Реферат
Введение 6
Глава 1. Теоретическое обоснование использования игровых технологий в обучении аудированию на уроках иностранного языка 10
1.1 Психофизиологическая характеристика аудирования как вида речевой
деятельности 10
1.2 Цели и содержание обучения аудированию в средней школе с учетом
требований ФГОС 20
1.3 Методика работы с аудиотекстами 23
1.4 Роль и функции игры в обучении иностранному языку 27
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Практический материал и анализ эффективности использования игровых технологий в процессе аудирования 34
2.1 Принципы использования игровых технологий в обучении аудированию на
уроках английского языка 34
2.2 Комплекс упражнений, по формированию аудитивных умений с
использованием игровых технологий 36
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников: 57
Приложение 63
Известно, что овладение речью на иностранном языке включает в себя не только лишь способность преподнести, раскрыть свои мысли и размышления, желания, намерения, цели, но и также и умение понимать речь других индивидов, рассматривая как процесс непосредственного общении, так и средства массовой информации. Поэтому, в число задач, которые стоят перед средней школой при обучении иностранному языку, входит также и задача научить школьников слушанию и пониманию иноязычной речи. Слушание, или аудирование, это самый сложный процесс. Основная проблема в том, что существует большой разрыв между передаваемой и воспринимаемой информацией. Нужно уметь концентрироваться на информации, анализировать ее и конспектировать. При этом действуют психофизиологические механизмы восприятия.
Аудирование, как рецептивный вид речевой деятельности, требует одновременного восприятия и понимания речи на слух. В связи с этим, происходит напряженная работа всех психических и умственных процессов. В процессе учебного аудирования учащемуся приходится прикладывать немалые усилия, чтобы понять аудиоматериал, а также отреагировать на него. Поэтому аудирование не должно быть поставлено на второй план. В процессе обучения детей нужно использовать аудиотексты на начальном этапе. Что поможет дальше освоиться в иноязычной среде и приспособиться к пониманию иноязычной речи.
Таким образом, актуальность работы определяется следующими факторами:
- важностью умения аудирования как части коммуникативной компетенции с целью применения этого умения в условиях реальной коммуникативной деятельности;
• недостаточным уровнем сформированности навыков аудирования иноязычной речи у учащихся, связанным с высокой степенью трудности процесса аудирования;
• недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы обучения аудированию на среднем этапе.
Одним из путей решения проблемы открывается в использовании игровых технологий в обучении учебному аудированию.
Использование игрового метода обучения - это интересный и эффективный этап в упорядоченном процессе учебной деятельности учащихся. Использование этого метода способствует созданию позитивной психологической атмосферы общения и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Игровая деятельность на уроке иностранного языка организует процесс общения на этом языке, кроме того, она предельно близко приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность, тренирует память, она и развивает речь. Игровые формы обучения дают возможность использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной поставленной цели - творческо- поисковой деятельности. Использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в активности языка.
Таким образом, целью работы является теоретическое обоснование и практическая разработка комплекса упражнений для обучения аудированию английскому языку в средней школе на основе использования игровых технологий. Мы, также, выдвигаем гипотезу о том, что применение игровых технологий при обучении аудированию способствует большему пониманию текста, делает процесс эффективным и интересным, а также снимает страх непонимания иноязычных тестов.
Объект исследования: обучение аудированию на уроке английского языка в средней школе.
Предмет исследования: игровые упражнения, используемые на уроках английского языка для развития аудитивных умений и навыков.
Задачи исследования:
1) описать психолого-педагогические особенности процесса аудирования как вида речевой деятельности;
2) описать методику работы с аудиотекстом на уроке иностранного языка;
3) раскрыть методический потенциал использования игровых технологий в обучении иностранному языку;
4) разработать комплекс игровых упражнений, направленных на формирование аудитивных умений;
5) апробировать комплекс упражнений на практике, оценить эффективность использования игр при обучении аудированию.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
-теоретический анализ и обобщение литературных данных;
-педагогическое наблюдение;
-тетсы , диагностика уровня сформированности навыков аудирования;
- анализы полученных данных;
-эксперимент.
Методологической базой для исследования теоретического материала послужили работы таких авторов, как Колесникова И.Л., Долгина О.А., Елухина Н.В., Соколова Е.Н, Халеева И.И., Рогова Г.В., Хейзинг Й., Хайд. Г., и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что методологическая база и теоретическая часть могут стать основой обоснования и источником информации для последующих работ и тезисов.
