ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Развитие грамматического строя речи у детей 6
1.2. Проблемы становления грамматического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи 9
ГЛАВА II. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Организационно-методическая структура проведения
констатирующего эксперимента 15
2.2. Результаты обследования грамматического строя речи у дошкольников
с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация логопедической работы 30
3.2. Содержание игр и упражнений для преодоления нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 33
3.3. Результаты контрольного обследования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ
Важным направлением многоаспектного целостного процесса развития дошкольника является его речевое развитие. Это обосновывается в современной концепции дошкольного образования, определяется федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Проблема всестороннего развития детей дошкольного возраста, в том числе, детей с проблемами в речевом развитие, рассматривается с позиций их общего развития и, в частности, в процессе подготовки к обучению в школе. В этом аспекте важным является для детей с нарушением речи качественная подготовка детей к овладению программой по чтению и письму в системе дошкольного образования (Т.В. Волосовец, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Решая эту проблему, становится возможным, в ходе наблюдений и активного взаимодействия с детьми с ОНР III уровня, проследить и понять, каким образом дети с речевыми нарушениями осваивают столь сложное и многоаспектное направление в системе языка, как лексико-грамматические модальности. Для проводимых исследований важно пронаблюдать и установить определенные закономерности того, как усваивают лексико-грамматические единицы, их обобщенные и частные формы, операции с ними дети с ОНР III уровня.
Проблема коррекционно-логопедического воздействия остается актуальной и требует постоянного совершенствования. В исследованиях, посвященных тяжелому нарушению речи, отмечаются особенности лексико-грамматического строя речи (Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Анализ литературных источников дает основание считать, что эта проблема поднималась в различных исследованиях. Она остается актуальной для современного этапа логопедии, так как важно корригировать речевую недостаточность ребенка до поступления в школу. Доказано, что правильно оформленная грамматически речь ребенка является одной из важнейших предпосылок для дальнейшего полноценного развития.
Цель исследования: изучить особенности нарушений в овладении грамматическим строем речи на современном лексическом материале у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с помощью специально подобранных методик и провести логопедическую работу по преодолению выявленных нарушений.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме изучения особенностей грамматического строя речи у дошкольников с нормативным речевым развитием и ОНР III уровня;
2. Подобрать и апробировать методики по исследованию грамматического строя речи дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и провести анализ результатов изучения;
3. Провести логопедическую работу по преодолению нарушений, выявленных в ходе констатирующего эксперимента;
4. В ходе контрольного изучения проанализировать эффективность проведенной работы по коррекции грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
Объект исследования - грамматический строй речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования - система игр и упражнений, направленная на коррекцию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития.
Гипотеза исследования. Формирование грамматического строя речи дошкольников с нарушением речи необходимо проводить в игровой форме, чтобы сохранить продуктивность и интерес детей к занятиям на протяжении всей коррекционно-развивающей работы. Поскольку развитие грамматического строя речи тесно связано с развитием лексической стороны речи и фонематического восприятия, то коррекционно-логопедическую работу необходимо проводить над всеми сторонами речи.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• изучение литературных источников по проблеме исследования;
• изучение медико-педагогической документации; комплексное обследование (наблюдение, диагностические задания);
• метод беседы; педагогический эксперимент;
• количественно-качественный анализ.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе филиала «Гармония» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №111 "Олененок" г. Пензы. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР III уровня речевого развития.
Структура работы. Общий объем работы 70 страниц, приложение на 10 страницах, список использованной литературы составляет 56 источников.
Работа состоит из 3 глав, введения, заключения, списка использованной литературы, приложения. Содержание глав отражает: I глава - теоретические основы исследований грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи; II глава посвящена анализу результатов обследования грамматического строя речи у детей с ОНР; III глава - описание логопедической работы по преодолению нарушений грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и анализ результатов контрольного эксперимента.
Исходя из поставленных к работе задач, был выполнен ряд действий для решения вышеуказанных вопросов.
Был проведен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме формирования грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и ОНР III уровня.
Были подобраны методики по исследованию грамматического строя речи дошкольников старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и проведен анализ результатов изучения грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Была подобрана система игр и упражнений, направленная на коррекцию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня речевого развития и проведена коррекционная работа.
Был проведен контрольный эксперимент по определению эффективности проведенной работы и сделаны соответствующие выводы.
Согласно исследованиям Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой особую трудность для детей с ОНР III уровня речевого развития представляют инвестированные предложения и сложноподчиненные предложения.
Ошибки в использовании грамматических категорий приводят к тому, что дети с ОНР III уровня пользуются простыми предложениями. При необходимости построить более сложные предложения, дети испытывают большие затруднения. В одних случаях они стараются длинные предложения разделить на несколько коротких, в других случаях они ошибочно выстраивают предложения, либо нарушают грамматическую взаимосвязь слов в предложении, что приводит к нарушению смысла сказанного.
