Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Приемная семья как форма жизнеустройства детей сирот

Работа №15732

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот 8
1.1 Дети-сироты как социальная проблема современного общества 8
1.2 Приемная семья как альтернативная форма жизнеустройства детей- сирот 15
1.3 Процедура устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью 23
1.4 Нормативно-правовая база жизнеустройства детей-сирот в приемной семье 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Практика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.1 Характеристика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.2 Деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как
субъекта социальной работы с приемными семьями 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения


Актуальность исследования. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего времени появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас.
Семья как важнейший социальный институт - обесценивается в понятии современного общества. Возросло количество разводов, семейные ценности и функции обесценились, современная семья теперь не является тем надежным «храмом», который бы защитил детей от негативного воздействия внешней среды, а, наоборот, стимулирует распространение безнадзорности, беспризорности, сиротства. Понятие семьи рассматривают в социологическом и юридическом значении. В социологическом смысле понятие семьи - это союз лиц, основанный на браке, а также фактических брачных отношениях, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В юридическом смысле семья - определяет, как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В жизни каждого человека трудно переоценить. Семья нам дает опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни [22].
Самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители, любовь матери и отца. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Любовь матери - это безусловная любовь, она готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Любовь отца не такая как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. В личности ребенка еще очень важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Именно, в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу они создают идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства они знают, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. В настоящее время растет число детей-сирот, стало очень актуальным проблемой [28].
Сиротство - это глобальная проблема, которая остро стоит перед современным российским обществом. Сиротство социальное явление существует столько, сколько человеческое общество является неотъемлемым элементом цивилизации. Причины сиротства могут быть разными: смерть родителей, безработица, нищета, асоциальное поведение родителей, алкоголизм, наркомания. Возросла тенденция детей-отказников в родительных отделениях. В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. Писатель Альберт Лиханов написал: «Сиротство - не опухоль, ее не вырежешь. Сиротство - это такой диагноз, что лечить надо весь организм, все общество. А вылечить общество от всякой болезни только общество же и способно...» .
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость [17]. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
В практике и отечественных исследованиях, помещение детей- сирот в казенные учреждения (интернаты, детские дома) не обеспечивает полного удовлетворения их основных потребностей, более того, приводит к психической депривации и изоляции. А это, в свою очередь, приводит к разрушению эмоциональных связей детей с окружающей их социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в семейных благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В Российской Федерации активно развиваются различные формы устройства детей-сирот, среди которых важное место занимает приемная семья. У большинства людей, к сожалению, низкий уровень осведомленности о проблеме социального сиротства и о возможных способах ее решения, очень низкая вовлеченность в данную проблему, предпочитая оставаться от нее в стороне. По их мнению, детям-сиротам должно помогать государство.
Различные аспекты организации социальной работы с детьми- сиротами, анализ положения детей-сирот в современном обществе, особенности функционирования российских приемных семей отражены в трудах А.Е. Бобкина, И.Ю. Дементьевой, Н.П. Ивановой, С. Колмакова, В.Н. Ослон, Л.Я. Олиференко, Л. Симкина, Е.И. Холостовой и другие. Проблемой деформации личности детей-сирот в условиях детских домов и интернатах занимались такие ученые как Л. Великанова, О.М. Дерябина, А. Дзугаева, Е.М. Рыбинский и другие.
В Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, говорится о том, что за ребенком закреплено неотъемлемое право жить и воспитываться в семье [1].
Российское государство обеспечивает социальную защиту детям- сиротам и предлагает альтернативную форму семейной заботы. Такая альтернатива для детей-сирот, так как приемная семья живет и развивается по тем же принципам, что и обычная семья, она сможет дать ребенку должное внимание и заботу, обеспечить благоприятные условия для психического, физического и социального развития.
Объектом исследования является приемная семья как социальный институт.
Предметом исследования является приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот.
Целью исследования является изучение приемной семьи как форма жизнеустройства детей-сирот на примере Республики Тыва.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1) теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот;
2) проанализировать нормативно-правовые основы регулирования приемной семьи как форма жизнеустройства детей- сирот;
3) охарактеризовать и проанализировать деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как субъекта социальной работы с приемными семьями.
Гипотеза исследования - приемная семья, как способ жизнеустройства детей, набирает постепенно в Республике Тыва все большую популярность, но, несмотря на это, существует ряд проблем приемных семьей.
Дипломная работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены дети-сироты современного общества, приемные семьи как альтернативная форма, процедуры устройства, а также законодательная база. Во второй главе проанализирована деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва и проведена экспертный опрос сотрудникам и результаты социологического исследования по выявлению основных проблем приемных семей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Общепризнанный международный опыт доказывает, что наиболее оптимальным и эффективным для всестороннего развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Актуальным на сегодняшний день является вопрос о жизнеустройстве детей-сирот в форме приемной семьи.
