Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Национально-государственное строительство в советской стране в 1920-30-е гг. в курсе преподавания истории России

Работа №157233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНО¬
ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР В 20-30-Х ГГ. ХХ
ВЕКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 11
1.1. Содержание концепции нового учебно-методического комплекса
и историко-культурного стандарта по вопросам национально-государственного строительства в СССР 20-30-х годов XX века 11
1.2. Учебно-методический комплекс по изучению вопросов
национально-государственного строительства в СССР 20-30-х годов XX века по линейной системе 23
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В СССР 20¬30-Х ГГ. ХХ ВЕКА 43
2.1. Проблемы современного учителя в вопросах преподавания национально-государственного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века
2.2. Приемы, методы, технологии на уроках истории, помогающие раскрыть вопрос национально-государственного строительства в СССР 20-30-х гг. XX века 52
2.3. Разработка уроков по теме национально-государственного
строительства в СССР 20-30-х гг. XX века 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
Приложение А 87
Приложение Б 88
Приложение В 90
Приложение Г 92
Приложение Д 99
Приложение Е 100
Приложение Ж 104
Приложение З 109

Актуальность: Национально-государственное строительство в СССР - тема, пользующаяся большой популярностью в среде отечественных и зарубежных исследователей и по сей день. Однако единой точки зрения на события того периода и их последствия нет до сих пор. Интерес к данной проблематике не снижается, вопрос национально-государственного строительство все еще остается дискуссионным.
В 1920-30-е гг. были заложены не только основы нового государственного строя. Была создана страна со своей особой идеологией, отголоски которой мы слышим до сих пор. Для историков и политологов интерес представляет именно эта тема: становление нового правового государства и советской идеологии как своеобразного феномена в мировой истории.
События 1991 года повлекли за собой радикальное обновление всех сторон жизни и новый виток интереса к изучению событиям прошлого. В постсоветских трудах заново осмысливается исторический опыт с учетом реальных итогов государственного строительства в СССР. Не стоит забывать, что несмотря на переоценку ценностей Россия была построена на фундаменте, который заложил Советский Союз. Отсюда и идет такой живой интерес российских исследователей к национально-государственному строительству.
Процесс распада СССР сказался также и на национальных отношениях. Религиозные, национальные конфликты; территориальные притязания, взаимные претензии и вооруженные конфликты как внутри страны, так и уже на межгосударственном уровне. Это стало еще одним фактором, побудившим интерес к событиям 20-30-ых годов XX в. Как идти дальше, не опираясь на предыдущий опыт и ошибки? Вот вопрос, который до сих пор задают себе историки при изучении данной темы.
Та же проблема встает и области преподавания истории. С какой позиции рассматривать государственное строительство в советской стране? Как известно, в постсоветский период не было единого стандарта. Поэтому каждый учебник транслировал идеи своих составителей. Эти идеи могли кардинально отличаться. Или методисты считали эту тему недостаточно важной, чтобы отводить целый параграф. До сих пор у многих тема национально-государственного строительства смешивается с другими событиями того времени. Экономическому развитию СССР в 1920-30-е гг. и репрессиям уделено гораздо больше времени как в исторических исследованиях, так и в школьных учебниках.
Но тему национально-государственного строительство следует рассматривать отдельно. Она является важным звеном в понимании событий и тенденций современной России. Кроме того, Историко-культурный стандарт рекомендует усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Осознание своей социальной идентичности в широком спектре: как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, - является важной составляющей обучения.
Именно из-за дискуссионности вопроса, постоянной смены идеологий и парадигм, тема остается крайне важной для преподавания в школе. Частое изменение подхода в обучении сказывается на составлении учебных программ и пособий по истории России. От мировоззрения историков и методистов зависит с какой точкой зрения на данную проблематику обучающиеся будут заканчивать курс и выпускаться из школ.
Степень изученности: Выбранная нами тема не является мало изученной как в советской, так и в российской историографии. Как было написано ранее, интерес к национально-государственному строительству не утихает до сих пор.
В советские годы было написано немало работ, касающихся данной проблематики. И за несколько десятилетий изучения этого вопроса увидела свет целая плеяда историографических трудов и библиографических обзоров.
Изучение темы шло параллельно с процессом самого национально-государственного строительства.
