Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования
|
Введение 3
1 Глава. Теоретические предпосылки адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования 14
1.1 Психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе как составляющие единого процесса адаптации
к будущей профессиональной деятельности 14
1.2 Особенности адаптации студентов к профессиональной подготовке в
техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 39
1.3 Организационно-педагогические условия адаптации студентов к
профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 61
Выводы по главе 1 79
2 Глава. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81
2.1 Структурно-функциональная модель адаптации студентов к
профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81
2.2 Реализация организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе
ценностных ориентаций образования 101
2.3 Результаты исследования динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 120
Выводы по главе 2 135
Заключение 138
Список литературы 142
Приложения 163
1 Глава. Теоретические предпосылки адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования 14
1.1 Психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе как составляющие единого процесса адаптации
к будущей профессиональной деятельности 14
1.2 Особенности адаптации студентов к профессиональной подготовке в
техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 39
1.3 Организационно-педагогические условия адаптации студентов к
профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 61
Выводы по главе 1 79
2 Глава. Опытно-экспериментальная работа по адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81
2.1 Структурно-функциональная модель адаптации студентов к
профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 81
2.2 Реализация организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе
ценностных ориентаций образования 101
2.3 Результаты исследования динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования 120
Выводы по главе 2 135
Заключение 138
Список литературы 142
Приложения 163
Актуальность исследования. Система подготовки инженерных кадров находится в состоянии модернизации, проводимой органами управления образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. Для высшей технической школы характерна тенденция к модернизации, связанная с необходимостью соответствия качества подготовки инженеров уровню достижений научно-технического прогресса. «Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства...» (из выступления президента России В.В. Путина на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 г.).
Возрастает роль повышения качества профессиональной подготовки в технических вузах, ее успешность определяется профессиональным становлением будущих студентов-инженеров и эффективностью их адаптации к профессиональной подготовке в вузе, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и ценностных ориентаций технического образования.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. указывает на необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Квалификационные требования к профессиональной подготовке инженера связаны с формированием специальных компетенций (ФГОС ВПО-3+ и профессиональные стандарты для инженерных специальностей). Анализ компетенций и требований стандартов показал, что в представленных компетенциях и требованиях не отражены или не достаточно отражены аспекты профессионального здоровья и профессиональной безопасности.
Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе характеризуется высокими умственными нагрузками, сложностью и интенсивностью учебного процесса, не достаточностью мотивации на ценности профессии и технического образования, не умение рационально распределять время для самостоятельной подготовки, вхождение в новую социально-профессиональную среду вуза, наличие эмоциональных, экологических и производственных стрессогенных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность будущих специалистов.
Эти задачи невозможно решить без формирования ценностных ориентаций технического образования и интегрирования технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаний в процессе профессиональной подготовки, позволяющих развивать общечеловеческие и профессионально-значимые качества инженера и успешно реализовывать адаптивные возможности организма без вреда для собственного здоровья специалиста. В связи с этим актуализируется необходимость проведения научного исследования адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования и разработке научно обоснованных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения данного процесса адаптации с целью повышения качества профессиональной подготовки инженеров.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, материалов научных исследований позволяет рассмотреть проблемы адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования в медико-физиологическом, социально-психологическом, педагогическом аспектах. Это отражено в работах Г. Селье, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Шиловой. Концептуальные теории профессионального становления личности были исследованы В.А. Адольфом, Л.И. Божовичем, Е.А. Климовым, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым. Вопросы педагогического сопровождения на основе аксиологического подхода рассмотрены учеными А.В. Кирьяковой, Г.И. Чижаковой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновой. Вопросы формирования сохранения профессионального здоровья и безопасности обосновываются в исследованиях О.Н. Московченко, С.В. Белова, Т.Ю. Давыдовой, П.И. Кайгородова, Л.А. Михайлова, О.Н. Русака. Особое значение имеют работы Е.П. Еромолаевой, А.В. Епихина, С.Е. Каплиной, Е.А. Муратовой, А.Н. Чучалина, Н.П. Чурляевой, посвященные проблемам адаптации студентов технических вузов в контексте профессиональной подготовки.
Педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования остаются не достаточно изученными: не уточнены особенности адаптации студентов-инженеров, не раскрыты механизмы адаптации и педагогического сопровождения, не выявлены педагогические условия результативного протекания этого процесса.
Научно-теоретическая актуальность исследования определяется наличием следующих объективных противоречий:
- между потребностью современного работодателя в высококвалифицированных специалистах, легко адаптирующихся к новым условиям труда и сложившейся системой вузовской подготовки будущих инженеров, слабо ориентированной на специфику современной профессиональной деятельности;
- между необходимостью организации, управлении и сопровождении адаптации студентов в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и модели адаптации к профессиональной подготовке и будущей профессиональной деятельности;
- между необходимостью учитывать особенности адаптации студентов технических вузов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса адаптации.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в техническом вузе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Гипотеза исследования:
Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования будет результативной, если:
1. Определены и выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе.
2. Разработаны и внедрены организационно-педагогические условия адаптации студентов-инженеров, базирующиеся на выявленных особенностях профессиональной подготовки в техническом вузе с учетом ценностных ориентаций образования, включающие:
-структурно-функциональную модель адаптации, которая построена на основе технического, гуманитарного, здоровьесберегающего направлений;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе с использованием специального методического обеспечения, учитывающего направления адаптации;
- формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности как значимой составляющей профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста.
Поставленная цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе.
2. Выявить особенности и специфику адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
3. Определить содержание структурно-функциональной модели адаптации студентов-инженеров, учитывающее специфику профессиональной подготовки.
4. Выявить и апробировать комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования и экспериментально проверить результативность модели адаптации.
5. Разработать специальное методическое обеспечение по организации, управлению и педагогическому сопровождению адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования на основе
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории и концепции:
- механизмы адаптации рассмотрены в работах (А. Маслоу, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Антипов, Г. Селье, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская).
- концепции периодизации психического развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, М.И. Шилова);
- исследования особенностей социальной адаптации (А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс);
- теории профессионального становления личности (Л.И. Божович, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.)
- профессиональная подготовка инженеров (Е.П. Еромолаева, А.В. Епихин, С.Е. Каплина, Е.А. Муратова, А.И. Чучалин, Н.П. Чурляева, Г.В. Акопов, В.А. Адольф).
- аксиологический подход в педагогике (А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, В.А. Сластенин, Е.П. Шиянов);
- формирование культуры сохранения здоровья и безопасности в исследованиях (О.Н. Московченко, С.В. Белов, Т.Ю. Давыдова, П.И. Кайгородов, Ю.В. Репин, Е.В. Литвина, О.Н. Русак, Л.А. Михайлов).
Методы исследования.
- теоретические: анализ медико-физиологической, психологической, социо-логической, педагогической, методической, специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, обобщение педагогического опыта по воспитательной работе в высших учебных заведениях;
- экспериментальные: диагностика посредством наблюдения, бесед, опроса, анкетирования, методы математической статистики и цифровой обработки данных, опытно-экспериментальная проверка результативности организации управления и педагогического сопровождения адаптации студентов.
Этапы и база исследования. Исследование проводилось в течение восьми лет на базе Института инженерной физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ) Сибирского федерального университета. В педагогическом эксперименте приняли участие 289 человек.
Исследование состояло из трёх этапов, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы.
Первый этап (2008-2010 г.г.) - теоретико-поисковый этап педагогического эксперимента позволил проанализировать (путем изучения научной литературы по проблеме адаптации, нормативных документов и стандартов, регламентирующих учебный процесс института Инженерной физики и радиоэлектроники) и выявить основные противоречия профессиональной подготовки в вузе студентов технических специальностей. На основании этого мы выделили проблему и определили тему диссертационной работы, определили цель, задачи и гипотезу исследования.
В результате проведенной работы были выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов ИИФиРЭ СФУ к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, проведена апробация теоретически обоснованных направлений, показателей, этапов и методов диагностики адаптации.
