Введение 3
Глава I. Теоретические основы начальной военной подготовки обучающихся старших классов 6
1.1. Анализ проблемы начальной военной подготовки и история развития в системе образования 6
1.2. Возрастные особенности старшеклассников значимые для дисциплины начальной военной подготовки 14
1.3. Обучение основам начальной военной подготовки в условиях урочной деятельности 29
Выводы по первой главе 54
Глава II Организация опытно-экспериментальной работы по интеграции урочных и внеурочных форм деятельности в области начальной военной подготовки обучающихся старших классов 55
2.1. Оценка сформированности комплекса практических навыков по дисциплине начальной военной подготовки в системе урочной деятельности 55
2.2. Интеграция урочных и внеурочных форм деятельности старшеклассников на военно-полевых сборах 60
Выводы по второй главе 86
Заключение 87
Библиографический список 88
Приложения 94
Актуальность. Начальная военная подготовка подрастающего поколения на всех этапах развития российского общества являлось одним из приоритетных направлений деятельности властных структур и подконтрольных ему учреждений образования.
Начальная военная подготовка в школе сегодня основана в большей степени на теоретическом изучении и структуризации полученных знаний. Обучающиеся знакомятся с общими задачами и целями, которые ставят перед собой вооруженные силы России, так же им дается информация о структуре вооруженных сил, а также порядок, в котором проходит воинская служба, а так же обучение в военных училищах и институтах. Что касается практических занятий, то они проводятся уже после ознакомления с теоретической частью в виде активных развивающих игр и спортивных соревнований, чего оказывается недостаточно для усвоения материала. Современная начальная военная подготовка в РФ ориентируется на развитие физической выносливости и увеличение силовых показателей. Поэтому в процессе прохождения подготовки включаются спортивные упражнения и физические нагрузки.
В данной работе мы исходили из предположения, что уровень готовности юношей к воинской службе можно значительно повысить с помощью приобретения ими знаний и практических навыков на военно-полевых сборах по основным дисциплинам военной службы, путем интеграции урочной и внеурочной деятельности, а так же провести сравнительный анализ эффективности военно-полевых сборов как внеурочную деятельность.
Проблема исследования состоит в выявлении проблем подготовки старших школьников к военной службе в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности, когда имеются противоречия: В период перехода с урочной на внеурочную деятельность оказывается, что обучающиеся не готовы применять полученные знания на практике.
Объект исследования: Образовательный процесс начальной военной подготовки в урочной и внеурочной деятельности.
Предмет исследования: Интеграция урочных и внеурочных форм деятельности по начальной военной подготовке.
Цель работы: Разработать условия преподавания начальной военной подготовки способствующие интеграции урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Предполагается, что освоение предмета начальной военной подготовки обучающихся 10-х классов будет более эффективным, если будут созданы условия для интеграции урочных и внеурочных форм деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить особенности начальной военной подготовки обучающихся общеобразовательной организации в системе урочной и внеурочной деятельности.
2. Определить комплекс условий позволяющие успешно интегрировать урочную и внеурочную форму деятельности на уроках начальной военной подготовки.
3. Разработать и практически апробировать созданные условия.
Теоретическая значимость: Было доказано, что освоение программы по начальной военной подготовке будет более эффективней в специально созданных условиях интеграции урочных и внеурочных форм обучения.
Практическая значимость: Разработана программа, которая может быть использована на практике.
Научная новизна:
Обоснована особенность интеграции урочных и внеурочных форм обучения применимых к предмету начальная военная подготовка.
Методы исследования:
Для решения задач в работе использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
2. Практическое тестирование.
3. Педагогический эксперимент.
4. Метод математической обработки данных.....
Основной целью и задачей данного исследования заключалось в изучении основных направлений интеграции урочной и внеурочной деятельности.
В целом результаты эксперимента показали что после изучения курса начальной военной подготовки на военно-полевых сборах, обучающиеся получили необходимые знания и практические навыки, которые помогут им в дальнейшем.
Таким образом результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют, что освоение предмета начальной военной подготовки будет более эффективнее, если будут созданы условия для интеграции урочных и внеурочных форм деятельности.
Экспериментальная деятельность позволила достичь положительной динамики в формировании практических навыков в области обороны. Однако эффективность дальнейшей работы во многом будет зависеть от разработки, апробации и внедрения полноценного формата обучения самими преподавателями. Проведенное исследование открывает новые подходы к дальнейшему совершенствованию программы обучения по начальной военной подготовке.
Хотелось бы отметить что перспективную линию в нашем исследовании мы видим интеграцию с другими предметами на более высоком уровне, такими как физика, математика,химия, география.
1. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровье сберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск,2014.-256с.
2. Адольф В.А., Адольф К.В. Горизонты и границы современного образования // CREDE EXPERTO транспорт, общество, образование, язык.- 2018.-№3.-С 186-196.
3. 100 вопросов - 100 ответов: Об армии, авиации, флоте/Авт. сост. B. Г. Черкашин. - М.: Молодая гвардия, 1985.
4. Агапова И.А., Давыдова М.А., «Патриотическое воспитание в школе»- М.:Айрис-пресс,2002г.
5. Анайский А.С., Кулаков В.Ф, Лутовинов В.И, Концепция военно- патриотического воспитания молодежи 2010 г.
6. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989 г.
7. Бачевский В. Г. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи: (Задачи и проблемы на современном этапе) / В. Бачевский, C. Наумов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1999 г.
8. Валеев Р.А., Зайцев А.А., Зайцева В.Ф. Военно-патриотическая работа с подростками в молодежных организациях России // Проблемы воспитания патриотизма. - Вологда.: ВИРО, 2004 г.
9. Васнев, В. А. Основы подготовки к военной службе: метод, материалы и документы / В. А. Васнев, С. А. Чиненный; под ред. В. А. Васнева. - М.: Просвещение, 2003 г.
10. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.
11. Видякин М.В «Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник Мероприятий » Волгоград 2006 г.-208с.
12. ДубининаЭ.Ф., Копейкина С.В. Интегрированные уроки/ Э.Ф.Дубинина, С.В.Копейкина //НШ.-2004.-№4.-с.65-69
13. Инструктивно методическое письмо «О преподавании "Основ безопасности жизнедеятельности" в 10 - Пклассах общеобразовательных учреждений на 2016 г.»
14. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург, - 2009 г.
15. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2011г....(57)