ВВЕДЕНИЕ 4
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В
ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 7
1.1. Понятие и содержание охраны окружающей среды в нормативных
правовых актах Российской Федерации 7
1.2. Место прокуратуры в системе органов власти, осуществляющих
охрану окружающей среды и экологическую безопасность 14
2. ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25
2.1. Функции прокуратуры в сфере охраны окружающей среды 25
2.2 Разграничение компетенции органов экологического надзора и прокуратуры в сфере охраны окружающей среды 31
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО
ТЕМЕ ВКР 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Охрана объектов природы на сегодняшний день является одной из глобальных проблем мирового сообщества. В результате социальноэкономического развития человечества мощное наступление на природу идет все возрастающими темпами, и, как следствие, потребление природных ресурсов намного превышает способности их воспроизводства. Природные объекты не только загрязняются сознательно - различными, в том числе опасными, промышленными и бытовыми отходами, или по неосторожности или халатности - вследствие катастроф техногенного характера, но и в отдельных случаях уничтожаются. Не случайно в последние годы наиболее прогрессивные слои человеческого общества настоятельно поднимают вопросы сохранения и рационального использования природных ресурсов1.
Актуальность работы. Природные ресурсы - земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир и объекты животного мира - занимают особенное место в природе, свою экологическую нишу и выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопределяет необходимость дифференцированного, с учетом их специфики, подхода к правовому регулированию использования того или иного природного ресурса и его охране.
Наиболее уязвимой является живая часть природы: ее флора и фауна, которые нуждаются в первоочередной защите. В последней четверти ХХ столетия международное сообщество обратило особое внимание на вопросы охраны объектов живой природы2.
Природоохранная политика имеет много направлений, важнейшим из которых является правовое регулирование деятельности по сохранению дикой природы.
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам изучения полномочий и экологических функций государственных правоохранительных и природоохранных органов и общественных экологических организаций, а также международного сотрудничества по сохранению многообразия и богатств природы.
Целью настоящей работы является выявление правовых основ деятельности прокуратуры в охране окружающей среды.
Задачи работы: 1) Изучить понятие и содержание охраны
окружающей среды в нормативных правовых актах Российской Федерации.
2) Дать правовую характеристику деятельности прокуратуры в сфере охраны окружающей среды.
Объект исследования - общественные отношения в сфере природоохранной деятельности прокуратуры.
Предмет исследования - нормы права, определяющие компетенцию органов прокуратуры в сфере охраны окружающей среды.
Теоретическую основу исследования составили работы Э.В. Адамовой, С.А. Боголюбова, А.Ю. Ефремова и других авторов, всего же было использовано 22 монографии.
Нормативная основа исследования представлена следующими нормативными правовыми актами: Конституция Российской Федерации3, Земельный кодекс4, Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»5, Водный Кодекс6, Лесной кодекс7 и другие.
Методологической основой исследования послужили: методы познания, исторический, диалектический, структурно-функциональный, системный и другие методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, охватывающих четыре пункта, анализа правоприменительной практики, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, участие прокурора в возбуждении дела об административном правонарушении, в области охраны окружающей среды, состоит не только в непосредственном возбуждении административного дела, но и в надзоре за законностью возбуждения административных дел уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и природопользования.
Вместе с тем полномочия прокурора при возбуждении административных дел природоохранной направленности не должны подменять собой деятельность компетентных органов, напрямую участвующих в государственном контроле природопользования.
Поскольку часть составов административных правонарушений отличается от аналогичных составов, внесенных в УК РФ, только размером ущерба, необходимо в каждом конкретном случае выяснять все обстоятельства, характеризующие состав экологического правонарушения, в том числе последствия противоправного деяния, размер нанесенного вреда и причиненный ущерб. Также надо учитывать, что для квалификации правонарушения и определения размера причиненного ущерба, ходе досудебного и судебного производства по делам данной категории требуется использование специальных знаний в области экологии, биологии, почвоведения и других смежных естественных наук. Для проведения экспертизы, в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ, в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Следует законодательно закрепить функции прокуратуры в области охраны окружающей среды. Главными целями возможного закона должны стать: 1) предупреждение возникновения и развития экологически опасных или чрезвычайных ситуаций; 2) снижение размеров ущерба и потерь от экологически опасных или чрезвычайных ситуаций; 3) ликвидация последствий таких ситуаций. Центральное место в данном законе должны занимать меры обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности. Как справедливо отмечает Т.В. Петрова, в законе об охране окружающей среды, а также в ином природоохранном законодательстве уже содержатся такие требования, однако они носят бланкетный характер, и применение их на практике фактически невозможно как из-за недостаточности соответствующих технических норм, так и из-за отсутствия корреспондирующих детализирующих норм в хозяйственном, предпринимательском, градостроительном и ином экологизированном законодательстве.
В дальнейшем, смеем предположить, законодатель будет вынужден выделить в отдельную категорию проблемы экологической безопасности, определив их как особо опасные правонарушения, которые могут нанести значительный ущерб интересам государства, человека, природе в целом.
В таких законодательных актах, как уголовный, гражданский, административный кодексы, должны появиться специальные нормы, закрепляющие правонарушения в сфере обеспечения экологической безопасности как особый вид правонарушений, затрагивающих сами основы существования государства и человека.
1. Агафонов В.Б. Роль права в обеспечении охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами. В сборнике: Московский юридический форум. VI Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения» - «Гармонизация российской правовой системы в условиях международной интеграции» 2014. 250 с.
2. Адаманова Э.В. Проблемы применения экологического законодательства в судебной и досудебной практике // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2015. Т. 19. № 4.167 с.
3. Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды - как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1. 120 с.
4. Боголюбов С.А. Разграничение или противопостановление природопользования и охраны окружающей среды // Advances in Law Studies. 2014. Т. 2. № 6. 340 с.
5. Боголюбов С.А. Стратегия и тактика законотворчества при реализации современной экологической политики России // Юридическая техника. 2015. № 9. 250 с.
6. Бударина В.А. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. В сборнике: Экологическая геология: теория, практика и региональные проблемы материалы Второй Международной научнопрактической конференции. Под редакцией: И. И. Косинова. 2011. 420 с.
7. Верейкина И.М. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-5. 186 с.
8. Возняк Г.Н., Кошкаров А.А. Методологические совершенствования эколого-экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 114. 1640 с.
9. Гетьман А.П. Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды // Проблемы законности. 2014. № 125. 215 с.
10. Горохов Д.Б. Правовой мониторинг в сфере экологии // Журнал российского права. 2015. № 12 (228). 80 с.
11. Дарбинян А.А. Основные направления совершенствования прокурорского надзора за законностью правовых актов, издаваемых министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и подведомственными ему федеральными органами // Юридический мир. 2012. № 3. 145 с.
12. Добрецов Д.Г., Суслова Н.В., Маташева ОД. Охрана права человека на благоприятную окружающую среду органами прокуратуры // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 2 (33). 240 с.
13. Ежов Ю.А. Экологическая функция Российской Федерации // Современные гуманитарные исследования. 2014. № 2 (57). 156 с.
14. Ефремов А.Ю., Тихонова А.Н. Охрана окружающей среды человека - объект права. В сборнике: Научные исследования: от теории к практике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2015.700 с.
15. Ефремов А.Ю., Тихонова А.Н. Охрана окружающей среды человека - объект права // Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 2. № 2 (3). 456 с....31