Введение 6
1 Маркетинговые исследования рынка крахмала 7
1.1 Анализ рынка крахмала 7
1.2 Оценка конкурентов и их конкурентных преимуществ 12
1.3 Анализ потребителей и сегментирование рынка 19
2 Технико-технологическое обоснование производства крахмала 23
2.1 Характеристика производимой продукции 23
2.2 Технология производства крахмала 27
2.3 Логистика производственных и распределительных процессов.... 33
3 Формирование системы эффективного управления предприятием по
производству крахмала 40
3.1 Построение организационной структуры управления предприятия
и управление персоналом 40
3.2 Формирование стратегий организации 46
3.3 Управление качеством в организации 53
3.4 Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий 58
Заключение 65
Список использованных источников 67
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В
Зарождение крахмало-патоточного производства в России началось более ста лет назад. Его возникновение и развитие во многом связаны с интенсивным ростом в стране текстильных мануфактур и кондитерских предприятий.
Крахмал - достаточно популярный продукт в нашей местности. Он нашел свое широкое применение, как в пищевой промышленности, так и в других сферах. На основе крахмала изготавливается многие пищевые продукты, а также клей, краски, полимеры и другие товары.
Также можно отметить, что вид деятельности предприятия по производству крахмала соответствует стратегическим направлениям развития государства, способствует социальному и экономическому развитию региона реализации проекта.
Проект вносит вклад в инновационное развитие отрасли переработки сельскохозяйственной продукции с высокой производительностью труда.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждают актуальность создания бизнеса, связанного с изготовлением картофельного крахмала в г. Пензе.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка организационно-технологических мероприятий по созданию предприятия по производству крахмала и их экономическое обоснование.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
• провести маркетинговые исследования рынка крахмала;
• дать технико-технологическое обоснование производства крахмала;
• сформировать систему эффективного управления предприятием по изготовлению крахмала;
• осуществить экономическое обоснование предлагаемых мероприятий
Объёмы производства крахмала в нашей стране, несмотря на сложное положение промышленности в период с 2010 по 2017 гг., показывают устойчивый рост. Эксперты предполагают, что с 2018 году оно будет увеличиваться со средним темпом 2,4% в год.
Крахмал нашёл широкое применение в различных отраслях промышленности: целлюлозно-бумажной, пищевой, фармацевтической и др. Кроме того, производство крахмала соответствует стратегическим направлениям развития государства, способствует социальному и экономическому развитию региона реализации проекта.
В г. Пензе функционируют только два предприятия по производству крахмала, поэтому создание нового предприятия является уместным и обоснованным.
Производство крахмалов и крахмалопродуктов в России - одно из самых высококонцентрированных. На десять предприятий приходится почти 99% производимой продукции.
Крупнейшими производителями крахмала на протяжении многих лет являются ООО «Амилко» (Ростовская обл.), ООО «Каргилл» (Тульская обл.), ООО «Крахмальный завод Гулькевичский» (Краснодарский край).
Крахмал используется потребителями двух сегментов: B2C и B2B.
На основании проведенного анализа принято решение в качестве целевого сегмента определить промышленные предприятия, так как для них не представляет большого значения репутация и известность поставщика, а наша организация только выходит на рынок. В то же время предполагается наличие возможности удовлетворять основные потребности целевого сегмента - обеспечивать его качественным крахмалом.
Предприятие «Крахмалъ» предполагает занять порядка 3% российского рынка крахмала.
В качестве товарной марки предприятия «Крахмаль» будет использоваться изображение картофеля и крахмала, а также надпись названия предприятия.
Организационная структура предприятия «Крахмаль» является линейно-функциональной, потребуется штат работников в количестве 16 человек. В процессе управления персоналом будут использоваться материальные и не материальные методы мотивации, осуществляться обучение и повышение квалификации персонала, планирование карьеры, аттестация.
Миссия предприятия «Крахмаль» - своевременно и бесперебойно обеспечивать промышленные предприятия необходимым для изготовления их продукции картофельным крахмалом высокого качества по доступной цене.
При проведении SWOT-анализа было установлено, что ООО «Крахмаль» обладает достаточным объёмом сильных сторон, а его слабые стороны в основном связаны с тем, что предприятие только начинает свою деятельность.
Предприятие «Крахмаль» будет придерживаться сфокусированной стратегии на дифференциацию, комбинированной стратегии развития, промежуточной инновационной стратегии и различных стратегий маркетинга для каждого этапа жизненного цикла товара.
