Использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста 7
1.2. Методика формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов проблемного обучения 12
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение сформированности элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по формированию элементарных математических
представлений у старших дошкольников с использованием элементов проблемного обучения 41
2.3. Определение эффективности использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста 7
1.2. Методика формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов проблемного обучения 12
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение сформированности элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по формированию элементарных математических
представлений у старших дошкольников с использованием элементов проблемного обучения 41
2.3. Определение эффективности использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Математика - одна из важнейших областей человеческого знания. Без нее было бы невозможно полно и адекватно описать, исследовать и понять не только природу и познание, но и многие явления в обществе. В дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементарными математическими представлениями.
Работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в более раннем возрасте, продолжается с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе обучения формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют такие методические приемы, как сочетание практической деятельности и игры, решение задач, проблемные игры и исследовательские ситуации. Наибольшее внимание в обучении уделяется самостоятельному решению дошкольниками задач, выбору методов и средств, проверке правильности решения. Все математические представления, полученные в дошкольном возрасте, готовят детей к освоению более сложных математических задач на следующем этапе развития. Поэтому большое внимание следует уделять формированию у детей элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Дидактические игры, упражнения и логические задачи используются в центрах дошкольного образования для формирования у дошкольников элементарных математических представлений. В то же время проблемное обучение как творческая деятельность предполагает поиск решения задач нестандартными методами. Если перед дошкольниками ставятся учебные задачи на закрепление знаний и отработку навыков, то в проблемных заданиях всегда ищутся новые пути решения.
Большинство ученых признают, что без проблемного обучения невозможно развить творческие и интеллектуальные способности учащихся. Психологической основой концепции проблемно-ориентированного обучения является теория мышления как продуктивного процесса. Мышление играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Важность данной темы связана с необходимостью формирования познавательной самостоятельности и развития логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В связи со всем вышесказанным, выбранную тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников и возможности использования в этом процессе элементов проблемного обучения;
3) отбор и диагностика методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников старших классов;
4) разработка проблемных заданий и фрагментов учебных программ для дошкольников, направленных на развитие элементарных математических представлений у дошкольников;
5) оценка эффективности использования элементов проблемного обучения в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (август - сентябрь 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление уровней сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2023 - декабрь 2023 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии ООД с использованием элементов проблемного обучения, направленных на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников;
IV этап (декабрь 2023 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что планомерное и систематичное использование элементов проблемного обучения в организованной образовательной деятельности ДОО повысит эффективность формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в ходе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы и обобщение имеющегося опыта;
2) эмпирические: наблюдение, беседа;
3) педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Н.А. Араповой - Пискаревой [2], А.В. Белошистой [4, 5], А.М. Леушиной [24], Т.А. Фалькович [32], Е.Н. Щербаковой [33] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Сурская сказка», с. Засечное.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в более раннем возрасте, продолжается с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе обучения формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют такие методические приемы, как сочетание практической деятельности и игры, решение задач, проблемные игры и исследовательские ситуации. Наибольшее внимание в обучении уделяется самостоятельному решению дошкольниками задач, выбору методов и средств, проверке правильности решения. Все математические представления, полученные в дошкольном возрасте, готовят детей к освоению более сложных математических задач на следующем этапе развития. Поэтому большое внимание следует уделять формированию у детей элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Дидактические игры, упражнения и логические задачи используются в центрах дошкольного образования для формирования у дошкольников элементарных математических представлений. В то же время проблемное обучение как творческая деятельность предполагает поиск решения задач нестандартными методами. Если перед дошкольниками ставятся учебные задачи на закрепление знаний и отработку навыков, то в проблемных заданиях всегда ищутся новые пути решения.
