Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБРАЗ РУССКОГО СОЛДАТА В ВОЕННОЙ ПРОЗЕ Г. БАКЛАНОВА

Работа №15718

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы52
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
I. Осмысление трагического в современной фронтовой прозе Г. Бакланова 7- 25
1.1. Позиция русского писателя-фронтовика в понимании войны и человека на войне 9-15
1.2. Принципы создания народного характера в фронтовых повестях Г. Бакланова 16-24
Выводы по 1 главе 24-25
II. Художественная концепция труженика войны в военной прозе Г. Бакланова и повести «Навеки - девятнадцатилетние» 25-51
2.1. Проблема выбора как важнейшая из нравственных проблем человека на войне 31-39
2.2. Проблемы психологического драматизма в военной повести Г. Бакланова 40-43
2.3. Проблема ответственности, чести и совести в повестях писателя Г.Бакланова 44-50
Выводы по 2 главе 50-51
Заключение 51-55
Список литературы 56 -61


XX век был полон войной, и это наложило свой отпечаток и на всю дальнейшую судьбу литературы. Появились произведения, в которых по-новому осмыслялись события тех лет (В. Астафьев «Прокляты и убиты»,«Веселый солдат», Г.Я. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние», Г. Владимов «Генерал и его армия» и другие).
В современном литературоведении также не угасает интерес к военной прозе: исследователи интерпретируют произведения «лейтенантской прозы», обращаются к рассказам, повестям, романам, появившимся после перестройки.
Россия ищет свой путь развития, происходит переоценка всех ценностей и, в первую очередь, нравственных и исторических, важно сохранить то духовное наследство, которое для нас оставила русская литература и культура.
Не секрет, что некоторые исследователи, занимающиеся проблемами СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в угоду конъюнктуре пытались переписать историю и пересмотреть позиции страны, спасшей мир от коричневой чумы.
Но время показало, что советским людям было что защищать в этой войне, для них она была в полном смысле Отечественной, ибо они защищали свою землю, свои семьи, не щадя жизни.
И поэтому особенным становится для молодого поколения тот накопленный литературный материал, в котором показан и запечатлен подвиг, совершенный нашими отцами и дедами во имя спасения страны и ее будущего.
На протяжении довольно значительного периода в истории страны, литература большое внимание уделяла теме Великой Отечественной войны. Осмысление литературой войны 1941-1945 годов, углубление интереса к проблеме народного характера сопровождается усложнением нравственных проблем. Изучая литературу, в первую очередь, испытываешь духовное воздействие философии писателя, его представление о человеке, окружающем мире, добре и зле, в настоящем и будущем всего человечества, иначе говоря, речь идет о мировоззрении художника. Автор создает свой мир, в котором живут литературные герои, создаются и разрешаются конфликты, через которые писатель выражает свое мнение, позиции, взгляды. Читатели входят в этот мир и становятся участниками происходящего, сопереживают, оценивают события, характеры и поступки действующих лиц.
Для наших современников Великая Отечественная война находится за пределами их личного опыта. Но литература вновь и вновь возвращается к событиям минувшей войны не только в силу традиции, и не только потому, что сейчас не самое подходящее время для ухода от ее тематики, этот возврат мотивирован чувством ответственности за настоящее и будущее России. Современность не просто создает новые проблемы, но и прибавляет к тем, что приходят к нам из прошлого, и иные черты и свойства. Нравственные задачи, которые решают герои военной прозы, существуют так или иначе, в той или иной форме, видоизменяясь и трансформируясь в новом общественном контексте ином повороте времени и событии современной жизни.
Поставив целью выпускной квалификационной работы, рассмотрение принципов и особенностей воплощения судьбы «труженика войны» на ранних этапах ее исторического движения в жанре военной прозы (конкретно), нами были сформулированы следующие задачи:
1. Определить концепцию человеческой личности и выяснить как она влияет на структуру военной прозы;
2. Как в военной повести судьба человека на войне воплощается в характере героя;
3. Каковы пути и способы художественной реализации авторских представлений о человеке в трагических ситуациях военного времени;
4. Подчеркнуть тему исторической памяти как философию поколения, вынесшего испытания войной.
Таким образом, предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является судьба человека на войне (повесть «Навеки - девятнадцатилетние»)
Объектом исследования является военная повесть Г.Бакланова «Навеки - девятнадцатилетние».
