Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы профилактики аддикции младших подростков к мобильным телефонам в школе 8
1.1. Аддикция к мобильным телефонам
как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Возрастные аспекты аддикции
к мобильным телефонам у подростков 15
1.3. Возможности педагогической профилактики
аддиктивного поведения у детей младшего подросткового возраста 23
Выводы по главе I 27
Глава II. Опытно-экспериментальная профилактика аддикции младших подростков к мобильным телефонам в школе 30
2.1. Методики исследования и анализ результатов констатирующего
эксперимента 30
2.2. Содержание и реализация профилактики аддикции младших
подростков к мобильным телефонам 40
2.3. Проверка результативности опытно-экспериментальной работы попрофилактике аддикции младших подростков к мобильным телефонам в
школе 43
Выводы по главе II 57
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложение 69
Актуальность исследования. Современное образование
сопровождается глобальными процессами использования информационных ресурсов. Эта идея находит отражение в последних государственных документах, регулирующих отношения в сфере образования: Федеральный Закон РФ «Об образовании», президентская программа «Наша Новая школа», ФГОС НОО, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Одним из главных ориентиров отечественной школы является «... воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества» [15, с.4].
В современном инновационном быстроменяющемся мире компьютер, Интернет и различного рода гаджеты стали мощными средовыми факторами, под влиянием которых происходит формирование личности современных детей и подростков. На сегодняшний момент информационные технологии используются не только для передачи, обработки и хранения информации, но и для построения особенной социокультурной молодежной среды.
Новейшие информационные устройства, безусловно, оказывают положительное влияние на подрастающее поколение, так, например компьютер и телефоны с качественной операционной системой выступают хорошим средством для эмоциональной разрядки, способствуют развитию творческого мышления, помогают овладевать новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами. Однако чрезмерное использование интерактивных средств может приводить и к негативным последствиям, затрагивающим психологическое развитие молодого человека и развития специфических зависимостей.
Среди распространенных гаджетов, доступных для подростков, особенно отметим мобильные телефоны, оснащенные разнообразными высокотехнологичными функциями. Эти устройства позволяют подросткам быстро связываться с родителями, родственниками, друзьями - активно общаться по различным каналам, посредствам звонков, смс, переписке в интернете.
В качестве факторов, которые способствуют развитию аддикции от мобильных телефонов, могут выступать внешние социальные условия (макросоциальные факторы), внутренние наследственно-биологические предпосылки, внутриличностные причины. Поскольку общение со сверстниками в подростковом возрасте становится первостепенной задачей, появление аддикции к телефонам в это время особенно характерно.
При возникновении у подростков аддикции к мобильным телефонам формируется нарушенное представление об общении - подростки находятся в виртуальном мире и практически перестают нормально общаться в реальном. Помимо этого, подростки крайне болезненно переживают, если телефон оказывается не рядом, нервничают, не представляют жизни без него. Крайне часто дети, имеющие аддикцию к мобильным телефонам, проверяют сообщения, заходят в социальные сети, плохо себя чувствуют, если телефоном невозможно воспользоваться или он разрядился. Именно в подростковом возрасте родителям, педагогам и психологам необходимо обращать особое внимание на поведение детей и вовремя организовывать профилактические действия, препятствующие развитию аддикции, ведь именно от своевременных действий взрослых зависит психологическое здоровье детей.
Эффективно решить проблему появления аддикции к мобильным телефонам в подростковом возрасте можно в условиях организации специальных занятий. Отметим, что такие занятия позволят сочетать в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживать и развивать талантливых и одаренных детей, формировать здоровый образ жизни, осуществлять профилактику различных асоциальных явлений в детско-юношеской среде [41].
Степень разработанности проблемы. В настоящее время наблюдается недостаточная разработанность проблемы аддикции младших подростков от мобильных телефонов в психологической и педагогической литературе. Впервые на эту проблему указал отечественный ученый И.Ю. Егоров в книге «Нехимические зависимости». Также имеются труды, показывающие особенности формирования специфичной социокультурной среды на основе компьютерных технологий у таких исследователей, как А.Е. Войскунский, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев и др.
...
На основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что проблема возникновения аддикции к мобильным телефонам на современном этапе развития общества является особенно актуальной и нарастающей. Под аддикцией понимается некоторая зависимость, пагубная привычка. В широком смысле аддикция интерпретируется как ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Аддиктивное поведение выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния.
В качестве факторов, которые способствуют развитию аддикции от мобильных телефонов, обычно выступают внешние социальные условия (макросоциальные факторы), внутренние наследственно-биологические предпосылки, внутриличностные причины. В период подросткового возраста усиливает появление аддикции к мобильным телефонам тот факт, что в этот период общение со сверстниками становится первостепенной задачей, и появление аддикции к телефонам в это время особенно характерно.
При возникновении у подростков аддикции к мобильным телефонам формируется нарушенное представление об общении - подростки находятся в виртуальном мире и практически перестают нормально общаться в реальном. Помимо этого, подростки крайне болезненно переживают, если телефон оказывается не рядом, нервничают, не представляют жизни без него. Крайне часто школьники, имеющие аддикцию к мобильным телефонам, проверяют сообщения, заходят в социальные сети, плохо себя чувствуют, если телефоном невозможно воспользоваться или он разрядился. Именно в подростковом возрасте родителям, педагогам и психологам необходимо обращать особое внимание на поведение детей и вовремя организовывать профилактические действия, препятствующие развитию аддикции.
