СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕРЕДИНЫ 1940-Х-НАЧАЛА 1990-Х ГГ . В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 17
1.1. Педагогическая технология: понятие и основные характеристики 17
1.2. Современные педагогические технологии в изучении темы
повседневности 23
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕР.1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 40
2.1. Повседневная жизнь советского общества середины 1940-х - начала
1990-х гг. в учебнике издательства «Просвещение» 41
2.2. Советская повседневность 1945-1991 гг. в учебнике издательства
«Русское слово» 44
2.3. Повседневность середины 1940-х - начала 1990-х гг. в учебнике по
истории России издательства «Дрофа» 46
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕРЕДИНЫ
1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
3.1. Игровая технология в изучении послевоенной повседневности 54
3.2. Методические разработки по теме «Советская повседневность эпохи
«оттепели» 57
3.3. Методические рекомендации по изучению темы «Повседневная жизнь
эпохи «застоя» 62
3.4 Методические разработки по теме «Повседневность периода перестройки в СССР» 70
3.5. Список Интернет-ресурсов для изучения советской повседневности 19461991-х гг. в школьном курсе истории 89
Выводы по главе 3 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 136
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ 17
1.1. Педагогическая технология: понятие и основные характеристики 17
1.2. Современные педагогические технологии в изучении темы
повседневности 23
Выводы по главе 1 38
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСВЕЩЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕР.1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ 40
2.1. Повседневная жизнь советского общества середины 1940-х - начала
1990-х гг. в учебнике издательства «Просвещение» 41
2.2. Советская повседневность 1945-1991 гг. в учебнике издательства
«Русское слово» 44
2.3. Повседневность середины 1940-х - начала 1990-х гг. в учебнике по
истории России издательства «Дрофа» 46
Выводы по главе 2 50
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ СЕРЕДИНЫ
1940-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ. В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 54
3.1. Игровая технология в изучении послевоенной повседневности 54
3.2. Методические разработки по теме «Советская повседневность эпохи
«оттепели» 57
3.3. Методические рекомендации по изучению темы «Повседневная жизнь
эпохи «застоя» 62
3.4 Методические разработки по теме «Повседневность периода перестройки в СССР» 70
3.5. Список Интернет-ресурсов для изучения советской повседневности 19461991-х гг. в школьном курсе истории 89
Выводы по главе 3 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ МАТЕРИАЛОВ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 136
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для среднего общего образования прописано, что предметные результаты освоения учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуре1. Культурно-антропологический разворот в современной исторической науке способствовал пересмотру идеологической, содержательной и методических основ школьного курса истории. Концепции преподавания истории России 2, и в частности Историко-культурный стандарт (ИКС) ставят задачи, заключающиеся в создании условий для получения прочных знаний по истории России, применению нового подхода к истории российской культуры как к непрерывному процессу обретения национальной идентичности, не сводящемуся к перечислению имен и творческих достижений, логически связанному с политическим и социальноэкономическим развитием страны и другие задачи учебно-методического комплекса 3.
Отражаются идеи многоуровневого представления истории (история как наука, история регионов, локальная история) и использует возможности комплексного интегративного анализа исторических процессов, что должно способствовать формированию у обучающихся целостной картины исторического прошлого России и всеобщей истории, объемных исторических представлений. Принципиальной задачей стандарта стало постепенное преодоление доминирующей в преподавании политической и экономической истории. В связи с этим, ИКС нацеливает на изучение истории с точки зрения историко-антропологического подхода. По мнению авторов ИКС «человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого».
Так же, как новый исторический подход, в концепции историкокультурного стандарта называется культурно-антропологический подход, который включает в себя изучение повседневности.
В последнее время отечественная историческая наука изменила свои ориентиры. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Изменившаяся методологическая парадигма в преподавании школьного курса истории способствовала расширению его содержания, в которое были включены, помимо событийной истории, аспекты истории повседневности, а также значительно был увеличен материал по истории культуры в различные исторические эпохи. Необходимо отметить, что авторы стандарта, настоятельно рекомендовали «увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории», отмечали они4.
Вышеуказанные принципы и подходы преподавания истории положены в основу в принятой в ноябре 2020 года Концепции преподавания истории России, частью которой и стал Историко-культурный стандарт.
...
Отражаются идеи многоуровневого представления истории (история как наука, история регионов, локальная история) и использует возможности комплексного интегративного анализа исторических процессов, что должно способствовать формированию у обучающихся целостной картины исторического прошлого России и всеобщей истории, объемных исторических представлений. Принципиальной задачей стандарта стало постепенное преодоление доминирующей в преподавании политической и экономической истории. В связи с этим, ИКС нацеливает на изучение истории с точки зрения историко-антропологического подхода. По мнению авторов ИКС «человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого».
Так же, как новый исторический подход, в концепции историкокультурного стандарта называется культурно-антропологический подход, который включает в себя изучение повседневности.
В последнее время отечественная историческая наука изменила свои ориентиры. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Изменившаяся методологическая парадигма в преподавании школьного курса истории способствовала расширению его содержания, в которое были включены, помимо событийной истории, аспекты истории повседневности, а также значительно был увеличен материал по истории культуры в различные исторические эпохи. Необходимо отметить, что авторы стандарта, настоятельно рекомендовали «увеличить число часов (параграфов) по истории культуры, имея в виду в первую очередь социокультурный материал, историю повседневности. Культура не должна быть на периферии школьного курса отечественной истории», отмечали они4.
Вышеуказанные принципы и подходы преподавания истории положены в основу в принятой в ноябре 2020 года Концепции преподавания истории России, частью которой и стал Историко-культурный стандарт.
