Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАСТОЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В УЧЕБНОМ ПРЕДМЕТЕ «ГЕОГРАФИЯ»

Работа №157235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2020
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 8
1.1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме применения игровых технологий в процессе обучения географии....8
1.2. Дидактический потенциал настольных образовательных игр в процессе
обучения географии 12
1.3. Общий алгоритм работы с настольными играми на уроках географии 18
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ 21
2.1. Обзор мировой лесной промышленности 21
2.2. Значение лесного комплекса в экономике России 24
2.3. Состав, структура и факторы размещения лесного комплекса России 26
2.4. География лесного комплекса России 30
2.5. Проблемы, сдерживающие развитие лесного комплекса России 34
2.6. Перспективы развития лесного комплекса России 37
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЛЬНЫХ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ В ШКОЛЕ 39
3.1. Анализ современного состояния использования настольных игр на
уроках географии в 9 классе 39
3.2. Методика применение настольной игры для изучения лесного комплекса
России в учебном предмете «География» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Нефть зачастую называют «чёрным золотом», газ - «голубым золотом». Лес без всяких преувеличений можно назвать «зелёным золотом» России. Лес даёт человеку универсальное сырьё - древесину, которая применяется во всех отраслях промышленности.
Лесной комплекс играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, поскольку он обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и существенно влияет на экономический рост государств, а также внешнюю торговлю стран мира. От состояния и уровня развития лесного комплекса непосредственно зависит ресурсное обеспечение роста других важнейших отраслей экономики, прежде всего строительства, и потребностей населения в широком спектре товаров.
Лесной комплекс России модернизируется, становится более экологичным и современным, а качество российской продукции в целом соответствует мировым стандартам.
Опыт педагогической практики, прохождение педагогической интернатуры и общение с учителями географии, приводит к осознанию того, что изучение в 9 классе раздела «Хозяйство России» идёт однотипно, «по плану», не исключением является и изучение темы «Лесной комплекс России».
Федеральный государственный образовательный стандарт, вступивший в силу с 1 января 2014 года, внес изменения в процесс школьного образования: изменилась структура уроков, введены новые средства и методы обучения, изменились роли учителя и обучающихся. Теперь весь образовательный процесс направлен на формирование образовательных результатов обучения: личностных, метапредметных и предметных.
Предметные образовательные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественно - научные предметы", а именно «География» должны отражать:
• формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
• формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
• овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
• овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
• овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
• формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде [44].
В современных реалиях для формирования предметных образовательных результатов учителю необходимо тщательно подбирать средства, с которыми ученик сможет работать самостоятельно, которые будут вызывать у него интерес, будут понятны и разнообразны.
Одним из таких средств является настольная игра. Настольные игры обладают массой полезных дидактических качеств: развивают умственные способности, расширяют кругозор, способствуют формированию личностных качеств и т.д.
Однако, несмотря на вышеперечисленные достоинства настольных игр, применение их на уроках географии на сегодняшний день не распространено. Связано это, прежде всего с тем, что большинство готовых настольных игр, которыми богат современный рынок, не отвечают образовательным потребностям и не соответствуют тематике урока.
Цель работы: разработать настольную игру для изучения лесного комплекса России в школе.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. изучить дидактический потенциал настольных игр при изучении лесного комплекса России;
2. дать экономико-географическую характеристику лесного комплекса России;
3. проанализировать практику использования настольных игр при обучении географии в 9 классе;
4. апробировать настольную игру для изучения лесного комплекса России в школе.
Объект исследования: процесс изучения лесного комплекса России в школе.
Предмет исследования: настольная игра как средство формирования предметных образовательных результатов у обучающихся при изучении лесного комплекса России.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы:
• теоретические: анализ, исторический, классификация, обобщение;
• эмпирические (практические): картографический, педагогический эксперимент;
• статистический.
Практическая значимость работы: в ходе исследования была разработана настольная игра, которая может применяться при изучении лесного комплекса России на уроках географии в 9 классе. В рамках педагогической интернатуры в МАОУ Лицей №9 «Лидер» на уроках географии была проведена апробация разработанной игры.
