Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение связной монологической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе

Работа №157453

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1.Теоретические основы изучения связной монологической речи 6
1.1. Характеристика монологической речи 6
1.2. Роль обучения связной монологической речи 12
1.3. Средства реализации связности монологической речи на английском
языке 16
1.3.1. Грамматические средства 16
1.3.2. Лексические средства 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Приемы обучения связной монологической речи на уроках английского языка 26
2.1. Уровни сформированности и пути обучения монологической речи 26
2.2. Обучение связной монологической речи при формировании грамматических навыков 29
2.3. Обучение связной монологической речи при формировании лексических
навыков 37
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Список использованной литературы и источников 51
Приложение 55


Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению сущности понятия «монологическая речь», важности обучения связной монологической речи, рассмотрению средств реализации ее связности в английском языке и приемов обучения при формировании различных навыков, разработке приемов обучения монологической речи.
Актуальность работы заключается в том, что говорение является одним из наиболее трудных видов речевой деятельности, а его разновидность - монологическая речь - представляет еще большую трудность, чем диалог.
Обучение монологической речи связано с различными трудностями, которые учитель должен помочь преодолеть обучающимся. В первую очередь, трудности связаны с тем, что для монологического высказывания необходимы комплексные знания английского языка.
Для того чтобы грамотно составить монолог, обучающийся должен знать грамматические правила: уметь пользоваться правилами употребления артиклей, видовременной системой английского языка, общими грамматическими правилами; уметь употреблять лексические средства связи предложений в тексте; уметь пользоваться повторами и эквивалентными заменами. Грамотное составление монолога также подразумевает общую эрудицию обучающихся, так как монолог подразумевает высказывание на определенную тему, отношение к ней, аргументацию собственной точки зрения.
Кроме того, составление любого монологического высказывания подразумевает развитие коммуникативных способностей обучающихся. Умение составлять монолог на английском языке является универсальным учебным действием, а значит, может быть перенесено на любой известный обучающимся язык.
Овладение умением составлять монологическое высказывание представляется трудным для большинства обучающихся, даже для тех, кто успешно овладевает другими видами речевой деятельности. Также коммуникативная направленность обучения английскому языку в современной средней общеобразовательной школе подчеркивает важность овладения данным видом речевой деятельности.
Цель исследования: изучение особенностей обучения связной моно-логической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: связная монологическая речь как объект обучения.
Предмет исследования: приемы обучения связной монологической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику монологической речи.
2. Обозначить роль обучения связной монологической речи.
3. Рассмотреть средства реализации связности монологической речи на английском языке.
4. Разработать приемы обучения связной монологической речи при формировании грамматических навыков.
5. Разработать приемы обучения связной монологической речи при формировании лексических навыков.
Для успешного выполнения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как контекстуальный анализ и изучение опыта передовых учителей английского языка.
Основу выпускной квалификационной работы составили теоретические труды известных исследователей: И. А. Зимней [10], Е. И. Пассова [27], Г. В. Роговой [28] и других.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы при обучении связной монологической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе, при подготовке к единому государственному экзамену, а также в кружковой работе.
Работа состоит из введения, в котором обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования, объясняется выбор темы, ее актуальность; двух глав (первая глава - анализ литературы по теме исследования, вторая глава - разработка приемов обучения связной монологической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе), каждая глава завершается выводами; заключения, в котором отражены результаты и выводы выпускной квалификационной работы; списка использованных источников; приложения, которое представляет собой список соединительных наречий английского языка, способствующих осуществлению связности монологического высказывания обучающихся.
В работе использованы примеры из «Очерков по стилистике английского языка» И. Р. Гальперина [4] и из учебника И. В. Арнольд «Стилистика. Современный английский язык» [1].
Материал данной выпускной квалификационной работы прошел апробацию во время педагогической практики в МБОУ лингвистической гимназии № 6 г. Пензы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Монологическая речь является разновидностью говорения, которое, в свою очередь, опирается на язык. Именно в речи происходит выражение языка. Несмотря на то, что не существует общепринятого определения понятия «монологическая речь», в целом, монологическое высказывание можно определить как ряд логически и последовательно связанных предложений, объединенных общей темой.
