Тактическая подготовка юных футболистов
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ
1.1. Теоретические основы многолетней технико¬тактической подготовки спортивного резерва в футболе
1.2. Этапы тактической подготовки
1.3. Особенности подготовки к соревновательной деятельности юных футболистов.
1.4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
2.1. Особенности тактической подготовки юных футболистов
2.2. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов
2.3. Средства, методы, методические приемы тактической подготовки в футболе
2.4. Групповая тактика на тренировках футболистов 14-15 лет
2.5. Тактическая тренировка посредством различных заданий и упражнений
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ФУТБОЛЕ
1.1. Теоретические основы многолетней технико¬тактической подготовки спортивного резерва в футболе
1.2. Этапы тактической подготовки
1.3. Особенности подготовки к соревновательной деятельности юных футболистов.
1.4. Возрастные особенности юных футболистов 14-15 лет
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФУТБОЛЕ
2.1. Особенности тактической подготовки юных футболистов
2.2. Структура основных компонентов тактической подготовки юных футболистов
2.3. Средства, методы, методические приемы тактической подготовки в футболе
2.4. Групповая тактика на тренировках футболистов 14-15 лет
2.5. Тактическая тренировка посредством различных заданий и упражнений
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Процесс подготовки высококлассного футболиста - это очень длительный, многоэтапный, а главное многосторонний процесс. Основными направлениями в подготовке футболиста являются: техническая, физическая, психологическая и тактическая подготовки. Безусловно, все эти стороны подготовки футболиста одинаково важны для его становления, проходят в тесном переплетении друг с другом, и ни в коем случае не противопоставляются одна другой.
Состояние современного футбола таково, что на данном этапе развития игры на первый план выходит тактическая подготовка игрока и команды в целом, и первой становится команда, чья мысль опережает мысль других команд (В.Н. Платонов, 1995).
В настоящее время проблемы теории, методики и практики тактической подготовки освещены довольно ярко. Также хорошо изучена взаимосвязь технической и тактической, физической и тактической подготовок. Однако взаимосвязь тактической и психологической подготовки изучена не так подробно. Насчитывается небольшое количество работ, в полной мере освещавших данный раздел. Работ о взаимодействии тактической и психологической подготовок в футболе вообще единицы.
Средства тактической подготовки в определенных условиях могут стать средствами развития определенных психологических качеств спортсмена.
Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.
Одной из причин такого положения специалисты считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. Отмечаемое в последние 10-15 лет отставание отечественных футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает оставаться устойчивой тенденцией, в связи с чем подчеркивается возрастающая важность тактической подготовки как основного компонента, лимитирующего конкурентоспособность российских спортсменов на международной арене.
В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности тактической подготовки юных футболистов выделяется необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры.
Детерминированность тактической подготовки возрастными закономерностями структуры соревновательной деятельности (СД) юных футболистов предусматривает необходимость дифференцировки и построения ее по принципу интегральной подготовки. Содержательная сторона, в частности технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности техники и тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность исследования.
Сравнительный анализ показателей соревновательной и тренировочной разносторонности тактики игры юных футболистов позволяет установить граничные нормы данных характеристик на этапах многолетней подготовки. Использование этих норм дает возможность дифференцировать содержание тактической подготовки с учетом возрастных закономерностей соревновательной деятельности и повышает ее эффективность. Уточненные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок расширяют возможности целенаправленного подбора средств тактической подготовки. Таким образом, актуальность исследования не вызывает сомнения.
Гипотеза исследования предполагает, что технология построения интегральной подготовки юных футболистов с учетом возрастных особенностей разносторонности тактической деятельности позволяет эффективней, в сравнении с традиционной методикой, дифференцировать тренировочное воздействие, что повышает качество управления многолетней подготовкой в целом.
Объект исследования - тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования - содержание и технология дифференцировки тактической подготовки юных футболистов.
Цель исследования явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.
Задачи исследования:
1. выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.
2. рассмотреть особенности тактической подготовки юных футболистов
3. раскрыть Средства и методы тактической подготовки в футболе.
Методологической основой исследования являлись труды В.П.Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин; системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что данные исследования можно использовать для проведения тренировочного процесса по развитию тактической подготовленности юных футболистов, а также рекомендовать соответствующие упражнения и использовать их на примере тренировочного процесса в ДЮСШ г. Кызыла Республики Тыва.