Методологической и теоретической основой дипломной работы являются литературоведческие труды А. Адамовича, А. Бочарова. И. Волкова, И. Дедкова, Л. Лазарева, Е. Носова и других исследователей.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью данной темы. В современном литературоведении на сегодняшний момент нет фундаментальных исследований современной военной прозы, где проводилось бы детальное и всестороннее рассмотрение корпуса произведений конкретного автора. Конечно, нужно признать: далеко не всё, что написано сегодня о войне, пройдет испытание временем, однако уже сейчас есть ряд авторов, талант которых не ставится под сомнение и творчество, бесспорно, заслуживает внимания.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть формирование авторского понимания человека на войне и выявить общие идейно-эстетические закономерности воплощения концепции человека в трагических ситуациях военного времени.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предлагаемые теоретические выводы могут быть использованы в практике преподавания литературы в школе и вузе.
Методы и приемы, необходимые для верного проведения исследования:
1. Метод сравнительно-исторический;
2. Метод типологизации.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов заняла столь объемное и основательное место в литературе, которую мы называли в недавнем прошлом советской. Среди множества очень важных факторов, очевидно, не последнюю роль играет и то, что война очень непосредственно и остро затрагивает такие сложные категории социальной и нравственной жизни человека, как, с одной стороны, мужество, героизм, патриотизм, святость Родины-матери, родной земли, родного аула, домашнего очага, а с другой - трусость, предательство, отсутствие чувства любви и привязанности к отчему краю, к земле, которая взрастила и воспитала тебя. Говоря еще жестче, война, какая бы она ни была, затрагивает проблему жизни и смерти: именно в одной из этих двух противоположностей человек исчерпывает себя.
Осмысляя действительность минувших военных лет, литература напряженно ищет ответы на самые сложные вопросы бытия и злободневные проблемы времени. У писателя, рассказывающего ныне о прошлом, например о войне, происходит незримое наложение сегодняшних тревог, сегодняшнего желания понять жизнь, сказать людям нужное слово с тем, что он знает о прошлом . И, наоборот, понимание закономерностей прошлого помогает увидеть закономерности нынешнего бытия.
Эта мысль наиболее ярко прослеживается в повести «Навеки - девятнадцатилетние». Пристальное внимание автора к Третьякову не мешает ему точно и зримо, на глазах у читателя, выстраивать другие характеры, ярко высвечивая их своим внутренним художническим зрением.
Обогащение литературы нравственно-философской проблематикой особенно значительно проявилось в освоении писателями именно темы Великой Отечественной войны, объективно-историческое содержание которой закономерно приводит к этико-философским раздумьям. Поэтому проблема «человек и война» становится в настоящее время приоритетной, решающей ряд важнейших вопросов бытия: роль духовных качеств человека, участвующего в освободительной борьбе, и влияние драматических коллизий войны на нравственный мир людей. Рассказать о войне - это не только воспеть героев, обличить изменников, но подчас в образах и конфликтах найти ключ к ясному пониманию вопросов, которые бывают скрыты, запутаны в повседневной многоликости мирного времени.
В описании человека на войне избегается одностороннее изображение: ведь человек постоянно меняется, проявляет то одни, то другие качества. Все герои повестей, очень разные по характеру, возрасту, темпераменту, объединены одним: чувством чести, сознанием того, что они выполняют свой воинский долг, умением брать на себя ответственность в труднейших жизненных ситуациях. Самый главный подвиг этих людей - это победа над собой, над своей усталостью и болью, которая и есть самый главный залог духовной крепости человека.
В переосмыслении сегодняшних мирных и военных проблем усматривается естественное желание сопоставить разные точки зрения, которые характеризуются все более углубляющимся анализом исторического, социального, нравственного опыта боевых действий и трудовых подвигов, все новыми попытками найти в событиях тех лет ответы на непростые вопросы сегодняшней духовной жизни. В «лейтенантской прозе» война осмысливается не только как героическое прошлое: она постоянно проецируется на настоящее, на боевые события в разных точках земного шара и неизменно связывается с угрозой, исходящей от терроризма, который фактически объявил всему цивилизованному миру новую войну. Глубокое убеждение в том, что с войной надо бороться, пока она снова не разгорелась пожаром, заметно сдвинуло все смысловые и художественные акценты.
Если в годы войны основной задачей литературы была мобилизация народных сил на борьбу с врагом, а в послевоенные годы - воспевание подвига солдата, то в настоящее время перед литературой встали новые задачи: осмыслить в полной мере уроки тяжких испытаний, показать правду войны, дать непредвзятый анализ причин и следствий произошедших событий.
