Введение 2
Глава 1. Художественное историческое кино и его использование на уроках истории 8
1.1. Особенности развития и применения медиаобразования в
современном образовательном процессе 8
1.2. Художественный кинофильм как метод изучения исторического
события и образа 13
Глава 2. Репрезентация политической истории Европы XIX в. в художественном кино в контексте потребностей её изучения на уроках истории в 9 классе 25
2.1. Преподавание политической истории 25
2.2. Анализ фильмов 30
Глава 3. Разработка уроков по политической истории Европы XIX в. с использованием художественного кино 39
3.1. Франция 39
3.2. Великобритания 44
3.3. Австро-Венгрия 48
Заключение 50
Список источников и литературы 52
Приложения 56
Актуальность. За последние пару десятков лет информационное пространство кардинально изменилось, а вместе с ним и особенность восприятия информации человеком. Основной причиной этого можно назвать переход общества на новый этап развития, где главенствующей силой являются информационные технологии. Из этого следует, что большая часть информации находится в свободном доступе, а это означает, что ее легко найти. В то же время, существует и отрицательная тенденция подобного развития. Она заключается в том, что информации слишком много, она окружает человека и полностью погружает его в динамичный и беспрерывный поток. Из-за чего очень часто происходит то, что человек просто не успевает усвоить информацию, структурировать ее и систематизировать.
Стоит отметить еще один важный аспект развития технологических способностей современной системы образования - в последние годы была выявлена важная особенность восприятия информации детьми. Если раньше человек мог читать достаточно большие произведения, слушать длительные аудио, то сейчас людям комфортнее получать познавательные сведения, которые могут усваиваться несколькими органами восприятия одновременно. Существование такой тенденции подтверждают и психологи. Таким образом, медиатехнологии в современном процессе образовательной деятельности имеют огромное значение.
В настоящее время уже трудно получить представление о каком -либо историческом периоде без кинообраза, вне зависимости от хронологических рамок представленных в кинофильме событий. Развитие кинематографа имеет очень важное значение, ведь он позволяет передавать информацию через образы, аудио и текст одновременно. Это полезно на уроках истории, когда для запоминания необходимо создать яркий образ, который запомнится школьнику надолго, методом ассоциации. Однако проблема использования кинофильмов и видеоматериалов на уроках истории создает необходимость их скорейшего изучения.
К сожалению, такое затруднительное положение является распространенным явлением: технологии слишком часто используются в качестве заменяющих учителей, которые предоставляют информацию учащимся, а не в качестве инструментов обучения, поддерживающих активный процесс обучения. Таким образом, актуальность исследования, заключается в изучении кинематографа как полезного инструмента в изучении истории.
Степень изученности. На данный момент существует множество статей и исследований на тему использования медиатехнологий в образовательной программе школьников. В особенности этой темой занимаются И. В. Фотиева , В. С. Лапкин , Д. А. Соколов . Изучением кинематографа непосредственно для использования на уроках истории занимается К. С. Молотов .
Негативную сторону процесса навязывания «голливудских» исторических кинообразов отмечает в своем исследовании А.А. Замостьянов . Отмечается потеря национальных особенностей в исторических фильмах, негативное влияние английской культуры на восприятие исторических образов в фильмах.
Обширный анализ проблем медиаобразования в Российской Федерации представлен в исследованиях А. В. Федорова , Л. М. Баженовой . Помимо этого, авторы дают характеристику состояния медиаобразования в других странах, предлагают пути решения существующих проблем становления данной сферы.
Изучением тенденции использования кинематографа с целью медиаобразования в России занимается Л. А Иванова . Автор рассматривает данный процесс в хронологическом развитии, формирует необходимые задачи для совершенствования развития восприятия, критического отношения к киноискусству, воспитания способности самостоятельной оценки фильма у учащихся.
Краткий исторический обзор учебного кинематографа и использования кино в работе учителя представлен в исследовании Д. И. Игнатьева . Автор обозначил основные проблемы, с которыми сталкивались педагоги при использовании кинофильмов в учебном процессе с начала XX в.
Исследование современных эффективных форм освоения гуманитарного знания, таких как: интерактивная лекция, видеосеминары, киносеминар, подготовленная дискуссия по фильму и др. представлено в научных статьях Л. В. Щегловой, Н. Ф. Саенко .
Исследование развития культуры восприятия у старших школьников на материалах кино как важного элемента личностного развития школьников представлено в работе Г. С. Колычева .
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что исследований на тему медиаобразования и использования кино на уроках достаточно много, многим эта тема кажется интересной, а вот тем использования кино именно на уроках истории встречается крайне редко. Ну а работ на тему использования кино для изучения политической истории не было найдено вовсе.
