ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 7
1.1. Психологические особенности учащихся начальной школы 7
1.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе 12
1.3 Цели и содержание формирования лексического навыка 15
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1 Анализ УМК 29
2.2 Система заданий и упражнений, направленных на формирование
лексических навыков на начальном этапе обучения 43
2.3 Практическое применение разработанной методики 51
Выводы к главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 7
1.1. Психологические особенности учащихся начальной школы 7
1.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе 12
1.3 Цели и содержание формирования лексического навыка 15
Выводы к главе 1 27
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ 29
2.1 Анализ УМК 29
2.2 Система заданий и упражнений, направленных на формирование
лексических навыков на начальном этапе обучения 43
2.3 Практическое применение разработанной методики 51
Выводы к главе 2 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д. Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Целью работы является разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.
3. Охарактеризовать понятие лексического навыка и цели его формирования.
4. Привести основные методические принципы в формировании лексических навыков.
5. Исследовать практическое применение разработанной методики.
Объект исследования - процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - способы формирования лексических навыков.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В качестве материала исследования использован УМК В.П. Кузовлева «English-3», на основе которого разрабатывается система упражнений по формированию лексического навыка у учащихся младших классов.
Избранная методика исследования:
• метод описание теоретического материала;
• метод анализа практического материала исследования;
• эмпирический метод.
Новизна работы заключается в том, что система упражнений и заданий, направленных на формирование лексических навыков учащихся младших классов, основывается сразу на нескольких современных принципах и методах преподавания английского языка, в частности, на интеграции ИКТ, применении игровых технологий, проблемного чтения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут внести заметный вклад в написание учебных и методических пособий по методике преподавания английского языка в младших классах.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, приводится теоретическая база и материал исследования, описывается теоретическая и практическая значимость, а также предлагается структура работы.
В первой главе «Специфика обучения лексическим навыкам на начальном этапе» изучаются психологические особенности учащихся младшей школы, рассматриваются общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, характеризуется понятие лексического навыка и определяются цели обучения лексике.
Во второй главе «Методика по формированию лексических навыков на начальном этапе обучения» проводится анализ основных методических принципов в формировании лексических навыков, разрабатывается система заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку, а также даются результаты практического применения разработанной методики.
В заключении подводится итог проведенного исследования.
Список использованной литературы содержит наименования психолого-педагогических трудов, использованных нами при выполнении исследования.
В приложениях содержится рабочий материал исследования.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д. Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Целью работы является разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе.
3. Охарактеризовать понятие лексического навыка и цели его формирования.
4. Привести основные методические принципы в формировании лексических навыков.
5. Исследовать практическое применение разработанной методики.
Объект исследования - процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования - способы формирования лексических навыков.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В качестве материала исследования использован УМК В.П. Кузовлева «English-3», на основе которого разрабатывается система упражнений по формированию лексического навыка у учащихся младших классов.
Избранная методика исследования:
• метод описание теоретического материала;
• метод анализа практического материала исследования;
• эмпирический метод.
Новизна работы заключается в том, что система упражнений и заданий, направленных на формирование лексических навыков учащихся младших классов, основывается сразу на нескольких современных принципах и методах преподавания английского языка, в частности, на интеграции ИКТ, применении игровых технологий, проблемного чтения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут внести заметный вклад в написание учебных и методических пособий по методике преподавания английского языка в младших классах.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, объект и предмет работы, приводится теоретическая база и материал исследования, описывается теоретическая и практическая значимость, а также предлагается структура работы.
В первой главе «Специфика обучения лексическим навыкам на начальном этапе» изучаются психологические особенности учащихся младшей школы, рассматриваются общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, характеризуется понятие лексического навыка и определяются цели обучения лексике.
Во второй главе «Методика по формированию лексических навыков на начальном этапе обучения» проводится анализ основных методических принципов в формировании лексических навыков, разрабатывается система заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку, а также даются результаты практического применения разработанной методики.
В заключении подводится итог проведенного исследования.