Материалы выпускной квалификационной работы были отражены в статье «Настольная игра как средство обучения географии (на примере лесного комплекса России)», которая была опубликована в сборнике статей XV заочной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции "География и геоэкология на службе науки и инновационного образования", посвященной 140-летию со дня рождения геолога и краеведа В.П. Косованова (Красноярск, 24 апреля 2020 г., в печати), а также в статье «Настольная игра как средство формирования 6
образовательных результатов при обучении географии», которая была опубликована в сборнике статей XIX Всероссийской научно-практическая конференции студентов, аспирантов и школьников (Красноярск, 23 апреля 2020 г.) «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла:
проблемы и перспективы».
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников, включающий 49 наименований, приложения. Объем работы 87 страниц, работа включает 3 таблицы, 14 рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что настольная игра определяется как особый вид познавательной деятельности учащихся, реализующий с одной стороны принцип занимательности в обучении, с другой - как средство формирования и развития географических понятий обучающихся.
2. Экономико-географический анализ ЛПК России выявил, что Россия занимает лидирующие позиции по экспорту делового круглого леса, пиломатериалов и шпона, древесных пеллет и листовых древесных материалов и бумажной массы. Лесоматериалы из РФ экспортируются в Китай, Японию, Финляндию, Германию, страны СНГ. Заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тысяч предприятий во всех регионах страны. В 45 субъектах России производство продукции ЛПК составляет от 10 до 50% от общих объёмов промышленной продукции. На предприятиях ЛПК занято более миллиона работающих. Таким образом, лесной комплекс имеет огромное значение в экономике нашей страны.
3. Анализ современного состояния использования настольных игр на уроках географии в 9 классе показал, что учителя применяют настольные игры недостаточно часто, однако, как показали результаты анкетирования, обучающиеся заинтересованы в изучении географии с помощью настольных игр.
4. В ходе исследования была разработана настольная игра для изучения лесного комплекса России. Экспериментальная апробация данной игры доказывает, что правильно организованная работа учащихся посредством настольной игры способствует повышению уровня знаний учащихся.



1. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. 400 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
3. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика (для бакалавров). М.: КноРус, 2019. 352 c.
4. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учебное пособие / А.А. Винокуров, В.Г. Глушкова, Е.Л. Плесецкий, Ю.А. Симагин. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2008. 550 с.
5. Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник. М.: ИНФРА-М, 2007. 666 с.
6. Воробьев Г.И., Моисеев Н.А., Лосицкий К.Б. Экономическая география лесных ресурсов СССР. М.: Лесная промышленность, 1979. 406 с.
7. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1996. № 6. С.137-142.
8. Гаврилова А.А. Настольная игра как средство обучения географии (на примере лесного комплекса России) (научный руководитель Прохорчук М.В.) // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования: Материалы XV Всеросс. с межд. участием научно-практич. конфер., посв. 140-летию со дня рожд. геолога и краеведа В.П. Косованова. Красноярск, 24.04.2020 г.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2020. Вып. 15 (в печати).
9. Гаврилова А.А. Настольная игра как средство формирования
образовательных результатов при обучении географии (научный руководитель Прохорчук М.В.) // Методика обучения дисциплинам
естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 23 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] / отв. ред. Т.В. Голикова; ред. кол.; Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020.
10. Галкина Е.А., Голикова Т.В. Современные технологии обучения биологии
[Электронный ресурс]. - URL:
file:///C:/Users/FSS%20User/Downloads/covrem-tehnologii-obucheniya- monografiya.pdf(дата обращения: 17.04.2020).
11. Галкина Е.А. Технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2011. 65 с.
12. География. Рабочие программы. 5-9 класс. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева [Электронный ресурс]. - URL: https://prosv.ru/_data/assistance/21/36417168- a533-11df-9228(дата обращения: 03.05.2020).
13. Гидролизное производство: прошлое, настоящее и будущее / Е.Д.
Гельфанд, Е.В. Новожилов [Электронный ресурс]. - URL:
https ://narfu.ru/university/library/books/23 60.pdf (дата обращения:
29.04.2019).
14. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально -экономическая география России: учебник. М.: Гардарики, 2001. 752 с.
15. ГОСТ 16032-70. Термины и определения [Электронный ресурс]. - URL: http://m-economy.ru/art.php?nArtId=3644(дата обращения: 25.04.2019).
