Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 11
1.1. Культура речи как предмет психолого-педагогического анализа 11
1.2. Состояние проблемы по формированию коммуникативной компетенции
младших школьников 20
1.3 Характеристики уровней сформированности культуры речи младших школьников 34
Выводы по I главе 41
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 42
2.1 Изучение и анализ сформированности культуры речи у младших школьников ЗА и 3Б классов школы №70 42
2.2. Изучение и анализ сформированности коммуникативной компетенции
младших школьников ЗА и ЗБ классов школы №70 62
2.3. Программа формирования культуры речи учащихся 4 «Б» класса как средства
коммуникативной компетенции 72
Выводы по II главе 85
Глава III ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4 «Б» КЛАССА КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 86
3.1. Реализация программы по формированию культуры речи "Учусь быть
культурным и общительным" 86
3.2. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
реализации программы «Учусь быть культурным и общительным» 96
3.3. Статистическая обработка данных опытно-экспериментальной работы.... 103
Выводы по III главе 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 120
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 11
1.1. Культура речи как предмет психолого-педагогического анализа 11
1.2. Состояние проблемы по формированию коммуникативной компетенции
младших школьников 20
1.3 Характеристики уровней сформированности культуры речи младших школьников 34
Выводы по I главе 41
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССОВ КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 42
2.1 Изучение и анализ сформированности культуры речи у младших школьников ЗА и 3Б классов школы №70 42
2.2. Изучение и анализ сформированности коммуникативной компетенции
младших школьников ЗА и ЗБ классов школы №70 62
2.3. Программа формирования культуры речи учащихся 4 «Б» класса как средства
коммуникативной компетенции 72
Выводы по II главе 85
Глава III ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 4 «Б» КЛАССА КАК СРЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ 86
3.1. Реализация программы по формированию культуры речи "Учусь быть
культурным и общительным" 86
3.2. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
реализации программы «Учусь быть культурным и общительным» 96
3.3. Статистическая обработка данных опытно-экспериментальной работы.... 103
Выводы по III главе 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 120
Актуальность темы настоящего исследования определяется тем, что уровень речевой культуры младших школьников сегодня заметно понижается из- за влияния телевидения и Интернета. Ученики начальной школы допускают регулярно много ошибок как разговорной, так и в письменной речи. Как следствие, устная и письменная речь выпускников начальной школы часто не отвечает всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта [83].
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Одним из показателей уровня культуры человека является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника. В задачи начальной школы входит формирование основ гармоничного развития учащихся, обеспечение формирования прочных навыков культуры устной и письменной речи.
Обращение к проблеме формирования культуры речи младших школьников в контексте компетентностного подхода является своевременным и необходимым. Образовательная политика и практика работы всех учебных заведений сегодня перестраивается в соответствии с компетентностным подходом. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим трансформируется система методов, приемов и средств обучения. В основе их отбора и конструирования лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Требования о переходе к компетентностному подходу в образовании возникли в связи с необходимостью привести образование в соответствие с потребностями рынка труда. С введением этого подхода в систему образования все более очевидной становится потребность оценивать результаты образования, не ограничиваясь качеством знаний. Такой подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, то есть основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетенции.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель в начальной школе, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.
В настоящее время особенности социокультурной ситуации, усиление значимости не только выбора человеком своих поведенческих стратегий, но и его компетентности во взаимодействии с другими выводит задачу формирования коммуникативной компетенции в число приоритетных. Однако решение этой задачи сталкивается с неразработанностью коммуникативного подхода в образовании. При организации учебного процесса в массовой общеобразовательной школе его содержание не включает формирование коммуникативной компетенции в качестве существенной и самостоятельной педагогической задачи. Большинство педагогов ориентируются на организацию передачи предметных знаний и тем самым ограничивают коммуникацию задачами их усвоения. Это обусловливает дефицит взаимодействий, коммуникации педагога и учащихся и актуализирует необходимость реализации коммуникативного подхода в организации урока.