Важнейшими характеристиками связной монологической речи является ее соответствие речевой задаче, непрерывность, логичность, смысловая законченность, самостоятельность и выразительность.
Монолог - это активный и произвольный вид речи. Для монологического высказывания обязательно наличие темы. Говорящий должен уметь планировать не только предложение, но и все высказывание в целом. При этом говорящий должен учитывать коммуникативное намерение при формулировании монологического высказывания.
Монологическая речь выполняет три основные функции: информативную, воздействующую и эмоционально-оценочную. Функции монологической речи определяют ее подразделение на функциональные типы: монолог- описание, монолог-сообщение, монолог-рассуждение.
Кроме монолога существует такая разновидность говорения как диалог. По сравнению с диалогической речью, монологическая речь вызывает более значительные трудности в овладении. У большинства обучающихся возникают трудности в овладении навыками составления связного монологического высказывания. Это определяет важность обучения монологической речи.
Овладение навыками составления монологического высказывания связано с формированием как лексических, так и грамматических навыков у обучающихся.
Целью обучения монологической речи является развитие способности осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях, овладение умением высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно-мотивированно и достаточно правильно в языковом отношении.
В зависимости от уровня самостоятельности, который обучающиеся проявляют при составлении монологического высказывания выделяются три уровня его сформированности: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный.
При обучении монологической речи принято выделять два основных подхода: путь «снизу вверх» и путь «сверху вниз».
Первый подход основывается на поэтапном овладении всеми аспектами языка. Именно необходимый уровень полученных знаний позволяет обучающимся самостоятельно составлять монологическое высказывание.
Чтобы уровень знаний был достаточным для того чтобы составить монолог без опоры на готовый текст, обучающимся необходимо овладеть основными правилами английской грамматики. Грамматическая связность английского текста осуществляется не только при помощи видовременных форм глагола и артиклей, а также при помощи порядка слов в предложениях, местоимений, повторов, замен и так далее. Артикли и видовременные формы английского глагола были взяты для иллюстрации.
Одним из наиболее важных моментов являются правила, регламентирующие употребление артиклей. Обучающимся необходимо знать, в каких случаях следует употреблять определенный артикль, а в каких - неопределенный. Также обучающиеся должны знать, когда артикль употреблять не нужно.
Для тренировки правил употребления артиклей можно использовать упражнения на подстановку. От обучающихся требуется понять смысл высказывания или текста и на основе имеющихся теоретических знаний расставить артикли там, где это необходимо. Такая тренировка является хорошей подготовкой обучающихся к самостоятельному составлению монологического высказывания.
Кроме артиклей, обучающимся необходимо овладеть видовременной системой английского языка. Наибольшие трудности у большинства обучающихся возникают в связи с тем, что им трудно соотносить видовременные формы английского глагола с их русским переводом.
Для тренировки употребления видовременных форм глагола в английском языке эффективными являются упражнения на подстановку, а также переводные упражнения, ярко иллюстрирующие разницу между какими-либо схожими видовременными формами.
Другой способ обучения монологической речи, путь «сверху вниз», предполагает овладение образцами речевых произведений. Для данного пути обучения большое значение имеет лексический аспект языка.
Овладение навыком составления монологического высказывания по такому пути необходимо начинать с подробного изучения текста, используемого в качестве образца.
Для этого недостаточно просто прочитать и перевести текст. Целесообразно использовать различные упражнения на понимание содержания текста.
Отвечая на вопросы по содержанию текста, а также пересказывая текст, недостаточно формулировать фактические предложения. Сделать монологическое высказывание логическим, последовательным и завершенным помогут «сигналы связи». Соединительные наречия и конструкции могут использоваться для обозначения последовательности мыслей, подтверждения или опровержения определенных утверждений, доказательства каких-либо утверждений, описания отношения или аргументирования собственной точки зрения.
Для тренировки употребления соединительных наречий и конструкций возможно использование упражнений на подстановку. От обучающихся требуется понимание логических связей между предложениями в тексте.
Каждый из путей обучения монологической речи имеет свои преимущества. На начальном этапе обучения английскому языку целесообразно использовать путь «снизу вверх», так как обучающиеся еще не умеют читать.
На среднем и старшем этапе возможно использовать путь «сверху вниз». Преимущества заключаются в том, что грамотно отобранный в качестве образца текст является информативным, а аутентичные тексты кроме того дают хорошую языковую и речевую опору.
