Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 19
1.1 Информационная культура педагога как педагогическая категория и функциональный показатель сформированное™ профессиональной компетентности. 19
1.2. Особенности развития информационной культуры педагога в
общеобразовательной школе. 46
1.3. Организационно-педагогические условия развития
информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования. 64
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Программа развития информационной культуры педагога
общеобразовательной школы и ее реализация в условиях введения ФГОС общего образования. 82
2.2. Мониторинг развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования. 97
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 110
Выводы по второй главе 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 146
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 19
1.1 Информационная культура педагога как педагогическая категория и функциональный показатель сформированное™ профессиональной компетентности. 19
1.2. Особенности развития информационной культуры педагога в
общеобразовательной школе. 46
1.3. Организационно-педагогические условия развития
информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования. 64
Выводы по первой главе 77
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Программа развития информационной культуры педагога
общеобразовательной школы и ее реализация в условиях введения ФГОС общего образования. 82
2.2. Мониторинг развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС общего образования. 97
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. 110
Выводы по второй главе 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 146
Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами информатизации, активным внедрением и использованием непрерывно развивающихся компьютерных технологий во всех сферах человеческой деятельности. Глобальные системы телекоммуникаций дают неограниченные возможности реального доступа к информации из любой точки мира для любого члена общества. Изменения, связанные с увеличением объемов информационных потоков, способами и средствами получения информации, определяют новые вопросы формирования информационной культуры личности. В связи с этим возрастает необходимость формирования навыков эффективного взаимодействия человека с информацией в современной информационной цивилизации: самостоятельно разрабатывать алгоритм поиска нужной информации в сетевом информационном пространстве, ориентироваться в больших объемах информации, организовывать свою жизнедеятельность в относительной гармонии с информационными потоками [49].
Придание информации особой роли в условиях развития информационного общества также требует обновления системы образования в области формирования информационных компетенций. Современный этап развития системы российского школьного образования обусловлен введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования (ФГОС ОО). В связи с этим изменились требования, предъявляемые как к педагогу, так и к выпускнику общеобразовательной школы. Значимым условием успешной социализации выпускника в информационном обществе является эффективная информационная деятельность как в профессиональной, так и во всех сферах жизни. Отвечая запросам личности, государства, общества, школьное образование должно обеспечивать формирование и развитие информационной культуры ученика. Современные средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) определяют новые направления и подходы в педагогической деятельности. Внедрение средств ИКТ в образовательную деятельность обуславливает необходимость совершенствования профессиональной компетентности педагога, одной из составляющих которого является развитие его информационной культуры. Большое внимание при решении задач профессионального развития педагога следует уделить компетентностному подходу, позволяющему формировать умения и навыки деятельности в конкретных ситуациях, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [8]. Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность, отраженная в требованиях Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (профессиональный стандарт педагога) [75], зачастую подменяется умением педагога владеть компьютером на уровне пользователя [57]. Большинство педагогов используют современные информационно-коммуникационные технологии только на репродуктивном уровне [104], не стремятся активно развивать свою ИКТ-компетентность, а, следовательно, информационную культуру. Причины этого кроются не только в пассивности педагогов и нежелании двигаться вперед. Как показывает опыт отдельных школ, при создании в общеобразовательной организации определенных организационно-педагогических условий, педагоги овладевают высоким уровнем информационной компетентности, активно и творчески используют новые прогрессивные информационные технологии, эффективно реализуя свои профессиональные возможности. В связи с введением ФГОС ОО, меняются условия и требования к образовательной деятельности в школе, что однозначно определяет поиск новых практических решений вопросов формирования и развития информационной культуры педагога не только в отдельной прогрессивной школе, а в масштабах всего российского образования.
Наше исследование нацелено на выявление и анализ основных организационно-педагогических условий и факторов, способствующих развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, представляет особенный интерес для методистов и педагогических работников общеобразовательных школ, может способствовать развитию информационной культуры педагогов и учащихся в условиях динамично меняющихся форм, способов и методов получения информации. Изучение вопросов развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы имеет большое значение для правильного понимания особенностей становления, формирования и развития информационной культуры учащихся.
Степень разработанности проблемы исследования. Современное общество многими исследователями (Д.Белл, Ф. Махлуп, Т.Умесао, Э.Тоффлер, А.Турен, Ю.Хаяши и др.) характеризуется как информационное, т.е. признающее информацию в отдельный значимый ресурс человеческой деятельности. В таком обществе востребованы специалисты, которые рассматривают свои знания как средство преобразования действительности и нахождения нестандартных, оригинальных и оптимальных решений для конкретных ситуаций. Рост количества информации, изменение ее роли способствуют возникновению новых феноменов культуры, социокодов и их смыслов. Взаимодействие культуры и информации на уровне общества и личности порождают такой феномен как информационная культура (Ю.С. Зубов, Е.А. Медведева, Н.А. Сляднева, Т.Н. Соснина и др). Информационная культура определяет информационное мировоззрение личности, характеризует ее профессиональную компетентность, выступает условием эффективности образовательной деятельности.
Для современного педагога общеобразовательной школы информационная культура педагога выступает важным фактором при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). С одной стороны, современный этап развития общества требует подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях стремительных темпов увеличения объемов информатизации, активного внедрения и использования непрерывно развивающихся компьютерных, мобильных технологий, применения глобальных систем телекоммуникации, которые предоставляют неограниченные возможности реального доступа к информации из любой точки мира. С другой, проявляется ряд опасных факторов (вседоступность и неограниченность людей к разного рода информации через компьютерные сети, алгоритмизация и упрощения языка и межличностных коммуникаций, изменение ценностного отношения к культуре от «впитывания» к потреблению, тиражирование «псевдо культурных ценностей» и искусственного завышения их реальных позиций с помощью коммуникационных средств, превалирование процесса компьютерной рационализации человеческого мышления), влияние которых на молодежь важно минимизировать.