Признавая необходимость формирования коммуникативной компетенции учащихся начальных классов и даже заявляя цели урока как коммуникативные, педагоги не организуют деятельность по их реализации. Причинами такого положения являются: ориентация педагогов на принципы, полагающие коммуникацию лишь как дополнение к основному (знаниевому) обучению; реализация в образовании узко дисциплинарного (предметного) подхода к его содержанию; организация урока на основе практики предъявления к нему единых требований; отсутствие в числе приоритетных задачи формирования коммуникативной компетенции.
Итак, в современной образовательной практике существуют противоречия:
- между необходимостью формирования у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции и слабой разработанностью внедрения коммуникативного подхода в образовании;
- задача формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов сейчас не приоритетна и рассматривается в качестве дополнения к главному, узко предметному обучению.
Данные противоречия порождают проблему исследования: выявление эффективных методов, приемов, средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся. Это обусловливает необходимость формирования коммуникативной компетентности учащихся как специально поставленной педагогической задачи. В связи с этим была выбрана тема данной работы - «Формирование культурной речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции».
Цель исследования - на основе анализа научной литературы по проблеме исследования разработать, обосновать программу формирования культуры речи младших школьников в учебно-воспитательном процессе и опытно-экспериментальным путем проверить ее результативность.
Объект исследования - культура речи младших школьников как средство коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - программа формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции в учебно-воспитательном процессе будет результативным, если будет создана и реализована программа, включающая в себя:
❖ Блок «речевой этикет»;
❖ Блок игр;
❖ Блок по работе над связной речью.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования культуры речи младших школьников.
2. Изучить состояние сформированности культуры речи школьников 3 «А» и 3 «Б» классов школы №70.
3. Разработать и реализовать в учебно-воспитательном процессе школы № 70 программу формирования культуры речи младших школьников.
4. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методологическую основу исследования составляют компетентностный, деятельностный, личностно - ориентированный, аксиологический подходы (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, В.В. Сериков, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская).
Теоретические основы исследования составляют фундаментальные идеи о речи как деятельности человека (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, Б.Н. Головин, М.Р. Львов); философские положения о культуре как системе (Л.Н. Коган); положения о понимании сущности культуры речи (Л.В. Гарибова, Т.В. Деркач, Н.Л. Кочкина, Г.Г. Плотникова, М.В. Соловьева); положения о коммуникативной компетенции (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Е.М. Бастрикова, Н.М. Шанский); труды по формированию культуры речи как средства коммуникативной компетенции (Ю.В. Ганьшина, А.А. Яковлева, Д.А. Иванива, и др.);статьи по исследованию проявлений речевой агрессии (З.Р. Сафина, Е.А. Яковлева).
В основу разработки научной концепции исследования положены идеи компетентностного подхода в образовании (А.В. хуторской), формирования культуры речи как средства коммуникативной компетенции (Л.С. Выготский, Н.М. Шанский).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособий; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, самооценка, анализ продуктов деятельности обучающихся; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
Личное участие магистранта состоит в осуществлении содержательного анализа и выявлении теоретических предпосылок формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции; изучении сформированности культуры речи и уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников; разработке и реализации в процессе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогических условий формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции.
База исследования - Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение школа № 70 Советского района г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 53 обучающихся начальной школы, преподаватели начальных классов.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось с 2015 по 2017 год.
Основные этапы исследования. Первый этап - поисково-теоретический (2015 - 2016 гг.). Осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методология, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся категориальный аппарат исследования, разрабатывались ключевые идеи опытно-экспериментальной работы, обосновывались методы изучения исследуемого явления.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции, апробировались организационно-педагогические условия, способствующие их формированию.
