Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Уголовно-правовое противодействие коррупции в России и за рубежом

Работа №157459

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ 5
1.1 Понятие коррупции в современном праве 5
1.2 История уголовно-правового противодействия коррупции в России 19
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В
МЕЖДУНАРОДНОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ПРАВЕ 27
2.1 Мониторинг коррупции и способы ее профилактики в деятельности
органов государственной власти 27
2.2 Международно-правовые документы в области противодействия коррупции 36
2.3 Национальные системы борьбы с коррупцией 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5

Противодействие коррупции - ключевая задача нашей страны. Сегодня вся статистика коррупционных проявлений основывается на данных незначительного числа выявленных правонарушений, она не учитывает ряда критериев, в связи с этим нет ясной картины текущей ситуации и как следствие принимаются неадекватные меры. В то же время, как показывают некоторые данные, объем коррупции в России гораздо больше выявленного .
К сожалению, пока нет системной борьбы, нет удара по источникам, первопричинам этого зла. А ведь они известны: непрозрачность принятия решений, всесилие бюрократии, отсутствие гласности и контроля над чиновничьим аппаратом, «пробуксовка» судебной реформы и т. д.
Факторов, способствующих распространению коррупции в государственных органах, достаточно много.
1. Несовершенство законодательства, его неопределенность,
избыточность и противоречивость.
2. Неэффективные механизмы и технологии подбора, оценки и расстановки кадров.
3. Закрытость системы государственного управления и государственной службы.
4. Низкий уровень соблюдения государственными служащими норм законодательства, правил, ограничений и запретов в связи с исполнением должностных обязанностей.
5. Отсутствие механизмов взаимодействия органов государственной власти с гражданами и организациями.
6. Наличие административных барьеров.
7. Низкий уровень денежного содержания и социального обеспечения государственных служащих (в том числе по сравнению с частным сектором).
8. Отсутствие четкой регламентации действий лица, осуществляющего контрольные мероприятия, а также действенных механизмов оценки результативности и эффективности деятельности лиц, наделенных полномочиями по проведению проверок.
Как указывает Т.Я. Хабриева: «Наиболее острые социальные противоречия и трудности возникают в связи с массовыми коррупционными действиями. Коррупция в России и других странах стала реальной угрозой обществу. Поэтому понимание ее природы, причин и видов стало актуальной задачей» .
В одном из ключевых исследований указывается: «Коррупция наносит удар по конституционной модели государства, подрывая его политические и социально-экономические устои, гарантии прав и свобод человека. В обществе падает его престиж, равно как и всей правовой системы. Бурный рост законодательства и его обновление не сопровождаются адекватным объемом правоприменения, и люди привыкают к нарушениям законности, в том числе и коррупционным» .
Приведенные обстоятельства актуализируют сравнительно-правовые исследования. Благодаря изучению зарубежного опыта можно увидеть недостатки в отечественном правовом регулировании, а также выделить достоинства зарубежных моделей, которые могли бы быть использованы в системе противодействия коррупции в нашем государстве.
Целью магистерской диссертации является определение понятия коррупции в российском и зарубежном праве, а также формулирование общих параметров противодействия коррупции, обусловленных международными и национальными правовыми актами.
Обозначенная цель позволила сформулировать следующие задачи магистерской диссертации:
- выделить понятие коррупции;
- осуществить исторический анализ противодействия коррупции;
- выделить общие характеристики методики борьбы с коррупцией;
- определить международно-правовую базу противодействия коррупции;
- распределить методики выделения рейтингов коррупционных стран;
- обозначить национальные модели противодействия коррупции;
- проанализировать зарубежный опыт противодействия коррупции;
- рассмотреть способы борьбы с коррупцией в России и за рубежом.
Теоретическую базу магистерской диссертации составляют исследования ведущих российских и зарубежных ученых-юристов в области уголовного права, криминологии, теории и практики противодействия коррупции.
Информационной базой работы послужили международно-правовые акты, законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, зарубежные источники, касающиеся противодействия коррупции, статистические данные, исследования российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати; информация, размещенная в Интернете.
Методологическую основу исследования составляют метод диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частнонаучных методов: исторического, сравнительно - правовой, логического, системного анализа в их различном сочетании.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коррупция - это феномен, присущий государственной организации общества с момента его возникновения. Международный опыт свидетельствует, что избавиться от коррупции полностью не удавалось еще ни одной стране в мире, однако выполнимой является задача существенного снижения ее уровня. Классическое понимание государства как механизма подавления свободной воли личности не способно в силу своей природы преодолеть коррупцию, т.к. в своем развитии опирается на чиновничий аппарат. Альтернативой, помимо институализированного разделения властных ветвей, может стать развитие гражданского общества, которое контролирует государство и не «позволяет» государству совершать то, к чему властные интенции государства объективно приводят.