Вместе с тем в образовательной практике существует реальная проблемная ситуация, характеризующаяся тем, что большинство педагогов, работающих в общеобразовательных школах, имеют возраст 45+, и соответственно получили профессиональное образование гораздо раньше, чем был поднят вопрос о проблемах формирования информационной культуры в программах высшего образования. Вопрос становления информационной культуры для таких педагогов был сведен к фрагментарному получению некоторых знаний и умений по использованию компьютера на курсах повышения квалификации. Результаты исследований в данном направлении [50] и опыт нашей деятельности [104] показывают, что проблемы сформированное™ информационной культуры присутствуют и у молодых педагогов, недавно пришедших в школу.
В связи с обозначенными выше факторами возрастает необходимость поиска реальных путей развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, что, по сути, выступает социальным заказом образованию.
Вопросы развития информационной культуры личности исследовались в различных аспектах. С философско-исторической точки зрения разработана модель информационной культуры, сочетающая временной фактор и перечни компонентов информационной культуры, содержание и характер которой меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. (В.В. Миронов, С.М. Оленев, А.И. Ракитов, В.С. Степин и др.). Связь информационного мира с духовной культурой подчеркивается в работах Н. М. Розенберга, А.А. Гречихина, А.П. Суханова. Технологический аспект понимания информационной культуры представлен как уровень развития информационного взаимодействия в обществе (К.К. Колин, Э.П. Семенюк и др.). Предметный аспект информатики как научной дисциплины рассматривает информационную культуру как процесс формирования «навыков грамотной постановки задач и их решения с помощью ЭВМ» (А.П. Ершов, М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер и др.). С точки зрения личностного аспекта содержание понятия «информационная культура» расширяется за счет включения ценностных, мировоззренческих и других составляющих, отражающих мотивационно-смысловую сферу личности в его взаимодействии с информационной средой (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин, Е.В. Данильчук и др.).
Решающую роль в формировании и развитии информационной культуры личности играет образование. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога как части базисной культуры личности, характеризующей информационную сферу его жизнедеятельности и включающей совокупность знаний, умений, навыков работы с информационными источниками; наличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать с информацией, умения генерировать качественно новую информацию, исследуются в работах В.А. Адольфа, И.Ю. Степановой, С.И. Михаэлис, Б.Р. Мандель, Е.А. Масяйкиной и др. Исследователями подчеркивается сложности разрешения профессионально-личностных трудностей педагога, связанных с преодолением стереотипов знаниевого подхода, овладением технологиями деятельностного типа для осуществления видов информационной деятельности, применения средств ИКТ в образовательном процессе и собственной профессиональной деятельности. Преодоление трудностей предполагает создание организационно-педагогических условий, способствующих развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы, что приобретает особую актуальность при введении ФГОС ОО.
Таким образом, возникает ряд взаимообусловленных противоречий, требующих разрешения:
- на социально-педагогическом уровне - между объективными потребностями информационного общества в высоком профессиональном уровне педагога и недостаточной разработанностью практического решения проблемы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы;
- на организационно-методическом уровне - между необходимостью совершенствования профессиональной деятельности педагога в аспекте ее информатизации и дефицитом соответствующего содержательно-методического обеспечения данного процесса в условиях введения ФГОС ОО;
- на личностно-творческом уровне: между потребностью педагогов общеобразовательной школы в проявлении информационной культуры при реализации профессиональной деятельности и неразработанностью организационно-педагогических условий, способствующих развитию данной культуры в процессе образовательной деятельности школы.
Существующие противоречия между объективной необходимостью целенаправленного развития информационной культуры педагога, с одной стороны, и фактическим уровнем информационной культуры педагога общеобразовательной школы, с другой, обуславливают проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления и теоретического обоснования организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, в опытно-экспериментальной работе проверить результативность их реализации.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога в условиях введения ФГОС ОО.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Гипотеза исследования.
Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО будет обеспечено, если:
- конкретизирован педагогический смысл и уточнена сущность процесса развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как ценности его профессионального становления в условиях введения ФГОС ОО;
- реализованы следующие организационно-педагогические условия: организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
- осуществляется мониторинг развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в педагогической теории и практике применительно к условиям введения ФГОС ОО.
2. Разработать смысловую модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной организации.
3. Определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога применительно к условиям общеобразовательной школы при введении ФГОС ОО.
4. Разработать программу развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
5. Проверить результативность реализации программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы представляет собой процесс формирования сложного профессионально-личностного качества, проявляющегося в деятельности педагога и способствующего актуализации его профессиональной позиции при использовании видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, собственной профессиональной деятельности через смысловую модель. Смысловая модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы показывает существенные взаимосвязи структурных компонентов информационной культуры и информационной компетентности и позволяет обнаружить внутренний потенциал повышения качества осуществления педагогом видов информационной деятельности, применения им средств ИКТ в образовательном процессе. Названный потенциал раскрывается за счет организации специальной работы в соответствии с обозначенными компонентами.
2. Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы при введении ФГОС ОО обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий:
• организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
• предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
• реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.
3. Программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, включающая ценностно-мотивационный, профессионально-познавательный и деятельностно-рефлексивный этапы, нацеливается на повышение уровня информационной компетентности педагога, его активности при реализации видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, при осуществлении самообразования, включении в дистанционные формы повышения квалификации, что позволяет повысить степень вовлеченности обучающихся в различные формы урочной и внеурочной деятельности.
4. Мониторинг при реализации программы способствует развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы за счет предоставления обратной связи для коррекции работы методической службы, повышения степени осознанности педагогом динамики собственного продвижения, определения направлений перспективных образовательных действий по развитию собственной информационной культуры.
В качестве методологических оснований исследования определены: культурологический подход, раскрывающий основы понимания и объяснения педагогической деятельности с точки зрения феномена культуры, с позиций процесса развития личности, инициирующий способности к творческому саморазвитию, определяющий эффективность познавательной деятельности (Н.Б. Зиновьева, В.В. Краевский, К.В. Макотрова, В.С. Степин, А.Д. Урсул и др.); компетентностный подход, определяющий условия формирования и развития в образовательной деятельности ключевых компетенций личности, направленный на освоение компетенций как ценностей, ориентирующий в пользу осознанного применения полученных знаний в практической деятельности (В.А. Адольф, А.Л. Андреев, А. Дахин, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков); личностно¬деятельностный подход, определяющий профессиональное развитие педагога на основе формирования его индивидуальных запросов через предоставление выбора содержания деятельности и необходимых организационных условий и раскрывающий основы и механизмы присвоения и реализации личностью самообразовательной компетенции как ценности в практико¬ориентированной деятельности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.Я. Зимняя, Э.Г. Юдин и др.).
Теоретическую базу исследования составили:
концепции об информационном обществе и его производном понятии «информационная культура» (Д. Белл, Н.А. Водопьянова, Э.П. Семенюк, Т.Н. Соснина, Ю. Хаяши и др.);
представления о становлении и развитии информационной культуры педагогов (Е.В. Данильчук, К.К. Колин, М.П. Лапчик, И.Ю. Степанова и др.); идеи о профессиональном становлении педагога, развитии его профессионально-педагогической культуры и формирования профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования (А.И. Адамский, Г.А. Борцовский, С.И. Гильманшина, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).
В исследовании уделено внимание нормативным документам, определяющим основы государственной политики Российской Федерации в области образования, являющихся основанием для осуществления профессиональной педагогической деятельности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [96], Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Профессиональный стандарт педагога [76] и др.).
Методы исследования.
В основу диссертационного исследования для решения поставленных задач и проверки исходных предположений положен ряд методов и методик исследования, соотносимый с природой и целями изучаемых вопросов: теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, мысленный эксперимент и др.), эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование, беседа, анализ результатов практической деятельности педагогов, наблюдение, фокус-группа), методы математической статистики и анализа данных, методы качественного описания данных.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательного учреждения МБОУ Школа № 90 (г. Железногорск, Красноярский край). В опытно-экспериментальную деятельность были вовлечены 54 педагога, 132 учащихся, администрация школы.
Исследование проводилось в период с 2011 по 2016 гг. в три этапа.
На первом (организационно-диагностическом) этапе (2011-2013 гг.) велась основная исследовательская деятельность по изучению научно-педагогической литературы, а также образовательной практики по проблемам формирования и развития информационной культуры педагогов общеобразовательной школы; определялась рабочая гипотеза, формулировались теоретические положения исследования; выстраивались направления и формы экспериментальной работы.
На втором (практическом) этапе (2013-2015гг.) проводилась научная разработка программы развития информационной культуры педагога, организационно-педагогических условий и методического обеспечения практической реализации в общеобразовательной школе разработанных теоретических положений; осуществлялось их внедрение в образовательную деятельность в условиях эксперимента; проводилась педагогическая диагностика развития информационной культуры педагога в образовательном пространстве школы; велась работа по накоплению и систематизации экспериментальных данных.
На третьем (аналитико-оценочном) этапе (2015-2016гг.) была организована деятельность по анализу, сопоставлению и обобщению результатов проведенного педагогического эксперимента; определению и изучению эффективности проделанной исследовательской работы; представлению теоретических и практических результатов в текст диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение значимой научно-педагогической проблемы профессионального совершенствования педагога общеобразовательной школы - развития его информационной культуры, и заключается в следующем:
разработана новая научная идея развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы через актуализацию ценностно-смысловых и личностно-творческих мотивов профессионального становления посредством включения в профессионально-образовательную деятельность;
предложена оригинальная научная гипотеза о создании организационно-педагогических условий сопровождения педагога общеобразовательной школы в процессе развития его информационной культуры;
доказана перспективность и результативность развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
- реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
обоснована программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы и применение мониторинга при ее реализации в условия введения ФГОС ОО.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
раскрыта педагогическая сущность развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как процесса формирования сложного профессионально-личностного качества, проявляющегося в деятельности педагога и способствующего актуализации его профессиональной позиции при использовании видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, собственной профессиональной деятельности через смысловую модель;
изложены доказательства результативности реализации организационно- педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы: организации целенаправленной деятельности по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности; предоставления различных образовательных сервисов для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы; реализации практики сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором: разработаны и внедрены организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога в практику общеобразовательной школы №90 г. Железногорска;
представлены и реализованы программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, отражающая поэтапное погружение педагогов в пространство профессиональных проб в логике педагогического экспериментирования как метода познания педагогической действительности в реальных условиях педагогической практики, и осуществлен мониторинг ее результативности;
созданы: методический сборник успешного педагогического опыта применения различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в образовательном процессе «Педагогическая мозаика», практические рекомендации по самообразовательной деятельности для повышения уровня информационной культуры педагога общеобразовательной школы «Сопровождение развития информационной культуры педагога»;
определены перспективы практического использования методических разработок по проблеме развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО с учетом требования профессионального стандарта педагога.