Первые работы по истории объединительного движения и образования Советского государства начали появляться уже в 1920-е гг. Например, труды Котляревского С.А. за 1926 г. и Гурвич Г. С. за 1923 г. Котляревский в своей работе «СССР и союзные республики» рассматривал торговлю, промышленность, право, здравоохранение союзных республик . А также опыт международных федераций, сравнивая их систему с Советским союзом. Труд Гурвича «История советской конституции» рассматривает ход событий, приведший к созданию конституции . В книге описаны основные события по принятию документа. Позднее, на фоне репрессий 1930-х годов, оба историка были обвинены в недооценке особенностей классового характера Советского федеративного государства и в чрезмерной аналогии с буржуазными федерациями, а их работы преданы забвению.
В активную фазу вступило изучению государственного строительства уже в постсоветский период. В свет стало выходить множество сборников, статей и отдельных научных работ, посвященных осмыслению коммунизма. Пересматривалось все: от государственной идеологии до бытовой жизни. Вновь зародился интерес к национальным отношениям и созданию советского государства.
Источниковая база на протяжении десятилетий оставалась почти неизменной: традиционно в ее составе присутствовали документы советских государственных органов, работы первых лиц коммунистической партии и руководителей Советского государства, партийные документы, а также материалы советской периодической печати. Изменялись лишь акценты, которые диктовала текущая политическая конъюнктура.
Однако наша сфера изучения - не историографическая. Методологические исследования национально - государственного строительства не так обширны, как теоретические и сводятся к учебникам по Истории России и отдельным статьям, и наработкам преподавателей истории.
В частности, о представленности данной темы в рамках изучения курса истории мы можем судить по УМК Истории России под редакцией А. В. Торкунова. Для создания данного учебно-методического комплекса издательство Просвещение объединило 14 специалистов - историков, авторов учебных пособий по истории. В учебнике в большом объеме представлен иллюстративный материал, карта и выдержка из источников. Помимо учебников, в рамках УМК присутствуют рабочие тетради и пособия для учителей. Выбранная нами тема представлена в двух отдельных параграфах и наиболее полно представляет национальную политику СССР в 1920-е и в 1930-е гг.
Второе известное издание школьных учебников по истории России - Дрофа, также содержит материалы для изучения выбранной темы. Национально-государственное строительство представлено в курсе Истории России для 10 классов в контексте всего периода 20-30-ых годов XX в и не выносится в отдельные параграфы. УМК под редакцией И. Л. Андреева, О. В. Волобуева помимо учебников включает в себя также технологические карты уроков и оснащено иллюстративным материалом.
Последним одобренным Министерством учебником по отечественной истории стали учебники издания Русское слово под редакцией С.П. Карпова, где тема образования СССР входит в параграф внутренней политики СССР в 1920-е гг..
К другим исследованиям по разработке преподавания национально - государственного строительства в СССР можно отнести разработки уроков, ТКУ и прочие наработки учителей, выложенные в открытый доступ в интернет.
Можно сделать вывод о слабой разработанности темы в контексте преподавания Отечественной истории в школе, что еще больше усиливает актуальность выбранного нами вопроса.
Объект исследования: преподавание темы «Национально - государственное строительство в советской стране в 20-30-е гг. XX в» в рамках курса Истории России
Предмет исследования: приемы и методы в изучении темы «Национально - государственное строительство в советской стране в 20-30-е гг. XX в».
Целью нашей работы является выявить приемы и методы обучения истории, которые позволяют раскрыть проблему национально-государственного строительства наиболее полно и доступно для современных учеников
Цель определила необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать отражение данной темы в основных документах, формирующих УМК по истории России;
2. Проанализировать отражение национального-государственного строительства СССР в 1920-30-е гг. в основных УМК по отечественной истории;
3. Проанализировать проблемы, с которыми можно столкнуться при преподавании данной темы на уроках истории;
4. Предложить приемы преподавания темы «Национально - государственное строительство в советской стране в 20-30-е гг. XX в» в школе;
5. Предложить экспериментальные уроки по изучаемой нами теме.