Второй этап (2010-2014 г.г.) - системно-формирующий этап педагогического эксперимента позволил проверить выявленные организационно-педагогические условия, обеспечить апробацию диагностических исследований, на основе специального методического обеспечения, и организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации к профессиональной подготовке студентов ИИФиРЭ на основе ценностных ориентаций образования.
Третий этап (2014-2016 г.г.) - экспериментально-результативный этап педагогического эксперимента (анализ и обработка полученных результатов) подтвердил результативность влияния комплекса организационно-педагогических условий на адаптацию студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, определены содержание, структура, этапы (учебная идентичность, учебно-профессиональная трансформация, профессионально-ценностная рефлексия) данного процесса.
2. Разработаны организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающие:
- структурно-функциональную модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающую направления адаптации: техническое, гуманитарное и здоровъесберегающее, что обусловлено спецификой подготовки будущих специа-листов-инженеров;
- критерии адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе: деятельностно-результативный, коммуникативно-профессиональный, личностно-функциональный, ценностно-мотивационный и три уровня адаптации: низкий, средний и высокий;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования;
- ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности, как к профессиональному критерию, влияющему на процесс адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе.
3. Осуществлен контроль динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке и анализ результативности данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Исследована проблема адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной подготовке в вузе на теоретико-методологическом уровне, создающем основу дня практического использования результатов исследования в системе высшего техническом образования;
2. Уточнена сущность понятия «адаптация студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования», применительно к техническому вузу, предполагающая формирование ценностного отношения к образовательной деятельности и готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
3. Определены направления адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования:
- техническое - формирование научно-теоретической базы технических знаний;
- гуманитарное - формирование жизнен но-проектируемых образов профессионального поведения;
- здоровьесберегающее - формирование ценностей профессионального здоровья и безопасности для профессионального долголетия и активной жизнедеятельности.
4. Выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, опирающиеся на личностно-деятельностный, аксиологический и оптимизационный подходы, позволяющие повысить результативность адаптации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные научно-методические рекомендации по организации педагогического сопровождения адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования нашли применение в Институте инженерной физики и радиоэлектроники;
- предложенные методики диагностирования уровней адаптации студентов к профессиональной подготовке апробированы в Институте инженерной физики и радиоэлектроники;
- разработана и внедрена программа практикума «Основы профессионального здоровья и безопасности»;
- экспериментально подтверждена результативность разработанной структурно-функциональной модели адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе, учитывающей направления адаптации: техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методической основой, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативность выборки обследованных студентов, воспроизводимостью результатов, подтверждением гипотезы исследования, успешным внедрением результатов исследования в практику работы ИИФиРЭ ФГАОУ ВО СФУ.
На защиту выносятся:
1. Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования - это процесс формирования целостной зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-технической базы знаний, развитие коммуникативных навыков и способов общения в профессиональной среде, формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности, обеспечивающий ценностную ориентацию студента на самореализацию и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
2. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования - это специальная организованная педагогическая деятельность, включающая систему взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленную на выработку единой концепции педагогического со-провождения адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе как ценности образовательной деятельности.
3. Структурно-функциональная модель адаптации представляет собой целостную систему, включающую взаимосвязанные блоки: содержательный (направления адаптации, критерии адаптации и средства диагностики); операционно-деятельностный (этапы, формы и средства адаптации); результативный (оценка динамики диагностики адаптации).
4. Комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования обеспечивает результативное функционирование модели адаптации и включает:
- реализацию в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности;
- ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследований:
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2008 г. посредством публикаций его основных положений в научной и методической печати; через внедрение разработанных программ и методических рекомендаций в практику деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ; в виде док-ладов, выступлений на международных (Кемерово, 2008, 2011 г.г.); Санкт-Петербург, 2011, 2012 г.г., Красноярск, 2015, 2016 г.г.); Всероссийских (Челябинск, 2009 г., Ростов-на-Дону, 2006 г., Новосибирск, 2009 г., Санкт-Петербург, 2009 г., Красноярск, 2009 г. Томск, 2016 г.) научно-практических конференциях, совещаниях-семинарах; в процессе педагогической деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники. Основное содержание исследования отражено в 29 публикациях автора, на которые получены положительные отзывы.