Третий этап - обобщающий (2017 г.). Проводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
Разработаны и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции. Новизна позиции автора заключается в реализации данных условий в единстве и взаимосвязи, а именно: создание и освоение коммуникативного пространства, способствующего формированию культуры речи; организация формирования культуры речи с точки зрения компетентностного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и научно обоснованные организационно-педагогические условия формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции обогащают педагогическую теорию и способствуют дальнейшему развитию компетентностной направленности образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке методических материалов для системы общего образования; в деятельности образовательных учреждений по формированию культуры речи и коммуникативной компетенции младших школьников в системе дополнительного профессионального образования.
Достоверность и надёжность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением современных методик сбора и обработки исходной информации; значительной источниковой базой; репрезентативностью данных; положительными результатами, методами математической статистики, подтверждающими гипотезу исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в электронном издании «Аллея науки», «Формирование культуры речи младших школьников как средство их коммуникативной компетенции», «Эмпирические аспекты формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции».
Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Одним из показателей уровня культуры человека является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны, знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника. В задачи начальной школы входит формирование основ гармоничного развития учащихся, обеспечение формирования прочных навыков культуры устной и письменной речи.
Обращение к проблеме формирования культуры речи младших школьников в контексте компетентностного подхода является своевременным и необходимым. Образовательная политика и практика работы всех учебных заведений сегодня перестраивается в соответствии с компетентностным подходом. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим трансформируется система методов, приемов и средств обучения. В основе их отбора и конструирования лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании.
Требования о переходе к компетентностному подходу в образовании возникли в связи с необходимостью привести образование в соответствие с потребностями рынка труда. С введением этого подхода в систему образования все более очевидной становится потребность оценивать результаты образования, не ограничиваясь качеством знаний. Такой подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, то есть основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетенции.
Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно формировать и развивать в тесной связи с учебными и информационными умениями. Развитие коммуникативных умений в устной и письменной речи должно рассматриваться не просто как цель в начальной школе, но как средство успешности овладения любыми предметными знаниями и умениями.
В настоящее время особенности социокультурной ситуации, усиление значимости не только выбора человеком своих поведенческих стратегий, но и его компетентности во взаимодействии с другими выводит задачу формирования коммуникативной компетенции в число приоритетных. Однако решение этой задачи сталкивается с неразработанностью коммуникативного подхода в образовании. При организации учебного процесса в массовой общеобразовательной школе его содержание не включает формирование коммуникативной компетенции в качестве существенной и самостоятельной педагогической задачи. Большинство педагогов ориентируются на организацию передачи предметных знаний и тем самым ограничивают коммуникацию задачами их усвоения. Это обусловливает дефицит взаимодействий, коммуникации педагога и учащихся и актуализирует необходимость реализации коммуникативного подхода в организации урока.
Признавая необходимость формирования коммуникативной компетенции учащихся начальных классов и даже заявляя цели урока как коммуникативные, педагоги не организуют деятельность по их реализации. Причинами такого положения являются: ориентация педагогов на принципы, полагающие коммуникацию лишь как дополнение к основному (знаниевому) обучению; реализация в образовании узко дисциплинарного (предметного) подхода к его содержанию; организация урока на основе практики предъявления к нему единых требований; отсутствие в числе приоритетных задачи формирования коммуникативной компетенции.
Итак, в современной образовательной практике существуют противоречия:
- между необходимостью формирования у учащихся начальной школы коммуникативной компетенции и слабой разработанностью внедрения коммуникативного подхода в образовании;
- задача формирования коммуникативной компетенции у обучающихся начальных классов сейчас не приоритетна и рассматривается в качестве дополнения к главному, узко предметному обучению.
Данные противоречия порождают проблему исследования: выявление эффективных методов, приемов, средств формирования коммуникативной компетентности обучающихся. Это обусловливает необходимость формирования коммуникативной компетентности учащихся как специально поставленной педагогической задачи. В связи с этим была выбрана тема данной работы - «Формирование культурной речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции».
Цель исследования - на основе анализа научной литературы по проблеме исследования разработать, обосновать программу формирования культуры речи младших школьников в учебно-воспитательном процессе и опытно-экспериментальным путем проверить ее результативность.
