ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 17
1.1. Педагогическая технология: понятие и основные характеристики 17
1.2. Современные педагогические технологии в изучении темы
повседневности 23
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕР.1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 40
2.1. Повседневная жизнь советского общества середины 1940-х - начала
1990-х гг. в учебнике издательства «Просвещение» 41
2.2. Советская повседневность 1945-1991 гг. в учебнике издательства
«Русское слово» 44
2.3. Повседневность середины 1940-х - начала 1990-х гг. в учебнике по
истории России издательства «Дрофа» 46
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕРЕДИНЫ
1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
3.1. Игровая технология в изучении послевоенной повседневности 54
3.2. Методические разработки по теме «Советская повседневность эпохи
«оттепели» 57
3.3. Методические рекомендации по изучению темы «Повседневная жизнь
эпохи «застоя» 62
3.4 Методические разработки по теме «Повседневность периода перестройки в СССР» 70
3.5. Список Интернет-ресурсов для изучения советской повседневности 19461991-х гг. в школьном курсе истории 89
Выводы по главе 3 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 136
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для среднего общего образования прописано, что предметные результаты освоения учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуре1. Культурно-антропологический разворот в современной исторической науке способствовал пересмотру идеологической, содержательной и методических основ школьного курса истории. Концепции преподавания истории России 2, и в частности Историко-культурный стандарт (ИКС) ставят задачи, заключающиеся в создании условий для получения прочных знаний по истории России, применению нового подхода к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически связанному с политическим и социальноэкономическим развитием страны и другие задачи учебно-методического комплекса 3.
Отражаются идеи многоуровневого представления истории (история как наука, история регионов, локальная история) и использует возможности комплексного интегративного анализа исторических процессов, что должно способствовать формированию у обучающихся целостной картины исторического прошлого России и всеобщей истории, объемных исторических представлений. Принципиальной задачей стандарта стало постепенное преодоление доминирующей в преподавании политической и экономической истории. В связи с этим, ИКС нацеливает на изучение истории с точки зрения историко-антропологического подхода. По мнению авторов ИКС «человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого».
Так же, как новый исторический подход, в концепции историкокультурного стандарта называется культурно-антропологический подход, который включает в себя изучение повседневности.
В последнее время отечественная историческая наука изменила свои ориентиры. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Изменившаяся методологическая парадигма в преподавании школьного курса истории способствовала расширению его содержания, в которое были включены, помимо событийной истории, аспекты истории повседневности, а также значительно был увеличен материал по истории культуры в различные исторические эпохи. Необходимо отметить, что авторы стандарта, настоятельно рекомендовали «увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории», отмечали они4.
Вышеуказанные принципы и подходы преподавания истории положены в основу в принятой в ноябре 2020 года Концепции преподавания истории России, частью которой и стал Историко-культурный стандарт.
...
Актуальность нашей магистерской работы обусловлена как концептуальными изменениями в преподавании истории в нашей стране в последние годы, так и ключевыми тенденциями в развитии исторической науки. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Культурно-антропологический разворот в современной исторической науке способствовал пересмотру идеологической, содержательной и методических основ школьного курса истории. Концепции преподавания истории России, и в частности Историко-культурный стандарт (ИКС) ставят задачи, заключающиеся в создании условий для получения прочных знаний по истории России. По мнению авторов ИКС «человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого».
Это мы наблюдаем в новой Концепции преподавания истории России который нацеливает на изучение истории с точки зрения историкоантропологического подхода.
Вместе с тем нормативные документы ориентируют педагогов на овладение и применение в процессе обучения СТО.
В первой главе нами были рассмотрены сходства и различия понятий «технология» и «методика», современные педагогические технологии в изучении темы повседневности: игровые технологии, информационнокоммуникативные технологии в обучении истории, метод Case-study в обучении истории, технология проектного обучения в истории, технологии критического мышления, технологию модульного обучения в истории.