В военной прозе (в повестях «Пядь земли», Навеки - девятнадцатилетние», Южнее главного удара», «Июль 41» и др.) Г.Бакланов стремится показать, что герой, на которого всей страшной тяжестью обрушилась война, - это еще мальчик, лишь ступивший на порог юности, мало что видевший в жизни, незащищенный. А повесть «Навеки - девятнадцатилетние» является реквием по скошенному войной поколению, не щадившему себя, сражаясь с захватчиками. Безусловно, главной фигурой войны всегда был и остается солдат. Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи - молодые солдаты. Они первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону. Русский солдат в повести «Навеки - девятнадцатилетние» становится обобщенным образом целого поколения.
Писатель внимание сосредотачивает на духовных, нравственных истоках сопротивления, но выступают проблемы, выходящие за пределы войны . От книги к книге звучит мотив , что солдаты воевали не только с фашизмом, а еще и за то, чтобы уничтожить всякую подлость, чтобы после войны жизнь на земле была человечной, правдивой и чистой.
Принцип сопряжения времен (прошлого, и настоящего) выявляет такую особенность мироощущения молодого героя - Володи Третьякова как наличие мысли о неистребимости русского солдата, а яркая и необычная военная проза писателя поражала своей психологической достоверностью и документальностью обстоятельств.
Повести Г. Бакланова представляют собой авторское описание событий, иногда они написаны от первого лица («Пядь земли»), читатель видит все, что наполняло повседневную жизнь русского солдата. Возникает эффект присутствия, более глубоким становится сопереживание. Повести Г.Бакланова - это исповедальная проза: «на виду» не только каждый поступок и каждое слово героев, но и его мысли и чувства, затаенные движения души. Разные герои, разные имена. А судьба одна - нелегкая и непростая, но прямая и честная.
Вся военная проза Г.Бакланова, с его первой повести «Южнее главного удара», отличается скрупулезным вниманием к мельчайшим подробностям солдатского быта, окопного житья, сложнейшим перепитиям боя и человеческой психологии в бою.
Обостренное самосознание личности, сближение автора и героя, напряженное ретроспективное воссоздание внутренних переживаний, проникновение в психологию человека, начинающего фронтовой путь и завершившего, внутренняя диалогизация его сознания, символизация образа «Я» - весь тематический комплекс самореализации личности и в любви, и на войне. Лирико-драматический тип повествований военных повестей Г. Бакланова убеждает читателя в том, что не убиты силы жизни нации.
Война не смогла заглушить человеческий голос. Сквозь взрывы снарядов и свист пуль постоянно слышался голос автора. Его повествование складывалось из выражений этой всеобщей потребности верить, надеяться, любить. В результате оказалось, что русский солдат на войне способен жить всей полнотой чувств. Он на краю жизни, каждую минуту может оказаться перед лицом смерти, но в ожесточенной борьбе, в преодолении страха продолжает верить в светлое и высокое, он любит и надеется, потому что он - человек. Таким образом, очевидная субъективность стала доминирующим стилевым началом в произведениях о войне.



1. Адамович, А. Дважды пережитое [Текст] //Литературное обозрение- 1975-№4,-С.17-28
2. Агишева, Г. Все книги о войне уже написаны / Г. Агишева // Челяб. рабочий. - 2003. - 6 мая. - С. 4. - (Деловой вторник).
3. Бакаланов, Г. Полн. Собр. соч. [Текст], в 5-ти томах. - М. - 2008, ISBN 2-43223-214-3
4. Бакланов, Г. Собрание сочинений в 5 томах [Текст]. - М. Пропаганда, 2003. - ISBN 5-94871-008-4.
5. Бакланов Г.Я. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. Южнее главного удара; Пядь земли ; Мертвые сраму не имут: повести; Июль 41 года: роман / Г .Я. Бакланов . - М.: Художественная литература, 1983. - 494 с.
6. Бакланов Г.Я. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. Навеки - девятнадцатилетние: повесть; Был месяц май; Разжалованный Бабичев; Вот и кончилась война: рассказы [Текст]. / Г.Я. Бакланов. - М.: Художественная литература, 1984. - 284 с.
7. Бакланов Г.Я. Был месяц май: киносценарии / Г.Я. Бакланов. - М.: Искусство, 1990. - 186 с.: ил. - Содерж.: Был месяц май; Салют, Мария!; Познавая белый свет. ISBN 2-10197-116 -5
8. Бакланов Г.Я. Был месяц май: киносценарий [о том, что предшествовало фильму] / Г.Я. Бакланов. - М.: Искусство, 1971. - 127 с.: ил. - (Б-ка кинодраматургии)
9. Бакланов Г.Я. Военные повести [Текст] / Г.Я. Бакланов. - М.: Советский писатель, 1983. - 415 с. - Содерж.: Июль 41 года : роман; Мертвые сраму не имут; Навеки - девятнадцатилетние; Пядь земли: повести; рассказы.