Тем не менее, путь «снизу вверх» так же может быть использован на среднем и старшем этапах обучения английскому языку. Для этого необходимо убедиться, что у обучающихся имеется достаточный лексический и грамматический уровень языка и достаточный информационный запас по обсуждаемой теме.
При обучении монологической речи на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе необходимо использовать разные приемы. Для того чтобы обучающиеся могли самостоятельно составить монологическое высказывание и осуществлять устное речевое общение в соответствии с коммуникативной ситуацией, им необходим достаточный лексический и грамматический уровень языка, поэтому при обучении монологической речи важно затрагивать все аспекты языка.



1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2002. 384 с.
2. Бабич Г. Н. Лексикология английского языка: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2005. 176 с.
3. Вейхман Г. А. Грамматика текста: учебное пособие по английскому языку. М.: Высшая школа, 2005. 640 с.
4. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Высшая школа, 1977. 459 с.
5. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
6. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.
7. Гез Н. И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
8. Голицынский Ю. Б. Грамматика: сборник упражнений. СПб.: Каро, 2009. 544 с.
9. Дейк Ван Т. А. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск 23: Когнитивные аспекты языка: сб. статей. М.: Прогресс, 1988. С. 153 - 211.
10. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1998. 228 с.
11. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 2001. 248 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.
13. Зягвязинский В. И. Общая педагогика: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 391 с.
14. Карманова Н. А. и др. Коммуникативное обучение иностранным языкам в средней школе. Барнаул: АлтГПА, 2010. 158 с.
15. Каушанская В. Л. Ковнер Р. Л., Кожевникова О. Н. Грамматика английского языка: пособие для студентов пед. институтов. М.: Айрис-Пресс, 2016. 384 с.
16. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие. М.: Академия, 2001. 264с.
17. Колкова М. К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2007. 288 с.
18. Комаров А. С. Обучение английскому языку в лаборатории устной речи // Иностранные языки в школе. 2005. №4. С. 87-92
19. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. Минск: ТетраСистемс, 2011. 304 с.
20. Коробейникова О. Ю. Языковая эквивалентность как фактор организации художественного текста. СПб., 1996. 260 с.
21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2007. 216 с.
22. Максименко Н. Л. О системе упражнений по развитию умений монологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка // Иностранные языки в школе. 2008. №6. С.86-91.
23. Мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2007. 253 с.
24. Миролюбов А. А. Методика обучения иностранному языку: традиции и современность. Обнинск: Титул, 2010. 464 с.
25. Мороховский А. Н., Воробьёва О. П., Лихошерст Н. И. Стилистика английского языка. Киев: Головное издательство объединения «Вища школа», 1984. 241 с.
26. Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи: автореферат дис. на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1975. 45 с.
Т1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
28. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 288 с.
29. Скалкин В. Л. Обучение монологическому высказыванию: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
30. Скалкин В. Л. Английский язык в ситуациях общения: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа: Кн. дом «Университет», 1991. 190 с.
31. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: АСТ, Астрель, 2010. 212 с.
32. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2006. 239 с.
33. Утробина А. А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: конспект лекций. М.: Приор - издат, 2006. 112 с.
34. Филатов В. М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 416 с.
35. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2010. 480 с.
36. Языкова Н. В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2012. 240 с.
37. URL: http: //educator.ucoz.net/index/obuchenie monologicheskoj rechi/0-7
38. URL:http://catchenglish.ru/teksty/teksty-nizhe-srednej-slozhnosti.html
39. URL:http://grammar-tei.com/slova-svyazki-linking-words-and-phrases
40. URL:http://grammar-tei.com/category/грамматика/артикли/
41. URL:http://cheloveknauka.com/povtor-i-ego-funktsii-v-tekste
42. URL: https://vuzlit.ru/920044/obuchenie monologicheskomu wskazwaniyu
43. URL:https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8732
44. Blokh M. Theoretical grammar of the English language: учебник для студентов филол. фак. ун-тов и фак. англ. яз. педвузов (на английском языке). М.: Высшая школа, 1983. 383 c.
45. Swan M. Practical English Usage 3rd edition. Oxford, 2005. 688 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