Список использованной литературы содержит наименования психолого-педагогических трудов, использованных нами при выполнении исследования.
В приложениях содержится рабочий материал исследования.
Целью данной работы являлась разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков анализ. Для достижения данной цели, в ходе выполнения исследования решен ряд задач.
Прежде всего, в работе изучены психологические особенности учащихся начальной школы, которые оказывают серьезное влияние на методические принципы формирования лексического навыка. Среди основных возрастных особенностей младших школьников мы выделили сензитивность, т.е. психологическую готовность к школе и к изучению иностранного языка, ведущую игровую деятельность, открытость, нагляднообразное, творческое мышление, а также развитое воображение.
Рассмотрев общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, мы выделили, что самый главный момент в современном системе образования - это развитие личности. Все многочисленные задачи преподавания английского языка сводятся к данному принципу.
Лексический навык - это процесс выбора нужной в данном контексте лексической единицы. Будучи компонентом лексической компетенции, лексические навык является первой ступенью для достижения общей коммуникативной компетенции, на которой основано все современное образование. Лексический навык складывается из речевых умений, которые развиваются на начальном этапе в три обязательных этапа и в сочетании всех видов и форм речевой деятельности.
Приведя основные методические принципы в формировании лексических навыков на основе рекомендованного министерством образования УМК по английскому языку, мы пришли к выводу, что в современных учебниках соблюдается только ограниченный набор методических принципов в формировании анализируемого навыка, в частности, сочетание различных видов речевой деятельности, использование наглядности, игр, сказок, однако в недостаточной пропорции, отсутствие ИКТ (за исключение аудиоресурсов), индивидуализация обучения.
Разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка младших школьников позволила устранить данные недостатки УМК путем добавления игровых технологий различных видов, видеоресурсов, мультипликации, раздаточного материала, песенного материала, приоритетного использования компьютера и других видов ИКТ.
Прежде всего, в работе изучены психологические особенности учащихся начальной школы, которые оказывают серьезное влияние на методические принципы формирования лексического навыка. Среди основных возрастных особенностей младших школьников мы выделили сензитивность, т.е. психологическую готовность к школе и к изучению иностранного языка, ведущую игровую деятельность, открытость, нагляднообразное, творческое мышление, а также развитое воображение.
Рассмотрев общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе, мы выделили, что самый главный момент в современном системе образования - это развитие личности. Все многочисленные задачи преподавания английского языка сводятся к данному принципу.
Лексический навык - это процесс выбора нужной в данном контексте лексической единицы. Будучи компонентом лексической компетенции, лексические навык является первой ступенью для достижения общей коммуникативной компетенции, на которой основано все современное образование. Лексический навык складывается из речевых умений, которые развиваются на начальном этапе в три обязательных этапа и в сочетании всех видов и форм речевой деятельности.
Приведя основные методические принципы в формировании лексических навыков на основе рекомендованного министерством образования УМК по английскому языку, мы пришли к выводу, что в современных учебниках соблюдается только ограниченный набор методических принципов в формировании анализируемого навыка, в частности, сочетание различных видов речевой деятельности, использование наглядности, игр, сказок, однако в недостаточной пропорции, отсутствие ИКТ (за исключение аудиоресурсов), индивидуализация обучения.
Разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексического навыка младших школьников позволила устранить данные недостатки УМК путем добавления игровых технологий различных видов, видеоресурсов, мультипликации, раздаточного материала, песенного материала, приоритетного использования компьютера и других видов ИКТ.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АУТЕНТИЧНЫХ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2018 - ЛЕКСИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование произносительных навыков на начальном этапе обучении
иностранному языку
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФМОВОК НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2017 - СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ПА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИФМОВОК НА ЗАНЯТИЯХ НО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В МЛАДШИХ КЛАССАХ СОИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ИГР В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Упражнения на осознанную имитацию как основной способ борьбы с фонетической интерференцией на начальном этапе обучения иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018





