Приемная семья как форма жизнеустройства детей сирот
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот 8
1.1 Дети-сироты как социальная проблема современного общества 8
1.2 Приемная семья как альтернативная форма жизнеустройства детей- сирот 15
1.3 Процедура устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью 23
1.4 Нормативно-правовая база жизнеустройства детей-сирот в приемной семье 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Практика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.1 Характеристика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.2 Деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как
субъекта социальной работы с приемными семьями 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот 8
1.1 Дети-сироты как социальная проблема современного общества 8
1.2 Приемная семья как альтернативная форма жизнеустройства детей- сирот 15
1.3 Процедура устройства детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью 23
1.4 Нормативно-правовая база жизнеустройства детей-сирот в приемной семье 30
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Практика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.1 Характеристика социального обслуживания приемных семей в Республике Тыва 39
2.2 Деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как
субъекта социальной работы с приемными семьями 53
Выводы по второй главе 60
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье, впервые предусмотренной в действующем Семейном кодексе РФ. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок. Недаром в публикациях последнего времени появились высказывания о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства: после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас.
Семья как важнейший социальный институт - обесценивается в понятии современного общества. Возросло количество разводов, семейные ценности и функции обесценились, современная семья теперь не является тем надежным «храмом», который бы защитил детей от негативного воздействия внешней среды, а, наоборот, стимулирует распространение безнадзорности, беспризорности, сиротства. Понятие семьи рассматривают в социологическом и юридическом значении. В социологическом смысле понятие семьи - это союз лиц, основанный на браке, а также фактических брачных отношениях, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В юридическом смысле семья - определяет, как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В жизни каждого человека трудно переоценить. Семья нам дает опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни [22].
Самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители, любовь матери и отца. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Любовь матери - это безусловная любовь, она готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Любовь отца не такая как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. В личности ребенка еще очень важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Именно, в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу они создают идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства они знают, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. В настоящее время растет число детей-сирот, стало очень актуальным проблемой [28].
Сиротство - это глобальная проблема, которая остро стоит перед современным российским обществом. Сиротство социальное явление существует столько, сколько человеческое общество является неотъемлемым элементом цивилизации. Причины сиротства могут быть разными: смерть родителей, безработица, нищета, асоциальное поведение родителей, алкоголизм, наркомания. Возросла тенденция детей-отказников в родительных отделениях. В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. Писатель Альберт Лиханов написал: «Сиротство - не опухоль, ее не вырежешь. Сиротство - это такой диагноз, что лечить надо весь организм, все общество. А вылечить общество от всякой болезни только общество же и способно...» .
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость [17]. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
В практике и отечественных исследованиях, помещение детей- сирот в казенные учреждения (интернаты, детские дома) не обеспечивает полного удовлетворения их основных потребностей, более того, приводит к психической депривации и изоляции. А это, в свою очередь, приводит к разрушению эмоциональных связей детей с окружающей их социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в семейных благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В Российской Федерации активно развиваются различные формы устройства детей-сирот, среди которых важное место занимает приемная семья. У большинства людей, к сожалению, низкий уровень осведомленности о проблеме социального сиротства и о возможных способах ее решения, очень низкая вовлеченность в данную проблему, предпочитая оставаться от нее в стороне. По их мнению, детям-сиротам должно помогать государство.
Различные аспекты организации социальной работы с детьми- сиротами, анализ положения детей-сирот в современном обществе, особенности функционирования российских приемных семей отражены в трудах А.Е. Бобкина, И.Ю. Дементьевой, Н.П. Ивановой, С. Колмакова, В.Н. Ослон, Л.Я. Олиференко, Л. Симкина, Е.И. Холостовой и другие. Проблемой деформации личности детей-сирот в условиях детских домов и интернатах занимались такие ученые как Л. Великанова, О.М. Дерябина, А. Дзугаева, Е.М. Рыбинский и другие.
В Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, говорится о том, что за ребенком закреплено неотъемлемое право жить и воспитываться в семье [1].
Российское государство обеспечивает социальную защиту детям- сиротам и предлагает альтернативную форму семейной заботы. Такая альтернатива для детей-сирот, так как приемная семья живет и развивается по тем же принципам, что и обычная семья, она сможет дать ребенку должное внимание и заботу, обеспечить благоприятные условия для психического, физического и социального развития.
Объектом исследования является приемная семья как социальный институт.
Предметом исследования является приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот.
Целью исследования является изучение приемной семьи как форма жизнеустройства детей-сирот на примере Республики Тыва.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1) теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот;
2) проанализировать нормативно-правовые основы регулирования приемной семьи как форма жизнеустройства детей- сирот;
3) охарактеризовать и проанализировать деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как субъекта социальной работы с приемными семьями.
