ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БУДДИЗМ 8
§ 1. Социально-исторические условия и идейные источники
возникновения, хронология и география распространения буддизма 8
§ 2. Особенности буддийского вероучения и культуры. Философские основы буддизма 11
§ 3. Основные школы и направления в буддизме 23
§ 4. Социально-нравственный смысл буддизма 27
ГЛАВА II. БУДДА О И ЕГО СОРАТНИКИ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
И ЮНОШЕСТВА
§ 1. Буддизм - это образование 30
§ 2. Будда о воспитании детей 31
§ 3. Психолого-педагогические идеи буддизма в духовно-нравственном воспитании личности 33
§ 4. Учительство в системе буддизма 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Перманентная, без четко определенных идеологических целей и сроков окончания, растянувшаяся уже на третье десятилетие реформа образования в РФ вынуждает регионы страны как центральные, так и национальные, обращаться в поисках оптимальных решений к своим религиозным цивилизационным корням.
В настоящее время в девятнадцати регионах России, в республиках Тыва, Бурятской и Калмыкской действуют экспериментальные площадки по «Основам религиозной культуры и светской этики», где работники образования, в составе творческих коллективов, нарабатывают новое методическое содержание этого предмета, учитывая национальные традиции этих народностей. Там родители и дети, которые выбрали изучение буддизма, под руководством учителей-наставников, постигают наследие предков, вырабатывая гуманистические личностные качества о сострадании и милосердию.
Интерес к педагогическим практикам буддизма в мире усилился во второй половине XX столетия, хотя буддологи и востоковеды на западе обращали внимание на состояние монастырского образования буддистов ещё в ранних произведенияхХ1Х и начала XX в., в которых давался анализ обучающих укладов в монастырских общинах на Тибете и в монгольских степных обителях. Об этом писали Чома де Кёрёш, В.П. Васильев, Ф.И. Щербатский, Е.Е. Обермиллер и очень много A.M. Позднеев, Г.Ц. Цыбиков, Б.Б. Барадийн. Известные исследователи как С. Саркар из университета Дели, Кеви из Оксфордского университетского колледжа, включали обзоры о буддийском образовании в главы своих работ, посвященных образованию в индийских школах . В условиях подъёма тибетологических работ в связи с массовыми эмиграциями монахов и тибетских лам после 1959 года из Лхасы, захваченной коммунистическими правителями Китая, буддологические исследования стали много и в подробностях описывать системы монастырских схоластик и особые формы буддийских образовательных систем, как, например, философские диспуты. На них обратили свое внимание такие исследователи как Пердю, Самдонг Ринпоче, Ньюланд, Джексон, МакФерсон .Наибольший интерес вызывает описание монастырских образовательных систем, которое сделал Г. Дрейфус , известный тибетолог, он сам будучи тибетским монахом освоил все программы в тибетском монастыре-университете, потратил на все более двадцати лет, и достигнул при этом впервые на западе степени Г еше, то есть стал доктором буддийской науки.
Среди отечественных ученых, очень яркой является работа Васильева Л.С., там он дает обширную характеристику религиям Востока . Так же, нельзя не заметить труд Поликарпова В.С., где он так же пишет о возникновении и развитии различных религиозных образовательных систем .
К сожалению, исторических работ специально посвященных анализу педагогических идей раннего буддизма в нашем распоряжении не оказалось.
Поэтому в работе будут исследованы именно педагогические практики именно начального периода формирования буддийского учения и его педагогических практик.
Объект исследования - опыт гуманитарного педагогического образования человечества.
Предмет работы - педагогические практики раннего буддизма.
...
Таким образом, педагогическое в учении Будды заключается в том, что каждый может стать «просветленным», «прозревшим». При этом речь идет не о религиозном просветлении, а о том, что каждый должен быть учителем самому себе, ничего не принимать на веру, а познавать все на собственном опыте, для реализации своих потенциальных возможностей, заложенных природой.
Это положение содержит сильный импульс и является генератором активизации человека, побуждает к активным действиям и деятельности (все в руках человека, который может реализовать себя сам).
