Формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальном этапе обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков
в обучении немецкому языку 6
1.2. Влияние возрастных психологических особенностей подростков 11-12
лет на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку 13
1.3. Флэш-карты и дидактический потенциал их использования на начальной
ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе ... 19
Глава 2. Методические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.1. Организация работы по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.2. Анализ некоторых современных УМК по немецкому языку, входящих в
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ 32
2.3. Комплекс упражнений по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК 42
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 60
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков
в обучении немецкому языку 6
1.2. Влияние возрастных психологических особенностей подростков 11-12
лет на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку 13
1.3. Флэш-карты и дидактический потенциал их использования на начальной
ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе ... 19
Глава 2. Методические основы формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.1. Организация работы по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе 26
2.2. Анализ некоторых современных УМК по немецкому языку, входящих в
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ 32
2.3. Комплекс упражнений по формированию иноязычных лексических
навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК 42
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 60
На сегодняшний день одним из актуальных вопросов в обучении иностранному языку остается обучение лексике. Анализ теоретических источников показывает, что современная методика рассматривает обучение лексике как один из важных способов формирования и развития коммуникативной компетенции. Согласно проведённым психологическим исследованиям, лексика является одним из наиболее важных аспектов языка, так как без запаса слов невозможно выразить мысль.
В процессе овладения иноязычной лексикой возникает ряд трудностей: учащиеся быстро забывают ранее выученные слова; учащиеся употребляют данные слова неправильно и т.п. При этом бытует мнение, что ученик должен знать много слов. Но означает ли это, что ученик может правильно использовать данные слова при выражении своих мыслей? Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения нужно автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами. В данном случае речь идёт о чём- то большем, чем просто знание слов; это - владение ими. Именно владение словом является основой лексических навыков. Поэтому корректнее говорить, что ученик должен владеть тем или иным количеством слов [32]. Так, согласно рабочей программе по обучению немецкому языку (как второму иностранному) для 5-го и 6-го классов, ученики должны научиться распознавать и употреблять в своей речи изученные в пределах той или иной темы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), а также оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
В настоящее время существует большое количество методик и средств, которые активно используются при формировании лексических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Одним из наиболее современных средств являются флэш-карты, которые входят в состав многих УМК. Однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования - обучение немецкому языку на начальной ступени средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
Цель настоящей работы - рассмотреть потенциал и возможности использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе с целью формирования иноязычных лексических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», виды лексического навыка и процесс его формирования;
- проанализировать возрастные психологические особенности подростков 11-12 лет и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотреть понятие «флэш-карта» и дать подробную характеристику различным видам флэш-карт;
- выявить и представить дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализировать и описать организацию работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- провести подробный анализ некоторых современных УМК по немецкому языку;
- разработать комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК.
В качестве основных методов исследования были использованы следующие:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнение и обобщение теоретического материала.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в работе предоставлен комплекс упражнений для учащихся начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш- карт. Разработанный комплекс упражнений способствует эффективному формированию и совершенствованию лексических навыков при небольших затратах времени.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, Н.Е. Кузовлева, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, а также А.А. Миролюбов, Е.А. Опарина.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников) и приложения.
В процессе овладения иноязычной лексикой возникает ряд трудностей: учащиеся быстро забывают ранее выученные слова; учащиеся употребляют данные слова неправильно и т.п. При этом бытует мнение, что ученик должен знать много слов. Но означает ли это, что ученик может правильно использовать данные слова при выражении своих мыслей? Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения нужно автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами. В данном случае речь идёт о чём- то большем, чем просто знание слов; это - владение ими. Именно владение словом является основой лексических навыков. Поэтому корректнее говорить, что ученик должен владеть тем или иным количеством слов [32]. Так, согласно рабочей программе по обучению немецкому языку (как второму иностранному) для 5-го и 6-го классов, ученики должны научиться распознавать и употреблять в своей речи изученные в пределах той или иной темы лексические единицы (слова, словосочетания, речевые клише), а также оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей.