Гипотеза исследования - приемная семья, как способ жизнеустройства детей, набирает постепенно в Республике Тыва все большую популярность, но, несмотря на это, существует ряд проблем приемных семьей.
Дипломная работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены дети-сироты современного общества, приемные семьи как альтернативная форма, процедуры устройства, а также законодательная база. Во второй главе проанализирована деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва и проведена экспертный опрос сотрудникам и результаты социологического исследования по выявлению основных проблем приемных семей.
Семья как важнейший социальный институт - обесценивается в понятии современного общества. Возросло количество разводов, семейные ценности и функции обесценились, современная семья теперь не является тем надежным «храмом», который бы защитил детей от негативного воздействия внешней среды, а, наоборот, стимулирует распространение безнадзорности, беспризорности, сиротства. Понятие семьи рассматривают в социологическом и юридическом значении. В социологическом смысле понятие семьи - это союз лиц, основанный на браке, а также фактических брачных отношениях, родстве, принятии детей в семью на воспитание, характеризующийся общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В юридическом смысле семья - определяет, как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью. В жизни каждого человека трудно переоценить. Семья нам дает опору, поддержку, тепло, навыки общения, первые уроки любви. Она помогает развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д. И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни [22].
Самую важную роль в жизни каждого ребенка играют родители, любовь матери и отца. Им дети подражают, на них хотят быть похожими. Любовь матери - это безусловная любовь, она готова принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любит его только за то, что он есть. Любовь отца не такая как материнская любовь, она более требовательна, однако не менее необходимая для развития ребенка. К маме ребенок приходит, чтобы его пожалели, поделиться с ней своими печалями и радостями. А с отцом он делится своими достижениями, ждет от него похвалы и одобрения, обращается за защитой. В личности ребенка еще очень важную роль играют не только его отношения с родителями, но и то, как родители относятся друг к другу. Именно, в детстве формируется модель будущей семейной жизни. Глядя на отношение родителей друг к другу они создают идеальную модель собственной будущей семьи. Уже с раннего детства они знают, что в семье должна делать женщина, а что мужчина, как родители должны относиться к своим детям. В настоящее время растет число детей-сирот, стало очень актуальным проблемой [28].
Сиротство - это глобальная проблема, которая остро стоит перед современным российским обществом. Сиротство социальное явление существует столько, сколько человеческое общество является неотъемлемым элементом цивилизации. Причины сиротства могут быть разными: смерть родителей, безработица, нищета, асоциальное поведение родителей, алкоголизм, наркомания. Возросла тенденция детей-отказников в родительных отделениях. В любом государстве, в любом обществе всегда были, есть и будут дети, которые по каким-то причинам остались без попечения родителей. В этом случае заботу о таких детях берет на себя общество и государство. Писатель Альберт Лиханов написал: «Сиротство - не опухоль, ее не вырежешь. Сиротство - это такой диагноз, что лечить надо весь организм, все общество. А вылечить общество от всякой болезни только общество же и способно...» .
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость [17]. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.
В практике и отечественных исследованиях, помещение детей- сирот в казенные учреждения (интернаты, детские дома) не обеспечивает полного удовлетворения их основных потребностей, более того, приводит к психической депривации и изоляции. А это, в свою очередь, приводит к разрушению эмоциональных связей детей с окружающей их социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в семейных благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера.
В Российской Федерации активно развиваются различные формы устройства детей-сирот, среди которых важное место занимает приемная семья. У большинства людей, к сожалению, низкий уровень осведомленности о проблеме социального сиротства и о возможных способах ее решения, очень низкая вовлеченность в данную проблему, предпочитая оставаться от нее в стороне. По их мнению, детям-сиротам должно помогать государство.
Различные аспекты организации социальной работы с детьми- сиротами, анализ положения детей-сирот в современном обществе, особенности функционирования российских приемных семей отражены в трудах А.Е. Бобкина, И.Ю. Дементьевой, Н.П. Ивановой, С. Колмакова, В.Н. Ослон, Л.Я. Олиференко, Л. Симкина, Е.И. Холостовой и другие. Проблемой деформации личности детей-сирот в условиях детских домов и интернатах занимались такие ученые как Л. Великанова, О.М. Дерябина, А. Дзугаева, Е.М. Рыбинский и другие.
В Конвенции о правах ребенка Организации Объединенных Наций (далее - ООН) и в ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, говорится о том, что за ребенком закреплено неотъемлемое право жить и воспитываться в семье [1].
Российское государство обеспечивает социальную защиту детям- сиротам и предлагает альтернативную форму семейной заботы. Такая альтернатива для детей-сирот, так как приемная семья живет и развивается по тем же принципам, что и обычная семья, она сможет дать ребенку должное внимание и заботу, обеспечить благоприятные условия для психического, физического и социального развития.
