ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ 5
1.1. Содержательная характеристика интерактивного обучения иностранным языкам 5
1.2. Формы интерактивного обучения говорению на уроках английского
языка на среднем этапе 14
1.3. Цели и содержание обучения говорению на среднем этапе 23
1.4. Этапы работы над формированием умений говорения 29
Выводы к главе I 32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ
ИНТЕРАКТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В 6-7 КЛАССАХ 33
2.1. Анализ УМК на предмет использования интерактивных форм 33
2.2. Комплекс интерактивных упражнений по развитию умений говорения в
6-7 классах 36
2.3. Описание эксперимента по использованию интерактивного подхода в
обучении говорению в 6-7 классах 39
Выводы к главе II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 49
Приложения 53
Модернизация современного общества требует совершенствования процесса образовательной деятельности, а также внедрения новых технологий. На сегодняшний день процесс обучения должен включать в себя новые приемы, связанные с развитием жизнедеятельности людей, новые подходы и новые методики обучения для формирования и развития личности.
Модернизация в сфере образования в Российской Федерации затрагивает организацию учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях. Самореализация и развитие учащихся является одной из приоритетных задач совершенствования образования. Самореализация учащихся может быть достигнута при помощи различных методов и средств. Большое внимание уделяется интерактивному подходу. Благодаря использованию интерактивных методов достигается активная командная деятельность учащихся. В ходе постоянного взаимодействия, а значит и общения, происходит самореализация учащихся в учебном процессе.
Актуальность использования интерактивного подхода в процессе обучения заключается в потребности совершенствования системы образования, повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, введения новых эффективных приемов в обучении.
Объектом исследования данной работы является обучение говорению на уроках английского языка.
Предмет исследования: интерактивный подход в обучении говорению на английском языке в 6-7 классах.
Гипотеза исследования - интерактивные формы способствуют развитию умениий говорения.
Цель исследования: изучение теоретических основ интерактивного подхода, разработка комплекса упражнений.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• определить основные характеристики интерактивного подхода;
• раскрыть содержание обучения говорению на английском языке на основе интерактивного подхода;
• рассмотреть формы интерактивного обучения;
• разработать практические задания для обучения говорению на уроках английского языка в средней школе;
• выявить эффективность интерактивного подхода к обучению говорению на практике.
Методы исследования: теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы, изучение языковых пособий, естественный педагогический эксперимент.
Интерактивный подход в обучении, привлекает внимание многих ученых.
Методологическую основу нашего исследования составили труды под редакцией следующих авторов: Вербицкий А.А., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Кашлев С.С., Кларин М.В., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Сластенин В.А. и многие другие, а также электронные интернет-ресурсы.
Работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Теоретическое значение данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы для развития методики преподавания английского языка.
Практическое значение исследования заключается в разработке уроков, включающих интерактивные приемы обучения говорению, которые могут быть использованы учителями иностранных языков общеобразовательных школ.
Научные результаты данного исследования апробированы экспериментальным путем и получены в естественных условиях практики в 6-7 классах МАОУ СОШ п. Цементный.
Исследование данной работы посвящено использованию интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка на среднем этапе.
Мы считаем, что цель выпускной квалификационной работы полностью достигнута. Нами были подробно изучены теоретические основы интерактивного подхода, а также разработан комплекс упражнений для учащихся 6-7 классов средней общеобразовательной школы.
Задачи, поставленные перед работой, выполнены в полной мере. В работе определены основные характеристики интерактивного подхода, раскрыто содержание обучения говорению на английском языке на основе интерактивного подхода, рассмотрены формы интерактивного обучения, разработаны практические задания для обучения говорению на уроках английского языка, выявлена эффективность интерактивного подхода в обучении говорению на практике.
В работе произведен анализ учебно-методических комплексов под ред. М.З. Биболетовой для 6 и 7 классов на наличие форм интерактивного обучения.
На основании материала учебного пособия учащихся 6 и 7 классов был составлен комплекс интерактивных упражнений. Разработанный комплекс упражнений эффективно применен на практике в 6-7 классах МАОУ СОШ п. Цементный.
В рамках проведенного эксперимента было доказано, что интерактивный подход способствовал развитию умений говорения среди учащихся 6-7 классов. Заметно происходила активизация познавательной деятельности учащихся, а также повышение инициативности на уроке. Эксперимент показал, что успеваемость школьников заметно возросла.
Интерактивный подход в обучении не до конца разработан и на сегодняшний день только набирает популярность, поэтому перспективы дальнейших исследований смогут более масштабно раскрыть данную тему.
Результаты данной выпускной работы могут быть использованы в практике преподавания английского языка на среднем этапе обучения.
Таким образом, интерактивные формы работы оправдывают свои возможности на практике. Используя интерактивный подход в обучении говорению на уроках английского языка, можно оптимизировать процесс овладения умениями базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.
1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 2004.
2. Архипова Ж.Ю. Интерактивные методы обучения на уроках английского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-152177.html (дата обращения:13.04.2016)
3. Бабанский К.С. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2005.
4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
5. Бим И.Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам» // Иностранные языки в школе. - 2001. - №
4. - С. 24 - 29.
6. Борисова Н.В.. Технология обучения здоровью: Учебнометодическое пособие. - Чебоксары, 2005
7. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С.100.
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ - ГЛОССА.- 2000.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. — 4-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — с. 190; 198-206
10. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. М.: МГПИИЯ им. М.Тореза, 2004.
11. Голубкова О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе: учебно-методическое пособие. СПб., 1998. С.16.
12. Григальчик Е.К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. - Минск: Современное слово, 2003.
13. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы / В.К. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.
14. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2008.
15. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике [Текст] : учеб. пособие / С. С. Кашлев. - Минск : Изд-во: Выш. школа, 2004. - 176 с...43