Возрастает роль повышения качества профессиональной подготовки в технических вузах, ее успешность определяется профессиональным становлением будущих студентов-инженеров и эффективностью их адаптации к профессиональной подготовке в вузе, с учетом специфики будущей профессиональной деятельности и ценностных ориентаций технического образования.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г.г. указывает на необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов инженерно-технического профиля. Квалификационные требования к профессиональной подготовке инженера связаны с формированием специальных компетенций (ФГОС ВПО-3+ и профессиональные стандарты для инженерных специальностей). Анализ компетенций и требований стандартов показал, что в представленных компетенциях и требованиях не отражены или не достаточно отражены аспекты профессионального здоровья и профессиональной безопасности.
Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе характеризуется высокими умственными нагрузками, сложностью и интенсивностью учебного процесса, не достаточностью мотивации на ценности профессии и технического образования, не умение рационально распределять время для самостоятельной подготовки, вхождение в новую социально-профессиональную среду вуза, наличие эмоциональных, экологических и производственных стрессогенных факторов, влияющих на здоровье и работоспособность будущих специалистов.
Эти задачи невозможно решить без формирования ценностных ориентаций технического образования и интегрирования технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаний в процессе профессиональной подготовки, позволяющих развивать общечеловеческие и профессионально-значимые качества инженера и успешно реализовывать адаптивные возможности организма без вреда для собственного здоровья специалиста. В связи с этим актуализируется необходимость проведения научного исследования адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования и разработке научно обоснованных организационно-педагогических условий педагогического сопровождения данного процесса адаптации с целью повышения качества профессиональной подготовки инженеров.
Анализ отечественной и зарубежной литературы, материалов научных исследований позволяет рассмотреть проблемы адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования в медико-физиологическом, социально-психологическом, педагогическом аспектах. Это отражено в работах Г. Селье, П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-Славской, М.И. Шиловой. Концептуальные теории профессионального становления личности были исследованы В.А. Адольфом, Л.И. Божовичем, Е.А. Климовым, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым. Вопросы педагогического сопровождения на основе аксиологического подхода рассмотрены учеными А.В. Кирьяковой, Г.И. Чижаковой, В.А. Сластениным, Е.Н. Шияновой. Вопросы формирования сохранения профессионального здоровья и безопасности обосновываются в исследованиях О.Н. Московченко, С.В. Белова, Т.Ю. Давыдовой, П.И. Кайгородова, Л.А. Михайлова, О.Н. Русака. Особое значение имеют работы Е.П. Еромолаевой, А.В. Епихина, С.Е. Каплиной, Е.А. Муратовой, А.Н. Чучалина, Н.П. Чурляевой, посвященные проблемам адаптации студентов технических вузов в контексте профессиональной подготовки.
Педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования остаются не достаточно изученными: не уточнены особенности адаптации студентов-инженеров, не раскрыты механизмы адаптации и педагогического сопровождения, не выявлены педагогические условия результативного протекания этого процесса.
Научно-теоретическая актуальность исследования определяется наличием следующих объективных противоречий:
- между потребностью современного работодателя в высококвалифицированных специалистах, легко адаптирующихся к новым условиям труда и сложившейся системой вузовской подготовки будущих инженеров, слабо ориентированной на специфику современной профессиональной деятельности;
- между необходимостью организации, управлении и сопровождении адаптации студентов в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий и модели адаптации к профессиональной подготовке и будущей профессиональной деятельности;
- между необходимостью учитывать особенности адаптации студентов технических вузов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования и недостаточным научно-методическим обеспечением процесса адаптации.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы особенности организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Необходимость разрешения обозначенной проблемы определяет актуальность темы исследования: «Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в техническом вузе.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Гипотеза исследования:
Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования будет результативной, если:
1. Определены и выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе.
2. Разработаны и внедрены организационно-педагогические условия адаптации студентов-инженеров, базирующиеся на выявленных особенностях профессиональной подготовки в техническом вузе с учетом ценностных ориентаций образования, включающие:
-структурно-функциональную модель адаптации, которая построена на основе технического, гуманитарного, здоровьесберегающего направлений;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе с использованием специального методического обеспечения, учитывающего направления адаптации;
- формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности как значимой составляющей профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности специалиста.