С целью выявления мнения самих педагогов относительно эффективности использования современных технологий в изучении истории, а также определения наиболее эффективных технологий обучения, нами было предпринято исследование, которое осуществлялось методом опроса.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в педагогическом сознании прочно утвердился феномен педагогических технологий. Педагоги стремятся применять технологии с учетом современных условий обучения. Учителя отмечают, что наиболее эффективными являются проектные и информационные педагогические технологии. Объясняется это недостаточными знаниями и умениями педагогов продуктивно использовать современные технологий обучения. Это обуславливается тем, что ввиду дефицита времени и ограниченности ресурсов в рамках образовательного процесса у современного педагога использование современных педагогических технологий не всегда возможно, а проектная и ИКТ-технологии являются менее затратными по реализации в учебном процессе, а также знакомы как педагогам, так и обучающимся. Но есть доля учителей, для которых освоение современных информационных технологий является затруднительным. Особенно остро необходимость в изменении ситуации случилось с массовым переходом обучающихся на дистанционное обучение в условиях пандемии.
Во второй главе мы проанализировали учебники за 10 класс и методические рекомендации к ним, заметили, что изучение повседневности, как отражение исторической реальности, имеет место быть в образовательном процессе. Нами были проанализированы современные учебники по истории России за 10 класс, которые написаны с учетом требований ИКС и ФГОС: «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово». Учебник издательства «Просвещение» наиболее точно соответствует требованиям ИКС по вопросам повседневности. Следует отметить, что вспомогательный, методический материал, помещенный в конце разделов, составлен в духе «антропологически ориентированной истории». Нам показалась весьма интересной темы для проектной деятельности в конце главы, которые к главе которые относятся к нашей теме исследования.
...
1. Абрахматова, Х. И. Современные методы применения педагогических технологий в процессе преподавания истории в общеобразовательных школах / Х. И. Абрахматова, Д. А. Каршиева, Т. Х. Эрсоатов // Приоритетные научные направления и критические технологии : сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 13-25 марта 2018 года. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества",
2018. - С. 12-16.
2. Аванесов, Л. Э. Состояние советского общества в послевоенный период / Л. Э. Аванесов, И. Н. Колесников, А. А. Меняйлов // Российское общество в эпоху войн и политических потрясений. - Новосибирск : Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2016. - С. 89-104.
3. Агансон, О. И. "Преподавание истории в школе: современные информационные технологии в помощь учителю": летняя онлайн-школа для учителей на историческом факультете МГУ / О. И. Агансон, О. Д. Кожевникова // Преподавание истории в школе. - 2020. - № 9. - С. 40-42.
4. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина.— Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. — C. 97
5. Акопян, А. А. Педагогический опыт использования мультимедийных технологий в процессе изучения истории России / А. А. Акопян // Актуальные вопросы гуманитарных наук : Сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов / Под редакцией А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2020. - С. 190-196.
6. Акимова, О. А. Современные педагогические технологии преподавания истории / О. А. Акимова, И. В. Сидорова // Наука и Образование. - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 360.
7. Андреева И.
Частная жизнь при социализме: отчет советского обывателя // Ирэн Андреева . - Москва: Новое лит. обозрение, 2009. - 341
8. Андрейкина, Ю. Оттепели и заморозки Никиты Хрущева / Ю. Андрейкина // Родина. - 2019. - № 10. - С. 130-133.
9. Антипова, М. В. Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ» Сентябрь, 2011;
10. Архипова А., Кирзюк А..Городские легенды и страхи в СССР / — Москва : Новое литературное обозрение, 2020. — 532
11. Ахулкова А.И., Образцов П.И, Черниченко О.Ф. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. профессора П.И. Образцова. - Орел: ОГУ, 2003. - 94 с.
12. Бакаева О.А, Тагаева Е.А. Использование Интернет-технологий в образовании // Проблемы развития современного общества - Саранск:
2019. - С. 421.
13. Банникова, Е. В. Критерии повседневности: теоретико
методологические основы истории повседневной жизни / Е. В. Банникова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 7-2(13). - С. 21-24.
14. Бахмутова, Л. С. Использование электронных средств обучения при изучении истории / Л. С. Бахмутова, Б. С. Карпов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2019. - № 6. - С. 35-41
15. Беккер, С. А. Мир повседневной жизни советского человека в
период "оттепели" (1953-1964 гг.) / С. А. Беккер // XXI Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского
государственного университета: Сборник статей конференции,
Нижневартовск, 02-03 апреля 2019 года / Ответственный редактор Д.А. Погонышев. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный
университет, 2019. - С. 79-81.
... всего 211 источников