В результате расчета интегральных показателей было установлено, что затраты на организацию предприятия «Крахмаль» окупаются через 32 месяца после начала реализации проекта, а с учетом ставки дисконтирования, принятой равной 10% - через 35 месяцев. Средняя норма рентабельности проекта равна 52,82 %, это говорит о том, что начальные инвестиции окупаются почти в 1,5 раза. Чистый приведенный доход от реализации проекта равен 9490674 рублей. Таким образом, значения интегральных показателе подтверждают выгодность реализации проекта.
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142
3. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. - ИКиОК 029-2001http://base.garant.ru/185134
4. Ажаханова Д.С. Современные подходы к стратегическому управлению / Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - № 19. - С. 16 - 18.
5. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. — 239 c.
6. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г.Х. Бакирова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 439 c.
7. Балашов А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие /
А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.
8. ВНТП 04-94к. Нормы технологического проектирования предприятий
по переработке картофеля на крахмал. - URL: http://russian-
realty.net/2014base/obyekt2/vntp6. htm
9. Дафт Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 736 c.
10. Дейнека А. В., Жуков Б. М. Современные тенденции в управлении персоналом. Учебное пособие.https://monographies.ru/ru/book/section?id=2079
11. Ермасова Н.Б. Риск-менеджмент организации: Учебно-практическое пособие / Н.Б. Ермасова. — М.: Дашков и К, 2013. — 380 c.
12. Ершов Д.М., Кобылко А.А. Выбор комплексной стратегии предприятия с учетом сочетаемости стратегических решений // Экономика и математические методы. - 2015. - № 1. - С. 97 - 108.
13. Коротков Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие /
И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 272 с.
14. Купцов М.М. Стратегический менеджмент. - М.: Инфра-М, 2013.¬184 с.
15. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. - Москва: Проспект, 2014. - 442 с.
16. Маркетинговые исследования рынка. - URL:
http://www.indexbox.ru/news/proizvodstvo-krahmala-v-rossii-v-krizis-rastet/
17. Никулина Н.Н. Финансовый менеджмент организации. Теория и практика. Учеб. пособие. Гриф УМЦ „Профессиональный учебник“. / Н.Н. Никулина, Д.В. Суходоев, Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 511 c.
18. Ноздрева Р.Б. Маркетинг. - М.: Аспект Пресс, 2016. - 446 с.
19. Обзор крахмалопаточной отрасли. - URL:
http://www.vigorconsult.ru/apk-selskoe-hozyaystvo-les-produktyi-pitaniya/obzor- krahmalopatochnoy-otrasli/
20. Обзор российского рынка крахмала за 2016 год. - URL:
http://baltenergetika.ru/obzor-rossiyskogo-rynka-krakhmala-za-2016-god
21. Обзор российского рынка натуральных крахмалов. - URL:
http://www.agroclub.ru/people/user/202/blog/2547
22. Рынок крахмала в России - 2017. Показатели и прогнозы. - URL: https://marketing.rbc.ru/research/36050
23. Рынок крахмала в России поделён между десятью игроками. - URL: http://foods.media/2017/02/rynok-krahmala-v-rossii-podelyon-mezhdu-desyatyu- igrokami/
24. Рынок крахмала. - URL: http://alto-group.ru/otchot/marketing/360-
rynok-kraxmala-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html
25. Солдатова И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие /
И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
26. Технология производства крахмала из картофеля. - URL: http: //www.novsu.ru/file/1243159
27. Тяпухин А.П. Логистика: учебник для бакалавров / А. П. Тяпухин. - Москва: Юрайт, 2013. - 568 с.
28. Управление качеством: условия, цели, принципы, методы, суть. -
URL: https://businessman.ru/new-upravlenie-kachestvom-usloviya-celi-principy-
metody-sut.html
29. Управление персоналом: учебник / под ред. И.Б. Дураковой, - М.: ИНФРА-М, 2012.- 276 с.
30. Шапиро В.Д. Управление проектами: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности „Менеджмент организации^ / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге; Под общ. ред. И.И. Мазур. — М.: Омега-Л, 2013. — 960 c.
31. Шеметов П.В. Управленческие решения: технология, методы и инструменты: Учебное пособие по специальности „Менеджмент организации^ / П.В. Шеметов, В.В. Радионов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. — М.: Омега- Л, 2013. — 398 c.
32. Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.