ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие и характеристика элементарных математических представлений
детей дошкольного возраста 7
1.2. Методика формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов проблемного обучения 12
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
2.1. Изучение сформированности элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Содержание работы по формированию элементарных математических
представлений у старших дошкольников с использованием элементов проблемного обучения 41
2.3. Определение эффективности использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических
представлений у детей старшего дошкольного возраста 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Математика - одна из важнейших областей человеческого знания. Без нее было бы невозможно полно и адекватно описать, исследовать и понять не только природу и познание, но и многие явления в обществе. В дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементарными математическими представлениями.
Работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в более раннем возрасте, продолжается с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе обучения формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста педагоги используют такие методические приемы, как сочетание практической деятельности и игры, решение задач, проблемные игры и исследовательские ситуации. Наибольшее внимание в обучении уделяется самостоятельному решению дошкольниками задач, выбору методов и средств, проверке правильности решения. Все математические представления, полученные в дошкольном возрасте, готовят детей к освоению более сложных математических задач на следующем этапе развития. Поэтому большое внимание следует уделять формированию у детей элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Дидактические игры, упражнения и логические задачи используются в центрах дошкольного образования для формирования у дошкольников элементарных математических представлений. В то же время проблемное обучение как творческая деятельность предполагает поиск решения задач нестандартными методами. Если перед дошкольниками ставятся учебные задачи на закрепление знаний и отработку навыков, то в проблемных заданиях всегда ищутся новые пути решения.
Большинство ученых признают, что без проблемного обучения невозможно развить творческие и интеллектуальные способности учащихся. Психологической основой концепции проблемно-ориентированного обучения является теория мышления как продуктивного процесса. Мышление играет ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.
Важность данной темы связана с необходимостью формирования познавательной самостоятельности и развития логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В связи со всем вышесказанным, выбранную тему выпускной квалификационной работы можно считать актуальной и интересной для исследования.
Объект исследования - процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - использование элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить проблему использования элементов проблемного обучения в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) изучить особенности и методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников и возможности использования в этом процессе элементов проблемного обучения;
3) отбор и диагностика методов формирования элементарных математических представлений у дошкольников старших классов;
4) разработка проблемных заданий и фрагментов учебных программ для дошкольников, направленных на развитие элементарных математических представлений у дошкольников;
5) оценка эффективности использования элементов проблемного обучения в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (август - сентябрь 2023 года) был посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь 2023 года) предполагал выявление уровней сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
III этап (сентябрь 2023 - декабрь 2023 года) включал формирующий эксперимент, направленный на разработку и апробацию серии ООД с использованием элементов проблемного обучения, направленных на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников;
IV этап (декабрь 2023 года) предусматривал повторную диагностику и определение динамики в сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что планомерное и систематичное использование элементов проблемного обучения в организованной образовательной деятельности ДОО повысит эффективность формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в ходе проверки гипотезы использовались следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы и обобщение имеющегося опыта;
2) эмпирические: наблюдение, беседа;
3) педагогический эксперимент.
Теоретико-методологическими основами исследования являются работы Н.А. Араповой - Пискаревой [2], А.В. Белошистой [4, 5], А.М. Леушиной [24], Т.А. Фалькович [32], Е.Н. Щербаковой [33] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в образовательном процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе МБДОУ д/с «Сурская сказка», с. Засечное.
Структура исследования: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В настоящее время эта тема актуальна для теории и практики дошкольного образования, но недостаточно изучена.
Начиная с дошкольного возраста, дети учатся считать, решать задачи, определять пространственную ориентацию, различать геометрические фигуры и формы предметов, а также определять время суток. Поэтому важно, чтобы основные математические понятия были правильно сформированы на дошкольном уровне.
Под математическим развитием дошкольников следует понимать те изменения и сдвиги, которые происходят в познавательной деятельности личности в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Организованная учебная деятельность по математике является основой для интеллектуального развития детей и учебной деятельности в целом. В настоящее время в практике работы центров дошкольного образования используется целый ряд различных игр и логических задач, направленных на обучение дошкольников математике. Однако для того, чтобы наиболее эффективно решать задачи формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо находить новые и наиболее эффективные средства воздействия. Одним из них является проблемный компонент обучения, который может быть использован в виде проблемных ситуаций и проблемных вопросов в занятиях с дошкольниками.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами была организована и проведена экспериментальная работа, включающая в себя три этапа.
Констатирующий этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у большинства детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ средний и низкий. Дети затруднялись в определении количества предметов, их формы, времени суток, днях недели.
На формирующем этапе эксперимента нами была организована серия специально разработанных ООД, основанных на использовании проблемных ситуаций в качестве ведущего средства формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный этап эксперимента показал, что уровень сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста ЭГ значительно повысился по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Дети, составившие ЭГ, во время контрольного этапа эксперимента показали значительно лучшие результаты, чем дошкольники, вошедшие в КГ. Это позволило нам сделать вывод о том, что проведенная работа дала ощутимые положительные результаты, а, следовательно, доказала свою эффективность.
Таким образом, задачи исследования были решены, а гипотезы подтверждены на практике. Определены перспективы дальнейшего исследования, такие как разработка проблемных ситуаций и проблемных вопросов, а также подготовка методических рекомендаций по формированию элементарных математических представлений у дошкольников других возрастных групп.
1. Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика- Синтез, 2012. - 185 с.
2. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных
математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 200 с.
3. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, 2013. - 210 с.
4. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. // Дошкольное воспитание. - 2002 - №2. - С. 14-19.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 400 с.
6. Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Формирование
элементарных математических представлений у дошкольников. - М.:
Просвещение, 1998. - 303 с.
7. Блехер Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 14-23.
8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. в 6 т., Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - 1136 с.
9. Галкина Л.Н. Современные подходы к формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. // Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований: сб. матер. XIV международной науч. - практ. конф. - Челябинск: Из-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2016. - 494 с.
10. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду. /
B. В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова. - М.: Академия, 2014. - 180 с.
11. Детская психология: учеб. пособие. / Я.С. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.С. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн.: Университетское, 1998. - 399 с.
12. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2010г. 80 с.;
13. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 2015. - 210 с.
14.Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: сборник научных трудов. / Науч. ред. А.В. Запорожец, Т.А. Маркова. - М.: Академия, 1978. - С. 125-140.
15. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
16. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации. // Современное дошкольное образование. - 2018. - №8(90). -
C. 16-25.
17. Корнеева Г.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусеибова. - М., 2014. - 144 с.
18. Корнеева Г.В., Родина Е.А. Современные подходы к обучению дошкольников математике. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С. 46¬49.
19. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. - М.: Педагогическое общество России, 2013., 80 с.
20. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: 2013. - 120 с.
21. Михайлова З.А. Занимательные материалы в обучении
дошкольников элементарной математике. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 148
с.
22. Михайлова З.А. Теории и технологии математического
представления дошкольного возраста. - СПб.: Детство, 2008. - 190 с.
23. Морозова Е.А. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2014г., 156 с.;
24. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Под ред. Е.С. Полат и др. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
25.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы,
М.А. Комаровой, Т.И. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 325 с.
26. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 170 с.
27. Урунтаева Г.А., Гошева Е.Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №5. - С. 18-27.
28. Фалькович Т.А. Формирование математических представлений. / Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2015. - 165 с.
29.Чвирова В.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. // Молодой ученый. - 2016. - №3. - С. 936-939. - URLhttps://moluch.ru/archive/107/25625/
30. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития
дошкольников. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. - 392 с.
31. Яковлев А.И. Информационное общество. Информационно- коммуникационные технологии в образовании. - М., 2001. - 37 с.