Введение 5
Глава 1. Изучение теоретической базы по основным аспектам в рамках исследования методики преподавания русского языка
1. Концепция культуры речи 10
2. Коммуникативный элемент системы русского языка 13
2.1. Специфические характеристики коммуникативного аспекта в методике преподавания русского языка 23
3. Этический аспект культуры речи русского языка 25
Глава 2. Практический анализ реализации коммуникативного и этического аспекта в преподавании русского языка в 6 классе, на основе сопоставляемых учебно-методических комплексов
1. Реализация анализируемых аспектов русского языка в УМК
С.И. Львовой в 6 классе 29
1.1. Система и примеры упражнений в УМК С.И. Львовой 37
2. Методические и содержательные особенности УМК М.М. Разумовской 44
Глава 3. Методические рекомендации
Разработка элективного курса по русскому языку для учащихся 6 класса по направлению «Русский язык и культура речи» с опорой на УМК С.И. Львовой и В.В. Львова 53
Заключение 59
Библиография 62
Приложение 1. Упражнения из УМК С.И. Львовой, направленные на
реализацию коммуникативного аспекта русского языка 67
Приложение 2. Упражнения из УМК С.И. Львовой, направленные на
реализацию этического аспекта русского языка 75
Приложение 3. Конспект элективного занятия «Красота и богатство родного языка» 80
Выбор определенного подхода в обучении русскому языку - важный вопрос при формировании образовательной программы. При этом, постановка целей и задач обучения должна быть конкретизирована и методически обусловлена, поскольку необходимо учитывать не только образовательные аспекты, но и методологические, психологические, личностные.
Так, анализируемый в данном исследовании учебно-методический комплекс С.И. Львовой и В.В. Львова направлен на интенсивное развитие интеллектуальных, речемыслительных, этических и коммуникативных навыков и качеств личности. Это в свою очередь предполагает овладение видами речевой деятельности за счет формирования навыков самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку при коммуникативном и этическом аспекте в методологии.
Таким образом, данный методический комплекс уникален в том, что особое внимание уделяется интегративному подходу в обучении, что не противоречит нормам образовательных стандартов. Тем самым, программа предполагает реализацию метапредметных задач при обучении русскому языку, поскольку межпредметные связи обеспечивают развитие логических навыков учащихся, что также немало важно в формировании личности школьника среднего звена.
Содержание обучения русскому языку ориентировано, прежде всего, именно на развитие личности учащихся. Поэтому необходимо выполнить все поставленные задачи курса для успешного освоения программы, развития коммуникативных навыков, способности выражать свое мнение посредством устной и письменной речи, а также соблюдать этические нормы общения.
Грамотное и свободное употребление средств языка в процессе речевого общения предполагает знание системы языка, ее особенностей и соблюдение правил речевого поведения, что связано с элементами развития навыков использования русского речевого этикета.
Последовательный подход в обучении русскому языку способствует успешному усвоению программы в целом, но и отдельных ее компонентов.
Так, коммуникативный аспект предполагает выделение особого внимания проблеме формирования навыков выразительной речи, которые проявляются в интересе к языку и способности адекватно применять его средства в речевой практике.
Таким образом, коммуникативная компетенция, которая формируется в рамках исследуемого учебно-методического комплекса С.И. Львовой и В.В. Львова, выделяется в таких его разделах, как: «Культура речи»; «Функциональные разновидности русского языка»; «Текстоведение» - основные направления стилистики и культуры речи. Обращение к темам такой направленности объясняется частыми ошибками в употреблении языковых средств в процессе коммуникации.
Основываясь на формулировку темы данной диссертации, мы выделяем соответствующие цели и задачи, предполагающие использование специфических методов исследования.
Итак, основополагающей целью магистерской диссертации является анализ приемов, методов и системы заданий в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой и В.В. Львова для обучения коммуникативным и этическим аспектам на уроках русского языка в 6 классе.
Постановка названной цели предполагает выполнение следующих исследовательских задач:
1. Изучение теоретической базы по культуре речи, рассматриваемой коммуникативный и этический аспекты, а также языковые нормы в лингвистике;
2. Выявление специфики методов и приемов, используемых в анализируемом учебно-методическом комплексе, а также определение системы заданий в учебнике.