К школьному возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что сформированность умения использовать формы мужского и женского рода глагола прошедшего времени, сформированность умения употреблять формы единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями -ы, -и. -а в импрессивной речи, сформированность уровня определения понимания и употребления значения продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (-ик, -чик, -очк-, -ечк-, -ок, -к-); менее продуктивных суффиксов (-ушек, -ышк-, -ишк-) в импрессивной речи, а также уровень понимания и употребления конструкций с предлогами в, на, под, за в импрессивной речи у детей с ОНР III уровня - практически высокий.
Исследование показало, что большое количество ошибок при изменении форм существительных допускают дети с ОНР III уровня речевого развития. Дети не всегда понимали суть задания и нуждались в подробном объяснении заданий, в том числе с примерами. Самыми трудными заданиями для этих детей стали упражнения с правильным использованием предлогов. Также у них вызвало трудности использование согласования прилагательных с существительными мужского, среднего, женского рода единственного и множественного числа в именительном падеже.
При разработки системы игр и упражнений для логопедической работы по преодолению нарушений грамматического строя речи у дошкольников с ОНР III уровня мы учитывали принципы и методы, которые способствуют совершенствованию грамматического строя речи.
При подборе игр мы опирались на программу для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, а также на различные методики по коррекции грамматического строя речи. В результате была разработан ряд заданий, направленных на повышение уровня сформированности грамматического строя детей с ОНР III уровня речевого развития.
Для участвовавших в обследование детей с ОНР III уровня речевого развития были предложены различные по степени сложности задания на развитие грамматического строя речи. Их объединяло то, что все они строились на игровом сюжете. Задания подбирались, исходя из индивидуальных особенностей развития грамматического строя речи. К первой группе мы отнесли детей, которые не могут самостоятельно выполнить задание, не понимают инструкции к заданию. Во вторую группу вошли дети, которые заинтересованы в выполнении задания, но им требуется помощь в виде повторения материала, ребенок допускает ошибки, однако способен самостоятельно их исправить, способен обучаться. В третью группу вошли дети с ОНР III уровня, которые выполняют задание охотно, в быстром темпе, без ошибок.
В ходе подбора и разработки игровых упражнений мы ориентировались на то, что у дошкольников с ОНР III уровня часто помимо нарушений грамматического строя речи наблюдались нарушения логического мышления, зрительно-пространственных функций, мелкой моторики. Опираясь на этот факт, мы добавили в содержание некоторых заданий элементы, которые способствуют развитию данных функций.
На всех этапах логопедической работы предлагается строить коррекционную работу, соблюдая последовательность появления грамматических форм в речи.
Результаты проведенного контрольного исследования доказали, что многие показатели сформированности грамматического строя речи заметно улучшились, что говорит об эффективности проведенной работы.
Таким образом, задачи, поставленные в начале нашей работы, были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под ред. проф. Л.В. Лопатиной - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. - 145 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
3. Арсеньева, М.В. Игры в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи / М.В. Арсентьева, Ю.Ю. Бородулина. // Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2016. - 99 с.
4. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи /
А.Г. Арушанова. - М.: Владос, 2005. - 296 с.
5. Бакумова, С.П. Нейропсихическая характеристика речевой системы у детей дошкольного возраста с ОНР // Актуальные проблемы специального образования: сб. науч.-методич. тр. с международ. уч. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2014. - С. 54-58.
6. Безрукова, О.А. Грамматика русской речи / О.А. Безрукова. - М.: Русская речь, 2015. - 111 с.
7. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. [Электронный ресурс]: - М., 1972. - Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/2/0240/2 0240-1.shtml
8. Беляева, Н.С. Формирование фразы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием метода изографического моделирования // Современная коррекционная педагогика: методология, теория, практика: сб. науч.-методич. тр. с международ. уч. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. - С. 26-28.
9. Бибишева, О.Л. Методика игр-занятий с использованием доски для детского демонстрационного материала (с набором иллюстраций) / О.Л. Бибишева, Ю.С. Галлямова. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014. - 84 с.
10. Бизикова, О.А. Формирование грамматических умения дошкольников в игре / О.А. Бизикова. // Сибирский педагогический журнал.
- 2010. - № 1. - С. 285-291.
11. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова.
- М.: В. Секачев, 2012. - 142 с.
12. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников / Т.В. Волосовец. - М.: Аркти, 2002. - 294 с.
13. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. [Электронный ресурс]: - М., 2006. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/3/0282/
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.
[Электронный ресурс]: - М., 1961. - Режим доступа:
https://vk.com/wall204499715 55
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с.
16. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / /
В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: Астрель, 2007. - 320 с.