Состояние современного футбола таково, что на данном этапе развития игры на первый план выходит тактическая подготовка игрока и команды в целом, и первой становится команда, чья мысль опережает мысль других команд (В.Н. Платонов, 1995).
В настоящее время проблемы теории, методики и практики тактической подготовки освещены довольно ярко. Также хорошо изучена взаимосвязь технической и тактической, физической и тактической подготовок. Однако взаимосвязь тактической и психологической подготовки изучена не так подробно. Насчитывается небольшое количество работ, в полной мере освещавших данный раздел. Работ о взаимодействии тактической и психологической подготовок в футболе вообще единицы.
Средства тактической подготовки в определенных условиях могут стать средствами развития определенных психологических качеств спортсмена.
Характерной особенностью отечественного футбола в последние годы является отсутствие сколь-нибудь значимых спортивных достижений национальной сборной и клубных команд на международной арене. Негативной стороной этой закономерности следует признать и невыразительные выступления молодежной и юношеских сборных команд нашей страны.
Одной из причин такого положения специалисты считают отсутствие ярких, хорошо технически и тактически подготовленных молодых игроков, что косвенно отражает уровень подготовки спортивного резерва в современном российском футболе. Отмечаемое в последние 10-15 лет отставание отечественных футболистов в спортивном мастерстве от ведущих зарубежных продолжает оставаться устойчивой тенденцией, в связи с чем подчеркивается возрастающая важность тактической подготовки как основного компонента, лимитирующего конкурентоспособность российских спортсменов на международной арене.
В фундаментальных исследованиях последних лет среди приоритетных направлений дальнейшей разработки проблемы повышения эффективности тактической подготовки юных футболистов выделяется необходимость построения тренировки на основе учета возрастных закономерностей соревновательного и тренировочного объемов разносторонности техники и тактики игры.
Детерминированность тактической подготовки возрастными закономерностями структуры соревновательной деятельности (СД) юных футболистов предусматривает необходимость дифференцировки и построения ее по принципу интегральной подготовки. Содержательная сторона, в частности технология планирования и методика тренировки на основе учета разносторонности техники и тактики игры юных футболистов, остается недостаточно разработанной, что обусловливает актуальность исследования.
Сравнительный анализ показателей соревновательной и тренировочной разносторонности тактики игры юных футболистов позволяет установить граничные нормы данных характеристик на этапах многолетней подготовки. Использование этих норм дает возможность дифференцировать содержание тактической подготовки с учетом возрастных закономерностей соревновательной деятельности и повышает ее эффективность. Уточненные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок расширяют возможности целенаправленного подбора средств тактической подготовки. Таким образом, актуальность исследования не вызывает сомнения.
Гипотеза исследования предполагает, что технология построения интегральной подготовки юных футболистов с учетом возрастных особенностей разносторонности тактической деятельности позволяет эффективней, в сравнении с традиционной методикой, дифференцировать тренировочное воздействие, что повышает качество управления многолетней подготовкой в целом.
Объект исследования - тактическая подготовка юных футболистов.
Предмет исследования - содержание и технология дифференцировки тактической подготовки юных футболистов.
Цель исследования явилось повышение уровня тактической подготовленности юных футболистов.
Задачи исследования:
1. выявить степень разработанности теоретико-методических основ тактической подготовки в детско-юношеском футболе с позиций возможности учета возрастных параметров тактики игры.
2. рассмотреть особенности тактической подготовки юных футболистов
3. раскрыть Средства и методы тактической подготовки в футболе.
Методологической основой исследования являлись труды В.П.Филин, М.Я. Набатникова, Ю.Д. Железняк, К.П. Сахновский, В.Г. Никитушкин; системы подготовки спортивного резерва в детско-юношеском футболе А.А. Сучилин, А.П. Золотарев, А.И. Шамардин.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что данные исследования можно использовать для проведения тренировочного процесса по развитию тактической подготовленности юных футболистов, а также рекомендовать соответствующие упражнения и использовать их на примере тренировочного процесса в ДЮСШ г. Кызыла Республики Тыва.
1. Технология построения тактической подготовки в детско¬юношеском футболе должна базироваться на основе соблюдения принципа детерминированности содержания учебно-тренировочного процесса возрастными закономерностями соревновательной деятельности. При этом необходимо учитывать:
- структуру основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов;
- соотношение соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры;
- возрастную динамику доминантных факторов подготовленности;
- параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок на этапах многолетней подготовки.
