ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. «ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР» В ИСТОРИИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ 11
§ 1. Пропаганда как инструмент мобилизации населения во время Первой мировой войны 18
§2. Изменение гендерных ролей, норм и стереотипов, дестабилизация традиционных моделей мужественности и женственности во время Первой мировой войны 25
§3. Эмансипация женщин во время Первой мировой войны 29
§4. Образ сестры милосердия в патриотической культуре Первой мировой войны 32
§5. Феномен детского патриотизма во время Первой мировой войны 37
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 42
§ 1. Методические рекомендации по проведению урока на тему «Первая мировая война с использованием кейс-технологии» 42
Технологическая карта урока 50
Методические рекомендации 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
События Первой мировой войны, ставшей одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества и длившейся с 28 июля 1914 года по 11 ноября 1918 года, внесли огромные изменения, как в публичную, так и в личную сферы жизни общества в целом и каждого человека в частности. Несомненно, помимо всего прочего, война внесла большие изменения и в гендерные роли как мужчин, так и женщин, а также смогла изменить традиционные модели мужественности и женственности.
В первую очередь женщины стали выполнять традиционные мужские роли в тылу - приступили к исполнению традиционной мужской работы на производстве и в сельском хозяйстве. Многие приняли на себя роль сестер милосердия, принимали участие в военных действиях.
Важно отметить, что образ «настоящего мужчины» во время Первой мировой войны стал претерпевать атаки со стороны суровой действительности, прежде ему неизвестные, а также подвергся психологическому давлению из-за непонимания необходимости войны, страха неминуемой смерти, а также утраты традиционных социальных ролей в связи с участием в военных действиях, попаданием в плен. С базовыми установками традиционного мужского поведения во время Первой мировой войны происходил кризис маскулинности в ее стандартном понимании, с присущими ей мужскими качествами, среди которых мужество, отвага, жесткость, готовность отдать свою жизнь во время боевых действий.
Вовлечение женщин в традиционно мужские занятия имело двусмысленные последствия: женщины, исполняющие традиционные мужские роли, безусловно, гордились своим вкладом в войну, работая в сельском хозяйстве и на производстве, а также принимая самое непосредственное участие в боевых действиях - в качестве сестер милосердия, докторов, водителей.
Власть и церковь в свою очередь опасались проявления маскулинности у женщин (комплекс телесных, психических и поведенческих особенностей - вторичных половых признаков - рассматриваемых как мужские). Примечательно, что в Великобритании, Германии, Австро-Венгрии и России действовали женские воинские соединения.
Важно отметить, что пропаганда, как инструмент мобилизации населения во время Первой мировой войны, впервые стала вестись с активным привлечением категорий гендерного анализа - стали эксплуатироваться стереотипы идеальной женственности и мужественности, представления об идеальной маскулинности для мобилизации мужчин, образ женщин-воинов использовался как для поднятия патриотизма у населения, та и для пристыжения мужчин, старающихся уйти от военной службы тем или иным способом
Актуальность исследования определяется ограниченностью в школьных программах материала, на основе которого возможно провести работу по всестороннему формированию у учащихся понятия «гендерный фактор» в процессе изучения Первой мировой войны в частности и исторических событий в целом. Кроме того, объяснение истории общества в целом во время и после войны без учета гендерных факторов является неполным.
Объектом исследования являются историко-антропологические аспекты изучения Первой мировой войны.
Предметом исследования выступает трансформация социальных ролей в условиях одного из крупнейший вооруженных конфликтов новейшего времени.
Цель работы - теоретическое обоснование и разработка методики формирования понятия «гендерный фактор» в процессе изучения Первой мировой войны.
Задачи исследования:
1. Изучить понятия «гендерный порядок»; «маскулинность»; «фемининность»; «гендерная идеология»; «гендерные стереотипы»; «гендерная история»;
2. Проанализировать современную методологию изучения гендерных аспектов Первой мировой войны;
3. Изучить методику пропаганды с использованием гендерного фактора во время Первой мировой войны;
4. Оценить изменения гендерных ролей, норм и стереотипов, а также дестабилизацию традиционных моделей мужественности и женственности во время Первой мировой войны;
5. Изучить эмансипацию во время Первой мировой войны, а также образ сестры милосердия в патриотической культуре;
6. Дать оценку феномена детского патриотизма;
7. Определить эффективные методы и приемы для формирования понятия «гендерный фактор» при изучении Первой мировой войны в основной школе;
8. Разработать урок с применением результатов ВКР
Степень изученности проблемы. В отечественной историографии точкой отсчета служит зарубежная историография, на которую опираются российские исследователи.