Растущая коррупция в нашей стране настоятельно требует творческого осмысления зарубежного опыта стран, где активно развиваются формы взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества. «Механический» перенос данного опыта на российскую почву определенно столкнется с некоторыми трудностями. 1) Зарубежный опыт разнообразен, он принадлежит государствам с различными правовыми, культурологическими и политическими системами. 2) Коррупция приобретает гибкость в приспособлении ко всем системам государственного регулирования. Это означает, что опыт может быстро устаревать. 3) Быстрое изменение политической действительности требует широкого вовлечения институтов гражданского общество в текущую борьбу с коррупцией.
В то же время зарубежный опыт по многим проблемам противодействия коррупции весьма показателен и должен учитываться в практике российских органов государственной власти. Даже отрицательный опыт подскажет, какие действия не надо повторять, чтобы не испытать те же ошибки, которые произошли в том или ином государстве.
Систематизируя зарубежный опыт, следует выделить основные моменты, которые могли бы быть использованы в отечественной практике:
1. Необходимо расширить диапазон действия законодательства, предусматривающего декларирование расходов государственных служащих. В настоящее время действует Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» . «Но данный нормативный акт страдает значительным количеством погрешностей юридико-технического характера, что упование на него лишено всякого смысла. Приведем только один пример. Закон указывает на приобретение определенных объектов как условие декларирования расходов (например, недвижимость, автомобиль), но забывает о некоторых вещах, имеющих высокую стоимость, например, о ювелирных изделиях, предметах антиквариата, золотых слитках, художественных произведениях». Иными словами «в быту» можно не ограничивать себя, это не потребует подачи декларации о расходах.
2. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении уголовной ответственности юридических лиц, виновных в установлении коррупционных схем.
3. Противодействие коррупции должно осуществляться и в частном секторе. В подавляющем большинстве демократических стран частный сектор несет не меньшую нагрузку в борьбе с коррупцией, чем институт государственной службы. «Любой коррупционный скандал с участием частной кампании несет для нее не только репутационные риски, но и конкретные штрафные санкции, вплоть до привлечения к уголовной ответственности самого юридического лица».
4. Необходимо ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Ее почему-то нередко трактуют весьма узко, считая, что она требует создания полноценного института конфискации имущества. Однако содержание статьи 20 несколько иное: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство- участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Это означает, что незаконное обогащение должно являться уголовным преступлением. «Конфискация - это следствие признания действий гражданина противоправными (уголовно наказуемыми). Иными словами - следствие привлечения лица к уголовной ответственности. В Конвенции ООН против коррупции речь идет о самом факте незаконного обогащения. Если чиновник, получая официально два миллиона рублей в год (берем высокопоставленного чиновника), имеет недвижимость, автомобили стоимостью десятки миллионов, счета в банках, тратит в месяц столько, сколько зарабатывает за год, то все это уже является уголовно наказуемым деянием (если не будет им доказана законность денежных поступлений)».



1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 (ред. от 17.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2012. - № 50 (часть IV). - Ст. 6953.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 22.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6228.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.08.2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» (ред. от 13.03.2012) // Собрание законодательства РФ. - 11.04.2010. - № 16. - Ст. 1875.
7. Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 (ред. от 14.02.2014) «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 26.05.2008. - № 21. - Ст. 2429.
8. Указ Президента РФ от 24.11.2003 №1384 «О совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией» // Российская газета. - 05.12.2003. - № 240 (3354).
10. Указ Президента РФ от 04.04.1992 №361 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Российская газета. - 15.04.1992. - № 80. Утратил силу.
Научная и учебная литература
11. Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. - М., 2001. - 126 с.
12. Ведерникова О.Н. О работе Экспертного совета для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений международных конвенций о борьбе с коррупцией и зарубежный опыт конфискации имущества. Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / Под ред. А.И. Долговой. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. - 293 с.
13. Волженкин Б.В. Коррупция. - СПб.: Юридический ЦентрПресс, 1998. - 300 с.
14. Ефимова С. и др. Аутсорсинг. - М., 2014. -160 с.
15. Кабанов П.А., Райнов Г.Ю., Чирков Д.К. Политическая коррупция в условиях реформирования российской государственности на рубеже веков. - М.: Дружба народов, 2008. - 200 с.
16. Каширкина А.А., Тиунов О.И. Международное право в орбите противодействия коррупции // Коррупция: природа, проявления, противодействие / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. - М., 2012. - 180 с.
17. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273- ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный) / И.С. Алихаджиева, Д.С. Велиева, Г.Н. Комкова и др.; под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. - М.: Юстицинформ, 2009. - 272 с.
18. Коррупция: природа, проявления, противодействие / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Юриспруденция, 2012. - 190 с.
19. Кузовков Ю.В. История коррупции в России: Учебник. - М.: Анима- Пресс, 2012. - 170 с.
20. Левакин И.В., Шишова Ж.А. Противодействие коррупции: развитие законодательства и правоприменительной практики в Российской Федерации / Под общ. ред. С.М. Шахрая. - М., 2012. - 133 с.
21. Можно ли в борьбе с коррупцией в России использовать зарубежный опыт? Сборник статей / Под ред. П.С. Филиппова. - СПб.: Норма, 2012. - 245 с.
22. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций / Отв. ред. О.И. Тиунов. - М., 2012. - 220 с.