Буддизм уже в ранний период своего существования представлен несколькими направлениями и течениями, часто они очень отличаются друг от друга. Несмотря на это, существует круг идей, которые характерны для всех ответвлений буддизма.
Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии ставший Буддой Шакьямуни, что означает «просветленный мудрец из рода шакьев».
Сиддхартха Гаутама был принцем царства шакьев, и с детства отец оберегал его от всех негативных проявлений этого мира, построил для него три идеальных дворца, которые принцу было запрещено покидать. Принц Г аутама имел все возможные богатства материального мира, хорошую жену и сына. Несмотря на это, он чувствовал, что все это не является конечной целью жизни. В 29 лет он выбрался за пределы дворца и увидел четыре зрелища, которые потрясли его и изменили всю жизнь: нищего, больного, мертвого человека и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни: что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло его оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. Гаутама стал отшельником, начал практиковать медитацию и аскезы (практики самоограничения). После долгой практики он посчитал, что достиг Наивысшего Просветления (нирваны) - осознал истинную природу и причину человеческих страданий (невежество) и шаги, которые нужно предпринять для освобождения от них.
В отличие от других мировых религий, буддизм развивался, прежде всего, как монашеская традиция. По сегодняшний день монашество является центральным институтом и идеалом буддийской культуры, поскольку оно является практическим воплощением учения Будды, с его отказом от мирских удовольствий и обетом безбрачия. Буддизм является единственной традицией, где с раннего детства принимают в монахи.
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, искусство, систему образования - иными словами целую цивилизацию.
Однако раннее учение Будды не преследовало таких целей и было целиком нацелено на прекращение человеческих страданий конкретного адепта через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду, прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения.
Следует отметить, что буддизм ставит вопрос о воспитании нравственности не так, как официальная педагогика. Если последняя сводит воспитание нравственности детей в основном к вопросам поведения, то, согласно буддизму, сущность нравственного воспитания заключается в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека. Что же касается поведения человека, то оно является производным и вытекает из внутренней установки личности. Другими словами, нельзя подменить воспитание обучением нравственному поведению.
Соратники Будды не без труда, но все же смогли уменьшить авторитет брахманизма в Индии, где брахманизм тысячелетия господствовал в религиозной сфере.
...
1. Аудиозаписи учений и интервью визита Кирти Цэншаба Ринпоче 2003г./ Пер. М. Кожевниковой. Из архивов Буддийского центра Арьядевы ФПМТ (СПб.).
2. Буддийские медитации: тексты практик и руководств. - Авт.-сост., пер. М. Кожевникова. СПб.: Изд-во Нартанг, 2006.
3. Вишну-смрити / пер. с санскр., предисл., коммент. и прил. Н.А. Корнеевой. М.: Вост. лит., 2007. 421 с. (Памятники письменности Востока. CXXXII / редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.).
4. Далай-лама. Буддизм Тибета. Пер. М. Кожевниковой. СПб. - Рига: Нартанг - Угунс, 1990.
5. Законы Ману. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -496 с.
6. Нартанг. Бюллетень, 1993, №12 (18). - “CrazyWisdomNews”, 1992/93.
7. Палийский Канон. Перевод сутт с англ. по сайту
Випассаны: URL: http :www.vipassana.com/canon/digha/dn11 .php. Дата
обращения 19 февраля 2019.
8. Повесть об Учителе. Бакула Ринпоче в России. - Авт.-сост. М. Кожевникова. СПб, 2003.
9. Безрогов В. Традиции ученичества и институт школы в древних цивилизациях. М., 2008.
10. Берзин А. Общий обзор буддийских практик. СПб., 1993.
11. Братченко С.Л. Гуманистические основы личностно ориентированного подхода к воспитанию // Вестн. Сев.-Зап. отд-ния РАО. Вып. 1. СПб., 1996. С. 14-16.
12. Василенко В.А. Педагогические идеи в древнеиндийских «Законах Ману» // Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока / под ред. К.И. Салимовой. М., 1988. - С. 67-83.
13. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.: Высшая школа, 1988.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики М.: Прогресс. 1988.
15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2.