Объект исследования - культура речи младших школьников как средство коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - программа формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования: формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции в учебно-воспитательном процессе будет результативным, если будет создана и реализована программа, включающая в себя:
❖ Блок «речевой этикет»;
❖ Блок игр;
❖ Блок по работе над связной речью.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы формирования культуры речи младших школьников.
2. Изучить состояние сформированности культуры речи школьников 3 «А» и 3 «Б» классов школы №70.
3. Разработать и реализовать в учебно-воспитательном процессе школы № 70 программу формирования культуры речи младших школьников.
4. проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методологическую основу исследования составляют компетентностный, деятельностный, личностно - ориентированный, аксиологический подходы (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, В.А. Болотов, В.В. Сериков, Л.С. Выготский, Е.В. Бондаревская).
Теоретические основы исследования составляют фундаментальные идеи о речи как деятельности человека (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, Б.Н. Головин, М.Р. Львов); философские положения о культуре как системе (Л.Н. Коган); положения о понимании сущности культуры речи (Л.В. Гарибова, Т.В. Деркач, Н.Л. Кочкина, Г.Г. Плотникова, М.В. Соловьева); положения о коммуникативной компетенции (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, Е.М. Бастрикова, Н.М. Шанский); труды по формированию культуры речи как средства коммуникативной компетенции (Ю.В. Ганьшина, А.А. Яковлева, Д.А. Иванива, и др.);статьи по исследованию проявлений речевой агрессии (З.Р. Сафина, Е.А. Яковлева).
В основу разработки научной концепции исследования положены идеи компетентностного подхода в образовании (А.В. хуторской), формирования культуры речи как средства коммуникативной компетенции (Л.С. Выготский, Н.М. Шанский).
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования, обобщение педагогического опыта, изучение нормативной базы, программной документации, методических пособий; эмпирические - педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, самооценка, анализ продуктов деятельности обучающихся; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
Личное участие магистранта состоит в осуществлении содержательного анализа и выявлении теоретических предпосылок формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции; изучении сформированности культуры речи и уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников; разработке и реализации в процессе опытно-экспериментальной работы организационно-педагогических условий формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции.
База исследования - Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение школа № 70 Советского района г. Красноярска. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 53 обучающихся начальной школы, преподаватели начальных классов.
Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось с 2015 по 2017 год.
Основные этапы исследования. Первый этап - поисково-теоретический (2015 - 2016 гг.). Осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, определялись методология, цель, гипотеза, задачи исследования, уточнялся категориальный аппарат исследования, разрабатывались ключевые идеи опытно-экспериментальной работы, обосновывались методы изучения исследуемого явления.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016 - 2017 гг.). Проводилась опытно-экспериментальная работа по формированию культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции, апробировались организационно-педагогические условия, способствующие их формированию.
Третий этап - обобщающий (2017 г.). Проводились анализ и обобщение результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, осуществлялось литературное оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
Разработаны и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции. Новизна позиции автора заключается в реализации данных условий в единстве и взаимосвязи, а именно: создание и освоение коммуникативного пространства, способствующего формированию культуры речи; организация формирования культуры речи с точки зрения компетентностного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленные и научно обоснованные организационно-педагогические условия формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции обогащают педагогическую теорию и способствуют дальнейшему развитию компетентностной направленности образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке методических материалов для системы общего образования; в деятельности образовательных учреждений по формированию культуры речи и коммуникативной компетенции младших школьников в системе дополнительного профессионального образования.
Достоверность и надёжность исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования; применением современных методик сбора и обработки исходной информации; значительной источниковой базой; репрезентативностью данных; положительными результатами, методами математической статистики, подтверждающими гипотезу исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, опубликованных в электронном издании «Аллея науки», «Формирование культуры речи младших школьников как средство их коммуникативной компетенции», «Эмпирические аспекты формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции».
