РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Общая характеристика категорий «коммуникация»,
«коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» 6
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Методы и приемы развития коммуникативной компетентности
детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностический инструментарий изучения сформированности
коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Организация и реализация игрового комплекса, направленного на
развитие коммуникативных навыков детей 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Общая характеристика категорий «коммуникация»,
«коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения» 6
1.2. Развитие коммуникативной компетентности в старшем дошкольном возрасте 13
1.3. Методы и приемы развития коммуникативной компетентности
детей старшего дошкольного возраста 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностический инструментарий изучения сформированности
коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 29
2.3. Организация и реализация игрового комплекса, направленного на
развитие коммуникативных навыков детей 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Живое общение - важная форма взаимодействия человека с миром, в ходе которой формируется личность. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Сформированная коммуникативная компетентность это залог успешности в сфере общения.
Психолого-педагогические исследования подтверждают, что коммуникативная компетентность начинается развиваться еще в дошкольном возрасте, более того, именно дошкольный возраст является сенситивным для формирования коммуникативности. Дети дошкольного возраста не всегда способны ясно выражать свои мысли, чувства, ощущения, что, зачастую, создает барьер при общении как со взрослым, так и со сверстником.
Современная педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, что выдвигает в число актуальных проблем такую как создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка.
Помимо этого, согласно ФГОС, предполагается формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе окончания дошкольной ступени образования. В том числе, не только умение активно использовать устную речь для общения, но способность договариваться с другими детьми, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников. Следовательно, предполагается, что закончивший обучение в ДОУ ребенок должен обладать определенным уровнем сформированности коммуникативной компетентности [1].
Человек начинает приобретать коммуникативный опыт с ранних годов жизни. Чаще всего, коммуникативный опыт человек получает в процессе живого общения, а для дошкольника игра со сверстником является самой естественной средой.
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы и понимание необходимости последовательно формировать коммуникативную компетенцию детей дошкольного возраста, сегодня все-таки остаются открытыми вопросы об эффективных, оптимальных способах, приемах и средствах развития коммуникативной компетентности.
Актуальность данной темы обусловлена следующими фактами:
• необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами гуманизации образования и требованиями ФГОС;
• потребностью в создании комплекса мероприятий, предполагающего систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, как средства для успешной социализации личности.
Цель исследования - развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Объект исследования - коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования - предполагается, что специально- разработанный комплекс игровых мероприятий будет способствовать развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1. Уточнить понятия «коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста» и выделить компоненты.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативной деятельности старшего детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игровой деятельности способствующий формированию коммуникативной компетентности.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения официальных документов, педагогических, психологических, методических; анализ результатов деятельности детей; статистическая обработка данных.
В основу исследования были положены труды: Г.Р. Хузеевой, Т.П. Авдуловой, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами в процессе формирования коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение города Красноярска Красноярского края.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 27 наименований и приложений.
Психолого-педагогические исследования подтверждают, что коммуникативная компетентность начинается развиваться еще в дошкольном возрасте, более того, именно дошкольный возраст является сенситивным для формирования коммуникативности. Дети дошкольного возраста не всегда способны ясно выражать свои мысли, чувства, ощущения, что, зачастую, создает барьер при общении как со взрослым, так и со сверстником.
Современная педагогика ориентирована на гуманизацию воспитательного процесса, что выдвигает в число актуальных проблем такую как создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка.
Помимо этого, согласно ФГОС, предполагается формирование у дошкольников предпосылок к учебной деятельности на этапе окончания дошкольной ступени образования. В том числе, не только умение активно использовать устную речь для общения, но способность договариваться с другими детьми, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников. Следовательно, предполагается, что закончивший обучение в ДОУ ребенок должен обладать определенным уровнем сформированности коммуникативной компетентности [1].
Человек начинает приобретать коммуникативный опыт с ранних годов жизни. Чаще всего, коммуникативный опыт человек получает в процессе живого общения, а для дошкольника игра со сверстником является самой естественной средой.
Несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы и понимание необходимости последовательно формировать коммуникативную компетенцию детей дошкольного возраста, сегодня все-таки остаются открытыми вопросы об эффективных, оптимальных способах, приемах и средствах развития коммуникативной компетентности.