Материалы исследования могут быть использованы директорами, заместителями директоров и специалистами организационно-методических структур общеобразовательных организаций, курирующих работу с педагогическими кадрами, в целях формирования программ развития информационной культуры педагога общеобразовательной организации.
Личное участие соискателя заключается в выявлении теоретических предпосылок развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; определении их сущности и структуры; разработке смысловой модели развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; обосновании организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, позволяющих обеспечить повышение эффективности профессионального развития педагога, удовлетворение педагогами своих профессионально-личностных потребностей и достижение новых образовательных результатов у учащихся; разработке и реализации программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как средства его профессионального развития и осуществления мониторинга результативности ее реализации; проведении опытно-экспериментальной работы по определению результативности исследуемого процесса; интерпретации экспериментальных данных и математической обработки результатов; подготовке и публикации статей, подготовке методических материалов по проблеме исследования.
Достоверность и обоснованность полученных в ходе диссертационного исследования результатов обеспечены: всесторонним анализом проблемы исследования; изучением государственных нормативно¬правовых документов, определяющих основание для развития информационной культуры педагога как части его профессиональной компетентности; методологической обоснованностью исходных параметров исследования, представленных компетентностным, культурологическим, личностно-деятельностным подходами, обеспечивающими реализацию организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; внутренней логикой исследования; экспериментальной проверкой выдвигаемых в ходе исследования положений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, выступлениях на конференциях, в том числе в журналах, включенных в реестр ВАК.
Объем и структура: диссертация состоит из Введения, двух глав, выводов, Заключения, Библиографического списка, Приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Придание информации особой роли в условиях развития информационного общества также требует обновления системы образования в области формирования информационных компетенций. Современный этап развития системы российского школьного образования обусловлен введением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования (ФГОС ОО). В связи с этим изменились требования, предъявляемые как к педагогу, так и к выпускнику общеобразовательной школы. Значимым условием успешной социализации выпускника в информационном обществе является эффективная информационная деятельность как в профессиональной, так и во всех сферах жизни. Отвечая запросам личности, государства, общества, школьное образование должно обеспечивать формирование и развитие информационной культуры ученика. Современные средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) определяют новые направления и подходы в педагогической деятельности. Внедрение средств ИКТ в образовательную деятельность обуславливает необходимость совершенствования профессиональной компетентности педагога, одной из составляющих которого является развитие его информационной культуры. Большое внимание при решении задач профессионального развития педагога следует уделить компетентностному подходу, позволяющему формировать умения и навыки деятельности в конкретных ситуациях, в том числе и в области информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [8]. Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность, отраженная в требованиях Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (профессиональный стандарт педагога) [75], зачастую подменяется умением педагога владеть компьютером на уровне пользователя [57]. Большинство педагогов используют современные информационно-коммуникационные технологии только на репродуктивном уровне [104], не стремятся активно развивать свою ИКТ-компетентность, а, следовательно, информационную культуру. Причины этого кроются не только в пассивности педагогов и нежелании двигаться вперед. Как показывает опыт отдельных школ, при создании в общеобразовательной организации определенных организационно-педагогических условий, педагоги овладевают высоким уровнем информационной компетентности, активно и творчески используют новые прогрессивные информационные технологии, эффективно реализуя свои профессиональные возможности. В связи с введением ФГОС ОО, меняются условия и требования к образовательной деятельности в школе, что однозначно определяет поиск новых практических решений вопросов формирования и развития информационной культуры педагога не только в отдельной прогрессивной школе, а в масштабах всего российского образования.
Наше исследование нацелено на выявление и анализ основных организационно-педагогических условий и факторов, способствующих развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, представляет особенный интерес для методистов и педагогических работников общеобразовательных школ, может способствовать развитию информационной культуры педагогов и учащихся в условиях динамично меняющихся форм, способов и методов получения информации. Изучение вопросов развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы имеет большое значение для правильного понимания особенностей становления, формирования и развития информационной культуры учащихся.
Степень разработанности проблемы исследования. Современное общество многими исследователями (Д.Белл, Ф. Махлуп, Т.Умесао, Э.Тоффлер, А.Турен, Ю.Хаяши и др.) характеризуется как информационное, т.е. признающее информацию в отдельный значимый ресурс человеческой деятельности. В таком обществе востребованы специалисты, которые рассматривают свои знания как средство преобразования действительности и нахождения нестандартных, оригинальных и оптимальных решений для конкретных ситуаций. Рост количества информации, изменение ее роли способствуют возникновению новых феноменов культуры, социокодов и их смыслов. Взаимодействие культуры и информации на уровне общества и личности порождают такой феномен как информационная культура (Ю.С. Зубов, Е.А. Медведева, Н.А. Сляднева, Т.Н. Соснина и др). Информационная культура определяет информационное мировоззрение личности, характеризует ее профессиональную компетентность, выступает условием эффективности образовательной деятельности.