Исходя из актуальности темы исследования и степени её научной разработанности, целью выпускной квалификационной работы является оценка возможностей использования художественного кино для изучения политической истории Европы в XIX в. на уроках в 9 классе...
Природа интерактивности и открытий в мультимедийном обучении благотворно влияет на монотонность пассивного обучения. Благодаря технологиям процесс обучения порождает интерактивные и активные реакции. Благодаря мультимедийным стимулам обучающиеся будут демонстрировать как эмоциональный, так и когнитивный, интеллект.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о том, что художественный фильм является мощным средством обучения. Во-первых, это способность фильма вовлекать и вызывать интерес, во-вторых, он делает историю наглядной и живой так, как не может ни один учебник. Также исторические фильмы могут дать обучающимся представление о той эпохе, помогают ученикам отождествить себя с прошлым и развить эмоциональные и интеллектуальные связи.
Несмотря на то, что у включения фильмов в планы уроков есть свои плюсы и минусы, они непременно окажут желаемое влияние на обучение при правильном подборе и анализе, помогут создать условия для получения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Ведь новый ФГОС ориентирован на формирование в старших классах креативной критически мыслящей личности, а Концепция нового учебно-методического комплекса по Всеобщей истории призывает показывать роль человека в истории на наиболее ярких примерах.
Доступ к технологиям, необходимым для просмотра фильмов, не самая большая проблема. Несоответствие школьного расписания и времени, необходимого для эффективного преподавания с использованием фильма - вот основная проблема. Поэтому мы пришли к выводу, что фильмы на уроках должны носить фрагментный характер. В работе были проанализированы восемь художественных фильмов по политической истории Европы: «Молодая Виктория», «Молодой Карл Маркс», «Суфражистка», «Императрица Сисси», «Наполеон», «Петерлоо», «Коммуна», «Офицер и шпион». Были разработаны уроки с использованием фрагментов из этих фильмов и с применением различных технологий. Фрагменты фильмов легко вписываются практически в любую технологию, будь это критическое мышление, кейс-стади, проблемное обучение или же mind map, а занятие проходит более легко и интересно, как для учащихся, так и для учителя.
Подводя итог данного исследования, стоит отметить, что мультимедийные функции, а именно представление видео и анимация движущихся изображений, являются инновациями, оживляющими процесс обучения.
1. Баженова Л. М. История лаборатории экранных искусств в контексте медиаобразования / Л. М. Баженова // Медиаобразование. 2007. № 2. С. 19-51.
2. Бондаренко Е. Медиатексты для учеников более убедительны, чем слова учителя / Е. Бондренко // МГУ. Медиатренды. 2013. № 8. С. 6.
3. Зазнобина Л. С. Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт организации экспериментально -исследовательской работы коллектива школы 858 ЮО г. Москвы / Л. С. Зазнобина. М.: Изд-во Южного округа управления московского образования, 1999. 173 с.
4. Закиров О. А. Исторический фильм: К проблеме определения жанра игрового кино / О. А. Закиров. М.: Московский педагогический государственный университет, 2012. С. 42-48.
5. Замостьянов А. А. Сто фильмов для школьников / А. А. Замостьянов // Народное образование. 2013. № 3. С. 33-37.
6. Запевалина О. В. Медиаобразование как педагогический феномен / О. В. Запевалина // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2015. № 3. С. 83-90.
7. Иванова Л. А. Линия кинообразования в педагогике России (конец XIX - ХХ вв.) / Л. А. Иванова // Magister Dixit 2007. № 2. С. 73-93.
8. Игнатьев Д. И. Фильм в работе учителя (небольшой исторический экскурс) / Д. И. Игнатьев // Медиаобразование. 2012. № 5. С. 25-31.
9. Инар Г., Ге А., Сажина М. П. Бессмертная Коммуна: воспоминания ветеранов, участников Парижской Коммуны / Г. Инар, А. Ге, М. П. Сажина. М: ЦК МОПР СССР, 1928. 48 с.
10. Колычев Г. С. Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе / Г. С. Колычев // Человек в мире культуры. 2016. № 3. С. 42-46.
11. Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества / А. В. Костина. Изд-во ЛКИ, 2011. 350 с.
12. Лапкин В. С. Медиаобразование школьников в России: от протоформатов к консенсуальному подходу / В. С. Лапкин // Меди@льманах. 2020. №101. С. 22-31.
13. Молотов К. С. Методика использования кинофильмов в 9-м классе / К. С. Молотов // Наука и школа. 2014. №1. С. 111-115.
14. Морозова И. В. Феномен политического байопика в Англоязычном кинематографе / И. В. Морозова // Вестник ВГИК. 2014. № 22. С. 98-109.
15. Немирич А. А. Тренд медиаобразования: от медиаграмотности к медиа менталитету / А. А. Немирич // Дистанционное виртуальное обучение. 2012. № 2. С. 77-83...25