Изначально в 1970-80 годах исследователи Первой мировой войны, касаясь изучения гендерных факторов, по большей части делали упор на политические достижения феминизма, основной темой исследований была эмансипация женщин под воздействием Первой мировой войны. Данный сюжет разносторонне рассматривали И.И.Юкина, Е.М.Зуйкова, Р.И.Ерусланова1, О.А.Воронина.
И.И.Юкиной исследованы причины, предпосылки и особенности формирования женского движения в России с 1860-х годов. Автор анализирует деятельность различных организаций женского движения и как они повлияли на политические и социокультурные процессы в стране. Кроме того, в ее работе «Русский феминизм как вызов современности» Первая мировая война рассматривается как исторический феномен, который включал не только военные действия, но и гендерный анализ.
В исследовании О.А.Ворониной1 имеется анализ отношения общественного мнения к женскому движению за предоставление женщинам избирательного права и женской активности в период Первой мировой войны в целом. Таким образом, автор продемонстрировала представление об общей идеологической атмосфере в период военного конфликта.
Кроме того, в 1986 году исследовательница У. Даниэл в диссертации «Работницы в обществе войны» опиралась на необходимость выявления изменений в семейно-брачных отношениях, функционирования эмоций и т.п.
Кроме того, она доказывала важность рассмотрения частных переписок для понимания трансформации личностей.
Важно отметить, что гендерные исследования во многом обогатили историографию, т.к. они смогли стимулировать переосмысление важности изучения частных переписок, дневников, воспоминаний ветеранов для понимания, как конкретного исторического события, так и поведенческих изменений, самовосприятия человека.
Н.Б.Миронов создал подробное обобщающее исследование социальной истории России периода империи с конца XVII века до 1917 года. В нем он исследовал развитие семьи и демократизацию внутрисемейных отношений, социальная структуру и социальную мобильность населения, эволюцию российской государственности от патриархальной к конституционной монархии, а также становление гражданского общества, правового государства, смену типа господствующих правовых отношений в обществе.
В 1990-х годах исследователи, занимающиеся темами гендерной истории Первой мировой войны, уделяют внимание темам насилия, взаимоотношения тыла и фронта, формам визуализации военных событий, влияния войны на гендерный порядок. Большое место в изучении данной тематики уделено Западному фронту, отмечается минимальное количество отечественных исследований. При этом О.В.Большакова рассматривает тему войны как важную часть гендерной истории, которая создает широкое смысловое поле1.
Исследуя опыт сестер милосердия во время Первой мировой войны, исследователи сделали акцент на различия между самовосприятием женщин и их сложившимся образом. Примечательно, что российские исследования данной темы построены на описании работы сестер милосердия во время Первой мировой войны, но крайне редко используют возможности гендерного анализа. Однако можно отметить исследования Б.И. Колоницкого, анализирующего восприятие обществом действий членов царской семьи, которые использовали образ сестры милосердия для патриотической мобилизации населения.
Также в отечественной историографии рассматривался процесс мобилизации в качестве важнейшего фактора, который повлиял на трансформацию гендерных ролей в российских городах и деревнях. Исследователи, в частности, анализируют процессы, когда мужской труд в период войны частично заменялся женским.
В отечественной историографии гендерные исследования Первой мировой войны рассматривают и мужское поведение. В центре внимания оказываются понятия маскулинности. Визуализация войны изучается с привлечением гендерного фактора. В данной теме оцениваются понятия женственности и мужественности. К. Петроне доказывает, что в целях пропаганды образы идеального воина-защитника, характеризующегося идеальной маскулинностью, использовали все страны, принимавшие участие в Первой мировой войне1.
А.Б. Асташов доказывает влияние сексуального опыта на социальное поведение солдат, который впоследствии спровоцировал стремление изменить свой семейный статус, отойти от патриархальной семьи.
В центре многих новейших исследований оказывается мужчина, испытывающий сложности фронтовой жизни. Например, А.Б. Асташов дает оценку сформированному пропагандой образу идеального дисциплинированного и готового на самопожертвование солдата.