Для современного педагога общеобразовательной школы информационная культура педагога выступает важным фактором при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО). С одной стороны, современный этап развития общества требует подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях стремительных темпов увеличения объемов информатизации, активного внедрения и использования непрерывно развивающихся компьютерных, мобильных технологий, применения глобальных систем телекоммуникации, которые предоставляют неограниченные возможности реального доступа к информации из любой точки мира. С другой, проявляется ряд опасных факторов (вседоступность и неограниченность людей к разного рода информации через компьютерные сети, алгоритмизация и упрощения языка и межличностных коммуникаций, изменение ценностного отношения к культуре от «впитывания» к потреблению, тиражирование «псевдо культурных ценностей» и искусственного завышения их реальных позиций с помощью коммуникационных средств, превалирование процесса компьютерной рационализации человеческого мышления), влияние которых на молодежь важно минимизировать.
Вместе с тем в образовательной практике существует реальная проблемная ситуация, характеризующаяся тем, что большинство педагогов, работающих в общеобразовательных школах, имеют возраст 45+, и соответственно получили профессиональное образование гораздо раньше, чем был поднят вопрос о проблемах формирования информационной культуры в программах высшего образования. Вопрос становления информационной культуры для таких педагогов был сведен к фрагментарному получению некоторых знаний и умений по использованию компьютера на курсах повышения квалификации. Результаты исследований в данном направлении [50] и опыт нашей деятельности [104] показывают, что проблемы сформированное™ информационной культуры присутствуют и у молодых педагогов, недавно пришедших в школу.
В связи с обозначенными выше факторами возрастает необходимость поиска реальных путей развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, что, по сути, выступает социальным заказом образованию.
Вопросы развития информационной культуры личности исследовались в различных аспектах. С философско-исторической точки зрения разработана модель информационной культуры, сочетающая временной фактор и перечни компонентов информационной культуры, содержание и характер которой меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. (В.В. Миронов, С.М. Оленев, А.И. Ракитов, В.С. Степин и др.). Связь информационного мира с духовной культурой подчеркивается в работах Н. М. Розенберга, А.А. Гречихина, А.П. Суханова. Технологический аспект понимания информационной культуры представлен как уровень развития информационного взаимодействия в обществе (К.К. Колин, Э.П. Семенюк и др.). Предметный аспект информатики как научной дисциплины рассматривает информационную культуру как процесс формирования «навыков грамотной постановки задач и их решения с помощью ЭВМ» (А.П. Ершов, М.П. Лапчик, М.И. Рагулина, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер и др.). С точки зрения личностного аспекта содержание понятия «информационная культура» расширяется за счет включения ценностных, мировоззренческих и других составляющих, отражающих мотивационно-смысловую сферу личности в его взаимодействии с информационной средой (Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин, Е.В. Данильчук и др.).
Решающую роль в формировании и развитии информационной культуры личности играет образование. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога как части базисной культуры личности, характеризующей информационную сферу его жизнедеятельности и включающей совокупность знаний, умений, навыков работы с информационными источниками; наличие творческого подхода в сфере информационной деятельности, позволяющего эффективно работать с информацией, умения генерировать качественно новую информацию, исследуются в работах В.А. Адольфа, И.Ю. Степановой, С.И. Михаэлис, Б.Р. Мандель, Е.А. Масяйкиной и др. Исследователями подчеркивается сложности разрешения профессионально-личностных трудностей педагога, связанных с преодолением стереотипов знаниевого подхода, овладением технологиями деятельностного типа для осуществления видов информационной деятельности, применения средств ИКТ в образовательном процессе и собственной профессиональной деятельности. Преодоление трудностей предполагает создание организационно-педагогических условий, способствующих развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы, что приобретает особую актуальность при введении ФГОС ОО.
Таким образом, возникает ряд взаимообусловленных противоречий, требующих разрешения:
- на социально-педагогическом уровне - между объективными потребностями информационного общества в высоком профессиональном уровне педагога и недостаточной разработанностью практического решения проблемы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы;
- на организационно-методическом уровне - между необходимостью совершенствования профессиональной деятельности педагога в аспекте ее информатизации и дефицитом соответствующего содержательно-методического обеспечения данного процесса в условиях введения ФГОС ОО;
- на личностно-творческом уровне: между потребностью педагогов общеобразовательной школы в проявлении информационной культуры при реализации профессиональной деятельности и неразработанностью организационно-педагогических условий, способствующих развитию данной культуры в процессе образовательной деятельности школы.
Существующие противоречия между объективной необходимостью целенаправленного развития информационной культуры педагога, с одной стороны, и фактическим уровнем информационной культуры педагога общеобразовательной школы, с другой, обуславливают проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления и теоретического обоснования организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Цель исследования: определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, в опытно-экспериментальной работе проверить результативность их реализации.
Объект исследования: профессиональная деятельность педагога в условиях введения ФГОС ОО.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Гипотеза исследования.
Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО будет обеспечено, если:
- конкретизирован педагогический смысл и уточнена сущность процесса развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как ценности его профессионального становления в условиях введения ФГОС ОО;
- реализованы следующие организационно-педагогические условия: организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
- осуществляется мониторинг развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Изучить состояние проблемы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в педагогической теории и практике применительно к условиям введения ФГОС ОО.
2. Разработать смысловую модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной организации.
3. Определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога применительно к условиям общеобразовательной школы при введении ФГОС ОО.
4. Разработать программу развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
5. Проверить результативность реализации программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО.
Положения, выносимые на защиту:
1. Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы представляет собой процесс формирования сложного профессионально-личностного качества, проявляющегося в деятельности педагога и способствующего актуализации его профессиональной позиции при использовании видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, собственной профессиональной деятельности через смысловую модель. Смысловая модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы показывает существенные взаимосвязи структурных компонентов информационной культуры и информационной компетентности и позволяет обнаружить внутренний потенциал повышения качества осуществления педагогом видов информационной деятельности, применения им средств ИКТ в образовательном процессе. Названный потенциал раскрывается за счет организации специальной работы в соответствии с обозначенными компонентами.
2. Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы при введении ФГОС ОО обеспечивается реализацией организационно-педагогических условий:
• организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
• предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
• реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.
3. Программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, включающая ценностно-мотивационный, профессионально-познавательный и деятельностно-рефлексивный этапы, нацеливается на повышение уровня информационной компетентности педагога, его активности при реализации видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, при осуществлении самообразования, включении в дистанционные формы повышения квалификации, что позволяет повысить степень вовлеченности обучающихся в различные формы урочной и внеурочной деятельности.
4. Мониторинг при реализации программы способствует развитию информационной культуры педагога общеобразовательной школы за счет предоставления обратной связи для коррекции работы методической службы, повышения степени осознанности педагогом динамики собственного продвижения, определения направлений перспективных образовательных действий по развитию собственной информационной культуры.
В качестве методологических оснований исследования определены: культурологический подход, раскрывающий основы понимания и объяснения педагогической деятельности с точки зрения феномена культуры, с позиций процесса развития личности, инициирующий способности к творческому саморазвитию, определяющий эффективность познавательной деятельности (Н.Б. Зиновьева, В.В. Краевский, К.В. Макотрова, В.С. Степин, А.Д. Урсул и др.); компетентностный подход, определяющий условия формирования и развития в образовательной деятельности ключевых компетенций личности, направленный на освоение компетенций как ценностей, ориентирующий в пользу осознанного применения полученных знаний в практической деятельности (В.А. Адольф, А.Л. Андреев, А. Дахин, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков); личностно¬деятельностный подход, определяющий профессиональное развитие педагога на основе формирования его индивидуальных запросов через предоставление выбора содержания деятельности и необходимых организационных условий и раскрывающий основы и механизмы присвоения и реализации личностью самообразовательной компетенции как ценности в практико¬ориентированной деятельности (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, И.Я. Зимняя, Э.Г. Юдин и др.).
Теоретическую базу исследования составили:
концепции об информационном обществе и его производном понятии «информационная культура» (Д. Белл, Н.А. Водопьянова, Э.П. Семенюк, Т.Н. Соснина, Ю. Хаяши и др.);
представления о становлении и развитии информационной культуры педагогов (Е.В. Данильчук, К.К. Колин, М.П. Лапчик, И.Ю. Степанова и др.); идеи о профессиональном становлении педагога, развитии его профессионально-педагогической культуры и формирования профессиональной компетентности в условиях непрерывного образования (А.И. Адамский, Г.А. Борцовский, С.И. Гильманшина, С.А. Дружилов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.).
В исследовании уделено внимание нормативным документам, определяющим основы государственной политики Российской Федерации в области образования, являющихся основанием для осуществления профессиональной педагогической деятельности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [96], Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы, Профессиональный стандарт педагога [76] и др.).
Методы исследования.
В основу диссертационного исследования для решения поставленных задач и проверки исходных предположений положен ряд методов и методик исследования, соотносимый с природой и целями изучаемых вопросов: теоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, моделирование, мысленный эксперимент и др.), эмпирические (анкетирование, опрос, тестирование, беседа, анализ результатов практической деятельности педагогов, наблюдение, фокус-группа), методы математической статистики и анализа данных, методы качественного описания данных.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательного учреждения МБОУ Школа № 90 (г. Железногорск, Красноярский край). В опытно-экспериментальную деятельность были вовлечены 54 педагога, 132 учащихся, администрация школы.
Исследование проводилось в период с 2011 по 2016 гг. в три этапа.
На первом (организационно-диагностическом) этапе (2011-2013 гг.) велась основная исследовательская деятельность по изучению научно-педагогической литературы, а также образовательной практики по проблемам формирования и развития информационной культуры педагогов общеобразовательной школы; определялась рабочая гипотеза, формулировались теоретические положения исследования; выстраивались направления и формы экспериментальной работы.
На втором (практическом) этапе (2013-2015гг.) проводилась научная разработка программы развития информационной культуры педагога, организационно-педагогических условий и методического обеспечения практической реализации в общеобразовательной школе разработанных теоретических положений; осуществлялось их внедрение в образовательную деятельность в условиях эксперимента; проводилась педагогическая диагностика развития информационной культуры педагога в образовательном пространстве школы; велась работа по накоплению и систематизации экспериментальных данных.
На третьем (аналитико-оценочном) этапе (2015-2016гг.) была организована деятельность по анализу, сопоставлению и обобщению результатов проведенного педагогического эксперимента; определению и изучению эффективности проделанной исследовательской работы; представлению теоретических и практических результатов в текст диссертации.
Научная новизна исследования определяется тем, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение значимой научно-педагогической проблемы профессионального совершенствования педагога общеобразовательной школы - развития его информационной культуры, и заключается в следующем:
разработана новая научная идея развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы через актуализацию ценностно-смысловых и личностно-творческих мотивов профессионального становления посредством включения в профессионально-образовательную деятельность;
предложена оригинальная научная гипотеза о создании организационно-педагогических условий сопровождения педагога общеобразовательной школы в процессе развития его информационной культуры;
доказана перспективность и результативность развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- организуется целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности;
- предоставляются различные образовательные сервисы для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы;
- реализуется практика сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
обоснована программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы и применение мониторинга при ее реализации в условия введения ФГОС ОО.
Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:
раскрыта педагогическая сущность развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как процесса формирования сложного профессионально-личностного качества, проявляющегося в деятельности педагога и способствующего актуализации его профессиональной позиции при использовании видов информационной деятельности, применении средств ИКТ в образовательном процессе, собственной профессиональной деятельности через смысловую модель;
изложены доказательства результативности реализации организационно- педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы: организации целенаправленной деятельности по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности; предоставления различных образовательных сервисов для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы; реализации практики сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ;
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором: разработаны и внедрены организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога в практику общеобразовательной школы №90 г. Железногорска;
представлены и реализованы программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, отражающая поэтапное погружение педагогов в пространство профессиональных проб в логике педагогического экспериментирования как метода познания педагогической действительности в реальных условиях педагогической практики, и осуществлен мониторинг ее результативности;
созданы: методический сборник успешного педагогического опыта применения различных видов информационной деятельности, средств ИКТ в образовательном процессе «Педагогическая мозаика», практические рекомендации по самообразовательной деятельности для повышения уровня информационной культуры педагога общеобразовательной школы «Сопровождение развития информационной культуры педагога»;
определены перспективы практического использования методических разработок по проблеме развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО с учетом требования профессионального стандарта педагога.
Материалы исследования могут быть использованы директорами, заместителями директоров и специалистами организационно-методических структур общеобразовательных организаций, курирующих работу с педагогическими кадрами, в целях формирования программ развития информационной культуры педагога общеобразовательной организации.
Личное участие соискателя заключается в выявлении теоретических предпосылок развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; определении их сущности и структуры; разработке смысловой модели развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; обосновании организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы, позволяющих обеспечить повышение эффективности профессионального развития педагога, удовлетворение педагогами своих профессионально-личностных потребностей и достижение новых образовательных результатов у учащихся; разработке и реализации программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы как средства его профессионального развития и осуществления мониторинга результативности ее реализации; проведении опытно-экспериментальной работы по определению результативности исследуемого процесса; интерпретации экспериментальных данных и математической обработки результатов; подготовке и публикации статей, подготовке методических материалов по проблеме исследования.
Достоверность и обоснованность полученных в ходе диссертационного исследования результатов обеспечены: всесторонним анализом проблемы исследования; изучением государственных нормативно¬правовых документов, определяющих основание для развития информационной культуры педагога как части его профессиональной компетентности; методологической обоснованностью исходных параметров исследования, представленных компетентностным, культурологическим, личностно-деятельностным подходами, обеспечивающими реализацию организационно-педагогических условий развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; внутренней логикой исследования; экспериментальной проверкой выдвигаемых в ходе исследования положений.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством организации опытно-экспериментальной работы. Представленные в работе результаты исследования нашли отражение в научных статьях, выступлениях на конференциях, в том числе в журналах, включенных в реестр ВАК.
Объем и структура: диссертация состоит из Введения, двух глав, выводов, Заключения, Библиографического списка, Приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.
Проведенное исследование позволяет определить значение феномена информационной культуры педагога общеобразовательной школы качества соответствия профессиональной компетентности педагога в области владения информационными компетентностями требованиям профессионального стандарта педагога, показав необходимость его развития в условиях реальной практической профессиональной деятельности педагога общеобразовательной школы.
Решение задач развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы предполагает повышение уровня информационной компетентности, его готовности к оптимальному использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ в учебном процессе и собственной образовательной практике. Понятия «Информационная культура» и «Информационная компетентность» взаимосвязаны; информационная компетентность является фундаментальной составляющей информационной культуры. Повышение уровня информационной компетентности педагога способствует развитию его информационной культуры, и в этом смысле существенную роль играет практическая деятельность по освоению и применению средств ИКТ и видов информационной деятельности в учебном процессе. Механизмом, запускающим процесс развития информационной культуры, является профессиональный потенциал педагога, проявляющийся в обнаружении собственных ресурсов, обеспечивающий развитие ценностного отношения к использованию различных видов информационной деятельности и реализацию личностно-творческих возможностей педагога при применении средств ИКТ в образовательной деятельности. Осознание своего профессионального потенциала позволяет педагогу определить направления развития собственной информационной культуры, осмысленно выбирать способы повышения уровня профессиональной компетентности.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что информационная культура педагога способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагога. На основании представленных в диссертационном исследовании идей о тесной связи понятий информационная культура педагога и информационная компетентность педагога, разработана смысловая модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы через структурную взаимосвязь таких компонентов как аксиологический, деятельностный, личностно-творческий и компонентов ключевой, базовой и специальной компетентности педагога. На основании анализа смысловой модели взаимосвязи информационной культуры педагога с его информационной компетентностью нами было выявлено, что процесс развития информационной культуры педагога обеспечивается:
• становлением деятельностного компонента информационной культуры, раскрывающегося в процессе формирования ключевого, базового и специального компонента информационной компетентности;
• развитием аксиологического и личностно-творческого компонентов информационной культуры;
• обеспечением связи с реальной практической деятельностью педагога.
Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО предполагает создание организационно-педагогических условий внутри общеобразовательной организации, определяющих деятельность методической службы школы, педагогического коллектива, и влияющих на развитие информационно- образовательного пространства школы.
Содержание организационно-педагогических условий раскрывается через организацию целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности, предоставление различных образовательных сервисов для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы, реализацию практики сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.