Поставленная цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основания адаптации студентов к профессиональной подготовке в вузе.
2. Выявить особенности и специфику адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
3. Определить содержание структурно-функциональной модели адаптации студентов-инженеров, учитывающее специфику профессиональной подготовки.
4. Выявить и апробировать комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования и экспериментально проверить результативность модели адаптации.
5. Разработать специальное методическое обеспечение по организации, управлению и педагогическому сопровождению адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом в вузе на основе ценностных ориентаций образования на основе
Теоретико-методологической основой исследования являются следующие теории и концепции:
- механизмы адаптации рассмотрены в работах (А. Маслоу, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.В. Антипов, Г. Селье, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская).
- концепции периодизации психического развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин, М.И. Шилова);
- исследования особенностей социальной адаптации (А.В. Мудрик, А.В. Петровский, А.А. Реан, К. Роджерс);
- теории профессионального становления личности (Л.И. Божович, Е.А. Климов, К.К. Платонов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков и др.)
- профессиональная подготовка инженеров (Е.П. Еромолаева, А.В. Епихин, С.Е. Каплина, Е.А. Муратова, А.И. Чучалин, Н.П. Чурляева, Г.В. Акопов, В.А. Адольф).
- аксиологический подход в педагогике (А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Г.И. Чижакова, В.А. Сластенин, Е.П. Шиянов);
- формирование культуры сохранения здоровья и безопасности в исследованиях (О.Н. Московченко, С.В. Белов, Т.Ю. Давыдова, П.И. Кайгородов, Ю.В. Репин, Е.В. Литвина, О.Н. Русак, Л.А. Михайлов).
Методы исследования.
- теоретические: анализ медико-физиологической, психологической, социо-логической, педагогической, методической, специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартов, обобщение педагогического опыта по воспитательной работе в высших учебных заведениях;
- экспериментальные: диагностика посредством наблюдения, бесед, опроса, анкетирования, методы математической статистики и цифровой обработки данных, опытно-экспериментальная проверка результативности организации управления и педагогического сопровождения адаптации студентов.
Этапы и база исследования. Исследование проводилось в течение восьми лет на базе Института инженерной физики и радиоэлектроники (ИИФиРЭ) Сибирского федерального университета. В педагогическом эксперименте приняли участие 289 человек.
Исследование состояло из трёх этапов, на каждом из которых в зависимости от поставленных задач использовались соответствующие методы.
Первый этап (2008-2010 г.г.) - теоретико-поисковый этап педагогического эксперимента позволил проанализировать (путем изучения научной литературы по проблеме адаптации, нормативных документов и стандартов, регламентирующих учебный процесс института Инженерной физики и радиоэлектроники) и выявить основные противоречия профессиональной подготовки в вузе студентов технических специальностей. На основании этого мы выделили проблему и определили тему диссертационной работы, определили цель, задачи и гипотезу исследования.
В результате проведенной работы были выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов ИИФиРЭ СФУ к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, проведена апробация теоретически обоснованных направлений, показателей, этапов и методов диагностики адаптации.
Второй этап (2010-2014 г.г.) - системно-формирующий этап педагогического эксперимента позволил проверить выявленные организационно-педагогические условия, обеспечить апробацию диагностических исследований, на основе специального методического обеспечения, и организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации к профессиональной подготовке студентов ИИФиРЭ на основе ценностных ориентаций образования.
Третий этап (2014-2016 г.г.) - экспериментально-результативный этап педагогического эксперимента (анализ и обработка полученных результатов) подтвердил результативность влияния комплекса организационно-педагогических условий на адаптацию студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выявлены особенности и специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, определены содержание, структура, этапы (учебная идентичность, учебно-профессиональная трансформация, профессионально-ценностная рефлексия) данного процесса.
