Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальном этапе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе

Работа №157394

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2022
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков
в обучении немецкому языку 6
1.2. Влияние возрастных психологических особенностей подростков 11-12
лет на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку 13
1.3. Флэш-карты и дидактический потенциал их использования на начальной
ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе ... 19
Глава 2. Методические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.1. Организация работы по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.2. Анализ некоторых современных УМК по немецкому языку, входящих в
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ 32
2.3. Комплекс упражнений по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК 42
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 60


На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в обучении иностранному языку остается обучение лексике. Анализ теоретических источников показывает, что современная методика рассматривает обучение лексике как один из важных способов формирования и развития коммуникативной компетенции. Согласно проведённым психологическим исследованиям, лексика является одним из наиболее важных аспектов языка, так как без запаса слов невозможно выразить мысль.
В процессе овладения иноязычной лексикой возникает ряд трудностей: учащиеся быстро забывают ранее выученные слова; учащиеся употребляют данные слова неправильно и т.п. При этом бытует мнение, что ученик должен знать много слов. Но означает ли это, что ученик может правильно использовать данные слова при выражении своих мыслей? Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения нужно автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами. В данном случае речь идёт о чём- то большем, чем просто знание слов; это - владение ими. Именно владение словом является основой лексических навыков. Поэтому корректнее говорить, что ученик должен владеть тем или иным количеством слов [32]. Так, согласно рабочей программе по обучению немецкому языку (как второму иностранному) для 5-го и 6-го классов, ученики должны научиться распознавать и употреблять в своей речи изученные в пределах той или иной темы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), а также оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
В настоящее время существует большое количество методик и средств, которые активно используются при формировании лексических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Одним из наиболее современных средств являются флэш-карты, которые входят в состав многих УМК. Однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования - обучение немецкому языку на начальной ступени средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
Цель настоящей работы - рассмотреть потенциал и возможности использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе с целью формирования иноязычных лексических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», виды лексического навыка и процесс его формирования;
- проанализировать возрастные психологические особенности подростков 11-12 лет и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотреть понятие «флэш-карта» и дать подробную характеристику различным видам флэш-карт;
- выявить и представить дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализировать и описать организацию работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- провести подробный анализ некоторых современных УМК по немецкому языку;
- разработать комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК.
В качестве основных методов исследования были использованы следующие:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнение и обобщение теоретического материала.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в работе предоставлен комплекс упражнений для учащихся начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш- карт. Разработанный комплекс упражнений способствует эффективному формированию и совершенствованию лексических навыков при небольших затратах времени.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, Н.Е. Кузовлева, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, а также А.А. Миролюбов, Е.А. Опарина.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников) и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению процесса формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
В ходе написания данной работы нами были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», определены его виды и процесс его формирования;
- проанализированы возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста (11-12 лет) и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотрено понятие «флэш-карта», а также дана развернутая характеристика и классификация различных видов флэш-карт;
- выявлен и представлен дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализирована и описана организация работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проведен подробный анализ современного УМК по немецкому языку (УМК «Горизонты» для 5-го класса);
- разработан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК (УМК «Горизонты» для 5-го класса).
На основании проделанной нами работы мы делаем вывод, что обучение лексике является организованным процессом, в ходе которого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Цель обучения лексической стороне речи - формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (умения чтения и аудирования) лексических навыков. Проанализировав и сравнив научно-методическую литературу, мы выяснили, что лексический навык - это способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова и включать его в речь. Методисты выделяют продуктивные и рецептивные лексические навыки.
Процесс формирования лексических навыков состоит из таких компонентов, как стадии формирования лексических навыков, этапы работы над лексикой, деятельность учителя по организации обучения лексической стороне речи и деятельность обучающихся по усвоению того или иного лексического материала.
Проблема формирования лексических навыков остаётся актуальной до настоящего времени, что требует большого внимания со стороны преподавателя. Его главная задача заключается в том, чтобы в процессе изучения иностранного языка добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного и пассивного словарного запаса. В средней общеобразовательной школе вопрос формирования иноязычных лексических навыков является одной из наиболее значимых проблем. Знание и использование на практике лексической системы иностранного языка позволяет развить языковой уровень, без которого невозможно дальнейшее изучение иностранного языка. Для того, чтобы учащиеся младшего подросткового возраста смогли успешно овладеть иноязычной лексикой, необходимо составлять и подбирать такие упражнения, которые будут в полной мере соответствовать психологическим особенностям детей данного возрастного периода. В данном случае одним из наиболее эффективных способов, направленных на формирование иноязычных лексических навыков на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе, является работа с флэш-карточками. В процессе обучения иностранному языку флэш-карты являются очень простым, удобным и универсальным ресурсом. Работая с ними, учащиеся увлечены, иногда автономны, эффективность запоминания учебного материала повышается, кроме того, осуществляется само- и взаимоконтроль. Подробно проанализировав научно-методическую литературу, направленную на изучение флэш-карт в процессе обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что флэш-карты активно используются при обучении иноязычной лексике и могут быть эффективными на всех этапах обучения.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы, основываясь УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс» серии «Горизонты», авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, нами был разработан и описан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе. При создании данного комплекса упражнений мы учли возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста в области развития мышления, памяти, воображения. Поскольку подростки 11-12 лет стремятся стать частью коллектива, а ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение, то некоторые задания предполагают парную работу. Разработанный нами комплекс упражнений способствует не только более эффективному формированию лексических навыков, но и позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить эффективность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности обучающихся.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. - 811 с.