Воспитание детей-сирот в приемной семье дает возможность добиться более высокого уровня социальной и психологической адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для установления и развития его личности.
Процедура устройства детей-сирот в приемную семью предполагает четкую последовательность этапов ее проведения, поскольку она должна носить структурированный и организованный характер. Координирует работу в данном направлении нормативно-правовая база, основу которой составляют: международное, федеральное, региональное
законодательства. Создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей-сирот, требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей. Безусловно, работа по устройству детей-сирот и детей, будет организована только в соответствии с нормативно-правовой базой.
В практической части исследования, путем анализа деятельности Агентства по делам семьи и детей, анкетного и экспертного опроса, автором были выявлены проблемы института приемной семьи в Республике Тыва.
Проблемы института приемной семьи, заключаются в следующем:
Во-первых, существующая система деятельности института приемной семьи в республике до конца не урегулирована;
Во-вторых, действующие нормативно-правовые документы, законы Республики Тыва по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в данный момент на практике, в полном объеме не реализуются;
В-третьих, курсы, проводимые сотрудниками органа опеки и попечительства по обучению и подготовке будущих приемных родителей в объеме четырех часов, не достаточны для их полной подготовки, так как важным аспектом деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью.
В-четвертых, органам опеки и попечительства не хватает квалифицированных специалистов для работы с приемными семьями.
Также исследования приемных семей г. Кызыла Республики Тыва выявили ряд следующих проблем:
1) существует необходимость работы с приемными родителями еще до принятия ими решения стать приемными родителями, так как некоторые приемные родители сомневаются в том, что правильно поступили;
2) высокая потребность приемных родителей, в различных видах социальной помощи (психологической, медицинской, социальной);
3) недостаточно эффективно оказывается помощь со стороны социальных служб, организаций, учреждений, занимающихся проблемой приемных семей;
4) существует необходимость систематического индивидуального сопровождения приемной семьи на всех этапах ее существования.
Тем не менее, оценивая уровень эффективности работы с приемными семьями Агентства, автором отмечается ряд позитивных моментов: Агентство привлекает учреждения, организации,
добровольцев, готовых помочь в устройстве сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разрабатываются новые социальные программы и нормативно-правовые положения по поддержке детей-сирот;
финансируется агентством деятельность по оздоровлению, отдыху и занятости детей и так далее.
Как мы уже отмечали, что в настоящее время в республике не существует учреждений, центров, школ по подготовке и обучению кандидатов в приемные родители. Будущие приемные родители не имеют возможности пройти социально-правовые, психолого-педагогические и медицинские курсы обучения.
Итак, по проведенному нами комплексному исследованию Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, мы считаем необходимым предложить: оказывать государственную поддержку социальным и научным проектам, направленным на развитие и укрепление семейных форм жизнеустройства детей-сирот; сделать обязательным обучение приемных родителей, проводимое ком-петентными специалистами с использованием научно обоснованных лицензированных программ; нормативно закрепить роль специалиста социальной работы как профессионала, координирующего работу различных специалистов, задействованных в отборе, обучении и социальном сопровождении приемных семей; разработать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих отбор и обучение приемных родителей, а также специалистов, осуществляющих дальнейшее социальное сопровождение приемных семей.
Решать выше отмеченные проблемы детей-сирот и приемных семей, сегодня не просто, но необходимо. Существует необходимость дальнейшего комплексного изучения проблем детства, обобщения существующих в науке подходов к изучению института приемной семьи; выявления специфики становления и развития института приемной семьи; выработки рекомендаций по развитию института приемной семьи в Республике Тыва.
Таким образом, наиболее эффективно разрешить проблемы приемных семей в Республике возможно совместными усилиями разных ведомств: правительства Республики, органов опеки и попечительства, местных муниципальных учреждений, которые занимаются проблемами семьи и детей, а также полной реализацией нормативно-правовой базы и разработками социальных программ и проектов по социальной поддержке приемных семей на местном уровне.



1 Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] / Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Режим доступа. http://www.un.org.
2 Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
3 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правая система «Консультант +».
4 Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
5 Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
6 Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
7 Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
8 Указ Президента РФ от 01.07.1992 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
9 Постановление Правительства РФ от 01.05 1996 г. № 542 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
10 Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
11 Постановление Правительства РФ от 28.03.2000 г. № 268 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
12 Постановление Правительства РФ от 20.06.1992 г. № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант +».
13 Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 г. № 374 «О
первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «Консультант +».
14 Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 13.09.1996 г. № 1095 «Об утверждении примерного Положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «Консультант +».
15 Приказ Министерства образования РФ от 19.08.1999 г. № 199 «Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» [Электронный ресурс] // Справочно¬правовая система «Консультант +».
16 Антокольская, М.В. Семейное право [Текст] / М.В. Антокольская. - M. : Юристъ, 2009. - 336 с.
17 Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 285 с.