2. Разработаны организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающие:
- структурно-функциональную модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, включающую направления адаптации: техническое, гуманитарное и здоровъесберегающее, что обусловлено спецификой подготовки будущих специа-листов-инженеров;
- критерии адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе: деятельностно-результативный, коммуникативно-профессиональный, личностно-функциональный, ценностно-мотивационный и три уровня адаптации: низкий, средний и высокий;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования;
- ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности, как к профессиональному критерию, влияющему на процесс адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе.
3. Осуществлен контроль динамики адаптации студентов к профессиональной подготовке и анализ результативности данного процесса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
1. Исследована проблема адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной подготовке в вузе на теоретико-методологическом уровне, создающем основу дня практического использования результатов исследования в системе высшего техническом образования;
2. Уточнена сущность понятия «адаптация студентов к профессиональной подготовке в вузе на основе ценностных ориентаций образования», применительно к техническому вузу, предполагающая формирование ценностного отношения к образовательной деятельности и готовности студентов к будущей профессиональной деятельности;
3. Определены направления адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования:
- техническое - формирование научно-теоретической базы технических знаний;
- гуманитарное - формирование жизнен но-проектируемых образов профессионального поведения;
- здоровьесберегающее - формирование ценностей профессионального здоровья и безопасности для профессионального долголетия и активной жизнедеятельности.
4. Выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, опирающиеся на личностно-деятельностный, аксиологический и оптимизационный подходы, позволяющие повысить результативность адаптации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что:
- разработанные научно-методические рекомендации по организации педагогического сопровождения адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования нашли применение в Институте инженерной физики и радиоэлектроники;
- предложенные методики диагностирования уровней адаптации студентов к профессиональной подготовке апробированы в Институте инженерной физики и радиоэлектроники;
- разработана и внедрена программа практикума «Основы профессионального здоровья и безопасности»;
- экспериментально подтверждена результативность разработанной структурно-функциональной модели адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе, учитывающей направления адаптации: техническое, гуманитарное, здоровьесберегающее.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методической основой, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативность выборки обследованных студентов, воспроизводимостью результатов, подтверждением гипотезы исследования, успешным внедрением результатов исследования в практику работы ИИФиРЭ ФГАОУ ВО СФУ.
На защиту выносятся:
1. Адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования - это процесс формирования целостной зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-технической базы знаний, развитие коммуникативных навыков и способов общения в профессиональной среде, формирование ценностного отношения к профессиональному здоровью и безопасности, обеспечивающий ценностную ориентацию студента на самореализацию и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
2. Педагогическое сопровождение адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования - это специальная организованная педагогическая деятельность, включающая систему взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленную на выработку единой концепции педагогического со-провождения адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе как ценности образовательной деятельности.
3. Структурно-функциональная модель адаптации представляет собой целостную систему, включающую взаимосвязанные блоки: содержательный (направления адаптации, критерии адаптации и средства диагностики); операционно-деятельностный (этапы, формы и средства адаптации); результативный (оценка динамики диагностики адаптации).
4. Комплекс организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования обеспечивает результативное функционирование модели адаптации и включает:
- реализацию в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организацию, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности;
- ориентацию студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности.
Апробация и внедрение результатов исследований:
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись с 2008 г. посредством публикаций его основных положений в научной и методической печати; через внедрение разработанных программ и методических рекомендаций в практику деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ; в виде док-ладов, выступлений на международных (Кемерово, 2008, 2011 г.г.); Санкт-Петербург, 2011, 2012 г.г., Красноярск, 2015, 2016 г.г.); Всероссийских (Челябинск, 2009 г., Ростов-на-Дону, 2006 г., Новосибирск, 2009 г., Санкт-Петербург, 2009 г., Красноярск, 2009 г. Томск, 2016 г.) научно-практических конференциях, совещаниях-семинарах; в процессе педагогической деятельности Института инженерной физики и радиоэлектроники. Основное содержание исследования отражено в 29 публикациях автора, на которые получены положительные отзывы.
Проведенное исследование, в целом подтвердив выдвинутые гипотетические положения, позволило сделать следующие выводы.