В настоящее время существует большое количество методик и средств, которые активно используются при формировании лексических навыков, без которых невозможна реализация всех видов речевой деятельности. Одним из наиболее современных средств являются флэш-карты, которые входят в состав многих УМК. Однако на данный момент не разработана методика работы с ними, что обуславливает актуальность данной работы.
Объект исследования - обучение немецкому языку на начальной ступени средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
Цель настоящей работы - рассмотреть потенциал и возможности использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе с целью формирования иноязычных лексических навыков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», виды лексического навыка и процесс его формирования;
- проанализировать возрастные психологические особенности подростков 11-12 лет и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотреть понятие «флэш-карта» и дать подробную характеристику различным видам флэш-карт;
- выявить и представить дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализировать и описать организацию работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- провести подробный анализ некоторых современных УМК по немецкому языку;
- разработать комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК.
В качестве основных методов исследования были использованы следующие:
- анализ научно-методической литературы;
- сравнение и обобщение теоретического материала.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что в работе предоставлен комплекс упражнений для учащихся начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш- карт. Разработанный комплекс упражнений способствует эффективному формированию и совершенствованию лексических навыков при небольших затратах времени.
Теоретической основой исследования являются научные труды таких ученых, как Е.И. Пассов, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловова, Н.Е. Кузовлева, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, а также А.А. Миролюбов, Е.А. Опарина.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (56 источников) и приложения.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению процесса формирования иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе.
В ходе написания данной работы нами были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», определены его виды и процесс его формирования;
- проанализированы возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста (11-12 лет) и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотрено понятие «флэш-карта», а также дана развернутая характеристика и классификация различных видов флэш-карт;
- выявлен и представлен дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализирована и описана организация работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проведен подробный анализ современного УМК по немецкому языку (УМК «Горизонты» для 5-го класса);
- разработан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК (УМК «Горизонты» для 5-го класса).
На основании проделанной нами работы мы делаем вывод, что обучение лексике является организованным процессом, в ходе которого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Цель обучения лексической стороне речи - формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (умения чтения и аудирования) лексических навыков. Проанализировав и сравнив научно-методическую литературу, мы выяснили, что лексический навык - это способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова и включать его в речь. Методисты выделяют продуктивные и рецептивные лексические навыки.
Процесс формирования лексических навыков состоит из таких компонентов, как стадии формирования лексических навыков, этапы работы над лексикой, деятельность учителя по организации обучения лексической стороне речи и деятельность обучающихся по усвоению того или иного лексического материала.
Проблема формирования лексических навыков остаётся актуальной до настоящего времени, что требует большого внимания со стороны преподавателя. Его главная задача заключается в том, чтобы в процессе изучения иностранного языка добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного и пассивного словарного запаса. В средней общеобразовательной школе вопрос формирования иноязычных лексических навыков является одной из наиболее значимых проблем. Знание и использование на практике лексической системы иностранного языка позволяет развить языковой уровень, без которого невозможно дальнейшее изучение иностранного языка. Для того, чтобы учащиеся младшего подросткового возраста смогли успешно овладеть иноязычной лексикой, необходимо составлять и подбирать такие упражнения, которые будут в полной мере соответствовать психологическим особенностям детей данного возрастного периода. В данном случае одним из наиболее эффективных способов, направленных на формирование иноязычных лексических навыков на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе, является работа с флэш-карточками. В процессе обучения иностранному языку флэш-карты являются очень простым, удобным и универсальным ресурсом. Работая с ними, учащиеся увлечены, иногда автономны, эффективность запоминания учебного материала повышается, кроме того, осуществляется само- и взаимоконтроль. Подробно проанализировав научно-методическую литературу, направленную на изучение флэш-карт в процессе обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что флэш-карты активно используются при обучении иноязычной лексике и могут быть эффективными на всех этапах обучения.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы, основываясь УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс» серии «Горизонты», авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, нами был разработан и описан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе. При создании данного комплекса упражнений мы учли возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста в области развития мышления, памяти, воображения. Поскольку подростки 11-12 лет стремятся стать частью коллектива, а ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение, то некоторые задания предполагают парную работу. Разработанный нами комплекс упражнений способствует не только более эффективному формированию лексических навыков, но и позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить эффективность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности обучающихся.