...
Актуальность нашей магистерской работы обусловлена как концептуальными изменениями в преподавании истории в нашей стране в последние годы, так и ключевыми тенденциями в развитии исторической науки. Раньше стороны повседневной жизни казались незаметными и привычными, и зачастую были заслонены политической борьбой, войнами, революциями, сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Культурно-антропологический разворот в современной исторической науке способствовал пересмотру идеологической, содержательной и методических основ школьного курса истории. Концепции преподавания истории России, и в частности Историко-культурный стандарт (ИКС) ставят задачи, заключающиеся в создании условий для получения прочных знаний по истории России. По мнению авторов ИКС «человеческое наполнение и измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого».
Это мы наблюдаем в новой Концепции преподавания истории России который нацеливает на изучение истории с точки зрения историкоантропологического подхода.
Вместе с тем нормативные документы ориентируют педагогов на овладение и применение в процессе обучения СТО.
В первой главе нами были рассмотрены сходства и различия понятий «технология» и «методика», современные педагогические технологии в изучении темы повседневности: игровые технологии, информационнокоммуникативные технологии в обучении истории, метод Case-study в обучении истории, технология проектного обучения в истории, технологии критического мышления, технологию модульного обучения в истории.
С целью выявления мнения самих педагогов относительно эффективности использования современных технологий в изучении истории, а также определения наиболее эффективных технологий обучения, нами было предпринято исследование, которое осуществлялось методом опроса.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в педагогическом сознании прочно утвердился феномен педагогических технологий. Педагоги стремятся применять технологии с учетом современных условий обучения. Учителя отмечают, что наиболее эффективными являются проектные и информационные педагогические технологии. Объясняется это недостаточными знаниями и умениями педагогов продуктивно использовать современные технологий обучения. Это обуславливается тем, что ввиду дефицита времени и ограниченности ресурсов в рамках образовательного процесса у современного педагога использование современных педагогических технологий не всегда возможно, а проектная и ИКТ-технологии являются менее затратными по реализации в учебном процессе, а также знакомы как педагогам, так и обучающимся. Но есть доля учителей, для которых освоение современных информационных технологий является затруднительным. Особенно остро необходимость в изменении ситуации случилось с массовым переходом обучающихся на дистанционное обучение в условиях пандемии.
Во второй главе мы проанализировали учебники за 10 класс и методические рекомендации к ним, заметили, что изучение повседневности, как отражение исторической реальности, имеет место быть в образовательном процессе. Нами были проанализированы современные учебники по истории России за 10 класс, которые написаны с учетом требований ИКС и ФГОС: «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово». Учебник издательства «Просвещение» наиболее точно соответствует требованиям ИКС по вопросам повседневности. Следует отметить, что вспомогательный, методический материал, помещенный в конце разделов, составлен в духе «антропологически ориентированной истории». Нам показалась весьма интересной темы для проектной деятельности в конце главы, которые к главе которые относятся к нашей теме исследования.
...
Это мы наблюдаем в новой Концепции преподавания истории России который нацеливает на изучение истории с точки зрения историкоантропологического подхода.
Вместе с тем нормативные документы ориентируют педагогов на овладение и применение в процессе обучения СТО.
В первой главе нами были рассмотрены сходства и различия понятий «технология» и «методика», современные педагогические технологии в изучении темы повседневности: игровые технологии, информационнокоммуникативные технологии в обучении истории, метод Case-study в обучении истории, технология проектного обучения в истории, технологии критического мышления, технологию модульного обучения в истории.
С целью выявления мнения самих педагогов относительно эффективности использования современных технологий в изучении истории, а также определения наиболее эффективных технологий обучения, нами было предпринято исследование, которое осуществлялось методом опроса.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы: в педагогическом сознании прочно утвердился феномен педагогических технологий. Педагоги стремятся применять технологии с учетом современных условий обучения. Учителя отмечают, что наиболее эффективными являются проектные и информационные педагогические технологии. Объясняется это недостаточными знаниями и умениями педагогов продуктивно использовать современные технологий обучения. Это обуславливается тем, что ввиду дефицита времени и ограниченности ресурсов в рамках образовательного процесса у современного педагога использование современных педагогических технологий не всегда возможно, а проектная и ИКТ-технологии являются менее затратными по реализации в учебном процессе, а также знакомы как педагогам, так и обучающимся. Но есть доля учителей, для которых освоение современных информационных технологий является затруднительным. Особенно остро необходимость в изменении ситуации случилось с массовым переходом обучающихся на дистанционное обучение в условиях пандемии.
Во второй главе мы проанализировали учебники за 10 класс и методические рекомендации к ним, заметили, что изучение повседневности, как отражение исторической реальности, имеет место быть в образовательном процессе. Нами были проанализированы современные учебники по истории России за 10 класс, которые написаны с учетом требований ИКС и ФГОС: «Дрофа», «Просвещение», «Русское слово». Учебник издательства «Просвещение» наиболее точно соответствует требованиям ИКС по вопросам повседневности. Следует отметить, что вспомогательный, методический материал, помещенный в конце разделов, составлен в духе «антропологически ориентированной истории». Нам показалась весьма интересной темы для проектной деятельности в конце главы, которые к главе которые относятся к нашей теме исследования.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ С 1945 ПО 2000 гг. (по материалам Дона, Кубани и Ставрополья)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСКОГО ОБКОМА ВЛКСМ Г. КАЗАНЬ В 1930-Е ГГ.
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2017 - История села Бражное Канского района Красноярского края и её интерпретация на уроках истории и обществознания в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023