Характеристика источников:
При написании работы были изучены такие официальные документы как ФГОС, ФГОС ООО, Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также Историко-культурный стандарт вместе с примерным перечнем «Трудных вопросов истории России». В этих документах особое внимание уделяется изменениям в обучении истории, использованию системно-деятельностного подхода и анализу трудных вопросов истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт обеспечивает единство требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности, патриотизма, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ и лежит в основе всех созданных и одобренных УМК. Историко-культурный стандарт (ИКС) представляет собой научную основу содержания школьному историческому образованию. ИКС универсален, и может быть применен как в базовому, так и к профильному, углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.
Также рассматриваются УМК по Истории России за 10 класс издательств Просвещение, Русское Слово и Дрофа. Все Учебно-методические комплексы рассчитаны на линейную систему обучения и соответствуют всем Стандартам. На наш взгляд, самым полным является УМК издательства «Просвещения», включая в себя атласы, хрестоматии, вспомогательные брошюры и поурочные рекомендации для учителей.
Для решения поставленных задач применены следующие общенаучные методы исследования:
• теоретический - изучение и анализ методической, психолого-педагогической и научной литературы по представленной проблематике;
• эмпирический - педагогическое наблюдение, беседа, опытное обучение;
Структура работы: Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе анализируются Концепция, ИКС и УМК по Отечественной истории.
Во второй главе описаны приемы и методы на уроках истории, помогающие раскрыть изучаемую тему, а также предоставлена ТКУ экспериментального урока по вопросам национально-государственного строительства в СССР 20-30-х гг. XX в. в курсе обучения истории в школе
Апробация работы: Результаты данного исследования были апробированы на учениках 10 класса МБОУ СШ №155 на уроке по теме «Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.».
Научная новизна результатов исследования состоит в предложении основных форм и методов организации образовательного процесса при изучении трудных вопросов истории.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке приемов преподавания одного из важных и дискуссионных вопросов в рамках курса Истории России - «Национального - государственное строительство в советской стране в 20-30-е гг. XX в».
Практическая значимость работы состоит в применении результатов в рамках практической деятельности педагога, научно-исследовательской деятельности студентов-историков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев вопрос национально-государственного строительства в СССР 20-30-х годов XX века на уроках истории можно сделать следующие выводы:
- выбранной нами теме отводится немаловажная роль в школьном курсе изучения истории России. Становление Советского Союза - одно из наиболее важных событий Новейшей истории. О важности изучения данной темы говорит анализ основных документов, определяющих структуру изучения отечественной истории в школе: Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурный стандарт и перечень “Трудных вопросов истории России”. Историко-культурный стандарт называет образование СССР “Важнейшим событием в истории страны”. Наличие вопроса Национально-государственного строительства в Советской стране в списке “Трудных вопросов” подтверждает важность преподавания этой темы в школах.
- Недостаточное внимание к изучаемому вопросу в одобренных учебно-методических комплексах (УМК) и дополнительных источниках и литературе, прописанных в учебниках. В двух УМК тема не вынесена в отдельный параграф, а преподавание истории сфокусировано на вопросах политики и экономики. Несмотря на прописанный в Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории многофакторный подход к истории и важность регионального компонента, учебники ведущих издательств «Русское Слово» и «Дрофа» почти не уделяют места национальной политике, что в свою очередь вызывает сложности при преподавании темы.
- Еще одной проблемой становится итоговая аттестация выпускников. Единый государственный экзамен является основной формой проверки усвоения курса истории. Согласно ежегодным отчетам, наибольшие трудности возникают с вопросами по XX веку. Этот материал наиболее сложен для восприятия учениками. Соответственно перед педагогом встает задача наиболее доступно изложить материал и использовать эффективные технологии для качественного усвоения и успешной сдачи Единого государственного экзамена в дальнейшем.
- Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения основными подходами в обучении являются системно-деятельностный и компетентностный. Соответственно методы и приемы необходимо подбирать для максимального отражения утвержденных подходов в обучении. Нужно учитывать разнообразие технологий, методов: проблемное обучение, игровые технологии, проектное обучение, методы наглядности и интерактивности, а также форм проведения уроков: круглый стол, дебаты, урок-ролевая игра, - и различных средств обучения истории позволит облегчить восприятие сложного и объемного материала по Национально-государственному строительству в СССР в 1920-30-е гг.