Актуальность данной темы обусловлена следующими фактами:
• необходимостью дальнейшей работы по совершенствованию коммуникативной компетенции младших школьников, что связано с общими задачами гуманизации образования и требованиями ФГОС;
• потребностью в создании комплекса мероприятий, предполагающего систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, как средства для успешной социализации личности.
Цель исследования - развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности.
Объект исследования - коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования - предполагается, что специально- разработанный комплекс игровых мероприятий будет способствовать развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Цель, предмет и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи:
1. Уточнить понятия «коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста» и выделить компоненты.
2. Рассмотреть особенности развития коммуникативной деятельности старшего детей дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать комплекс игровой деятельности способствующий формированию коммуникативной компетентности.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения официальных документов, педагогических, психологических, методических; анализ результатов деятельности детей; статистическая обработка данных.
В основу исследования были положены труды: Г.Р. Хузеевой, Т.П. Авдуловой, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами в процессе формирования коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: дошкольное образовательное учреждение города Красноярска Красноярского края.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 27 наименований и приложений.
В ходе исследования были изучены понятия коммуникация, коммуникативные навыки и умения, коммуникативная компетентность. Также, были описаны этапы развития коммуникативной компетентности в дошкольном возрасте. Был сделан вывод о том, что дошкольном возрасте происходит пик развития речи, именно в этом возрасте формируются коммуникативные навыки и умения, происходит формирование коммуникативной компетентности. В свою очередь, сформированная на стадии дошкольного образования коммуникативная компетентность является залогом для социализации в будущем и успешной адаптации ребенка к школе.
Также в результате исследования была проанализирована структура коммуникативной компетентности, выделены три ее составляющие: познавательный аспект образа сверстника; эмоциональный аспект образа сверстника; поведенческий аспект образа сверстника.
Развитость данных аспектов определяет сформированность главного показателя коммуникативной компетенности - чувствительности к собеседнику.
Во второй главе было проведено исследование, целью которого было изучение сформированности коммуникативной компетентности в группе детей старшего дошкольного возраста. Был применен ряд диагностических методик направленный на определение развитости составляющих познавательного, эмоционального и поведенческого аспектов образа сверстника.
В результате исследования были получены результаты.
Выявлена недостаточная развитость познавательного аспекта образа сверстника, что отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Также дефициты прослеживаются в сформированности дифференцированного образа сверстника и умение конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Был сделан вывод о целесообразности создания специального комплекса игровой деятельности, направленного на более успешное развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Данный комплекс был разработан с учетом выявленных особенностей. В состав комплекса входят три блока игр, каждый из которых направлен на развитие соответствующего аспекта коммуникативной компетентности. Комплекс возможно включить в общую образовательную деятельность. Форма реализации: занятия проводимые совместно педагогом-психологом и воспитателем.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Также в результате исследования была проанализирована структура коммуникативной компетентности, выделены три ее составляющие: познавательный аспект образа сверстника; эмоциональный аспект образа сверстника; поведенческий аспект образа сверстника.
Развитость данных аспектов определяет сформированность главного показателя коммуникативной компетенности - чувствительности к собеседнику.
Во второй главе было проведено исследование, целью которого было изучение сформированности коммуникативной компетентности в группе детей старшего дошкольного возраста. Был применен ряд диагностических методик направленный на определение развитости составляющих познавательного, эмоционального и поведенческого аспектов образа сверстника.
В результате исследования были получены результаты.
Выявлена недостаточная развитость познавательного аспекта образа сверстника, что отрицательно сказывается на формировании коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Также дефициты прослеживаются в сформированности дифференцированного образа сверстника и умение конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Был сделан вывод о целесообразности создания специального комплекса игровой деятельности, направленного на более успешное развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Данный комплекс был разработан с учетом выявленных особенностей. В состав комплекса входят три блока игр, каждый из которых направлен на развитие соответствующего аспекта коммуникативной компетентности. Комплекс возможно включить в общую образовательную деятельность. Форма реализации: занятия проводимые совместно педагогом-психологом и воспитателем.
Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР И ДОСУГОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Изучение и развитие коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