Объектом исследования является приемная семья как социальный институт.
Предметом исследования является приемная семья как форма жизнеустройства детей-сирот.
Целью исследования является изучение приемной семьи как форма жизнеустройства детей-сирот на примере Республики Тыва.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1) теоретическое изучение приемной семьи как формы жизнеустройства детей-сирот;
2) проанализировать нормативно-правовые основы регулирования приемной семьи как форма жизнеустройства детей- сирот;
3) охарактеризовать и проанализировать деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва как субъекта социальной работы с приемными семьями.
Гипотеза исследования - приемная семья, как способ жизнеустройства детей, набирает постепенно в Республике Тыва все большую популярность, но, несмотря на это, существует ряд проблем приемных семьей.
Дипломная работа состоит из 2 глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой главе рассмотрены дети-сироты современного общества, приемные семьи как альтернативная форма, процедуры устройства, а также законодательная база. Во второй главе проанализирована деятельность Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва и проведена экспертный опрос сотрудникам и результаты социологического исследования по выявлению основных проблем приемных семей.
Общепризнанный международный опыт доказывает, что наиболее оптимальным и эффективным для всестороннего развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Актуальным на сегодняшний день является вопрос о жизнеустройстве детей-сирот в форме приемной семьи.
Воспитание детей-сирот в приемной семье дает возможность добиться более высокого уровня социальной и психологической адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для установления и развития его личности.
Процедура устройства детей-сирот в приемную семью предполагает четкую последовательность этапов ее проведения, поскольку она должна носить структурированный и организованный характер. Координирует работу в данном направлении нормативно-правовая база, основу которой составляют: международное, федеральное, региональное
законодательства. Создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей-сирот, требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей. Безусловно, работа по устройству детей-сирот и детей, будет организована только в соответствии с нормативно-правовой базой.
В практической части исследования, путем анализа деятельности Агентства по делам семьи и детей, анкетного и экспертного опроса, автором были выявлены проблемы института приемной семьи в Республике Тыва.
Проблемы института приемной семьи, заключаются в следующем:
Во-первых, существующая система деятельности института приемной семьи в республике до конца не урегулирована;
Во-вторых, действующие нормативно-правовые документы, законы Республики Тыва по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в данный момент на практике, в полном объеме не реализуются;
В-третьих, курсы, проводимые сотрудниками органа опеки и попечительства по обучению и подготовке будущих приемных родителей в объеме четырех часов, не достаточны для их полной подготовки, так как важным аспектом деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью.
В-четвертых, органам опеки и попечительства не хватает квалифицированных специалистов для работы с приемными семьями.
Также исследования приемных семей г. Кызыла Республики Тыва выявили ряд следующих проблем:
1) существует необходимость работы с приемными родителями еще до принятия ими решения стать приемными родителями, так как некоторые приемные родители сомневаются в том, что правильно поступили;
2) высокая потребность приемных родителей, в различных видах социальной помощи (психологической, медицинской, социальной);
3) недостаточно эффективно оказывается помощь со стороны социальных служб, организаций, учреждений, занимающихся проблемой приемных семей;
4) существует необходимость систематического индивидуального сопровождения приемной семьи на всех этапах ее существования.
Тем не менее, оценивая уровень эффективности работы с приемными семьями Агентства, автором отмечается ряд позитивных моментов: Агентство привлекает учреждения, организации,
добровольцев, готовых помочь в устройстве сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разрабатываются новые социальные программы и нормативно-правовые положения по поддержке детей-сирот;
финансируется агентством деятельность по оздоровлению, отдыху и занятости детей и так далее.
Как мы уже отмечали, что в настоящее время в республике не существует учреждений, центров, школ по подготовке и обучению кандидатов в приемные родители. Будущие приемные родители не имеют возможности пройти социально-правовые, психолого-педагогические и медицинские курсы обучения.
Итак, по проведенному нами комплексному исследованию Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, мы считаем необходимым предложить: оказывать государственную поддержку социальным и научным проектам, направленным на развитие и укрепление семейных форм жизнеустройства детей-сирот; сделать обязательным обучение приемных родителей, проводимое ком-петентными специалистами с использованием научно обоснованных лицензированных программ; нормативно закрепить роль специалиста социальной работы как профессионала, координирующего работу различных специалистов, задействованных в отборе, обучении и социальном сопровождении приемных семей; разработать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих отбор и обучение приемных родителей, а также специалистов, осуществляющих дальнейшее социальное сопровождение приемных семей.
Решать выше отмеченные проблемы детей-сирот и приемных семей, сегодня не просто, но необходимо. Существует необходимость дальнейшего комплексного изучения проблем детства, обобщения существующих в науке подходов к изучению института приемной семьи; выявления специфики становления и развития института приемной семьи; выработки рекомендаций по развитию института приемной семьи в Республике Тыва.