- В исследовании представлены несколько игровых технологий и приемов для более эффективного и увлекательного усвоения материала национальной политики. Урок-ролевая игра «Образование СССР» позволяет наглядно представить, как проходило заседание I всесоюзного съезда Советов, ближе познакомиться с источниками и понять устройство нового государства. Технология дебатов ярко отражает различные проекты создания союзного государства, позволяет активно привлечь дополнительные источники, чтобы выйти за рамки учебного курса и научить учащихся уважительному отношению к мнению собеседника. Урок - круглый стол “Какое общество было построено в СССР в 1930-х гг.?” закрепляет изученный материал главы и помогает выйти за рамки курса, привлечь дополнительные источники. Проектная работа по материалу национальной политики в 30-е гг. ХХ века позволяет внедрить региональный компонент и привлечь краеведческие источники для более глубокого изучения история своего края, региона. Прием моделирования помогает нестандартно подойти к иллюстративному материалу и может быть использован на любом этапе уроке для повышения учебной мотивации, в качестве активного отражения системно-деятельностного подхода.
Для успешного усвоения сложного материала необходимо привлекать все содержание УМК: рабочие тетради, хрестоматии, атласы и брошюры или поурочные разработки. А также искать неординарные методы и приемы, которые помогут донести информацию максимально интересно, эффективно и качественно.



1. Андреевская Н. В. Методика преподавания истории в семилетней школе. - М.: Учпедгиз, 1947. - 216 с.
2. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные
на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по истории // Педагогические измерения. 2019. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley- podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2018- goda-po-istorii(дата обращения: 16.05.2021).
3. Барабанов В.В. Методика обучения истории. - М.: «Академия», 2014. - 432 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2010. 41 с.
4. Выступление Путина на конференции ОНФ. [Электронный ресурс] // РИА
Новости. URL: https://ria.ru/20130329/929805260.html(дата обращения
28.04.2021).
5. Гаргаева, Д. В. Методические приемы использования изобразительной наглядности на уроках истории / Д. В. Гаргаева, Д. В. Буяров // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. - 2019. - № 19. - С. 162-167.
6. Гурвич Г. С. История Советской Конституции; Социалистическая Акад., Секция Советского Стр-ва. - Москва : Издание Социалистической Акад., 1923. - 216 с.
7. Гусева Е. Вместо единого учебника по истории появилось целых три.
[Электрон. ресурс] // Комсомольская правда. URL:
http:ZZwww.ural.kp.rU/dailyZ26385.5/3263417/(дата обращения 07.05.2021).
8. Дроздова, В. В. Интерактивные методы и приемы, используемые на уроках истории как способ развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся / В. В. Дроздова // Шамовские педагогические чтения научной
школы управления образовательными системами : Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 23 января - 01 2021 года. - Москва: Международная академия наук
педагогического образования, 5 за знания, 2021. - С. 518-524.
9. Единый государственный экзамен по Истории. Демоверсии, спецификации, кодификаторы. [электронный ресурс] // Федеральный институт педагогических измерений. URL:https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7(дата обращения 12.05.2021)
10. Единый учебник истории не появится. [Электрон. ресурс] // Дождь. URL:
https://tvrain.ru/news/edinyj uchebnik istorii ne pojavitsja-374613/ (дата
обращения 04.05.2021).
11. Заседание Совета по межнациональным отношениям. [Электронный ресурс] // Кремль. ру. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/17536(дата обращения 28.04.2021).
12. Инструкция по установке электронной формы учебника. [Электрон.
ресурс] // Издательство Русское Слово. URL: https://russkoe-
slovo.ru/Instruction_EFU.pdf (дата обращения 18.05.2021)
13. История. История России. 1914г. - начало XXI в.: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни: в 2 ч. Ч.
1. 1914-1945 / В.А. Никонов, С.В. Девятов; под науч. ред. С.П. Карпова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. - 312с.
14. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. URL:
http://rushistory.org/proekty(дата обращения: 03.05.2021).
15. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч.
Ч. 1/ [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.] ; под ред. А.В. Торкунова. - М. : Просвещение, 2016. - 175 с.
16. История России: начало ХХ - начало XXI в. 10 кл.: учебник / О. В. Волобуев, С.П. Карпачёв, П.Н. Романов. - М.: Дрофа, 2016. - 367с.
17. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. П. Андреевская. — М. : Просвещение, 2015. — 240 с.