Научная новизна заключается в разработке набора аудиотекстов и дополнительных упражнений в игровой форме, который могут быть использованы далее на уроках английского языка. Материал рассчитан, в основном, на общеобразовательные школы и на классы, в которых уровень подготовки английского языка средний или невысокий....
При обучении английскому языку в школе основная задача - научить ребенка понимать и разговаривать на иностранном языке. Использование игровых технологий - одна из форм обучения в интересной и увлекательной форме. Неформальная обстановка также формирует дружеский коллектив, дает возможность радоваться учебному процессу.
Аудирование как вид речевой деятельности является одним из самых сложный процессов. Проблема обучению того, как понимать иноязычную речь на слух существует в школах при обучении языку. Поэтому происходит развитие или создание новых способов и технологий, способных отвечать запросам времени и удовлетворить заказы общества. Аудирование является одним из проверяемых умений при сдаче экзаменов. Поэтому наша задача, как учителей, научить слушать тексты, понимать их и извлекать нужную информацию.
В нашей работе мы раскрыли преимущества и доказали эффективность использования игровых технологий в обучении аудированию в средней школе. Мы достигли поставленной перед нами цели, для чего выполнили определенные шаги. Было выяснено, что при обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение в играх, т.к. игра активизирует мыслительную деятельность позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и лёгкостью. Для развития аудитивных навыков в обучению английскому языку нами была разработана система игр.
В результате проведенного исследования и изучения опыта методистов, занимавшихся данной проблемой, был разработан комплекс упражнений для обучения аудированию с использованием игровых технологий. Система включает в себя различные упражнения - игры, направленные на развитие умений селективного, глобального и детального аудирования.
В результате проведенного исследования мы оценили эффективность описываемых приёмов на практике. Мы выявили улучшение результатов учащихся при прослушивании текста. Процент ошибок при выполнении работ с аудиотекстом заметно снизился, аудирование больше не было скучным и отталкивающим занятием для учеников.
Подводя итоги анализа методики обучения аудированию, необходимо подчеркнуть, что аудирование на иностранном языке относится к числу умений, которые нельзя сформировать раз и навсегда. Оно требует постоянной тренировки с использованием постоянно усложняющегося материала и в условиях нарастающей трудности.
Таким образом, задачи исследования решены: проанализирована методическая литература по теме исследования; рассмотрены все трудности, связанные с процессом обучения аудированию, и подходы к обучению этому виду речевой деятельности; разработана система упражнений, направленная на развитие умений и навыков аудирования для дальнейшего использования в работе.
В результате исследования, предложенная нами гипотеза о том, что применение игровых технологий при обучении аудированию способствует большему пониманию текста, делает процесс эффективным и интересным, а также снимает страх непонимания иноязычных тестов, была подтверждена.
1. Приказ от 17 декабря 2010 г. № 1897. «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования». Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г.
2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя / Н.П. Аникеева. - Новосибирск: Агентство печати и информации «Момент истины», 1994. - 95 с.
3. Балабайко М.С. Некоторые психологические наблюдения над восприятием речевой информации при отборе текстов для аудирования.// [Текст]: Балабайко М.С.Иностранные языки в школе, 1983. -№2
4. Бегларян С. Г. Обучающие игры на уроках английского языка в
средней общеобразовательной школе [Текст] / С. Г. Бегларян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 7779. https://infourok.ru/statya-na-temu-obuchayuschie-igri-na-urokah-
angliyskogo-yazika-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole-449950.html
5. Бим И.Л., Каменецкая Н.П. О преподавании иностранных языков на современном этапе. ИЯШ - 1995, № 3.
6. Ветлугина Н.О., Милюткина Я.Е. Обучающие игры на уроках иностранного языка в начальной школе // Молодой ученый. 2015. №10.5. С. 19.
7. Воронов В.В. Имитационные игровые упражнения как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: дис. ...канд. пед. наук.- М.,1990.- 18 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991, 368 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с.
10. Гез Н.Й. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. [Текст]: Гез.Н.И ;М.:Просв.1982,- 373 с.
11. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию.// [Текст]: Гез.Н.И. Иностранные языки в школе. 1985.-№5
12. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению. ИЯШ - 1981, №5.
13. Григорьева М.Б. Использование игровых приемов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2011. № 10. С. 47.
14. Дехерт В.К. Некоторые проблемы реализации практических целей обучения иностранным языкам в средней школе.// [Текст]: Дехерт В.К ; Иностранные языки в школе.1983.-№1 47-50 с.
15. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие / М.Г.Ермолаева.- 2-е изд., доп.- Спб.: СПбАППО, 2005.- 3-25 с....56