Эффективно решить проблему появления аддикции к мобильным телефонам в подростковом возрасте можно в условиях организации специальных занятий - данное положение было нами подтверждено в ходе опытно-экспериментальной работы, согласно результатам которой нами была подтверждена гипотеза о том, что для младших подростков, имеющих аддикцию к мобильным телефонам, характерна повышенная личностная и ситуативная тревожность, высокая степень чувства одиночества и потребность в общении. Также мы практическим путем установили, что клуб общения является результативным средством педагогической профилактики аддикции к мобильным телефонам, поскольку в процессе клубных встреч у детей младшего подросткового возраста обеспечивается: формирование позитивной самооценки; снижение эмоционального напряжения; развитие чувства доверия к себе и окружающим; повышение уверенности в себе; развитие навыков конструктивного взаимодействия и реального общения со сверстниками.
Полученные теоретические и экспериментально проверенные практические результаты доказали высокую действенность проведенной профилактической работы, что удовлетворяет положениям гипотезы:
• по тесту определения телефонной зависимости, мы сделали вывод, что в этой группе детей после опытно-экспериментальной работы на 67% сократилось количество школьников имеющих аддикцию от мобильного телефона. Эти дети больше стали общаться в «реальной» обстановке, чаще оставляют телефон дома, стали меньше нервничать, если их телефон разрядился.
• по методике выявления потребности в общении (Ю.М. Орлова), мы сделали вывод, что высокий уровень потребности в общении наблюдался у 100% младших подростков, что на 67% выше, чем при первой диагностике. Школьники осознали, что общение в повседневной жизни гораздо интереснее, чем общение посредствам мобильного телефона, дети в экспериментальной группе сплотились, стали вместе посещать спортивные секции, безусловно, опытно экспериментальная работа, проведенная в этой группе, имела положительный успех для личностного развития детей.
• по методике определения степени одиночества, мы сделали вывод, что в группе детей младшего подросткового возраста полностью отсутствуют дети, имеющие высокую степень одиночества, напротив 89% школьников стали более спокойными, стали общаться со сверстниками и более не чувствуют себя одинокими. Тем не менее, 11% детей после опытно - экспериментальной работы проявили среднюю степень одиночества.
• по результатам методики диагностики уровня ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), мы заключили, что в экспериментальной группе после опытно-экспериментальной работы на 67% сократилось количество детей, проявляющих высокий уровень ситуативной тревожности, и на 11% сократилось количество детей, проявляющих средний уровень ситуативной тревожности.
• по шкале личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), мы заметили, что высокий уровень личностной тревожности выявлен у 11% младших подростков, что на 45% меньше чем при констатирующем эксперименте. Умеренный уровень личностной тревожности обнаружен у 33% школьников, а низкий уровень личностной тревожности обнаружен у 56% школьников, что на 34% больше, по сравнению с первой диагностикой.
В контрольной группе, где никаких развивающих воздействий не было предпринято, существенных изменений не произошло, что было доказано с помощью диагностических методик и применением статистического критерия Манна-Уитни.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в исследовании, подтвердилась, его задачи решены, цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1997. 704 с.
2. Асеева А.Д. Социально-психологические аспекты зависимого поведения в межличностных отношениях в юношеском возрасте: автореф. ... дисс. к. псх. н. Курск, 2014. 24 с.
3. Белобрыкина О.А. Теория и практика психологической службы в образовании. Омск, 2008. 572 с.
4. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. СПб.,1998. URL: http: //modernlib .ru/books/belogurov_sergey/populyarno_o_narkotikah_i_narkomaniyah/read_1/http: //modernlib .ru/books/belogurov_sergey/populyarno_o_narkotikah_i_narkomaniyah/read_1/ (дата доступа 9.09.2015)
5. Божович Л.И.Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология - хрестоматия. М., 2003. 368 с.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб., 1999. 528 с.
7. Выготкий Л.С. Педология подростка. М., 1930. 172 с.
8. Гладарев Б.С. Трансформация условий и структур повседневной коммуникации пользователей информационных технологий: на примере мобильной телефонии: дис. ... к. соц. н. СПб., 2006. 163 с.
9. Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. М., 2001. 348 с.
10. Дерманова И.Б. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханина) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб., 2002. С.124-126.
11. Дубровина И.В. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной М., 2003. 480 с.
12. Дубровина И.В. Психология в образования. СПб., 2009. 592 с.
13. Егоров А. Ю. Перспективы лечения аддиктивных расстройств: теоретические предпосылки. URL: http://www.narcom.ru/publ/info/267 (дата доступа 17.09.2015)
14. Елисеев О.П. Потребность в общении. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С.428-430.
15.Завалишина О.В. Педагогическая поддержка подростков, склонных к интернет-зависимости: автореф. дисс. ... к. пед. н. Курск, 2012. 24 с.
...
56 источников