18. Как изменится Единый госэкзамен в следующем учебном году.
[электронный ресурс] // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/01/18/kak- izmenitsia-edinyj-gosekzamen-v-sleduiushchem-uchebnom-godu.html (дата
обращения 12.05.2021)
19. Кириллов В. В., Чернова М.Н. История России: поурочные методические разработки, 11 класс. - М.: Эксмо,2006.
20. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной
истории [Электронный ресурс]: пояснительная записка. — URL:
ййр://минобрнауки.рф (дата обращения: 03.05 2021)
21. Концепция нового УМК по отечественной истории. Презентация.
[Электрон. ресурс] / Издательство Просвещение. URL:
https://www.edu54.ru/upload/files/2016/koncepciya_160216.pdf(дата обращения 12.05.2021)
22. Котенев В.А., Кузьмин А.В. Особенности перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perehoda- na-lineynuyu-sistemu-shkolnogo-istoricheskogo-obrazovaniya-v-usloviyah- realizatsii-trebovaniy-istoriko(дата обращения: 05.05.2021).
23. Котляревский С.А. СССР и союзные республики.-М., 1924. - 141 с.
24. Крупнейший издатель учебников объединится с ближайшим конкурентом
[Электронный ресурс] // РБК Новости. URL:
https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/04/2020/5e8dc3359a79471a5e27a512 (дата обращения 18.05.2021)
25. Методика обучения истории : учебно-методическое пособие / В. М. Вдовина, Л. Ю. Головеева. - Барнаул : АлтГПУ, 2020. - Ч. 4. Современные технологии обучения истории. - 278 с.
26. Острые вопросы преподавания истории в школе [электронный ресурс] // Межрегиональный профсоюз работников образования. URL: https://pedagog- prof.org/stati/ostrye-voprosy-prepodavaniya-istorii-v-shkole-rezonansnoe- vystuplenie-i-petitsiya(дата обращения 12.05.2021)
27. Перспективные модели по истории. [электронный ресурс] Федеральный институт педагогических измерений. URL: https://fipi.ru/ege/perspektivnyye- modeli#!/tab/261252039-7(дата обращения 12.05. 2021)
28. Подготовлен проект усовершенствованной Концепции преподавания
«Истории России» [Электронный ресурс] // Российское историческое общество. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-
usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya- rossii.html (дата обращения: 03.05.2021)
29. Попов, Н. М. Метод наглядности на уроках истории и его основные приемы / Н. М. Попов, А. А. Коваленко // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 1. - С.2.
30. Разъяснение Министерства образования и науки о переходе с
концентрической системы преподавания истории на линейную [Электронный ресурс] // Городской методический центр. URL:
https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya- shkola/istoriya/normativnye-dokumenty/raz-yasnenie-ministerstva-obrazovaniya-i- nuki-08-2655-ot-07-12-2016-g.html(дата обращения 05.05.2021)
31. Совершенствование Концепции учебного курса «История России»:
текущие результаты [Электронный ресурс]: федеральный историко-документально просветительский портал.2020. //
URL:https://historyrussia.org/sobytiya/usovershenstvovanie-kontseptsii- uchebnogo-kursa-istoriya-rossii-tekushchie-rezultaty.html(дата обращения: 03.05.2021).
32. Статистика по общеобразовательным программам [электронный ресурс] //
Федеральная служба государственной статистики URL:
https://rosstat.gov.ru/folder/13398(дата обращения 13.05.2021).
33. Чута, В. Ю. Анализ итогов государственной аттестации в форме ЕГЭ по
истории в 2015-2019 гг / В. Ю. Чута // Студент и наука (гуманитарный цикл) - 2020 : Материалы международной студенческой научно-практической
конференции, Магнитогорск, 16-20 марта 2020 года / Гл. редактор Н.Н. Макарова, отв. редактор М.С. Закамалдина. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. - С. 274-281
34. Шершнева, О. В. Использование эффективных педагогических приемов на уроках истории и обществознания: этап актуализации знаний / О. В. Шершнева // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и НПРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2019. - № 2. - С. 55-56.
35. Ястер, И.В. Историко-культурный стандарт в зеркале проблем школьного исторического образования / И.В. Ястер // Проблемы российской цивилизации и методики преподавания истории. - 2016. - № 8. - С. 254 -258.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