Проведённое теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции позволило сделать следующие выводы.
Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции является актуальной психолого-педагогической задачей образования, поскольку отражает требования, предъявляемые современным обществом к будущему выпускнику начальной школы, призванному в процессе осуществления учебной деятельности формировать направленность личности современного рабочего на ценности профессии.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы показал, что решение проблемы формирования культуры речи как средства коммуникативной компетенции исходит из общетеоретических представлений о феномене коммуникативной компетенции.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у некоторых обучающихся не сформированы некоторые компоненты культуры речи, которые отражают её сущностные характеристики. Это поставило задачу разработки и реализации в учебно-воспитательном процессе школы организационно-педагогических условий формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции. Решение этой задачи доказало, что необходимыми условиями формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции: обогащение словарного запаса; создание и освоение коммуникативного пространства, способствующего изменению этической составляющей культуры речи; организация игр по формированию культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Данные условия, реализованные в единстве и взаимосвязи, являются необходимыми для решения проблемы формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Обогащение словарного запаса и работа над связной речью способствует формированию культуры речи как средства коммуникативной компетенции.
Создание и освоение коммуникативного пространства....
Организация погружения в творческую деятельность, деловую игру, индивидуальную исследовательскую деятельность и её презентацию, обеспечивает формирование культуры речи как средства коммуникативной компетенции.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутые в начале исследования положения научной гипотезы; результаты теоретического анализа и полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные доказали результативность выявленной, научно обоснованной и реализованной в опытно-экспериментальной работе программы по формированию культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции, взаимосвязи культуры речи младших школьников и коммуникативной компетенции и др.
Формирование культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции является актуальной психолого-педагогической задачей образования, поскольку отражает требования, предъявляемые современным обществом к будущему выпускнику начальной школы, призванному в процессе осуществления учебной деятельности формировать направленность личности современного рабочего на ценности профессии.
Анализ философской, психологической, педагогической литературы показал, что решение проблемы формирования культуры речи как средства коммуникативной компетенции исходит из общетеоретических представлений о феномене коммуникативной компетенции.
Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у некоторых обучающихся не сформированы некоторые компоненты культуры речи, которые отражают её сущностные характеристики. Это поставило задачу разработки и реализации в учебно-воспитательном процессе школы организационно-педагогических условий формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции. Решение этой задачи доказало, что необходимыми условиями формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции: обогащение словарного запаса; создание и освоение коммуникативного пространства, способствующего изменению этической составляющей культуры речи; организация игр по формированию культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Данные условия, реализованные в единстве и взаимосвязи, являются необходимыми для решения проблемы формирования культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Обогащение словарного запаса и работа над связной речью способствует формированию культуры речи как средства коммуникативной компетенции.
Создание и освоение коммуникативного пространства....
Организация погружения в творческую деятельность, деловую игру, индивидуальную исследовательскую деятельность и её презентацию, обеспечивает формирование культуры речи как средства коммуникативной компетенции.
Проведённое исследование подтвердило выдвинутые в начале исследования положения научной гипотезы; результаты теоретического анализа и полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные доказали результативность выявленной, научно обоснованной и реализованной в опытно-экспериментальной работе программы по формированию культуры речи младших школьников как средства их коммуникативной компетенции.
Данное исследование не исчерпывает весь круг проблем, связанных с формированием культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции и открывает объектное поле дальнейших исследований по проблемам выявления и теоретического обоснования технологий формирования культуры речи младших школьников как средства коммуникативной компетенции, взаимосвязи культуры речи младших школьников и коммуникативной компетенции и др.
Подобные работы
- Ситуации общения как средство формирования культуры речи младших школьников
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАБОТА ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГЛАГОЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕСТОИМЕНИЯ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОСТИ РЕЧИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОВЛАДЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПАРОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017



