Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Содержание логопедической работы по преодолению дисграфий у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №157186

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы133
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме преодоления дисграфии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического
развития 8
1.1. Психолингвистические основы и механизмы формирования
письменной речи 8
1.2. Определение дисграфии, классификации дисграфии 14
1.3. Особенности проявления дисграфий у обучающихся младших классов
с задержкой психического развития 19
1.4. Предпроектное исследование существующих подходов к выявлению
и коррекции дисграфий 25
Глава 2. Описание проекта «Рабочая тетрадь «Пишем правильно» по коррекции дисграфий на основе нарушений фонемного распознавания и нарушений языкового анализа и синтеза у обучающихся младших классов с
задержкой психического развития» 33
2.1. План реализации проекта 33
2.2. Подготовительный и диагностический этапы 36
2.3. Описание продукта проекта (разработческий этап и этап
апробации) 45
2.4. Оценка результата продукта проекта 54
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложение 65

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению детей задержкой психического развития. Как отмечают многие исследователи в области данной проблемы (В.А. Ковшиков, Е.В. Мальцева, С.Г. Шевченко и др.) наибольшие трудности у обучающихся с задержкой психического вызывает процесс освоения письменной речи.
Обучающиеся младших классов с задержкой психического развития, как показано во многих исследованиях, в большинстве случаев, имеют трудности в овладении письменной речью и чтением. Очевидно, что письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, противопоставленный устной речи, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речи, что в целом негативно влияет на формирование личности обучающегося.
Причины возникновения дисграфических ошибок у детей с задержкой психического развития вызваны несформированностью высших психических функций, недоразвитием эмоционально-волевой сферы, недостаточной сформированностью фонематического слуха, повышенной истощаемостью внимания, контроля и саморегуляции, нарушения в работе зрительно­пространственного гнозиса, несформированность работы слуходвигательного анализатора.
Проявление дисграфических ошибок у детей с задержкой психического развития в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема, так как дисграфия чрезвычайно распространена у младших школьников данной нозологии, о чем свидетельствуют работы Р.Д. Тригер (1972), Е.А. Логиновой (1990), Р.И. Лалаевой (1992) и др. Исследования дисграфии, как нарушение овладением письменной речью у обучающихся младших классов- сложным видом 3
психической деятельностью- отвечают практическим задачам в настоящее время.
Многие исследователи, занимающиеся коррекционно-развивающей работой с детьми, имеющими задержку психического развития (Н.А. Масюкова, В.И. Насонова, Г.Н. Рахманова, Р.Д. Тигер) отмечают, что большой процент данной категории детей имеют тенденцию к возникновению дисграфий.
У детей с задержкой психического развития чаще всего наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности, нарушения в формировании многих компонентов речевой системы, большинство детей испытывают серьезные трудности в овладении такими важными навыками, как чтение и письмо, что в дальнейшем приводит к возникновению специфических ошибок при формировании и применении этих процессов. Это является одной из основных причин неуспеваемости в школе. В связи с этим очень важно знать особенности формирования письменной речи у детей с задержкой психического развития и в случае ее нарушения, начать своевременно коррекционно­обучающий процесс по преодолению дисграфий.
Таким образом, несмотря на многие исследования по проблеме преодоления дисграфических ошибок у обучающихся младших классов с задержкой психического развития, можно отметить необходимость в дифференцированных практических разработках, целью которых будет являться коррекция дисграфий у данной категории младших школьников. Практические пособия, способствующие коррекции дисграфий у младших школьников с задержкой психического развития, должны включать в себя задания и упражнения, которые разработаны с учетом имеющихся трудностей и особенностей в овладении письменной речью детей с задержкой психического развития.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На этапах предпроектного исследования и внедрения проекта нами был решен ряд теоретических и практико-ориентированных задач, которые реализовывались на этапе предпроектного исследования, при разработке продукта проекта и при его реализации.
Нами было выделено три приоритетных группы задач: методические, диагностические и коррекционные. В рамках решения первой, методической группы задач, мы провели исследование научной литературы по проблеме. В процессе теоретического анализа научной литературы были раскрыты ключевые понятия, дана характеристика онтогенетического формирования письма и дизонтогенетических проявлений в письменной речи у детей с задержкой психического развития.
На основе изучения проблемы на базе реализации проекта у обучающихся младших классов с задержкой психического развития выявлены нарушения письменной речи.
С целью выявления дисграфических ошибок у младших школьников с задержкой психического развития, нами были проанализированы рабочие тетради детей, а также проведены диктанты, контрольные списывания.
На основе анализа письменных работ обучающихся младших классов с задержкой психического развития, в ходе предпроектного исследования был сделан вывод о том, что для последующей реализации коррекционных задач необходимо разработать комплекс разноуровневых заданий по коррекции выявленных форм дисграфий у данного контингента детей.
Опираясь на различные методические пособия, мы подобрали и адаптировали комплексы заданий по шести направлениям и объединили их в рабочую тетрадь для учителя-логопеда.
В ходе внедрения продукта проекта нами был проведён цикл занятий, способствующих реализации коррекционных задач. Апробация продукта показала, что задания и наглядный материал соответствуют поставленным 58
задачам и нуждаются лишь в небольшой доработке отдельных составляющих. Собственные наблюдения показали, что по завершению апробационного периода, заявленные нами коррекционно-развивающие задачи были реализованы частично, так как для коррекции дисграфий у детей с задержкой психического развития необходим более длительный период времени. Тем не менее, у обучающихся целевой группы была выявлена положительная динамика письменной речи по формируемым нами компонентам.
Таким образом, при дальнейшем использовании рабочей тетради с разработанными комплексами упражнений по коррекции дисграфий, можно ожидать качественное и количественное развитие письменной речи у обучающихся младших классов с задержкой психического развития.


1. Агавелян О.К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О.К. Агавелян, Р.О. Аракелян; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. Новосибирск: НИП-КиПРО, 2004. - 412 с.
2. Адилова М.Ш Особенности психомоторики младших школьников с
задержкой психического развития: автореферат дис. ... кандидата
психологических наук: 19.00.10 / НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва, 1988. - 16 с.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / [Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединская и др.]; под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127 с.
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Л.С. Цветкова и др; под ред. Л.С. Цветковой. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 293 с.
5. Ануфриев А.Ф., Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]: психологические таблицы: психодиагностические методики: коррекционные упражнения / А.Ф. Афонина, С.Н. Костромина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Ось-89, 2003 (Подольск: Фил. ЧПК). - 271 с.
6. Белопольская Н.Г. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.04. - Москва, 1976. - 155 с.
7. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М.О. Винник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 154 с.
8. Винникова Е.А., Слепович Е.С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1999. № 1. С 18-24.
9. Волкова, Л.С., Селиверстов, В.И. (ред.) Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 томах. Том 1 / Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. 11. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. Том 2 / Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 1997. - 560 с
10. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения. - В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971. - 216 с.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973. - 189 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
13. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М. 2005. — 351
14. Дмитриев, С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений. - М -.: Книголюб, 2005. - 128с
15. Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой
психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.
... всего 67 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