Для реализации организационно-педагогических условий нами представлена программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО. Структура программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы выстроена в соответствии с обозначенными организационно-педагогическими условиями. При реализации программы было выявлено, что поэтапная целенаправленная деятельность методической службы школы, педагогов обеспечивает развитие их информационной культуры. Содержательный компонент программы раскрыт через организацию процесса постановки и решения разного типа задач согласно целям программы, ее структурным компонентам.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствует о позитивной динамике, проявленной в активности, инициативности и включенности педагогов в процесс развития собственной информационной культуры, что подтверждает эффективность реализации выделенных организационно-педагогических условий, значимость и целесообразность программы развития информационной культуры и мониторинга результативности ее реализации при введении ФГОС ОО.
Таким образом, можно сделать вывод о достижении цели диссертационного исследования: определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, в опытно-экспериментальной работе проверить результативность их реализации.
Данное исследование не исчерпывает всего спектра затронутой автором проблематики развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО. В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы: психолого-педагогического, методического сопровождения процесса развития информационной культуры педагогов общеобразовательной школы; расширения спектра образовательных сервисов для развития информационной культуры педагогов, способствующих выполнению требований ФГОС ОО; формирования информационно-методической компетентности педагогов по применению социальных и мобильных сервисов в образовательной деятельности обучающихся и пр.
Решение задач развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы предполагает повышение уровня информационной компетентности, его готовности к оптимальному использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ в учебном процессе и собственной образовательной практике. Понятия «Информационная культура» и «Информационная компетентность» взаимосвязаны; информационная компетентность является фундаментальной составляющей информационной культуры. Повышение уровня информационной компетентности педагога способствует развитию его информационной культуры, и в этом смысле существенную роль играет практическая деятельность по освоению и применению средств ИКТ и видов информационной деятельности в учебном процессе. Механизмом, запускающим процесс развития информационной культуры, является профессиональный потенциал педагога, проявляющийся в обнаружении собственных ресурсов, обеспечивающий развитие ценностного отношения к использованию различных видов информационной деятельности и реализацию личностно-творческих возможностей педагога при применении средств ИКТ в образовательной деятельности. Осознание своего профессионального потенциала позволяет педагогу определить направления развития собственной информационной культуры, осмысленно выбирать способы повышения уровня профессиональной компетентности.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что информационная культура педагога способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагога. На основании представленных в диссертационном исследовании идей о тесной связи понятий информационная культура педагога и информационная компетентность педагога, разработана смысловая модель развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы через структурную взаимосвязь таких компонентов как аксиологический, деятельностный, личностно-творческий и компонентов ключевой, базовой и специальной компетентности педагога. На основании анализа смысловой модели взаимосвязи информационной культуры педагога с его информационной компетентностью нами было выявлено, что процесс развития информационной культуры педагога обеспечивается:
• становлением деятельностного компонента информационной культуры, раскрывающегося в процессе формирования ключевого, базового и специального компонента информационной компетентности;
• развитием аксиологического и личностно-творческого компонентов информационной культуры;
• обеспечением связи с реальной практической деятельностью педагога.
Развитие информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО предполагает создание организационно-педагогических условий внутри общеобразовательной организации, определяющих деятельность методической службы школы, педагогического коллектива, и влияющих на развитие информационно- образовательного пространства школы.
Содержание организационно-педагогических условий раскрывается через организацию целенаправленная деятельность по формированию ценностного отношения педагога общеобразовательной школы к использованию информационных видов деятельности и средств ИКТ в профессиональной деятельности, предоставление различных образовательных сервисов для формирования информационной компетентности педагога общеобразовательной школы, реализацию практики сопровождения процесса профессиональных проб педагогов по использованию видов информационной деятельности и средств ИКТ.
Для реализации организационно-педагогических условий нами представлена программа развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО. Структура программы развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы выстроена в соответствии с обозначенными организационно-педагогическими условиями. При реализации программы было выявлено, что поэтапная целенаправленная деятельность методической службы школы, педагогов обеспечивает развитие их информационной культуры. Содержательный компонент программы раскрыт через организацию процесса постановки и решения разного типа задач согласно целям программы, ее структурным компонентам.
Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствует о позитивной динамике, проявленной в активности, инициативности и включенности педагогов в процесс развития собственной информационной культуры, что подтверждает эффективность реализации выделенных организационно-педагогических условий, значимость и целесообразность программы развития информационной культуры и мониторинга результативности ее реализации при введении ФГОС ОО.
Таким образом, можно сделать вывод о достижении цели диссертационного исследования: определить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО, в опытно-экспериментальной работе проверить результативность их реализации.
Данное исследование не исчерпывает всего спектра затронутой автором проблематики развития информационной культуры педагога общеобразовательной школы в условиях введения ФГОС ОО. В дальнейшем исследовании нуждаются вопросы: психолого-педагогического, методического сопровождения процесса развития информационной культуры педагогов общеобразовательной школы; расширения спектра образовательных сервисов для развития информационной культуры педагогов, способствующих выполнению требований ФГОС ОО; формирования информационно-методической компетентности педагогов по применению социальных и мобильных сервисов в образовательной деятельности обучающихся и пр.
Подобные работы
- ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ ФИЗИКИ. СОВРЕМЕННАЯ ФОРМУЛА ПОДГОТОВКА УРОКА В УСЛОВИЯХ РАБОТЫ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Оценка качества реализации образовательной деятельности дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - САЙТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ (В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Преемственность систем общего образования в России в период 1991 - 2017 гг.: историко-педагогический аспект
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Организация образовательного процесса в образовательной
организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» Чистопольского муниципального района Республики
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 2000-Е ГГ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - УЧЕБНИК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИБЛИОТЕК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