17. Грамматика в картинках для занятий с детьми 3-7 лет. Говори правильно. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 41 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников /
Л.Н. Ефименкова. [Электронный ресурс]: - М., 1990, - Режим доступа:
https://pedlib.rU/Books/1/0383/1 0383-1.shtml
19. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2016. - 320 с.
20. Изергина, Н.А. Приемы коррекционной работы по развитию словоизменения и словообразования прилагательных у дошкольников с ОНР // Современная коррекционная педагогика: методология, теория, практика: сб. науч.-методич. тр. с международ. уч. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. - С. 36-39.
21. Июдина, Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - № 3. - С. 44-50.
22. Китаева, Н.Н. Нарушения предложно-падежного управления у дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Н. Китаева, Л.Г. Мозгова. // Традиции и инновации специального образования. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 91-97.
23. Козырева, О.А. Лексико-грамматические игры // Логопед. - 2004. - № 6. - С. 89-92.
24. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение
детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С. Сековец. [Электронный ресурс]: - М., 2006. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/5/0146/5 0146-1.shtml
25. Косинова, Е.М. Грамматическая тетрадь №1 для занятий с дошкольниками - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 38 с.
26. Кузьменкова, Н.Ю. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопедия. - 2005. - № 4. - С. 35-37.
27. Куликова, И.Н. Использование игровых технологий в системе работы по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с ТНР / И.Н. Куликова, С.П. Овеснова, Е.Б. Вакеева // Специальное образование, 2014. X том I. - С. 116-119.
28. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. - М.: Аркти, 2004. - 240 с.
29. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников
/ Р.И. Лалаева, В.И. Серебрякова. [Электронный ресурс]: - СПб., 1999. - Режим доступа:
https://elenalogoped.ucoz.net/korrekcija obshhego nedorazvitija rechi.pdf
30. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. // Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова. - СПб. Академия, 2001. - 168 с.
31. Лалаева, Р.И. Методы логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова / Логопедия : метод. наследие: пособие для логопедов и студентов дефект. фак. пед. вузов: В 5-и кн. / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 2003. - Кн. 5. - С. 187-190.
32. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина.
[Электронный ресурс]: - М., 1968. - Режим доступа:
https://vandex.ru/search/?text=20.%09Левина%2C+Р.Е.+Основы+теории+и+практики+логопедии+&lr=49&clid=9582
33. Лекант, П.А. Современный русский язык: учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков; под ред. П.А. Леканта. - 5-е изд. - М.: Юрайт, 2014.
34. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 562 с.
35. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2002. - 146 с.
36. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. [Электронный ресурс]: - М., 1992. - Режим доступа:https://pedlib.ru/Books/5/0144/
37. Новиковская, О.А. Логопедическая грамматика для малышей / О.А. Новиковская // Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 71 с.
38. Нечаева, Н.Е. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи // Логопед. - 2008. - № 4. - С. 42-53.
39. Новоторцева, Н.В. Развитие речи дошкольников и коррекция ее недостатков / Н.В. Новоторцева. - М.: Академия Развития, 2012. - 256 с.
40. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (включение 24.03. 16.) -http: //www.firo .ru/
41. Паклина, А.В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвистических исследованиях / А.В. Паклина // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. - С. 245-247.
42. Правдина, О.В. Логопедия / О.В. Правдина. [Электронный ресурс]: - М., 1973. - Режим доступа:https://pedlib.rU/Books/2/0001/index.shtml
43. Прищепова, И. В. К вопросу об изучении лексикона у дошкольников с ОНР / И.В. Прищепова, И.В. Мухаметьянова // Современная коррекционная педагогика: методология, теория, практика: сб. науч.- методич. тр. с международ. уч. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. - С. 130-133.
44. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / ред. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1964. - 350 с.
45. Русланова, Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Игрушки. - М.: АРКТИ, 2007. - 47 с.
46. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2015. - 400 с.
47. Смирнова, И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической стороны речи, Наглядно-методическое пособие. / И.А. Смирнова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 56 с.
48. Туманова, Т.В. Особенности формирования словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М: МГПУ, 1997. - 121 с.
49. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М: Издательство Института психотерапии: Институт дошкольного воспитания и семейного образования РАО, 2001. - 237 с.
50. Ушинский, К.Д. Родное слово. Книга для учащихся Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М., 2004. - 550 с.
51. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов
пед ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0032/index.shtml
52. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1999. - с. 250.
53. Фомичёва, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения /
М.Ф. Фомичева. [Электронный ресурс]: - М., 1989. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/1/0460/index.shtml
54. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев.
[Электронный ресурс]: - М., 1996. - Режим доступа:
https://pedlib.ru/Books/2/0327/index.shtml
55. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
56. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи /
С.Н. Цейтлин. [Электронный ресурс]: - М., 2000. - Режим доступа:
https://vk.com/wall-174852324 5572