В ходе написания данной работы нами были решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические основы формирования иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку: понятие «лексический навык», определены его виды и процесс его формирования;
- проанализированы возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста (11-12 лет) и их влияние на формирование иноязычных лексических навыков в обучении немецкому языку;
- рассмотрено понятие «флэш-карта», а также дана развернутая характеристика и классификация различных видов флэш-карт;
- выявлен и представлен дидактический потенциал использования флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проанализирована и описана организация работы по формированию иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе;
- проведен подробный анализ современного УМК по немецкому языку (УМК «Горизонты» для 5-го класса);
- разработан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе на основе УМК (УМК «Горизонты» для 5-го класса).
На основании проделанной нами работы мы делаем вывод, что обучение лексике является организованным процессом, в ходе которого осуществляется воспроизведение и усвоение определенного опыта работы со словарным составом иностранного языка. Цель обучения лексической стороне речи - формирование продуктивного (обусловливающего развитие умений говорения и письма) и рецептивного (умения чтения и аудирования) лексических навыков. Проанализировав и сравнив научно-методическую литературу, мы выяснили, что лексический навык - это способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова и включать его в речь. Методисты выделяют продуктивные и рецептивные лексические навыки.
Процесс формирования лексических навыков состоит из таких компонентов, как стадии формирования лексических навыков, этапы работы над лексикой, деятельность учителя по организации обучения лексической стороне речи и деятельность обучающихся по усвоению того или иного лексического материала.
Проблема формирования лексических навыков остаётся актуальной до настоящего времени, что требует большого внимания со стороны преподавателя. Его главная задача заключается в том, чтобы в процессе изучения иностранного языка добиться полного освоения учащимися программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного и пассивного словарного запаса. В средней общеобразовательной школе вопрос формирования иноязычных лексических навыков является одной из наиболее значимых проблем. Знание и использование на практике лексической системы иностранного языка позволяет развить языковой уровень, без которого невозможно дальнейшее изучение иностранного языка. Для того, чтобы учащиеся младшего подросткового возраста смогли успешно овладеть иноязычной лексикой, необходимо составлять и подбирать такие упражнения, которые будут в полной мере соответствовать психологическим особенностям детей данного возрастного периода. В данном случае одним из наиболее эффективных способов, направленных на формирование иноязычных лексических навыков на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе, является работа с флэш-карточками. В процессе обучения иностранному языку флэш-карты являются очень простым, удобным и универсальным ресурсом. Работая с ними, учащиеся увлечены, иногда автономны, эффективность запоминания учебного материала повышается, кроме того, осуществляется само- и взаимоконтроль. Подробно проанализировав научно-методическую литературу, направленную на изучение флэш-карт в процессе обучения иностранному языку, можно сделать вывод, что флэш-карты активно используются при обучении иноязычной лексике и могут быть эффективными на всех этапах обучения.
В практической части нашей выпускной квалификационной работы, основываясь УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс» серии «Горизонты», авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова, нами был разработан и описан комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычных лексических навыков с использованием флэш-карт на начальной ступени обучения немецкому языку в средней общеобразовательной школе. При создании данного комплекса упражнений мы учли возрастные психологические особенности младшего подросткового возраста в области развития мышления, памяти, воображения. Поскольку подростки 11-12 лет стремятся стать частью коллектива, а ведущей деятельностью в этом возрасте является интимно-личностное общение, то некоторые задания предполагают парную работу. Разработанный нами комплекс упражнений способствует не только более эффективному формированию лексических навыков, но и позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, обеспечить высокую степень дифференциации обучения, повысить эффективность урока, усовершенствовать контроль знаний, формировать индивидуальные, творческие, познавательные способности обучающихся.