Н.В. Суржикова доказывает тезис о том, что воспроизведение традиционного гендерного порядка во связи с местными женщинами служили путем преодоления дискомфорта в плену, который был вызван из-за ущемления традиционной маскулинности
Источниковая база представлена различными документами. В первую очередь это нормативно-правовые акты и постановления высших органов власти, на основании которых мы можем судить о политике правительства с учетом гендерного фактора. Кроме того, нами были проанализированы материалы периодической печати военных лет1. Особую значимость представляют источники личного происхождения, выполненные в жанре мемуаров и воспоминаний.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что результаты исследования обобщают собранную информацию, дают теоретическую базу для составления урока в средних общеобразовательных учреждениях, создают вероятность провокации интереса школьников к дальнейшему самостоятельному изучению данной темы.
Практической значимостью данной работы является то, что результаты исследования могут быть использованы на уроках истории, факультативного, элективного курсов, а также при разработке курсов «Отечественная история».
Методы исследования. Выпускная квалификационная работа была выполнена при помощи конкретно-исторического метода, отражая картину исторических явлений через их анализ в развитии.
Апробация работы. Промежуточный результат методической разработки, был апробирован в процессе прохождения педагогической практики на учениках 11 «Б» класса МБОУ СОШ № 52.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе «Гендерный фактор в истории Первой мировой войны» подробно изучена пропаганда как инструмент мобилизации населения во время Первой мировой войны, рассмотрен образ воина- защитника, проанализирована эволюция содержания стереотипов идеальной женственности и мужественности. Разобраны изменения гендерных ролей, норм и стереотипов, вопросы дестабилизации традиционных моделей мужественности и женственности во время Первой мировой войны, изучена эмансипация женщин во время Первой мировой войны, дана оценка образа сестры милосердия в патриотической культуре Первой мировой войны. Разобраны кризис маскулинности и феномен детского патриотизма во время Первой мировой войны. Во второй главе «Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных организациях» детально изучена методика преподавания данной темы в средних общеобразовательных учреждениях, а также представлен конспект урока по тематике выпускной квалификационной работы.
В заключении приведены основные выводы исследования: нами доказывается, что Первая мировая война оказала весомые изменения в содержании гендерных ролей как мужчин, так и женщин, а также привела к существенному падению демографии. Поэтому делается вывод о невозможности объяснения истории общества во время и после войны в частности, а также истории в целом без учета ее гендерных аспектов.
По результатам исследования можно сделать выводы о том, что события Первой мировой войны внесли ряд новых значительных перемен в жизнь российских граждан. Участие в этом крупнейшем военном конфликте как для мужчин, так для и женщин стало причиной дестабилизации их традиционных моделей маскулинности и феминности.
Пропаганда во время Первой мировой войны делала в первую очередь упор на морально-политический аспект, ее главной целью становится объяснение необходимости и важности участия в военных действиях, действенным оказался способ показа примеров героизма. Кроме того, основываясь на гендерной политике, впервые к пропаганде стали привлекаться категории гендерного анализа, а именно появились стереотипы идеальной женственности и мужественности, представления об идеальной маскулинности для мобилизации мужчин. В газетах и журналах военного времени учащаются публикации с рассказами о военных подвигах, сопровождающиеся изображениями героев. В данных публикациях солдаты изображались в образе идеального воина-защитника.
Безусловно, мобилизация оказала большое влияние на трансформацию гендерных ролей во время Первой мировой войны по причине того, что большая часть мужского населения была вынуждена отказаться от своих привычных социальных ролей и отправиться на службу.
Во-первых, мобилизация обнажила кризис героизированной маскулинности как в буржуазно-интеллигентской, так и в простонародной среде российского общества. Во-вторых, появились предпосылки выдвижения женщин в публичную сферу жизни. В-третьих, появились женские военные отряды, где женщинам во многом пришлось принимать на себя гендерную роль мужчины. Кроме того, во время Первой мировой войны героизированная маскулинность не смогла стать общим нормативным каноном действия для мужской части населения Росси. Русский солдат в основном не понимал целей войны и шел на нее неохотно, поэтому его образ не соответствовал маскулинности в ее гегемонной форме, со свойственным ей агрессией, хладнокровием, целеустремленностью. Были случаи нанесения умышленного вреда здоровью, не позволяющему принимать участие в военных действиях. Примечательно, что факты подобного поведения учащались с каждым призывом, что говорит о сильной деструкции гендерного поведения мужчин.
В этот период впервые был поставлен под вопрос сложившийся в российском обществе стереотипе женщины-матери. Это также было обусловлено тем, что к началу 1914 года в России активно развивалось женское движение. Активистки женских организаций выступали за равные права с мужчинами. Помимо работы на традиционных мужских профессиях, женщины стали вступать в кооперативы, причем они стремились стать не просто участницами, но и занять там руководящие должности, что в принципе стало новым явлением.