18 Батычко, В.Т. Семейное право [Текст]: конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог : ТТИ ЮФУ, 2015. - 74 с.
19 Беспалов, Ю.Ф. Семейно-правовое положение ребёнка в Российской Федерации [Текст] / Ю.Ф. Беспалов // Проспект.- 2000. - 240 с.
20 Бобкин, А.Е. Приемная семья: Психологическая диагностика кандидатов в родители [Текст] /А.Е. Бобкин // Семья в России. - 2006. - № 3. - С. 6-10.
21 Великанова, Л. Социальное сиротство: проблема, которую можно преодолеть [Текст] / Л. Великанова // Социальная работа в Белоруссии. - 2010. - № 2. - С. 27-33.
22 Грудцына, Л.Ю. Семейное право России [Текст] / Л.Ю. Грудцына - М.: МПСИ, 2016 - С. 5-7
23 Дементьева, И.Ф. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке [Текст] / И. Дементьева // Социальная педагогика. - 2009. - № 3. - С. 69-72.
24 Дементьева, И.Ф. Приемная семья - институт защиты детства: Методические рекомендации [Текст] / И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко. - М. : МПСИ, 2009. - 55 с.
25 Дементьева, И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика [Текст] / И.Ф. Дементьева. - М. : Академия, 2009. - 222 с.
26 Дерябина, О.М. Родители приемных детей: отбор или подготовка? [Текст] / О.М. Дерябина // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. - 1994. - № 1 - С. 26-54.
27 Дзугаева А. Как устроить судьбу детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А. Дзугаева // Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 22-26.
28 Иванова, Н.П. Дети в приемной семье: Советы начинающим родителям [Текст] / Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина. - М. : Педагогика, 2008. - 240 с. 
Иванова, Н.П. Жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / Н.П. Иванова. - М. : Владос, 2009. - 312 с.
Иовчук, Н. Поддержка детей-сирот воспитывающихся в семьях [Текст] / Н. Иовчук // Социальная педагогика. - 2008. - № 2. - С. 82-85.
Иовчук, Н. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях [Текст] / Н. Иовчук, Е. Морозова, А. Щербакова // Народное образование. - 2001. - № 7. - С. 15-17.
Ковалев, С.В. Психология семейных отношений [Текст] / С.В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
Колмаков, С. Откуда в России берутся беспризорные дети и социальные сироты [Текст] / С. Колмаков // Социальная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 13¬18.
Костюкова, Т.А. Семейные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Т.А. Костюкова, Т.Т. Шпакова // Вестник ТГПУ. - 2009. - № 8. - С. 59-62.
Костюнина, М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами [Текст] / М. Костюнина // Воспитание школьников. - 2003. - № 6. - С. 44-46.
Медкова, Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа [Текст] / Д.В. Медкова / Ломоносовские чтения. - 2003. - Т. 2. - С. 110-115. Меркулова, Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях [Текст] / Н.А. Меркулова // Концепт: научно-методический журнал. - 2015. - № 1. - С. 1-5.
Муравьева, С.Г. Социально-психологическое сопровождение приемной семьи [Текст] / С.Г. Муравьева // Социальная работа. - 2010. - № 4. - С. 57¬60.
Нечаева, A.M. Семейное право [Текст]: курс лекций / А.М. Нечаева. - М. : Юрайт, 2000. - 288 с.
Олиференко, Л.Я. Социально педагогическая поддержка детей группы риска [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / 
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
41 Осипова, А.А. Психологические проблемы приемной семьи [Текст] /
A. А. Осипова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - № 161. - С. 290-297.
42 Ослон, В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи [Текст] / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 39-53.
43 Павлова В.А. Семейная форма воспитания детей-сирот [Текст] /
B. А. Павлова. - СПб. : Прайм - ЕВРОЗНАК, 2010. - 349 с.
44 Платонова, Н.М. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия [Текст] / Н.М. Платонова. - СПб. : СПбГИПС, 2010. - 762 с.
45 Поспелова, Н.С. Истоки социального сиротства и средства его предупреждения [Текст] / Н.С. Поспелова // Социальная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 2-16.
46 Рыбинский, Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Социально-правовые проблемы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Рыбинский. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
47 Симкин, Л. Приемная семья [Текст] / Л. Симкин // Беспризорник. - 2004. - № 6. - С.11-17.
48 Соломин, О.М. Идеальная приемная семья [Текст] / О.М. Соломин // Наука и жизнь. - 2013. - № 10. - С. 26.
49 Суворов, А.В. Феномен социального сиротства: новая волна в России [Текст] / А.В. Суворов // Социальная педагогика. - 2011. - № 3. - С. 46-64.
50 Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей [Текст] / Е.И. Холостова. - М. : Дашков и Ко, 2008. - 212 с.
51 Шайдо, Т.Н. Сопровождение замещающих семей [Текст] / Т.Н. Шайдо //
Социальная работа. - 2008. - № 5. - С.42-43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