Проблема адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе в условиях ценностного ориентирования образовательного процесса должна решаться с учетом анализа как социально-психологического, профессионально-педагогического, так и медико-физиологического аспектов адаптации обучающихся.
В процессе исследования определена и охарактеризована специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе. К ним мы отнесли: интеллектуальные нагрузки, нерациональная интенсификация учебной деятельности, неблагоприятная социально-техническая среда, эмоциональные нагрузки, негативные экологические нагрузки, связанные с профессиональной деятельность, гиподинамия, несоблюдение требований здорового стиля жизни, недостаточная осведомленность в вопросах поддержания профессионального здоровья и безопасности.
Установлено, что:
- адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе - это процесс формирования целостной зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-технической базы знаний, развитие коммуникативных навыков и способов общения в профессиональной среде, формирование позитивного отношения к профессиональному здоровью и безопасности, обеспечивающий ценностную ориентацию студента на самореализацию и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке - это система взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленная на выработку единой концепции организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе с учетом ценностных ориентаций образовательной деятельности.
- профессиональное здоровье и безопасность включает формирование у студентов ценностного отношения к здоровью как форму участия в сохранении профессионального здоровья и безопасности и психофизическую готовность специалиста к профессиональной подготовке и к будущей профессиональной деятельности, включающую физическое, психическое, психофизиологическое благополучие, достаточную профессиональную работоспособность и навыки безопасного взаимодействия в условиях быстро меняющейся социально-технической среды.
Для того чтобы способствовать разрешению рассмотренных выше противоречий разработана и экспериментально апробирована модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, представляющая собой целостную систему, включающую взаимосвязанные блоки: содержательный (направления адаптации, критерии адаптации и средства диагностики); операционно-деятельностный (этапы, формы и средства адаптации); результативный (оценка динамики диагностики адаптации). Результатом функционирования рассматриваемой модели является адаптированность студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования и будущей профессиональной деятельности.
Построение модели адаптации осуществляется на основе личностно-деятельностного, аксиологического, оптимизационного подходов.
Педагогическое сопровождение адаптации реализуется через этапы: учебной идентификации, учебно-профессиональной трансформации, профессионально-ценностной рефлексии.
Критерии адаптации определяются техническим, гуманитарным, здоровьесберегающим направлениями адаптации и включают деятельностно-результативный, ценностно-мотивационный, коммуникативно-профессиональный, личностно-функциональный критерии.
Методологическими предпосылками к разработке организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе являются задачи по формированию мотивационно-ценностной потребности в технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаниях с целью саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов- инженеров к профессиональной подготовке, которые отражают современные требования к образовательному процессу и учитывают специфику профессиональной подготовки в техническом вузе:
- реализация в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности;
- ориентация студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы о возможности оптимизации процесса адаптации студентов к профессиональной подготовке при внедрении комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие учебно-профессиональной деятельности, социализацию, профессиональную самоидентификацию личности, повышение культуры профессионального здоровья и безопасности.
Проблема адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования многогранна и требует дальнейшего развития и уточнения с точки зрения изучения влияния различных социальных, педагогических, психофизиологических и экологических факторов на оптимизацию адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на совершенствование технологий педагогического сопровождения адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, расширение диагностического аппарата, контролирующего процесс адаптации, разработка электронного учебно-методического комплекса, позволяющего повысить качество профессиональной подготовки студентов и адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Проблема адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе в условиях ценностного ориентирования образовательного процесса должна решаться с учетом анализа как социально-психологического, профессионально-педагогического, так и медико-физиологического аспектов адаптации обучающихся.
В процессе исследования определена и охарактеризована специфика адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе. К ним мы отнесли: интеллектуальные нагрузки, нерациональная интенсификация учебной деятельности, неблагоприятная социально-техническая среда, эмоциональные нагрузки, негативные экологические нагрузки, связанные с профессиональной деятельность, гиподинамия, несоблюдение требований здорового стиля жизни, недостаточная осведомленность в вопросах поддержания профессионального здоровья и безопасности.