Первая мировая война бесспорно сыграла серьезную роль в формировании совершенно нового социального статуса женщин. Гендерный аспект Первой мировой войны оказал глобальное влияние на судьбы женщин, сломал стереотипы восприятия роли женщины в обществе. Война стала стирать границы на пути самореализации женщины, дала своеобразный старт по ликвидации неравенства по половому признаку.
У женщин возникла возможность достижения равноправия с мужчинами в профессиональном статусе, появился доступ к мужским профессиям
Отметим, что единственной ролью с гендерной точки зрения в публичной сфере Первой мировой войны стала сестра милосердия, образ которой стал символом гендерной идеологии военного времени. Многие сестры милосердия были отмечены боевыми наградами. Сестра милосердия становится идеологическим символом войны, пропагандирует патриотизм. Многие сестры милосердия были отмечены боевыми наградами.
На примере Первой Мировой войны мы видим, что гендерный порядок во время военных действий подчиняется интересам борьбы, а героизированная маскулинность становится частью государственной идеологии. Военная мобилизация внесла радикальные изменения в гендерные роли, как жителей села, так и деревни. При этом она обнажила кризис героизированной маскулинности как в буржуазно-интеллигентской, так и в простонародной среде российского общества, создала предпосылки выдвижения женщин в публичную сферу жизни, создала женские военные отряды, где женщинам во многом пришлось принимать на себя гендерную роль мужчины.
Поэтому бабьи бунты можно считать одной из форм агрессии, возникшей из-за того, что женщинам как в городе, так и в сельской местности пришлось нести на себе одновременно мужскую и женскую социальную ответственность. Поэтому «бабьи бунты» появились на основе двойной гендерной нагрузки, став, как и «хлебные и сахарные бунты», одной из форм агрессии андрогинной. Кроме того, героизированная маскулинность не стала всеобщим нормативным каноном действия для мужской части населения Российской империи в период Первой мировой войны. Русский солдат в основном не понимал целей войны и шел на нее неохотно, поэтому нельзя ассоциировать его образ с маскулинностью в ее гегемонной форме, для которой свойственна агрессия, хладнокровие, целеустремленность.
Кроме того, дети также испытали на себе трансформацию гендерного поведения. На войну стремились попасть дети всех возрастов, в тылу заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужчин. Было зафиксировано много фактов побегов детей на фронт. Примечательно, что на поле боя стремились попасть не только юноши, но и девушки. Несомненно, дети оказали большую помощь армии, многие удостоились высоких наград. Война стала для их развития большим психологическим скачком, смогла активизировать в их сознании процессы усиления маскулинности, а также увеличила стремление к становлению воином-защитником путем романтизации военных действий и личного участие в Первой мировой войне.
Безусловно, дети смогли оказать неоценимую помощь на военной арене. Участие детей в Первой мировой войне привело к трансформации их сознания, их идеологии, способствовало раннему погружению в проблемы взрослой жизни. К концу 1915 года гимназистов вместе с солдатами и унтер- офицерами, кандидатами на замещение офицерских должностей, отправляли в тыл для ускоренного обучения, переподготовка укладывалась в 4-6 месяцев. Но зачастую дети становились обузой, их приходилось возвращать домой.
Отметим, что из-за того, что Первая мировая война значительно изменила гендерные роли как мужчин, так и женщин, возникли и отрицательные демографические итоги в развитии общества.
1. Известия фронтового комитета работников РОКК. - Минск, 1917. № 10.
2. Об избирательном праве // Об утверждении раздела I положения
о выборах в Учредительное собрание. Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 года. [Электронный ресурс] URL: http: //constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5411. Дата обращения:
10.02.2019
3. Русская военная периодическая печать (1702-1916). Библиографический указатель - М.,1959. - 547 с.
II. Периодическая печать
4. Журнал «Военный вестник». - 1915. - № 143.
5. Журнал «Военный вестник». - 1915. - № 139.
6. Журнал «Новый мир». - 1982. - № 10.
7. Воин и пахарь. - 1916. - № 10.
8. Воронежские епархиальные ведомости. - 1915. - № 4.
III. Мемуары, воспоминания
9. Юсупов Ф. Мемуары в двух книгах: Первый полный перевод с французского Елены Кассарвой. - М.: «Новое литературное обозрение», 2000. - 531 с.
