ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 7
1.1. Психологические особенности учащихся начальной школы 7
1.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе 12
1.3 Цели и содержание формирования лексического навыка 15
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1 Анализ УМК 29
2.2 Система заданий и упражнений, направленных на формирование
лексических навыков на начальном этапе обучения 43
2.3 Практическое применение разработанной методики 51
Выводы к главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д. Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Целью работы является разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.
3. Охарактеризовать понятие лексического навыка и цели его формирования.
4. Привести основные методические принципы в формировании лексических навыков.
5. Исследовать практическое применение разработанной методики.
Объект исследования - процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - способы формирования лексических навыков.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В качестве материала исследования использован УМК В.П. Кузовлева «English-3», на основе которого разрабатывается система упражнений по формированию лексического навыка у учащихся младших классов.
Избранная методика исследования:
• метод описание теоретического материала;
• метод анализа практического материала исследования;
• эмпирический метод.
Новизна работы заключается в том, что система упражнений и заданий, направленных на формирование лексических навыков учащихся младших классов, основывается сразу на нескольких современных принципах и методах преподавания английского языка, в частности, на интеграции ИКТ, применении игровых технологий, проблемного чтения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут внести заметный вклад в написание учебных и методических пособий по методике преподавания английского языка в младших классах.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, приводится теоретическая база и материал исследования, описывается теоретическая и практическая значимость, а также предлагается структура работы.
В первой главе «Специфика обучения лексическим навыкам на начальном этапе» изучаются психологические особенности учащихся младшей школы, рассматриваются общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, характеризуется понятие лексического навыка и определяются цели обучения лексике.
Во второй главе «Методика по формированию лексических навыков на начальном этапе обучения» проводится анализ основных методических принципов в формировании лексических навыков, разрабатывается система заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку, а также даются результаты практического применения разработанной методики.
В заключении подводится итог проведенного исследования.
Список использованной литературы содержит наименования психолого-педагогических трудов, использованных нами при выполнении исследования.
В приложениях содержится рабочий материал исследования.
Целью данной работы являлась разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков анализ. Для достижения данной цели, в ходе выполнения исследования решен ряд задач.
Прежде всего, в работе изучены психологические особенности учащихся начальной школы, которые оказывают серьезное влияние на методические принципы формирования лексического навыка. Среди основных возрастных особенностей младших школьников мы выделили сензитивность, т.е. психологическую готовность к школе и к изучению иностранного языка, ведущую игровую деятельность, открытость, нагляднообразное, творческое мышление, а также развитое воображение.
Рассмотрев общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, мы выделили, что самый главный момент в современном системе образования - это развитие личности. Все многочисленные задачи преподавания английского языка сводятся к данному принципу.
Лексический навык - это процесс выбора нужной в данном контексте лексической единицы. Будучи компонентом лексической компетенции, лексические навык является первой ступенью для достижения общей коммуникативной компетенции, на которой основано все современное образование. Лексический навык складывается из речевых умений, которые развиваются на начальном этапе в три обязательных этапа и в сочетании всех видов и форм речевой деятельности.
Приведя основные методические принципы в формировании лексических навыков на основе рекомендованного министерством образования УМК по английскому языку, мы пришли к выводу, что в современных учебниках соблюдается только ограниченный набор методических принципов в формировании анализируемого навыка, в частности, сочетание различных видов речевой деятельности, использование наглядности, игр, сказок, однако в недостаточной пропорции, отсутствие ИКТ (за исключение аудиоресурсов), индивидуализация обучения.
Разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка младших школьников позволила устранить данные недостатки УМК путем добавления игровых технологий различных видов, видеоресурсов, мультипликации, раздаточного материала, песенного материала, приоритетного использования компьютера и других видов ИКТ.
1. Авраменко А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта). Белгород, 2012. 31 с.
2. Алимова О.С. Театрально-музыкальная деятельность - средство
формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. Екатеринбург, 2013. С. 6-14.
3. Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.1 / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 104 с.
4. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., Просвещение, 2012. 115 с.
5. Английский язык. Reader. 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
6. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М.: Буки-Веди, 2012. С. 152-154.
7. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. С. 25-34.
8. Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками // Альманах современной науки и образования. 2013. №5(72). С. 55-60.
9. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. №25. С. 126-127.
10. Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. 248 с.
11. Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. №1. С. 36
43.
12. Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. 2014. №7. С. 38-39.
13. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. М.: Litres, 2015. 276 с.
14. Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие. Березники, 2010. 15 с.
15. Колесников Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научнопрактической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. С. 13-15....50