10. Бакланов Г.Я. Военные повести [Текст] / Г.Я. Бакланов. - М.: Советский писатель, 1981. - 415 с. - Содерж.: Июль 41 года : роман; Мертвые сраму не имут; Навеки - девятнадцатилетние; Пядь земли: повести; рассказы.
1 1 .Бакланов Г.Я. Военные повести / Г.Я. Бакланов. - М.: Советский писатель, 1967. - 583 с. - Содерж.: Июль 41 года : роман; Мертвые сраму не имут; Навеки - девятнадцатилетние; Пядь земли: повести; рассказы.
12. Бакланов Г.Я. Вот и кончилась война: повести и рассказы [Текст]. / Г.Я. Бакланов. - М.: Современник, 1987. - 315 с. - Содерж.: Карпухин; Мертвые сраму не имут; Был месяц май; Бабичев; Бурки; Надя; Вещие сны и др.
13. Бакланов Г.Я. И тогда приходят мародеры [Текст]. / Г.Я. Бакланов. - М.: Книжная палата, 1996. - 478 с. - Содерж.: И тогда приходят мародеры: роман; Меньший среди братьев; Мертвые сраму не имут; Свой человек; В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном:повести.
14. Бакланов Г.Я. Избранное [Текст]./ Г.Я. Бакланов; [предисл. А.Бочарова; ил. В. Медведева]. - М.: Московский рабочий, 1974. - 463 с.
15. Бакланов Г.Я. Мой генерал: повести и рассказы [Текст]. / Г.Я. Бакланов; ред. А.С. Захаренко. - М.: Вагриус, 2000. - 412 с. - Содерж.: Меньший среди братьев.
16. Бакланов Г. Мертвые сраму не имут: повесть / Г.Я. Бакланов // Знамя. - 1961. - 36. - С. 18-59.
17. Бакланов Г.Я. Навеки - девятнадцатилетние: повести [Текст]. / Г.Я. Бакланов; [послесл. Ю. Болдырева, с. 490. - 508] . - М.: Известия, 1988. - 507 с.
18. Бакланов Г.Я. Навеки - девятнадцатилетние: повесть [Текст]. / Г.Я. Бакланов. - М.: Советский писатель, 1984. - 190 с.
19. Бакланов Г. Навеки - девятнадцатилетние: повесть [Текст]./ Г.Бакланов // Октябрь. - 1979. - 5. - С. 3-196.
20. Беленький, Г. И. Теория литературы в средней школе. - М., 1976.-357с.
21. Близкое эхо далекой войны [Текст] //Литературное обозрение-1975- №2.-С.15-23.
22. Бондарев, Ю.В. Собрание сочинений. В 6 т. [Текст]./ Ю.В. Бондарев. - М.: Художественная литература, 1984. - C.54.(527 с.)
23. Бочаров, А.Г. Спор продолжается и сегодня... [Текст] //Дружба народов-1966-№5. -С.8-15.
24. Бочаров, А. Г. Человек и война [Текст]. М., «Советский писатель», 1978. - 215 с.
25. Будагов, Р. А. Писатели о языке и язык писателей [Текст]. - М., 2000.¬430 с.
26. Быков В. Великая академия - жизнь [Текст] //Вопросы литературы- 1975-№1.-С.10-16.
27. Быков В. О правде войны и правде мира [Заметки о прозе Г. Бакланова] //Дружба народов. 1996. № 11.
28. Великая отечественная война в современной литературе [Текст]. - М.: «Наука». 1982 - 332с.
29. Виноградов, В. В. Избранные труды. Поэтика русской литературы [Текст]. - М., 1976.-237с.
30. Волков, И. Ф. Теория литературы [Текст]. - М,1995.-230с.
31. Гей, Н. К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль [Текст]. - М.,1975.
32. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. 1988.
33. Добренко, Е.А. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы [Текст]. - М.: 2008. - 323 с. ISBN: 978-5-7331-0083-8
34. Дедков, И. Живое лицо времени: Очерки прозы 70-80-х [Текст]. - М, 2006.
35. Долгих. А. И. К вопросу об индивидуализации и типизации речи персонажа. //РЯШ 1950.-№2. -С. 18-25
36. Дремов, А. Специфика художественной литературы. Поэтика. Стиль [Текст]. -М.,1975.
37.3олотоусский, И. Баллада о младенце [Текст] //Дружба народов.-1974.- №11. - С.14-19.