3. Провести сопоставительный анализ систем упражнений на развитие коммуникативных и этических аспектов культуры речи в УМК С.И. Львовой и М.М. Львовой и М.М. Разумовской в 6 классе.
4. Разработать программу элективного курса по русскому языку для учащихся 6 класса по направлению «Русский язык и культура речи» с опорой на УМК С.И. Львовой и В.В. Львова.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации обусловлена значимостью коммуникативного и этического компонентов в сфере общения и изучения языка.
Исходя из этого, новизна нашей работы заключается в использовании особых приемов, методов и системы заданий в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой и В.В. Львова на уроках русского языка в 6 классе для обучения коммуникативному и этическому аспектам речи.
Таким образом, на основе обозначенных целевых установок представляется возможным выделить объект исследования, который выступает в качестве процесса обучения коммуникативным и этическим аспектам на уроках русского языка в 6 классе.
Предметом исследования является приемы, методы и система заданий, которые направлены на обучение коммуникативному и этическому аспектам речи в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой и В.В. Львова по русскому языку для 6 класса.
Поскольку тема данной исследовательской работы по большей части затрагивает сферу культуры речи русского языка, то мы основывались на теоретическую базу таких авторов, как Л.А. Введенская, Б.Н. Головин, Л.К. Граудина, В.В. Колесов, Д.Э. Розенталь, Н.И. Формановская.
При работе над теоретической частью исследования мы опираемся, в основном, на такие методы, как поисковый, для формирования базы, методов анализа научной литературы по теме исследования; обобщения теоретического материала.
При работе над практической частью данного исследования мы использовали эмпирические методы:
• системный;
• описательный;
• аналитический;
• сопоставительный.
Названные методы реализуются в приемах наблюдения, что непосредственно относится к специфике нашей темы.
Кроме перечисленных методов и приемов нами был применен метод филологического анализа текста, поскольку мы рассматриваем каждое задание или упражнение как отдельный текст, выделяя в нем наличие или отсутствие признаков коммуникативного и этического аспектов.
Структура работы предполагает наличие введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Введение освещает основные моменты работы над исследованием, где приводятся приоритетные цели и задачи, используемые методы, определяется значимость работы, ее актуальность, объект и предмет исследования.
Первая глава данной диссертационной работы освещает теоретические вопросы и проблемы, связанные с обозначенной темой исследования. Теоретическую базу составили статьи и монографии авторов текущего десятилетия, поскольку актуальность работы заключается в рамках современной коммуникации и речевого процесса на сегодняшний день.
Вторая глава исследования направлена на изучение методов, приемов и системы заданий в учебно-методическом комплексе С.И. Львовой и В.В. Львова на уроках русского языка в 6 классе.
Третья глава представляет собой методические рекомендации, а именно, проект элективного курса по русскому языку и культуре речи для учащихся 6 класса общеобразовательной школы.
Особенностью данной разработки факультативной программы является нацеленность и ориентированность именно на учебно-методический комплекс С.И. Львовой и В.В. Львова на уроках русского языка в 6 классе, поскольку не все школьные программы ведут обучение по данному комплексу упражнений.
В заключении обобщаются все выше изложенные факты и выводы по всей работе, а также определяется круг возможных перспективных направлений по данной и смежным темам.
Библиографическое описание представляет собой сводную информацию о всех материалах, использованных при подготовке данного исследования.
В приложении приведён перечень упражнений из УМК С.И. Львовой и В.В. Львова, направленных на реализацию этического и коммуникативного аспектов русского языка.
Результаты работы прошли апробацию. Была предоставлена в печать статья «Этические и коммуникативные нормы в изучении русского языка в школе» по материалам конференции в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» в 2017г.
В настоящее время в преподавании русского языка утверждается коммуникативный подход как основная методика при обучении речевым навыкам, при этом, параллельно особое внимание уделяется и личностно-ориентированному направлению обучения как первостепенному признаку воспитательного и образовательного процесса.