Большинство ученых признают, что без проблемного обучения невозможно развить творческие и интеллектуальные способности учащихся. Психологической основой концепции проблемно-ориентированного обучения является теория мышления как продуктивного процесса. Мышление играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Важность данной темы связана с необходимостью формирования познавательной самостоятельности и развития логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В связи со всем вышесказанным, выбранную тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников и возможности использования в этом процессе элементов проблемного обучения;
3) отбор и диагностика методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников старших классов;
4) разработка проблемных заданий и фрагментов учебных программ для дошкольников, направленных на развитие элементарных математических представлений у дошкольников;
5) оценка эффективности использования элементов проблемного обучения в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (август - сентябрь 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление уровней сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2023 - декабрь 2023 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии ООД с использованием элементов проблемного обучения, направленных на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников;
IV этап (декабрь 2023 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что планомерное и систематичное использование элементов проблемного обучения в организованной образовательной деятельности ДОО повысит эффективность формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в ходе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы и обобщение имеющегося опыта;
2) эмпирические: наблюдение, беседа;
3) педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Н.А. Араповой - Пискаревой [2], А.В. Белошистой [4, 5], А.М. Леушиной [24], Т.А. Фалькович [32], Е.Н. Щербаковой [33] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Сурская сказка», с. Засечное.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время эта тема актуальна для теории и практики дошкольного образования, но недостаточно изучена.
Начиная с дошкольного возраста, дети учатся считать, решать задачи, определять пространственную ориентацию, различать геометрические фигуры и формы предметов, а также определять время суток. Поэтому важно, чтобы основные математические понятия были правильно сформированы на дошкольном уровне.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать те изменения и сдвиги, которые происходят в познавательной деятельности личности в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Организованная учебная деятельность по математике является основой для интеллектуального развития детей и учебной деятельности в целом. В настоящее время в практике работы центров дошкольного образования используется целый ряд различных игр и логических задач, направленных на обучение дошкольников математике. Однако для того, чтобы наиболее эффективно решать задачи формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо находить новые и наиболее эффективные средства воздействия. Одним из них является проблемный компонент обучения, который может быть использован в виде проблемных ситуаций и проблемных вопросов в занятиях с дошкольниками.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ средний и низкий. Дети затруднялись в определении количества предметов, их формы, времени суток, днях недели.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована серия специально разработанных ООД, основанных на использовании проблемных ситуаций в качестве ведущего средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Дети, составившие ЭГ, во время контрольного этапа эксперимента показали значительно лучшие результаты, чем дошкольники, вошедшие в КГ. Это позволило нам сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, а, следовательно, доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи исследования были решены, а гипотезы подтверждены на практике. Определены перспективы дальнейшего исследования, такие как разработка проблемных ситуаций и проблемных вопросов, а также подготовка методических рекомендаций по формированию элементарных математических представлений у дошкольников других возрастных групп.
Начиная с дошкольного возраста, дети учатся считать, решать задачи, определять пространственную ориентацию, различать геометрические фигуры и формы предметов, а также определять время суток. Поэтому важно, чтобы основные математические понятия были правильно сформированы на дошкольном уровне.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать те изменения и сдвиги, которые происходят в познавательной деятельности личности в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Организованная учебная деятельность по математике является основой для интеллектуального развития детей и учебной деятельности в целом. В настоящее время в практике работы центров дошкольного образования используется целый ряд различных игр и логических задач, направленных на обучение дошкольников математике. Однако для того, чтобы наиболее эффективно решать задачи формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо находить новые и наиболее эффективные средства воздействия. Одним из них является проблемный компонент обучения, который может быть использован в виде проблемных ситуаций и проблемных вопросов в занятиях с дошкольниками.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ средний и низкий. Дети затруднялись в определении количества предметов, их формы, времени суток, днях недели.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована серия специально разработанных ООД, основанных на использовании проблемных ситуаций в качестве ведущего средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Дети, составившие ЭГ, во время контрольного этапа эксперимента показали значительно лучшие результаты, чем дошкольники, вошедшие в КГ. Это позволило нам сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, а, следовательно, доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи исследования были решены, а гипотезы подтверждены на практике. Определены перспективы дальнейшего исследования, такие как разработка проблемных ситуаций и проблемных вопросов, а также подготовка методических рекомендаций по формированию элементарных математических представлений у дошкольников других возрастных групп.
Подобные работы
- Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Использование занимательною материала как условие формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Система работы по использованию информационных технологий у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Игра как средство формирования математических представлений дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Управление процессом формирования геометрических представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017