2. Аверин М.М. Немецкий язык 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. М.М. Аверина, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранковой. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2011. - 104 с.
3. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам - М.: ИКАР, 2010. - 446 с.
4. Бадмаева Д.Д. Активизация учебной деятельности школьников при использовании дидактических игр: дис. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2004. - 187 с.
5. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 1977. - 288 с.
6. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык 5 класс 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Просвещение», 2013. - 242 с.
7. Бим И.Л., Садомова Л.В., Санникова Л.М. Немецкий язык 6 класс 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Просвещение», 2011. - 272 с.
8. Бирюкова Н.Ю. Роль визуализации в обучении иностранному
языку: мнемонический метод использования флэш-карт // ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО. - 2012. - №2 [Электронный ресурс]. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-vizualizatsii-v-obuchenii-inostrannomu- yazyku-mnemonicheskiy-metod-ispolzovaniya-flesh-kart/viewer/ (дата
обращения: 22.10.21).
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна; вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
10. Боровских А.В. Деятельностные принципы в педагогике и
педагогической логике: пособие для системы профессионального педагогического образования / А.В. Боровских. М.: Макс-Пресс, 2010. - 80 с.
11. Бронская В.Е. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП. - 2011. - №4. - С. 59-65.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
14. Методика обучения иностранному языку: в 2 ч. Ч. 1: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.А. Горлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336 с.
15. Дунец А.И. Использование карточек-заданий для активизации познавательной деятельности учащихся. - 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-kartochiek-zadanii-na-urokakh.html/(дата обращения: 13.09.21).
16. Задорина О.С. Основы дидактики: учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2012. - 128 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2009 г. - 382 с.
18. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь // И.М. Кондаков. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 783 с.
19. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. - М.: Академический проект, 2015. - 420 c.
20. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-н/Д.: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
21. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
22. Леонтьев Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / под общ. ред. Т.П. Леонтьевой. - 3-е изд., испр. - Минск: Вышэйшая школа, 2017. - 239 с.
23. Ляшенко А.Н. Учим новые слова: флэш-карточки: что, как и зачем. - 2017 [Электронный ресурс]. URL:.http://lib.ru/uchim-novye-slava- Аазй-каг1осЬк1-сй1о-ка/.(дата обращения: 19.10.21).
24. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие. - 5-е изд., стереотип. - Мн.: Высш. шк., 2004. - 522 с.
25. Матухин Д.Л. Использование активных методов в обучении устному иноязычному обучению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - № 4 (119). - С. 104-108.
26. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 272 c.
28. Немецкий язык. Книга для учителя. 6 класс: пособие для общеобразоват. организаций / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, P.X. Жарова. - 3-е изд., доп. - М.: «Просвещение», 2015. - 102 с.
29. Никитина Т.Б. Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко / Т.Б. Никитина - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
30. Общая психология: учебно-методическое пособие / под общ. ред. М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Д.А. Машурцева, Л.М. Орлова. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
31. Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций / Е.Н. Опарина; Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, - 2005. - 40 с.
32. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. - М.: Феникс, Глосса-Пресс, 2010. - 640 с.
33. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика» / И.П. Подласый. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 463 с.
34. Потапова Н.В. Применение схем-опор при формировании грамматических навыков у младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 4. - С.36-41.
35. Рысьева Т.Г. К вопросу о классификации дидактических игр // Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров: проблемы, опыт, перспективы / Сб. научн. тр. Вып. 2. М.: Сигнал, 1999. С.83-86.
36. Сервис Quizlet [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Quizlet(дата обращения: 28.10.2021).
37. Сиденко Е.А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - № 4. - С. 15-20.
38. Система Лейтнера [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная
энциклопедия. - Режим доступа:
кйрз://ги^1к1реб1а.огд^1к1/Система_Лейтнера (дата обращения: 22.10.2021).
39. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова - М.: Просвещение, 2008. - 238 с.
40. Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловьева - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
41. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование современных учебных Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. - 2008. - № 2. - С. 100-110.
42. Толстых Н.Н. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 406 с.
43. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языка в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / В.М. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 416 с.
44. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учеб. пособие, 2-е изд., перераб., дополн. - М.: Флинта, Наука, 2011. - 320 с.
45. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции / Зигмунд Фрейд; под ред. Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 480 с.
46. Хухлаева О.В. Педагогика и психология: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 158 с.
47. Цветкова Л.А. Формирование лексических навыков у младших
школьников с помощью компьютерной программы: на материале
английского языка: дис. канд. пед. наук. - Москва, 2002. - 250 с.
48. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения: основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С.15-23.
49. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов педагогических институтов. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
50. Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в школе: общ. вопросы методики / под ред. И.В. Рахманова. - 2-е изд., дораб. - М.: Высш. шк., 1987. - 112 с.
51. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов / А.Н. Щукин. - М: Издательство Икар, 2011. - 454 с.
52. Щукин А.Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению «Лингвистика». - М: Издательский центр «Академия», 2015. - 228 с.
53. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
54. Der Weg zum Erfolg // German Edition by Sebastian Leitner. - 2003
[Электронный ресурс]. - URL:
https://archive.org/details/solerntmanlernen0000leit (дата обращения:
19.10.2021).
55. Die Lernkartei [Электронный ресурс]. - URL:
https://arbeitsblaetter. stangltaller. at/LERNTECHNIK/Lernkartei.shtml (дата
обращения: 21.10.2021).
56. Reading Disentangled, or Classified Lessons in Spelling and Reading
by Favell Lee Mortimer. - 1873 [Электронный ресурс]. - URL:
https://books.google.ru/books?id=ANcDAAAAQAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 19.10.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