Два выше названных аспекта в обучении тесно связаны между собой, поскольку реализуют похожие образовательные цели:
• Обеспечение развития личности ученика на основе его индивидуальных психологических качеств;
• Формирование речемыслительных навыков и умений, позволяющих ориентироваться в изменяющихся речевых ситуациях.
Таким образом, коммуникативный аспект в составе программы личностно-ориентированного обучения формирует умение приспосабливаться к различным условиям общения в социуме.
Актуальным на сегодня можно назвать сознательно-коммуникативный подход методики преподавания русского языка, отвечающий основным пунктам Государственного образовательного стандарта, в котором прописаны требования по соблюдению условий сопряжения учебной деятельности с когнитивными процессами, что определяет тактику преподавания и систему обучения в целом, учитывая приоритетные цели и задачи, исходя из которых зависит выбор конкретных методических принципов и средств обучения, а также подбор функциональных методических упражнений, позволяющих на практике закрепить новый материал.
На сегодняшний день коммуникативный подход в образовании признается наиболее эффективным и является актуальным аспектом при рассмотрении методики преподавания, поскольку в системе образовательной программы ставится задача не только обучить языку, но и научить правильно на нем общаться, вне зависимости от речевой ситуации, в чем и заключается свободное владение языком и его компонентами.
Современная педагогическая практика в преподавании русского языка выделяет в качестве приоритетного направления изучения языковой системы в рамках интенсивного развития, при котором в центре внимания стоит человек как субъект деятельности, выражающий определенные коммуникативные потребности. В связи с данным обстоятельством, методологические исследования ориентируются на стратегический аспект при обучении русскому языку в школе.
Таким образом, в последнее десятилетие отмечается возрастающий интерес к реализации коммуникативного подхода в образовательном процессе, поэтому он считается общепризнанным, комплексно развивающим все виды речевой деятельности.
В основу коммуникативного подхода заложены познавательные потребности и интересы учащихся, их психологические особенности и специфика восприятия языка и употребления его единиц.
На основе выше изложенных обстоятельств мы утверждаем, что данное исследование отвечает требованиям актуального научного поиска в сфере методологии в преподавании русского языка как родного на базе анализируемого учебно-методического комплекса С.И. Львовой и В.В. Львова.
Анализ названного комплекса позволил выделить многообразие приемов и подходов коммуникативного и этического аспекта, что проявляется в дифференциации учебного материала. При этом применяются следующие направления:
• игровое;
• аналитическое;
• наглядно-иллюстративное;
• классифицирующее;
• когнитивное;
• рефлексивное;
• сопоставительное.
Разнообразие используемых приемов предполагает наличие широкого ряда различных упражнений, направленных на осуществление разного рода деятельности в зависимости от предлагаемого материала и рассматриваемой темы урока.
Анализируя учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, мы пришли к выводу, что аспекты методической системы способствуют осознанному пониманию и усвоению учебного материала посредством уникальной системы упражнений, развивающих формирование и дальнейшее совершенствование навыков устной и письменной речи, а также функциональную грамотность учащихся, которая проявляется в правильном употреблении языковых средств в различных стилях речи и при любых коммуникативных ситуациях с использованием многообразных видов деятельности в процессе изучения русского языка.
1. Антонова, Е.С. Методика преподавания русского языка:
коммуникативно-деятельностный подход / Е.С. Антонова. - М.:
Кронус, 2007. - 460 с.
2. Баранова, М.Т. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранова. - М.: дрофа, 2003. - 240 с.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. Изуч. Рус. Яз. - 4-е изд., стереотип. / В.В. Бабайцева. _ М.: Дрофа, 2002. - 372 с.
4. Бабкина, М.В. О взаимосвязи различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка /М.В. Бабкина // Русский язык в школе. _ 2004. - № 2. С.65
5. Бердникова, Е.Д., Петрякова, А.Г. Тесты по культуре речи. - М.: Флинта, 2000. - 235 с.
6. Блинов, В.И. Профессиональные стандарты педагогической деятельности / В.И. Блинов // Педагогика. - 2010. - №2. С. 18
7. Божко, Н.М. Учение с увлечением: элективный курс по основам языкознания / Н.М. Божко . - Волгоград: Панорама, 2006. - 272 с.
8. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста : учеб. пособие / Н.С. Болотнова. — 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 520 с.
9. Бордовский, Г.А. Особенности развития современного педагогического образования / Г.А. Бордовский // Педагогика. - 2010. - № 4. С. 58.
10. Быстрова, Е.А. Обучение русскому языку в школе / Е.А. Быстрова. - М.: Дрофа, 2004. - 236 с.
11. Васильев, А.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие / А.Д. Васильев, Т.В. Михайлова. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2004. - 233 с.
12. Васильева, И.П. уроки русского языка в 6 классе / И.П. Васильева. - М.: Мнемозина, 2014. - 164 с.
13. Введенская, Л.А., Кашаева, Е.Ю., Павлова, Л.Г. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Е.Ю Кашаева, Л.Г. Павлова. - Ростов-на Дону: Феникс, 2009. - 384 с.
14. Введенская Л.А. культура и искусство речи /Л.А. Введенская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 576 с.
15. Гойхман, О.Я., Надеина Т.М. Основы ревой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: Инфра-М, 1997. - 245 с.
16. Гойхман, О.Я. русский язык и культура речи: учебное пособие / о.Я Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина и др. - М.: Инфра-М, 2002. - 192 с.
17. Головин, Б.Н. как говорить правильно / Б.Н. Головин. - Ь.: высшая школа, 1988. - 160 с.
18. Головин, Б.Н. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. / Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1990. - 320 с.
19. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи / И.Б. Голуб. - М.: Логос, 2013. - 432 с.
20. Голуб, И.Б, Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Международные отношения, 1993. - 182 с.
21. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - 3-е изд., испр. / И.Б. Голуб. - М.: Рольф, 2001. - 448 с.
22. Горбачевич, К.С. Изменение норм русского литературного языка: пособие для учителя. - 2-е изд., испр. И доп. / К.С. Горбачевич. - М.: Просвещение, 1971. - 271 с.
23. Граудина, Л.К. Беседы о русской грамматике / Л.К. Граудина. - М.: Знание, 1983. - 256 с.
24. Граудина, Л.К., Мицкевич, Г.И. Теория и практика русского красноречия / Л.К. Граудина, Г.И. Мицкевич. - М.: Знание. 1989. - 254с.
25. Граудина, Л.К., Ширяев, Е.Н. Культура русской речи: учебник для вузов / М.: Норма-инфра, 1999. - 560 с.
26. Граудина, Л.К., Ширяев, Е.Н. Культура русской речи. Монография. - М.: Наука, 1996. - 441 с.
27. Григорян, Э.А. Динамика современной языковой ситуации / Э.А. Григорян // Русская речь. - 1996. - № 2. С. 14
28. Денисова, М.А. Литературная норма и практика разговорной речи / М.А. Денисова // Русский язык в школе. - 2006. - № 1. С. 3.
29. Запятая, О.В. Коммуникативные умения как компонент содержания образования / О.В. Запятая. - Красноярск, 2015. - С. 135
30. Захарова, Л.А. Проблема устной и речевой культуры в средней школе / Л.А. Захарова // русское слово. - 2004. - № 3. С. 45.
31. Ипполитова, Н.А., Князева, О.Ю., Савова, М.Р. русский язык в культуре речи / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Савова. - М.: Дрофа, 2004. - 195 с.
32. Ипполитова, Н.А. Этические нормы как предмет изучения в школе / Н.А. Ипполитова // Русский язык в школе. - 2014. - № 3. С. 91.
33. Каджаспирова, Г.М. Педагогика: практикум и методические
материалы: учебн. пособие / Г.М. Каджаспирова. - М.: Владос, 2003. - 416 с.
34. Казакова, Л.В. Методическое проектирование как условие учебного сотрудничества учителя и учащихся / Л.В. Казакова // Педагогика развития. Красноярск. - 2002. - С. 137.
