Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Психофизиологические особенности детей коррекционного
вида 6
1.2. Физические качества человека 7
1.3. Выносливость 9
1.4. Сила 10
1.5. Гибкость 12
1.6. Быстрота 13
1.7. Координация 15
1.8. Этапы и фазы развития физических качеств 17
1.9. Подбор физических упражнений для коррекции
двигательных качеств для детей с ограниченными возможностями здоровья 19
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Организация исследования 51
2.2. Методы исследования 51
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 53
3.1. Реализация экспериментальной комплексной программы,
направленной на совершенствование занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ в возрасте 8-10 лет 53
3.2. Результаты исследования 61
Заключение 63
Библиографический список 64
Приложения 69
Актуальность исследования.
Регулярные, правильно организованные занятия по физкультуре благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания, укрепляют «мышечный корсет». Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия по физкультуре делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.
В последнее время в России и за рубежом сформировались устойчивые научно-методические школы, позволяющие эффективно обучать детей с ОВЗ, но, не смотря на это, существует ряд противоречий, подтверждающих актуальность нашего исследования.
1. Наличие большого количества современных педагогических технологий и подготовленности специалистов и родителей детей с ОВЗ, и отсутствие системы преемственности образовательного процесса, систем обучения детей с ОВЗ.
2. Наличие достаточного количества исследований детей с ОВЗ и недостаток технологий по совершенствованию занятий в образовательной деятельности детей 8-10 лет.
Существующее на сегодняшний день противоречие, когда с одной стороны, наблюдается существенное увеличение количества детей с ОВЗ, а с другой, недостаток программ по физкультуре, технологий и моделей совершенствования занятий детей с ОВЗ, определили проблему нашего исследования, которая состоит в необходимости разработки программы занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет на занятиях по физкультуре.
Объект исследования: образовательный процесс по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет.
Предмет исследования: комплексная программа по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать
комплексную программу занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет в образовательном процессе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать комплексную программу занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет в образовательном процессе.
3. Экспериментально проверить эффективность применения комплексной программы в практической деятельности.
Гипотеза исследования: в ходе исследования мы предположили, для совершенствования занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ позволит нам разработать комплексную программу занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет в образовательном процессе, включающую:
- основные принципы комплексной программы по совершенствованию занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ;
- условия организации подготовки детей с ОВЗ к образовательному процессу;
- содержание комплексной программы по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет в образовательном процессе.
Методы исследования: анализ и обобщение отечественных и зарубежных литературных источников; изучение опыта наблюдавших нами занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ; педагогический эксперимент; методы математической обработки.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в составлении комплексной программы занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ 8-10 лет в образовательном процессе.
Практическая значимость исследования. Результаты наших разработок могут стать основой для разработки методических рекомендаций, которые будут использоваться учителями, педагогами, тренерами- преподавателями, методистами. Они могут использоваться для совершенствования профессиональной подготовки студентов физической культуры, тренеров-преподавателей и повышения квалификации педагогов, тренеров-преподавателей, методистов, а также служить ориентирами для оптимизации системы занятий по физической культуре в образовательных учреждениях.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что недостаточное физическое развитие детей с ОВЗ приводит к нарушению осанки и опорно-двигательного аппарата, что создает реальные предпосылки для совершенствования занятий по физкультуре с детьми 8-10 лет связанные с ходом коррекционного процесса.
Предложенная и используемая на практике комплексная программа на занятиях по физкультуре дала свои положительные результаты в проведенной работе. Исследованием установлено: благодаря экспериментальной
программе происходит повышение развития физических качеств и коррекция опорно-двигательного аппарата при выполнении данных нами комбинированных комплексов упражнений.
По данным результатов проведенного педагогического эксперимента, который показал, что важнейшим условием занятий по физкультуре с детьми с ОВЗ в возрасте 8-10 лет при совершенствовании занятий является: обязательное включение в подготовительную часть занятия комбинированных комплексов упражнений, ориентированных комплексному развитию детей с ОВЗ в возрасте 8-10 лет.
Практические рекомендации
1) Для повышения эмоционального состояния учащихся на уроках использовать музыкальное сопровождение.
2) Использовать в основном специальную разминку, она способствует быстрому врабатыванию организма.
3) Раз в неделю делать разгрузочные или игровые уроки.
4) Использовать дифференцированный и индивидуальный подходы.
5) Уделять большое внимание гармоничному развитию всего организма и проводить психологические тренинги для психологической подготовки.
1. Астафьева Н. Г., Кобзев Ю. А., Храмов В. В. Оценка качества жизни лиц с физическими недостатками, занимающихся адаптивным спортом // Социология медицины. 2003. №1. - С. 41-44.
2. Баева, Т.Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании/Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова, В.А. Чистяков. - СПб.: НИИХ, 2011. - 81 с.
3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. [Текст]// Базарный В.Ф. - М.:АРКТИ, 2005.-176с.: ил.
4. Бегидова, Т. П. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова. - 2-е изд., испр. и доп., Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 191 с. — (Профессиональное образование).
5. Бреев М.П. Урок физической культуры в школе: Пособие для учителя.[текст]// Бреев М.П. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. -184с.
6. Боярская Л. А., Харитонова Л. Г. Особенности развития мануальной моторики у школьников с ограниченными возможностями. Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. Вып. 3, 2004. С. 246-257.
7. Волков, Л.В. Физические способности детей и подростков/Л.В. Волков.-Киев: Здоровье, 2008.-24-27с
8. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 1998. - с.60-66
9. Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989
10. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. Издательство Советский спорт, 2004.
11. Гужаловский, А.А. Развитие двигательных качеств у школьников/А.А.Гужаловский.- Минск: Народная асвета, 2010. - 87 с.
12. Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании/ М.; Академия; 2002 с.176.
13. Евсеев С. П. Технология адаптивного физического воспитанияучащихся общеобразовательных школ // В сборнике: Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения. Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Министерство физической культуры и спорта Чувашской республики, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры.- СПБ, 2006. С. 29-35.
14. Евсеев С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Л.В. Шапкова, А.Г. Абалян, Г.Н. Грец, О.Э. Евсеева, И.Ю. Горская, Н.А. Сладкова.: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032102 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и студентов техникумов и колледжей, обучающихся по специальности 050721 - Адаптивная физическая культура : [в 2 томах] / Сер. Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Том 2 Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов. Москва, 2007.
15. Еркомайшвили И. В. Тенденции развития специальной олимпиады России Вестник УГТУ-УПИ. Серия «Образование и воспитание. Экономика и управление физической культуры и спорта». Современные проблемы развития физической культуры в образовательном учреждении: Сб. науч. статей. Екатеринбург. Вып. 2, 2003. С. 193-204.
...
38 источников