Таким образом, наиболее эффективно разрешить проблемы приемных семей в Республике возможно совместными усилиями разных ведомств: правительства Республики, органов опеки и попечительства, местных муниципальных учреждений, которые занимаются проблемами семьи и детей, а также полной реализацией нормативно-правовой базы и разработками социальных программ и проектов по социальной поддержке приемных семей на местном уровне.
Воспитание детей-сирот в приемной семье дает возможность добиться более высокого уровня социальной и психологической адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для установления и развития его личности.
Процедура устройства детей-сирот в приемную семью предполагает четкую последовательность этапов ее проведения, поскольку она должна носить структурированный и организованный характер. Координирует работу в данном направлении нормативно-правовая база, основу которой составляют: международное, федеральное, региональное
законодательства. Создание и законодательное закрепление целостной системы защиты прав и законных интересов детей-сирот, требует системного комплексного подхода с учетом всех субъектов защиты прав детей. Безусловно, работа по устройству детей-сирот и детей, будет организована только в соответствии с нормативно-правовой базой.
В практической части исследования, путем анализа деятельности Агентства по делам семьи и детей, анкетного и экспертного опроса, автором были выявлены проблемы института приемной семьи в Республике Тыва.
Проблемы института приемной семьи, заключаются в следующем:
Во-первых, существующая система деятельности института приемной семьи в республике до конца не урегулирована;
Во-вторых, действующие нормативно-правовые документы, законы Республики Тыва по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в данный момент на практике, в полном объеме не реализуются;
В-третьих, курсы, проводимые сотрудниками органа опеки и попечительства по обучению и подготовке будущих приемных родителей в объеме четырех часов, не достаточны для их полной подготовки, так как важным аспектом деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью.
В-четвертых, органам опеки и попечительства не хватает квалифицированных специалистов для работы с приемными семьями.
Также исследования приемных семей г. Кызыла Республики Тыва выявили ряд следующих проблем:
1) существует необходимость работы с приемными родителями еще до принятия ими решения стать приемными родителями, так как некоторые приемные родители сомневаются в том, что правильно поступили;
2) высокая потребность приемных родителей, в различных видах социальной помощи (психологической, медицинской, социальной);
3) недостаточно эффективно оказывается помощь со стороны социальных служб, организаций, учреждений, занимающихся проблемой приемных семей;
4) существует необходимость систематического индивидуального сопровождения приемной семьи на всех этапах ее существования.
Тем не менее, оценивая уровень эффективности работы с приемными семьями Агентства, автором отмечается ряд позитивных моментов: Агентство привлекает учреждения, организации,
добровольцев, готовых помочь в устройстве сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; разрабатываются новые социальные программы и нормативно-правовые положения по поддержке детей-сирот;
финансируется агентством деятельность по оздоровлению, отдыху и занятости детей и так далее.
Как мы уже отмечали, что в настоящее время в республике не существует учреждений, центров, школ по подготовке и обучению кандидатов в приемные родители. Будущие приемные родители не имеют возможности пройти социально-правовые, психолого-педагогические и медицинские курсы обучения.
Итак, по проведенному нами комплексному исследованию Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, мы считаем необходимым предложить: оказывать государственную поддержку социальным и научным проектам, направленным на развитие и укрепление семейных форм жизнеустройства детей-сирот; сделать обязательным обучение приемных родителей, проводимое ком-петентными специалистами с использованием научно обоснованных лицензированных программ; нормативно закрепить роль специалиста социальной работы как профессионала, координирующего работу различных специалистов, задействованных в отборе, обучении и социальном сопровождении приемных семей; разработать программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих отбор и обучение приемных родителей, а также специалистов, осуществляющих дальнейшее социальное сопровождение приемных семей.
Решать выше отмеченные проблемы детей-сирот и приемных семей, сегодня не просто, но необходимо. Существует необходимость дальнейшего комплексного изучения проблем детства, обобщения существующих в науке подходов к изучению института приемной семьи; выявления специфики становления и развития института приемной семьи; выработки рекомендаций по развитию института приемной семьи в Республике Тыва.
Таким образом, наиболее эффективно разрешить проблемы приемных семей в Республике возможно совместными усилиями разных ведомств: правительства Республики, органов опеки и попечительства, местных муниципальных учреждений, которые занимаются проблемами семьи и детей, а также полной реализацией нормативно-правовой базы и разработками социальных программ и проектов по социальной поддержке приемных семей на местном уровне.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Приёмная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование готовности приемных родителей к воспитанию детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ, ВЗЯВШЕЙ ПОД ОПЕКУ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА (АНАЛИЗ СЛУЧАЯ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование форм государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ, В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017



