Глава I. Теоретические аспекты технологии формирующего оценивания в
процессе обучения математике 9
1.1. Современные требования к образовательным 11
результатам обучающихся 11
1.2. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов
обучающихся 18
1.3. Характеристика технологии формирующего оценивания 21
Выводы по первой главе: 28
Глава II. Использование технологии формирующего оценивания на уроках математики 7-8 классов для достижения метапредметных образовательных
результатов обучающихся 30
2.1. Методические рекомендации по использованию формирующего
оценивания на уроках математики 31
2.2. Фрагменты уроков математики для обучающихся 7-8 классов 36
с использованием технологии формирующего оценивания 36
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 47
Выводы по второй главе: 60
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Начать работу хотелось бы цитатой М.В. Ломоносова: «А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» [14, 240]. Эта знаменитая цитата помогает понять, для чего в жизни каждого из нас присутствует математика. Наша задача показать красоту математики окружающей нас повсюду, в любой сфере, дисциплине, науке. Математика является фундаментом для разных наук и сфер деятельности (медицина, промышленность, музыка, физика, архитектура, строительство, экономика, бухгалтерия, статистика, программирование, география, инженерия).
Математика в своей логичной последовательности помогает развивать интеллект, логику, мышление. Изучая предмет, мы сможем научить детей рассуждать, формулировать мысли, уметь доказывать свое мнение, опираясь на неоспоримые факты (леммы, гипотезы, аксиомы), искать причинно¬следственные связи, мышление становится последовательным, гибким и логичным. Современное общество требует от человека умение работать с большим объемом информации, умением ее обрабатывать структурировать и воспроизводить, для развития таких метапредметных результатов математика служит хорошим инструментом.
На текущий момент достаточно актуальной методической проблемой в обучении математике является формирование вычислительной и алгоритмической культуры обучающихся. В современных реалиях ФГОС включает 3 вида требований:
- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- требования к результатам освоения основных образовательных программ[21].
Остановимся на третьем пункте
ФГОС устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
• метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты представляют собой группу универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные, метапредметность можно рассматривать как линию, связывающую между собой все учебные дисциплины и жизненный опыт, именно «над» предметность способствует адаптации и внедрению детей в социум.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
(в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644)
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [21].
Применяемая в школах традиционная система оценивания не соответствует требованиям ФГОС, так как не ориентирована на личность учащегося. Знания учеников измеряются посредством определенной шкалы, которая зачастую субъективна и не явна, оценки ученикам выставляются ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, не всегда представлены четкие критерии оценивая, либо они не представлены обучающимся и их родителям, оценка в этой системе используется как конечный продукт не поддающийся корректировке. Фактически традиционное оценивание не дает шанса ученикам проанализировать свою динамику усвоения материала, успешности обучения...
Формирующее оценивание является одним из способов мотивации обучающихся на образовательную деятельность. К сожалению, результаты опытно - экспериментальной работы не могут этого подтвердить или опровергнуть. Сложно сделать выводы по технике, когда апробируешь ее на 4 учениках.
Технологию ФО стоит использовать, хотя бы частично, для того чтобы все участники образовательного процесса имели представление из каких критериев складывается оценка. Для педагога эта технология поможет исключить недопонимания среди родителей, учеников и коллег. В такой форме, не может быть предвзятого оценивания. Изучив современные требования к образовательным результатам и подходы к их оцениванию в процессе обучения, мы пришли к выводу, что формирующее оценивание является хорошим инструментом для достижения качества образования в современной системе образования.
Формирующее оценивание поддерживает уверенность обучающихся в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты, поскольку ученикам приводятся примеры того, что от них ожидают, это создает ситуацию успеха, что положительно влияет на ученика, оценка не становиться предметом наказания или поощрения (не несет в себе конечный и неоспоримый результат).
Дидактические возможности использования формирующего оценивания при обучении математике разнообразны. Данную технику можно использовать в качестве домашнего задания, работы на уроке, в парах, в группах. Главный плюс этой технологии заключается в договоренности между педагогом и учеником. Ученик перестает чувствовать себя объектом обучения, ученик становится субъектом, что позволяет удовлетворить его потребность быть взрослым. С применением формирующего оценивания ученик понимает свою значимость в процессе обучения, он может объективно оценить себя и своих одноклассников. Это способствует развитию личностных качеств человека.
Так же не можем оставить без внимания метапредметные УУД. В современных учебниках, находится большое количество практических задач, в условиях которых скрыт смыл изучения той или иной темы. В наше время уже не должно возникать вопроса: «Зачем мне знать математику?».
Мы не можем утверждать, что математика, является главной или основополагающей наукой, для человека ценно представлять полную картину мира, в которой существуют и другие не менее важные науки и дисциплины.
Современный же человек, имеет уникальную возможность получать любые знания, в удобном для него формате. Задача учителя найти такой инструмент для каждого ученика и зажечь в нем жажду к знаниям.
Активное применение современными педагогами методики формирующего оценивания является одним из ключевых факторов качественного образования.
Таким образом, гипотеза исследования положительного влияния формирующего оценивание как средства достижения метапредметных образовательных результатов в процессе обучения математике обучающихся 7 - 8 классов подтвердилась в полном объеме.