коррупция в сфере государственного управления: понятие, причины и предупреждение
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2021 - Меры по противодействию коррупции
государственных гражданских служащих
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование противодействия коррупции в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовые механизмы противодействия коррупции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Борьба с коррупцией: роль и значение права (Московский финансово-юридический университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2023 - Уголовно-правовое воздействие на коррупцию: проблемы правоприменения
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ (УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ)(12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