Установлено, что:
- адаптация студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе - это процесс формирования целостной зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-технической базы знаний, развитие коммуникативных навыков и способов общения в профессиональной среде, формирование позитивного отношения к профессиональному здоровью и безопасности, обеспечивающий ценностную ориентацию студента на самореализацию и саморазвитие в будущей профессиональной деятельности.
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов-инженеров к профессиональной подготовке - это система взаимодействия руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов, направленная на выработку единой концепции организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе с учетом ценностных ориентаций образовательной деятельности.
- профессиональное здоровье и безопасность включает формирование у студентов ценностного отношения к здоровью как форму участия в сохранении профессионального здоровья и безопасности и психофизическую готовность специалиста к профессиональной подготовке и к будущей профессиональной деятельности, включающую физическое, психическое, психофизиологическое благополучие, достаточную профессиональную работоспособность и навыки безопасного взаимодействия в условиях быстро меняющейся социально-технической среды.
Для того чтобы способствовать разрешению рассмотренных выше противоречий разработана и экспериментально апробирована модель адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, представляющая собой целостную систему, включающую взаимосвязанные блоки: содержательный (направления адаптации, критерии адаптации и средства диагностики); операционно-деятельностный (этапы, формы и средства адаптации); результативный (оценка динамики диагностики адаптации). Результатом функционирования рассматриваемой модели является адаптированность студентов-инженеров к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования и будущей профессиональной деятельности.
Построение модели адаптации осуществляется на основе личностно-деятельностного, аксиологического, оптимизационного подходов.
Педагогическое сопровождение адаптации реализуется через этапы: учебной идентификации, учебно-профессиональной трансформации, профессионально-ценностной рефлексии.
Критерии адаптации определяются техническим, гуманитарным, здоровьесберегающим направлениями адаптации и включают деятельностно-результативный, ценностно-мотивационный, коммуникативно-профессиональный, личностно-функциональный критерии.
Методологическими предпосылками к разработке организационно-педагогических условий адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе являются задачи по формированию мотивационно-ценностной потребности в технических, гуманитарных и здоровьесберегающих знаниях с целью саморазвития и самореализации в будущей профессиональной деятельности.
Выявлены организационно-педагогические условия адаптации студентов- инженеров к профессиональной подготовке, которые отражают современные требования к образовательному процессу и учитывают специфику профессиональной подготовки в техническом вузе:
- реализация в процессе профессиональной подготовки в техническом вузе ценностных ориентаций образования, направленных на саморазвитие и самосовершенствование в профессиональной деятельности;
- организация, управление и педагогическое сопровождение адаптации студентов к профессиональной подготовке с учетом ценностных ориентаций профессиональной деятельности;
- ориентация студентов на ценностное отношение к профессиональному здоровью и безопасности для активного функционирования в профессиональной деятельности.
Результаты педагогического эксперимента подтвердили справедливость гипотезы о возможности оптимизации процесса адаптации студентов к профессиональной подготовке при внедрении комплекса организационно-педагогических условий, направленных на развитие учебно-профессиональной деятельности, социализацию, профессиональную самоидентификацию личности, повышение культуры профессионального здоровья и безопасности.
Проблема адаптации студентов к профессиональной подготовке на основе ценностных ориентаций образования многогранна и требует дальнейшего развития и уточнения с точки зрения изучения влияния различных социальных, педагогических, психофизиологических и экологических факторов на оптимизацию адаптации студентов к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования.
При дальнейшей разработке проблемы важно обратить внимание на совершенствование технологий педагогического сопровождения адаптации к профессиональной подготовке в техническом вузе на основе ценностных ориентаций образования, расширение диагностического аппарата, контролирующего процесс адаптации, разработка электронного учебно-методического комплекса, позволяющего повысить качество профессиональной подготовки студентов и адаптацию к будущей профессиональной деятельности.
Подобные работы
- Социальная адаптация студентов-первокурсников профиля подготовки «Технология машиностроения» в образовательной среде вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА "ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ВЫБОРА ВИДОВ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов из КНР, обучающихся по программе "Международный менеджмент", к российской системе образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2017 - ЛИЧНОСТНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2000 - ТЕКСТОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЫ (на материале иноязычного образования)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональная подготовка будущих бакалавров к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2015