2. Граничные значения соотношений соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры юных футболистов следует рассматривать как возрастную закономерность. Так, если у начинающих спортсменов в плане совершенствования тактики группового владения мячом наибольшее воздействие оказывает сама игра, то с возрастом, начиная с 14-15 лет, объем соревновательной разносторонности тактики уступает тренировочному, что соответствует закономерностям профессионального футбола.
3. При средних значениях объема и эффективности ТТД юных футболистов в условиях соревнований, соответствующих данным специальной литературы, на этапах углубленной тренировки и предпрофессиональной подготовки общая разносторонность тактики игры должна находиться в следующих диапазонах, указанных в таблице. При этом разница показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, независимо от возраста юных спортсменов, не должна превышать 5-7 %.
4. Планирование средств тактической подготовки юных футболистов должно предусматривать возрастные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок.
Согласно данным А.П. Золотарева, дополняемым результатами настоящего дипломного исследования, в многолетней подготовке юных футболистов возраст 14-15 лет следует рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства. К 15 годам футболист обязан в полном объеме овладеть всем арсеналом основных ТТД. В противном случае дальнейший эффективный рост его спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.
5. Технико-тактическое мастерство характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игры. Поскольку в спортивных играх средством ведения игры являются технико-тактические действия, считается целесообразным наряду с обучением технике и ее совершенствованием изучать тактику. Технико-тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов-игровиков должна рассматриваться как целостный процесс.
Среди основных направлений тактического совершенствования принято выделять:
1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;
2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;
3) совершенствование тактического мышления;
4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;
5) практическая реализация тактической подготовленности
- структуру основных компонентов соревновательной деятельности юных футболистов;
- соотношение соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры;
- возрастную динамику доминантных факторов подготовленности;
- параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок на этапах многолетней подготовки.
2. Граничные значения соотношений соревновательного и тренировочного объемов разносторонности тактики игры юных футболистов следует рассматривать как возрастную закономерность. Так, если у начинающих спортсменов в плане совершенствования тактики группового владения мячом наибольшее воздействие оказывает сама игра, то с возрастом, начиная с 14-15 лет, объем соревновательной разносторонности тактики уступает тренировочному, что соответствует закономерностям профессионального футбола.
3. При средних значениях объема и эффективности ТТД юных футболистов в условиях соревнований, соответствующих данным специальной литературы, на этапах углубленной тренировки и предпрофессиональной подготовки общая разносторонность тактики игры должна находиться в следующих диапазонах, указанных в таблице. При этом разница показателей разносторонности тактики атакующих и оборонительных действий, независимо от возраста юных спортсменов, не должна превышать 5-7 %.
4. Планирование средств тактической подготовки юных футболистов должно предусматривать возрастные параметры координационной сложности специализированных тренировочных нагрузок.
Согласно данным А.П. Золотарева, дополняемым результатами настоящего дипломного исследования, в многолетней подготовке юных футболистов возраст 14-15 лет следует рассматривать как «критический» в плане становления тактического мастерства. К 15 годам футболист обязан в полном объеме овладеть всем арсеналом основных ТТД. В противном случае дальнейший эффективный рост его спортивного мастерства в аспекте должной подготовки к профессиональной спортивной деятельности представляется проблематичным.
5. Технико-тактическое мастерство характеризуется объемом и разносторонностью технических приемов, которыми владеет футболист, а также умением эффективно применять эти приемы в условиях игры. Поскольку в спортивных играх средством ведения игры являются технико-тактические действия, считается целесообразным наряду с обучением технике и ее совершенствованием изучать тактику. Технико-тактическая подготовка в многолетней тренировке спортсменов-игровиков должна рассматриваться как целостный процесс.
Среди основных направлений тактического совершенствования принято выделять:
1) изучение сущности основных теоретико-методических положений спортивной тактики;
2) овладение основными элементами, приемами, вариантами тактических действий;
3) совершенствование тактического мышления;
4) изучение информации, необходимой для практической реализации тактической подготовленности;
5) практическая реализация тактической подготовленности
Подобные работы
- Технико-тактическая подготовка юных футболистов 13-14 лет в годичном цикле тренировки
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Методика совершенствования тактической подготовки юных футболистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности технико-тактической подготовки юных футболистов
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 14-15 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование технико-тактических действий юных футболистов в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА УПРОЩЕННЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ 14-16 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2017 - ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ У ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018



