ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ,
ЕГО ПРЕДМЕТ И ИНЫЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА 6
2. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ПО
ДОГОВОРУ ОБ ОКАЗАНИИ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 13
3. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА НА ОКАЗАНИЕ
ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ 26
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ
ВКР 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Деятельность по оказанию гостиничных услуг является главным, системообразующим элементом индустрии туризма, так как направлена на удовлетворение такой первостепенной потребности приезжих граждан, как временное проживание, размещение.
Россия располагает огромным потенциалом, как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных граждан, туристов. У нее есть все необходимое - огромная территория, многообразие природных, культурных и исторических памятников. Вместе с тем, очевидно, что наша страна не до конца использует свои возможности в этой сфере.
Современное отечественное правовое регулирование деятельности по оказанию гостиничных услуг, которое призвано помогать эффективному ведению гостиничного бизнеса и давать основу для цивилизованной организации деятельности гостиниц, способствовать разрешению спорных ситуаций и защищать права и законные интересы всех участников гостиничной деятельности, неполно и нелогично, не адаптировано к условиям рыночной экономики и зачастую вызывает лишь множество вопросов, которые, к сожалению, пока остаются без ответов1.
Таким образом, новизна темы в российской правовой науке, ее актуальность и практическая значимость определяют необходимость проведения исследований в данной области, одним из первых этапов которых является настоящая работа.
Актуальность данной темы, определяется тем, что отношения между сторонами договора об оказании гостиничных услуг меняются кардинальным образом, и сейчас такой договор имеет немаловажное значение в жизни тех граждан, которые пользуются услугами гостиниц.
Практическое значение данной работы заключается в том, что на сегодняшний день есть ряд не решенных проблем, возникающих при заключении договора об оказании гостиничных услуг, есть ряд аспектов которые невозможно включить в договор, так как это какой-либо конкретный случай, не относящийся к стандартной ситуации, а также это документ, имеющий юридическую силу.
На основании вышеизложенного тема настоящей выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является актуальной.
Объектом данной ВКР являются договорные отношения, в части оказания гостиничных услуг.
Предметом является исследование правовых норм, регулирующих изменение и расторжение договора об оказании гостиничных услуг, а также практика их применения.
Целью данной работы является выявление возможностей совершенствования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в сфере оказания гостиничных услуг.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
• рассмотреть общие положения о договоре об оказании гостиничных услуг;
• выделить особенности изменения и расторжения договора об оказании гостиничных услуг;
• рассмотреть права и обязанности сторон договора об оказании гостиничных услуг;
• проанализировать правоприменительную практику в данной сфере.
Теоретическую основу составили научные труды в области гражданского права, педагогики, психологии, социологии, философии, гражданско-процессуального права, жилищного права. Особенностям и аспектам договора об оказании гостиничных услуг посвящено значительное число работ таких ученых как: Н.Ю. Арбузовой, М.Б. Биржакова, 5
В.И. Никифорова, Б.А. Введенского, Ю.Ф. Волкова, Н.А. Вотинцевой, З.С. Гафрова, С.Г. Глухова, Д.И. Елкановой, Д.А. Осипова, В.В. Романова, М.А. Захарова и др.
Методологическую основу исследования составили исследования как общенаучные, так и частно-научные методы. Среди общенаучных методов наиболее приемлемыми явились методы эмпирической обработки данных, системно-структурный метод; частно-научные методы: метод сравнительного анализа, историко-правовой метод.
Нормативно-правовой основой исследования данной работы явились Конституция Российской Федерации2, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ)3, Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - ГПК)4, и др.
Работа состоит из введения, основной части (трех глав), анализа правоприменительной практики, заключения и списка использованных источников.
Процесс предоставления гостиничных услуг представляет собой достаточно непростой, однако хорошо созданный и последовательный комплекс действий. Исполнение на каждом шаге этого комплекса обязано подчиняться определенным правилам, какие поставлены законодательными и другими нормативно-правовыми актами. За невыполнение правил предоставления гостиничных услуг предприятие гостеприимства несет ответственность перед заказчиком.
Не считая такого что, персонал обязан проявлять такт и любезность. Сервис необходимо основывать не только по принципу спроса (что желает посетитель), однако и сообразно принципу предписания (отель дает все новейшие и новейшие сервисы, какие может проявить, а посетитель избирает, нужно ему это либо недостает). Однако невозможно навязывать услуги (может существовать, посетителю не будет нужно то, что ему навязывают, и потому он не желает платить большую сумму).