38. Иванченко, Н. И. «Невероятная явь войны» [Текст] //Литературное обозрение - 1995 - №3 - С. 23-25.
39. Иванченко, Н.И. «Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..» [Текст] //Литература в школе. - М., 2000. - С. 101 - 105.
40. Калинин, А. В. Лексика русского языка [Текст]. - М., 1978,
41. Камянов, «Преодоление» [Текст] //Новый мир - 1987 - №5 - С. 9 - 21.
42. Кардин, В. Четыре плюс двадцать [Текст]. //Сибирские огни - 1965. - № 9 - С. 24-35.
43. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст]. - М., 1993. - 89 с.
44. Краснов, Г. Испытание железом и огнем [Текст] //Урал - 1966 -№ 6 - С.5 - 15.
45. Крылова, О. А. Основы функциональной стилистки русского языка [Текст]. - М., 1979.
46. Кузин, Н. Г. В мире самого трудного [Текст]. - М., 2005.
47. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 - 1990г: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. В 2 т. - Т.1: 1953 - 1968.- М. - 2003. - 564с. ISBN 5-4432-109-0
48. Мамий, Р. Избранное [Текст] //Критические заметки. - М. 2000.
49. Недзведский, В.А. Война и мир в Пекашине [Текст]. //Литература в школе. № 3 - 2000. - С.26-32
50. Никонов, В. А. Речевая характеристика персонажей //Русская речь - 1967. - №3. - С. 15 - 26.
51. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. - М., 1978. - 560 - с. 37.
52. Огрызко, В. Бакланов (наст. фамилия Фридман) Григорий Яковлевич: [из мат. к словарю рус. Писателей 20-начала 21 в.] / В. Огрызко // Лит. Россия.- 2004. - № 28. - С. 14.
53.Оскоцкий, В. Исповедь на исходе века: о творчестве Г. Бакланова / В. Оскоцкий // Вопросы литературы. - 2000. - № 3-4. - С. 326-334.
54.Очкасова, Г. П. Причастный к юным судьбам. [Текст] //ЛВШ. - 1995. - №3.
55. Петелин, Г. Раздумья над методом и стилем [Текст] //Дон. - 1966.-№8.
56. Поспелов, Г. Н. Проблемы исторического развития литературы [Текст].- М.: Просвещение - 1972.
57. Поспелов, Г.Н. Теория литературы [Текст]. - М.: Просвещение. -1978.
58. Роды и жанры литературы [Текст]. - М.: Просвещение. - 1964.
59. Русская литература ХХ века Учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. /Л. П. Кременцов. В 2-х т. - Т.2 - М. 2003. - 549с. ISBN 5¬54232-901-5
60. Современная русская Советская литература в 2 ч. Ч.2[ Текст] /Белая Г.Бочаров, А. Г., Осхотский Б, Д. и др. - М.: Просвещение. - 1987
61. Современная русская советская повесть 1941 - 1970 [Текст]. М.: Изд-во «Наука». - 1975. - 263с.
62. Стародубец, А. Григорий Бакланов: «Талант сильнее страха»: [к 80- летию писателя] / А. Стародубец // Труд. - 2003. - 12 сент. - С. 6.
63 . Турков, А. Не покидая передовой: к 80-летию Г. Бакланова / А. Турков //Знамя. - 2003. - № 9. - С. 3-7.
64. Тимофеев Л., Венгров Н. Краткий словарь литературных терминов [Текст]. - М.: Изд-во «Наука» 3-е доп., - 1984.
65. Твардовский, А.Т. Собр. соч. [Текст] в 2-х томах. - М. 1987.
66. Творогов, О. В. Об исследовании стиля литературного произведения [Текст] //В книге.: Анализ литературных произведений. - Л. - 1976.
67. Федин, К. Собр. соч. в 10-ти тт. - Т. 9. - С. 33I
68. Хализев, В.Е. Теория литературы: Учебник [Текст] /В.Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2002. - 437с. ISBN 6-43672-811-8
69. Храмченко, М. Б. Горизонты художественного образа [Текст]. - М.: Изд-во «Наука». - 1982.
70. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя [Текст]. - М.: просвещение. - 1964.
71. Цветков, А. Возможности и границы притчи [Текст]. //Вопросы литературы. - 1973. - №5.
72. Шмелев, Д. Н. О стилистической дифференциации литературного языка [Текст] //Вопросы языкознания - 1973. - №2
73. Эхо войны и память сердца. Лейтенантская проза писателей фронтового поколения. Цикл литературных бесед. [Текст]. - Челябинск, 2005. - 131 с. ISBN 5-89223-019-8


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