Есть приложения.
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1 Теоретико-методические аспекты обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства 5
1.1 Декоративное рисование и его роль в обучении изобразительному искусству в начальной школе 5
1.2 Методические аспекты обучения декоративному рисованию в начальной школе9
1.3 Организация процесса обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного рисования 14
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Практические аспекты обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства 23
2.1 Анализ образовательной программы по проблеме обучения декоративному рисованию младших школьников 23
2.2 Разработка технологической карты урока по обучению младших школьников декоративному рисованию28
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список использованных источников 37
Приложения 40
Актуальность обучения декоративному рисованию младших школьников на уроках изобразительного искусства является весьма значимой темой в контексте развития современного образования. Визуальное искусство не только способствует формированию эстетического восприятия у детей, но и играет важную роль в их общем развитии. В первую очередь, декоративное рисование развивает у младших школьников творческое мышление и воображение. Дети учатся видеть мир в его многообразии, выражать свои эмоции и идеи через цвет, форму и композицию. Такое обучение способствует росту креативности, которая обязательно потребуется в будущем во всех областях жизни. Кроме того, овладение навыками декоративного рисования улучшает мелкую моторику и координацию, что особенно важно в младшем школьном возрасте. Упражнения, связанные с рисованием, помогают детям развивать точность движений, внимательность и усидчивость, что положительно сказывается на успеваемости и способности концентрироваться на других школьных предметах. Также, чрез искусство дети учатся понимать культурные традиции и ценности различных народов. Декоративное рисование может стать инструментом для изучения этнических узоров и мотивов, что поможет расширить кругозор и сформировать уважительное отношение к другим культурам. Это особенно актуально в условиях современной глобализации.
Нельзя не упомянуть и о психологическом аспекте – рисование способствует снятию стресса, развитию эмпатии и социальных навыков. В процессе работы над рисунком дети учатся сотрудничать, обмениваться идеями и поддерживать друг друга, что помогает им лучше адаптироваться в социуме.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства раскрыта в работах Ю.В. Арсеньевой, В.Б. Кошаева, В.А. Литвиненко и др. Понятие «декоративное рисование» дается в трудах А.С. Максяшина, Н.В. Постниковой, Р.П. Суяк и др. Методические аспекты обучения декоративному рисованию в начальной школе определены Р.С. Казаковой, Б.М. Неменским, Н.Н. Ростовцевым и др. Организация процесса обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного рисования описаны Е.О. Барсуковой, Н.Ю. Демидовой и др.
Цель исследования – изучить методику обучения декоративному рисованию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Задачи:
1. Раскрыть теоретико-методические аспекты обучения младших школьников декоративному рисованию на уроках изобразительного искусства.
2. Проанализировать образовательную программу по проблеме обучения декоративному рисованию младших школьников.
3. Разработать технологическую карту урока по обучению младших школьников декоративному рисованию.
Объект исследования – уроки изобразительного искусства в начальной школе.
Предмет исследования – методика обучения декоративному рисованию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ опыта работы педагогов общеобразовательных школ, методы классификации и аналогии, синтез и обобщение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложений.
Первая задача предусматривала изучение теоретических и методических основ обучения младших школьников декоративному рисованию Был сформулирован вывод о том, что в современных методиках преподавания изобразительного искусства особое внимание уделяется изучению различных стилей и техник декоративного рисования, которые содействуют формированию у детей навыков самовыражения и художественного вкуса. На начальных этапах развития художественных умений младших школьников ключевым является изучение элементов и принципов декоративного искусства, таких как ритм, симметрия, контраст и гармония. Учителя должны разработать последовательную программу, учитывающую возрастные особенности детей, где каждый урок становится шагом к освоению более сложных технических навыков и углубленному пониманию декоративной композиции.
В ходе решения второй задачи исследования была проанализирована образовательная программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Отмечено, что учебные пособия и методические приемы, применяемые в программе, помогают ученикам не только овладеть техническими навыками, но и развить чувство эстетики и внимание к деталям. Занятия по искусству в младшей школе играют важную роль в личностном становлении ребенка, развивая креативные компетенции, которые могут быть полезны в различных сферах их будущей жизни.
Решением третьей задачи исследования стала разработка технологической карты урока изобразительного искусства. Для учеников 3 класса был разработан урок изобразительного искусства на тему «Мамин платок», в ходе которого использовались элементы декоративного рисования. Во время занятия третьеклассники знакомятся с разными техниками нанесения узоров и принципами сочетания форм и цветов.
Итак, в результате проведенной работы цель достигнута, задачи решены.
1. Арсеньева, Ю. В. Особенности современных уроков ИЗО / Ю. В. Арсеньева // Концепт. – 2019. – №3. – С. 133-139.
2. Андреева, И. В. Современные подходы к обучению декоративному рисованию / И. В. Андреева // Известия высших учебных заведений. Серия Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 4. – С. 56–62.
3. Барсукова, Е. О. Изобразительное искусство в школе / Е. О. Барсукова. – Москва : Академия, 2021. – 178 с.
4. Гошанова, Е. К. Уроки изобразительного искусства в свете ФГОС НОО и ФГОС ООО / Е. К. Гошанова // Воспитание школьников. – 2019. – №3. – С. 45-48.
5. Демидова, Н. Ю. Технологии интеграции декоративного рисования в школьный курс ИЗО / Н. Ю. Демидова // Образование и саморазвитие. – 2022. – № 4. – С. 102–108.
6. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Е. Игнатьев. – Москва : Академический Проект, 2021. – 191 с.
7. Казакова, Р. С. Декоративное рисование / Р. С. Казакова. – Начальная школа. – 2013. – №2. – С. 33-36.
8. Киблер, Г. В. Уроки ИЗО / Г. В. Киблер. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 198 с.
9. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство» / В. Б. Кошаев. – Москва : Гуманитар. издат центр ВЛАДОС, 2010 – 272 с.
10. Лебедева, И. В. Особенности организации уроков декоративного рисования / И. В. Лебедева // Вестник педагогических наук. – 2020. – № 7. – С. 39–44.
11. Литвиненко, В. А. Значение декоративно-прикладного искусства в современном образовательном процессе / В. А. Литвиненко // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки : электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. – № 2(41). – URL : https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 12.11.2024).
12. Максяшин, А. С. Декоративно-прикладное и народное искусство : их сущность и содержание : учебное пособие / А. С. Максяшин. – Екатеринбург : Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2021. – 44 с.
13. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 кл. : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – Москва : Просвещение, 2010. – 240 с.
14. Неменский, Б. М. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200203006 (Дата обращения: 20.11.2024)
15. Полынская, И. Н. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах : учебнометодические рекомендации по дисциплине «Методика обучения и воспитания» / И. Н. Полынская. – Нижневартовск: НВГУ, 2020.– 94 с.
16. Постникова, Н. В. Декоративно-прикладное искусство : учебно-методическое пособие для студентов специализации «Декоративная роспись» / Н. В. Постникова. – Ижевск : ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2022. – 34 с.
17. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : Учебное пособие / Е. В. Пчелинцева – Нижний Новгород : Бумеранг, 2017. – 312 с.
18. Суяк, Р. П. Уроки изобразительного искусства / Р. П. Суяк. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 306 с.
19. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учебник для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Н. Н. Ростовцев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : АГАР, 1998. – 250 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС НОО. – Москва : Просвещение, 2022. – 50 с.
21. Юрьева, А. К. Развитие творческих способностей через декоративное рисование / А. К. Юрьева // Образовательные технологии и общество. – 2023. – № 4. – С. 65–70.