Совершенствование технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности
|
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 5
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта 5
1.2. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию 9
1.3. Средства и методы технической подготовки 13
1.4. Средства и методы тактической подготовки 27
Глава 2. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 42
Глава 3. Результаты исследования 44
3.1. Анализ данных технико-тактической подготовки на начало эксперимента 44
3.2. Экспериментальная методика развития технико-тактической подготовленности обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 47
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 63
Вывод 68
Практические рекомендации 69
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Глава 1. Теоретико-методологические основы технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 5
1.1. Характеристика спортивного ориентирования как вида спорта 5
1.2. Программно-методическое обеспечение занятий по спортивному ориентированию 9
1.3. Средства и методы технической подготовки 13
1.4. Средства и методы тактической подготовки 27
Глава 2. Методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2. Организация исследования 42
Глава 3. Результаты исследования 44
3.1. Анализ данных технико-тактической подготовки на начало эксперимента 44
3.2. Экспериментальная методика развития технико-тактической подготовленности обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 47
3.3. Анализ эффективности экспериментальной методики технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет 63
Вывод 68
Практические рекомендации 69
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Актуальность исследования. Спортивное ориентирование - вид спорта, в котором спортсмены, используя спортивную карту и компас, проходят неизвестную им трассу через контрольные пункты, расположенные на местности. Спортивные соревнования по виду спорта «спортивное ориентирование» проводятся на местности (правила вида спорта).
Результаты считаются по времени прохождения трассы или по количеству набранных очков. Более лучшему результату соответствует наименьшее время или наибольшее количество очков. В соревнованиях по выбору и на маркированной трассе результат определяется с учетом штрафного времени или штрафных очков (правила вида спорта).
«Спортивное ориентирование на местности - один из популярных видов спорта. Оно успешно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от обучающихся быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. Но все же первостепенную роль в ориентировании занимает технико-тактическая подготовка. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических и тактических ошибок минуты» [Акимов В. Г., Кудряшов А. А., 1988].
«Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического и тактического мастерства» [Огородников Б.И., Кирчо А. Н., Крохин Л.А., 1989]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Объект исследования: процесс технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет.
Предмет исследования: совершенствование технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность комплексную методики технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Провести анализ существующей научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать и обосновать комплексную методику по повышению показателей технико-тактической подготовленности обучающихся ориентировщиков 13-15 лет.
3. Выявить влияние разработанной комплексной методики на показатели технико-тактической подготовленности обучающихся 13-15лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе технико-тактической подготовки на протяжении всего подготовительного периода будет эффективным для показателей технико-тактической подготовленности у обучающихся 13-15 лет занимающихся ориентированием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
Результаты считаются по времени прохождения трассы или по количеству набранных очков. Более лучшему результату соответствует наименьшее время или наибольшее количество очков. В соревнованиях по выбору и на маркированной трассе результат определяется с учетом штрафного времени или штрафных очков (правила вида спорта).
«Спортивное ориентирование на местности - один из популярных видов спорта. Оно успешно сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от обучающихся быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. Но все же первостепенную роль в ориентировании занимает технико-тактическая подготовка. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях. Даже ведущие спортсмены теряют из-за технических и тактических ошибок минуты» [Акимов В. Г., Кудряшов А. А., 1988].
«Тенденции в развитии ориентирования, подготовки дистанций и технике изготовления спортивных карт, а главное - в понимании сути соревнований по спортивному ориентированию, привели к тому, что сейчас современному спортсмену-ориентировщику необходимо усиленно работать над повышением своего технического и тактического мастерства» [Огородников Б.И., Кирчо А. Н., Крохин Л.А., 1989]. Именно это является одним из ключевых моментов для успешных выступлений на соревнованиях.
Объект исследования: процесс технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет.
Предмет исследования: совершенствование технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет во внеучебной деятельности.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность комплексную методики технико-тактической подготовки обучающихся 13-15 лет.
В соответствии с целью в работе ставились следующие задачи:
1. Провести анализ существующей научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать и обосновать комплексную методику по повышению показателей технико-тактической подготовленности обучающихся ориентировщиков 13-15 лет.
3. Выявить влияние разработанной комплексной методики на показатели технико-тактической подготовленности обучающихся 13-15лет.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение в учебно-тренировочном процессе технико-тактической подготовки на протяжении всего подготовительного периода будет эффективным для показателей технико-тактической подготовленности у обучающихся 13-15 лет занимающихся ориентированием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
В ходе проведения исследования и педагогического эксперимента мы сделали следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка имеет важную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном этапе обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
2. В процессе исследования была разработана комплексная методика технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет, основанная на применении комплекса упражнений на совершенствование технико-тактической подготовленности.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное влияние разработанной комплексной методики на показатели технико-тактической подготовленности обучающихся экспериментальной группы 13¬15 лет по следующим тестам и контрольным испытаниям: тест №1 «Знание условных знаков спортивных карт», тест №2. «Контроль направления», в тест № 3 «Измерение расстояния». В результате проведения педагогического эксперимента выявлены следующие результаты:
- при сравнительном анализе данных тестирования отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
- по окончанию эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технико-тактической подготовке в экспериментальной группе на 22,2 %, в контрольной на 10 %.
1. Анализ литературных источников показал, что техническая подготовка имеет важную роль при занятиях спортивным ориентированием на начальном этапе обучения, однако она имеет обобщенный характер и недостаточно разработана.
2. В процессе исследования была разработана комплексная методика технико-тактической подготовки обучающихся ориентировщиков 13-15 лет, основанная на применении комплекса упражнений на совершенствование технико-тактической подготовленности.
3. В ходе педагогического эксперимента доказано положительное влияние разработанной комплексной методики на показатели технико-тактической подготовленности обучающихся экспериментальной группы 13¬15 лет по следующим тестам и контрольным испытаниям: тест №1 «Знание условных знаков спортивных карт», тест №2. «Контроль направления», в тест № 3 «Измерение расстояния». В результате проведения педагогического эксперимента выявлены следующие результаты:
- при сравнительном анализе данных тестирования отмечен статистически достоверный прирост результатов в конце эксперимента;
- по окончанию эксперимента, в обеих группах (экспериментальной и контрольной) улучшились результаты по технико-тактической подготовке в экспериментальной группе на 22,2 %, в контрольной на 10 %.
Подобные работы
- Стрелковая подготовка обучающихся 13-14 лет во внеучебной деятельности средствами биатлона
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Обучение техническим приёмам в волейболе школьников 12-13 лет во внеучебной деятельности средствами подвижных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2023 - Особенности предсоревновательной подготовки обучающихся 14-15 лет на основе использования дозированных физических нагрузок в баскетболе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Развитие быстроты у обучающихся 12-14 лет на внеучебных занятиях по баскетболу при помощи светового когнитивного тренажера
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2024 - Совершенствование техники бега на короткие дистанции обучающихся 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Развитие скоростно-силовых способностей обучающихся 13-14 лет во внеучебной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2023 - Особенности применения элементов техники вольной борьбы во внеучебной деятельности с учащимися 10-12 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЛАВАНИЯ СПОСОБОМ КРОЛЬ НА ГРУДИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2024