16. Данилец А. Настольные игры [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stihi.ru/2013/03/25/2708(дата обращения: 09.05.2020).
17. Долгая Т.И. Игровые технологии в учебном процессе. М.: Школа, 2004. № 1. С.67-70.
18. Домогацких Е.М География 9 класс: учебник / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев. М.: Русское слово, 2019. 344 с.
19. Дронов В.П. География России: Население и хозяйство. 9 класс: учебник / В.П Дронов, В.Я. Ром. М.: Дрофа, 2014. 286 с.
20. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие: В 2 книгах. Челябинск, ЧГПУ, 2012. 496 с.
21. Иванов И.С., Иванова Ж.Б. Настольные игры как нестандартный
интерактивный метод обучения бакалавров юриспруденции [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/870008.htm(дата обращения:
09.04.2020).
22. Игровые технологии [Электронный ресурс]. - URL: http://aplik.ru/10-
klass/igrovye-tekhnologii (дата обращения: 20.04.2020).
23. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. 584 с.
24. Концелидзе Н.А., Зиновьева И.С. Развитие лесной промышленности в России // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 10-2. С. 292-293.
25. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ: учебное пособие. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999, 160 с.
26. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Калгус, 1980. 334 с
27. Лесная промышленность России: проблемы и тренды развития
[Электронный ресурс]. - URL: https://rosuchebnik.ru/material/lesnaya-
promyshlennost-rossii-problemy-i-trendy-razvitiya/ (дата обращения: 01.03.2020).
28. Любимов И.М. Общая политическая, экономическая и социальная география / Под ред. д.э.н., академика Л.П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 2001. 336 с.
29. Макаренко А.С. Игра. Лекции о воспитании детей: сочинение в 7 томах. М.: АПН, 1957. 129 с.
30. Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров: ролевые и социально - моделирующие игры / Г. И. Нетреба. Волгоград: Учитель, 2014. 219 с.
31. Николаева О.И. Настольные игры в обучении английскому языку [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13094/(дата обращения: 16.05.2020).
32. Панова В. А. Перспективы развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1392-1394.
33. Панфилов В.В. Игра и игровые принципы // Народное творчество. Челябинск: 2009. № 2. С. 49-53.
34. Родионова И.А. Экономическая география России: учебное пособие. М.: Московский Лицей, 2002. 192 с.
35. Романова Т.Ю. Потенциал современных настольных игр в школе
[Электронный ресурс]. - URL: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-
materialy/item/7 31 -romanova-t-yu-potentsialsovremennykh-nastolnykh-igr-v- shkole (дата обращения: 09.04.2020).
36. Российский статистический ежегодник. 2018 / Федеральная служба
государственной статистики (Росстат). М., 2018. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm(дата обращения:
01.05.2019).
37. Садикова Н.А. Игровые технологии [Электронный ресурс]. - URL: http://aplik.ru/10-klass/igrovye-tekhnologii(дата обращения: 20.04.2020).
38. Салмина Н.Г. Построение развивающих программ с использованием настольных игр // Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова, О.В. Черная. // Психологическая наука и образование, 2011. № 2. С. 76.
39. Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психолого-педагогическая экспертиза настольных игр // Психологическая наука и образование. № 2, 2011. С. 29-38.
40. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
41. Статистика по лесной продукции [Электронный ресурс] . - URL:
http://www.fao.org/faostat/ru(дата обращения: 01.04.2019).
42. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030
года [Электронный ресурс]. - URL:
http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/Project_les2030_2010201 7.pdf (дата обращения: 05.05.2019).
43. Структура, состав и виды настольной игры [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/MZhpU(дата обращения: 17.03.2020).
44. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 17.12.2019).
45. Хрущев А.Т. География промышленности СССР: учебник для геогр. спец. вузов. М.: Высшая школа, 1990. 223 с.
46. Целлюлозно-бумажная промышленность России [Электронный ресурс]. -
URL: https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200500605(дата обращения:
01.04.2020).
47. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. 240 с.
48. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с.
49. Экономическая и социальная география России: учебник для вузов/ под ред. проф. А.Т. Хрущева. 4-е издание, испр. М.: Дрофа, 2009. 607 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