23. Скальковский К.Н. Коррупция: историческое явление: Учебник. - М.: Юрайт, 2012. - 231 с.
24. Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / В.Ю. Артемов, И.С. Власов, Н.А. Голованова и др.; отв. ред. И.С. Власов. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014. - 432 с.
25. Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О. А. Иванюк, А.В. Сороко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013. - 160 с.
26. Что такое коррупция и как с ней бороться / Под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. - М.: Министерство юстиции Российской Федерации, 2010. - 32 с.
27. Шаупенштайнер В. Растущая ветвь коррупции. Коррупция в Германии - картина сложившегося положения // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. - М., 2004. - 172 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
28. Абрамов Ю.К. Эволюция концепции государственной службы в США // США и Канада: экономика, политика, идеология. - 1997. - № 1. - С. 34.
29. Адоевская О. О проблеме унификации международных, зарубежных и национальных норм о борьбе с коррупцией // Уголовное право. - 2013. - № 3. - С. 91 - 96.
30. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 9. - С. 30.
31. Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества // Журнал российского права. - 2012. - № 7. - С. 18 - 20.
32. Карагодин Н., Карагодина И. Формирование корпуса государственных служащих: зарубежный опыт для России // Международная экономика и международные отношения. - 1993. - № 2. - С. 18.
33. Колчеманов Д.Н. Предупреждение и пресечение коррупции в системе государственной службы США и Канады // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 6. - С. 26.
34. Крюкова Н.И. Возникновение и история развития коррупции в России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 12. - С. 25 - 30.
35. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 10. - С. 28.
36. Куракин А.В. Предупреждение и пресечение коррупции в зарубежных государствах (на примере США, Канады, ФРГ, Франции, Испании, Португалии, Чехии) // Право и политика. - 2002. - № 6. - С. 18.
37. Кушниренко С., Зоточкин А. Об имплементации в национальное законодательство России международных правовых норм, направленных на усиление борьбы с коррупцией // Уголовное право. - 2006. - № 6. - С. 26.
38. Лошакова С. А. Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с коррупцией как фактор обеспечения безопасности в Европе // Безопасность бизнеса. - 2014. - № 4. - С. 36 - 39.
39. Макаров А.В. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 3. - С. 13 - 21.
40. Макаров А.В., Жукова А.С. Явление коррупции в Китае и реальность современной России: вопросы совершенствования законодательной базы // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 2. - С. 32 - 40.
41. Морозов А.Н. Международно-правовые и внутригосударственные аспекты присоединения России к Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию // Журнал российского права. - 2014. - № 3. - С. 87 - 95.
42. Мукиенко И.Н., Юскова Л.Б. Противодействие коррупции как функция гражданского общества // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 29 - 34.
43. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба (законодательный опыт Германии) // Российская юстиция. - 1993. - № 16. - С. 22-23.
44. Оболонский А.В. Государственная служба США: история и современность // Государство и право. - 1999. - № 4. - С. 101-111.
45. Паршин И.С. Ответственность за коррупцию в законодательстве стран англосаксонской правовой семьи // Российский следователь. - 2014. - № 8. - С. 53 - 55.
46. Паршин И.С. Правовая регламентация коррупции в законодательстве стран англо-американской правовой семьи // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 9. - С. 40 - 42.
47. Подолько Е. Борьба с коррупцией - гарантия процветания Китая // Политический журнал. - 2008. - № 9(186). -С. 23.
48. Тихомиров С. А. О некоторых технологиях борьбы с коррупцией в Китайской Народной Республике // Адвокат. - 2013. - № 5. - С. 47 - 52.
49. Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В. Перспективы международного сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере противодействия коррупции // Международное публичное и частное право. - 2016. - № 6. - С. 30 - 34.
50. Четвертакова Е.Ю. Проблемы унификации понятийного аппарата в сфере борьбы с коррупцией в рамках Содружества Независимых Государств // Международное уголовное право и международная юстиция. - 2016. - № 4. - С. 18 - 22.
51. Цалиев А.М. Противодействие коррупции как одно из условий построения социального государства // Российский судья. - 2016. - № 7. - С. 45 - 50.
52. Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. - 2016. - № 12. - С. 106 - 114.
53. Хабриева Т.Я. Научно-правовые проблемы противодействия коррупции // Журнал российского права. - 2012. - № 7. - С. 7 - 14.
54. Хахалева Е.В., Волкова В.В. Поощрение государственных служащих - основа правового механизма противодействия коррупции // Современное право. - 2016. - № 12. - С. 57 - 60.
55. Хлустиков Н.Н., Лазарев А.В. Изменения уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией: негативные последствия и проблемы правоприменения // Законность. - 2017. - № 2. - С. 27 - 32.
56. Эрделевский А.М. Понятие коррупции в российском законодательстве // Законность. - 2014. - № 6. - С. 40-42.
Источники на электронных носителях
57. Воронин Ю.А. Коррупционная преступность в системе государственной и муниципальной службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.law.edu.ru
58. Соловьев В.С. Империя коррупции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wictoriaxu
59. Староверов А.М. Коррупция в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