10. Яковлев Н. 1 августа 1914. 2-е изд. - М.: «Молодая
гвардия», 1974. - 307 с.
IV. Монографии и статьи
11. Абашева, Ж. В. Московский женский батальон смерти в годы Первой мировой войны: из истории создания // Псковский военно-исторический вестник. - Псков, 2015. № 1. - 258 с.
12. Асташов, А. Б. Пропаганда на русском фронте в годы
Первой мировой войны - М.: «Спецкнига», 2012. - 400 с.
13. Асташов А. Б. Русский фронт в 1914 - начале 1917 года:
военный опыт и современность. - М.: «Спецкнига», 2014. - 312 с.
14. Богданов А. Война и женщина. - СПб., 1914. - 40 с.
15. Большакова О. В. На Восточном фронте без перемен:
зарубежная русистика о гендерной истории Первой Мировой войны. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/na-
vostochnom-fronte-bez-peremen-zarubezhnaya-rusistika-o-gendernoy-istorii-pervoy-mirovoy-voyny-v-rossii.Дата обращения: 03.04.2019.
16. Большакова О. В. Проблемы и перспективы гендерной истории Первой мировой войны. [Электронный ресурс] URL: http://legacy.inion.ru/index.php?page id=534.Дата обращения: 14.11.2018.
17. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - M.: URSS, 2003. - 415 c.
18. Зуйкова Е. М., Ерусланова Р. И. Феминология и гендерная политика. - М.: «Флинта», 2009. - 301 с.
19. Колоницкий Б.И. Образ сестры милосердия в российской культуре эпохи Первой мировой войны // Большая война России. Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох / ред. К. Бруиш, Н. Катцер. 2014. М.: «Новое литературное обозрение», 2014. С. 100 - 126.
20. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Т. 1. [Электронный ресурс] URL:http://www.imperskiy-fund.com/files/-.1.pdf . Дата обращения: 12. 12. 2018.
21. Морозов С. Д. Мужчины и женщины в России в годы Первой Мировой войны: демографический кризис и потери населения // Женщина в российском обществе. - М.,2014. №3 (72). - 401 с.
22. Пархоменко Т.А. Культура России и просвещение народа во второй половине XIX начале XX века. - М.: Российский институт культурологии, 2001. - 257 с.
23. Первая мировая война и военно-мобилизационные мероприятия в Среднем Поволжье и Центральном Черноземье: монография / под ред. М. М. Есиковой, П. С. Кабыткова, К. В. Самохина.
- М.: «Новый хронограф», 2015. - 288 с.
24. Пиетров-Эннкер Б. «Новые люди» России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции /пер. с нем. Ю.П.Шаттона; под ред. М.П.Мохначевой. - М.: РГГУ, 2005. - 748 с.
25. Потапов Н.М. Печать и война. - М.: Государственное военное издательство, 1926. - 90 с.
26. Пушкарева И. М. Изучая «рабочую историю» периода Первой мировой войны // Научные ведомости. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». - М., 2014. № 21 (192). - 243 с.
27. Сенявская Е. С. Память о Первой Мировой войне в России и на Западе. Исторические условия и особенности формирования // Великая война: Сто лет / Под ред. М. Ю. Мягкова, К. А. Пахалюка. - М.: Нестор-История, 2014. - 682 с.
28. Сидоров А. Л. Экономическое положение рабочих в годы Первой мировой войны. - М.: Наука, 1973. - 861 с.
29. Суржикова Н. В. Военный плен в российской провинции (1914 - 1922). -М.: «Наука», 2014. - 291 с.
30. Холодов В.А. Первая мировая война в восприятии русских солдат // Среднерусский вестник общественных наук. М., 2014. № 1 (31).
- 406 с.
31. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. - СПб.: «Алетейя», 2007 - 511 с.
32. Энгл Б. Не хлебом единым: женщины и
продовольственные беспорядки в Первую мировую войну // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина. М.,2010. Т. 4. № 1. - 241 с.
V. Диссертации и авторефераты
33. Белова И. Б. Первая мировая война и российская провинция: 1914 - февраль 1917 гг.: автореферат диссертации кандидата исторических наук: 07.00.02/ И.Б. Белова. - Калуга, 2007. - 277 с.
VI. Энциклопедические, справочные
и библиографические издания
34. Petrone K. The Great War in Russian memory. - Bloomington: Indiana. Univ. Press, 2011. - 406 p.
35. Война и жизнь. Юные герои. - Пг.: Типография «Грамотность», 1915. - 54 с.