Что бы гостиница существовала на своем рынке, нужны работники. Работники, которые четко знают свои права и обязанности, а так же готовы к нестандартным ситуациям. Так же они должны оперативно выполнять свою работу не предоставляя клиентам никаких неудобств. Главное для работника - это высокий уровень обслуживания и вежливость (тактичность) персонала, которая бы клиенту запомнилась и положительной стороны.
Благодаря слаженной работе сотрудников гостиницы, можно зарекомендовать себя в хорошем свете и привлечь большое количество постояльцев.
Самое главное в оказании гостиничных услуг это заключение договора. Предметом договора является сама гостиничная услуга. Эти услуги оказываются только за плату. Но при заключении договора нужно на законодательном уровне запретить навязывание дополнительных услуг, то есть часто администраторы гостиниц не находят свободных мест только потому клиент не будет посещать бассейн или парикмахерскую.
Изучив, что такое договор, можно сделать следующее определение: договор об оказании гостиничных услуг — это договор, по которому исполнитель обязуется выполнить комплекс действий по обеспечению удобного временного размещения и связанного с ним сервиса клиента в отеле, а клиент обязуется оплатить эти сервисы. Договор об оказании гостиничных услуг является двусторонним, консенсуальным и возмездным.
Так как договор является двусторонним, и каждая из сторон этого договора - исполнитель и клиент несет обязательство в выгоду иной стороны и считается должником иной стороны в том, что должна изготовить в его выгоду, и сразу её кредитором в том, что владеет преимущество от нее требовать.
Клиент вправе прекратить договор на предоставление услуг и востребовать совершенного возмещения ущерба, если имеются значительные нарушения в процессе предоставления гостиничных услуг, например:
• нарушения техники безопасности;
• отступление исполнителя от условий договора;
• недостатки в оказанной услуге, низкое качество услуг, не соответствующее уровню качества, указанному в договоре;
• уменьшения цены за оказанную услугу.
• утрата или повреждение имущества потребителей.
Все убытки возмещаются в определенные сроки, поставленные для удовлетворения соответственных требований клиента.
В случае, когда исполнитель в поставленный срок не избавился от недочетов, покупатель вправе прекратить договор на предоставление услуг и востребовать полного возмещения ущерба.
Исполнитель вправе прекратить договор на предоставление услуг и востребовать совершенного полного возмещения ущерба, если покупатель не предоставляет оплату за предоставленные ему услуги.
Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые «цепи», что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчетную документацию и осуществлять платежи.
В ходе выполнения работы и изучения документации по договору об оказании гостиничных услуг было установлено, что в пункте 23 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации используется понятие «расчетный час». Заезд в гостиницу и выезд из гостиницы потребителя осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается в 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час. Считаю целесообразным использовать данное понятие как «единый расчетный час». Так же предлагаю внести изменения в данный пункт и запретить исполнителю изменять единый расчетный час. Таким образом, на всей территории Российской Федерации будет действовать единый расчетный час - 12 часов текущих суток, который будет изменяться, для потребителя, исключительно в зависимости от часового пояса. Считаю, что данное изменение позволит избежать недопониманий между исполнителем и потребителем в части аренды гостиничных номеров и оплаты за проживание.
1. Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг // М., 2009. 224 с.
2. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме // М., 2010. 164 с.
3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. Изд. 2-е. // СПб., 2003. 528 с.
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг // М., 2011. 1055 с.
5. Вахмистров В.П., Вахмистрова С.И. Правовое обеспечение туризма: учеб. пособ. // СПб., 2005. 289 с.
6. Введенский Б.А. «Большая Советская Энциклопедия» // М., 1952. 648 с.
7. Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса. Учебное пособие, 2-е издание // Ростов-на-Дону. 2003. 384 с.
8. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес // Ростов-на-Дону. 2007. 348 с.
9. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме: учебник // М., 2007. 259 с.
10. Вотинцева Н.А. Договорные обязательства в сфере туристского и гостиничного бизнеса // Ростов-на-Дону, 2007. 287 с.
11. Гафров З.С. Предоставление гостиничных услуг и их защита // М., 1999. 315 с.
12. Глухов С.Г. Менеджмент предприятия гостеприимства. М., 2008. 122 с.
13. Елканова Д.И., Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина Основы индустрии гостеприимства // М. 2010. 248 с.
14. Захаров М.А. Гостиничные услуги- успех в два шага // Санкт- Петербург, 2007. 412 с.
15. Исмаев Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России: учеб. пособ // М., 2009. 203 с.....28