35. Капинос, В.И., Сергеева, Н.И., Соловейчик, Н.С. развитие речи. Теория и практика обучения, 2-е издания / В.И. Капинос, Н.И. Сергеева, Н.С. Соловейчик. - М.: Линка-пресс, 1994. - 196 с.
36. Касаткин, Л.Л., Лекант, П.А. Современный русский язык. Краткий справочник по современному русскому языку / Л.Л. Касаткин, П.А. Лекант. - М.: Просвещение, 2000. - 666 с.
37. Клюев, Е.В. Речевая коммуникация / Е.В. Клюев. - М.: Рипол Классик,
2002. - 320 с.
38. Кодухов, В.И. Общее языкознание: учебник для студентов филологии. спец. / В.И. Кодухов. - М.: Высшая школа, 1974. - 303 с.
39. Колесов, В.В. Культура речи - культура поведения / В.В. Колесов. - Ленинздат, 1988. - 342 с.
40. Корчагина, Л.М. Развитие речи и культура общения / Л.М. Корчагина// Русский язык в школе. - 2002. - С. 33
41. Краевский, В.В., Бережнова, Е.В. Методология педагогики: новый этап: учебн. пособ. для студ. вузов / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
42. Крысин. Л.П. Современная литературная норма и её кодификация / Л.П. Крысин // русский язык в школе. 2002. № 1. - С. 82.
43. Кудрявцева, Т.С. Современные подходы к обучению речи Т.С. Кудрявцева // Русский язык в школе. - 2003. - № 3. - С. 3.
44. Культура русской речи: энциклопедический словарь - справочник под. ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. - М.:
2003. - 552 с.
45. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
46. Ладыженская, Т.А. Формирование коммуникативных умений и навыков / Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 1991. - 225 с.
47. Ларина, Т.В. Речевой этикет: нормы и правила / Т.В. Ларина. - М.: Просвещение, 2009, - 323 с.
48. Львов, М.Р. Основы теории речи: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248 с.
49. Львова, С.И. Практикум по русскому по русскому языку в 6 классе: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2012. - 147 с.
50. Львов, М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие для студ. Высш. пед. учебн. заведений обуч. по спец. - 2-е изд., испр. / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 248.
51. Львова, С.И., Львов В.В. Русский язык .6 класс в 3 частях: учебник для общеобразоват. учрежд. / С.И. Львова, В.В. Львов. - М.: Мнемозина, 2012. - 208 с.
52. Львова, С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс / С.И. Львова. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.
53. Львова, С.И. Уроки словесности. 5-9 кл. /С.И. Львова. - М.: дрофа, 2001. - 342 с.
54. Львова, С.И. Этимология на службе орфографии / С.И. Львова. - М.: Дрофа, 2002. - 234 с.
55. Меркулова, С.Г. Повторяем нормы культуры речи / С.Г. Меркулова // Русский язык в школе. - 2007. - № 6. С. 31.
56. Мучник, Б.С. Культура письменной речи / Б.С. Мучник. - М.: Аспект- пресс, 1996. - 263 с.
57. Никитина, Е.И. Русская речь: развитие речи. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. - 9-е изд., стереотип. / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013. - 185 с.
58. Ожегов, С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи: учебн. пособие для вузов / С.И. Ожегов. - М.: Высшая школа, 1974. - 352 с.
59. Разумовская, М.М., Львова, С.И., Капинос, В.И. Русский язык. 6 класс в 3 частях: учебник для общеобразоват. учрежд. 3-е изд., стереотип. / М.М. Разумовская, П.А. Лекант. - М.: Дрофа, 2015. - 143 с.
60. Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь-справочник
лингвистических терминов / Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение, 1985. - 399 с.
61. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. М., 2003.
62. Текучева, И.В. Русский язык и культура речи / И.В. Текучева, Е.С. Антонова, Т.М. Воителева // Русский язык в школе. - 2006. - № 2. С. 102.
63. Формановская, Н.И. Культура речи / Н.И. Формановская. - М.: Икар, 2009. - 237 с.
64. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа, 1989. - 159 с.
65. Формановская, Н.И. Русский язык: лингвистические и методические аспекты. 3-е изд. - М.: Лананл, 2006. - 158 с.