Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обучение математике учащихся 5-6 классов с использованием ментальных карт

Работа №157173

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2019
Стоимость4895 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Ментальные карты как средство обучения математике 10
1.1. Требования к обучению современного школьника 10
1.2. Обобщение опыта школьных педагогов в применении ментальных
карт 20
1.3. Дидактические возможности использования ментальных карт в
процессе обучения математике 27
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Разработка практического применения ментальных карт в обучении математике учащихся 5-6 классов 46
2.1. Рекомендации по разработке и внедрению ментальных карт в обучение
математике с применением современных технологий обучения 46
2.2. Фрагменты уроков математики с использованием ментальных карт .... 52
2.3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанных рекомендаций 77
Выводы по 2 главе 88
Заключение 90
Библиографический список 92
Приложения 98

Актуальность исследования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов и новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля, проверки соответствия образовательных результатов обучающихся заданным требованиям.
Современное общество ставит перед образованием важные задачи. Нынешний выпускник должен не просто иметь определенный багаж знаний, он должен уметь гибко адаптироваться в меняющемся мире, уметь грамотно работать с информацией, самостоятельно и творчески мыслить, рождать новые идеи. В традиционной педагогике учитель в основном выступал в роли единственного активного участника процесса обучения, осуществлял единоличный контроль и отбор учебной информации. В настоящее время необходим иной подход. Ученик должен стать главной фигурой процесса обучения: деятельностной, активной, познающей. Цель обучения с позиции учителя должна состоять в том, чтобы сделать ученика способным развиваться дальше без его помощи.
Главное поле действий для педагога - урок. Он - основа всего учебно-воспитательного процесса, неиссякаемый источник, который помогает обучающимся набраться сил. На уроке и формируется человек завтрашнего дня. Каким же должен быть урок сегодня и завтра? Что же помогает педагогу улучшить работу, сделать ее более радостной, эффективной?
Во-первых, новые технологии. Одна из них - ментальные карты», интеллект-карты, карты ума или майндмэппинг.
В чем их преимущества? Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20 % того, что слышит, 30 % того, что видит, 50-70 % информации запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда ученик непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 %.
Идея самостоятельного конструирования и структурирования учебного материала не является новой в отечественной педагогике. Одним из основоположников работы с так называемыми опорными конспектами был педагог-новатор В.Ф. Шаталов. По его методике учебный материал изучается укрупненными блоками. Он полагал, что так обучающиеся видят не только фрагмент, но и целостную картину всего изучаемого материала. В связи с тем, что мы живем в век информационных технологий и цифровизации, традиционный немного забытый метод Шаталова постепенно перерос в разработку не простых опорных конспектов, а в создание интеллект-карт.
Текст, таблица, список, диаграмма - проверенные временем визуальные формы представления информации. Актуальность использования технологии визуализации информации очевидна. Современные исследования психологов говорят о том, что около 85 % населения земного шара - визуалы. Кроме того, современное поколение обучающихся - дети поколения Z в результате активного использования гаджетов и интернета привыкли к максимальной визуализации информации.
Умные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70 гг. ХХ века. Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в российскую дидактику. Метод Бьэзена, объединяет характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга. Суть метода состоит в том, что выделяется основное понятие, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут не запутаться в сложном проекте.
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем оба полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации - представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные карты (mind mapping) - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.
Mind mapping позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу. Многие исследования зарубежных и отечественных ученых таких как, Х. Мюллер, Сахнова, Н. И. Пак, И.В Балан, М. В Симонова и др., говорят о том, что методика составления ментальных карт является одной из самых эффективных для восприятия, осмысления и запоминания учебного материала.
Сопоставляя стандартные приёмы конспектирования со всем множеством кортикальных способностей, которые мозг может использовать в процессе обработки информации, Бьюзен пришел к выводу: "Стандартное конспектирование демонстрирует почти полное отсутствие: визуального ритма, визуальной структуры, цвета, образов (воображения), графического представления информации, оперирования с многомерными объектами, пространственной ориентации, ассоциаций". Традиционные способы переработки информации трудоёмки и неэффективны. Бьюзен утверждает: "Традиционное конспектирование ведет к неоправданным потерям времени, а именно:
• записывается много ненужной информации;
• теряется время на прочтение впоследствии этой ненужной информации;
• теряется время на повторное прочтение ненужной информации;
• теряется время на поиск ключевых слов.
На сегодняшний день есть публикации, раскрывающие отдельные аспекты использования ментальных карт в учебном процессе. Так, В.А. Литвинов и Л.Г. Проскурина предлагают последовательность составления карты планирования занятия по теме «Психологические особенности состояния и поведения человека в ЧС». На сайте rumapping.ruнеустановленный нами автор описывает интересную методику «Что, если...» с использованием ментальной карты, которая может быть использована, например, при анализе педагогических ситуаций. В ряде веб-публикаций авторы представляют ментальные карты, составленные сразу по целым учебным дисциплинам или их крупным разделам.
В работах данных авторов теоретические подходы к использованию ментальных карт в процессе обучения представлены в обобщенном виде, не хватает конкретики, не описаны методические аспекты обучения математике с применением ментальных карт. Также недостаточно методических рекомендаций для обучающихся и нет достаточного количества ресурсов для работы с ментальными картами.
На уроках математики вполне реально применять данную технологию, либо же задавать составление или анализ такой карты, как основное или дополнительное домашнее задание, как индивидуально, так в парах или группах.
Существует ряд нерешенных методических вопросов применительно к таким картам:
- какие технические средства должны использоваться, чтобы размер карты был достаточно крупным? (иначе ученики во время урока просто не смогут разглядеть все элементы ментальной карты);
- какова методика работы с данными картами на уроке? (если она демонстрируется сразу вся, то это далеко не лучший вариант для восприятия учебного материала).
Современное поколение школьников называют цифровым за страсть к мультимедиа и технологиям. Находить подход к цифровому поколению учителям стало сложнее: просто читать и писать детям всё менее интересно. Как следствие, учителям сложно найти подход к детям, которые требуют какие-то непривычные для классической педагогики средства. Два поколения просто говорят на разных языках и часто не слышат друг друга. Именно благодаря работе с ментальными картами на уроках, можно учитывать интересы современных школьников.
Таким образом, можно определить проблему исследования, которая заключается в поиске технологий обучения математике современного, цифрового поколения обучающихся, позволяющих создавать условия для эффективного усвоения учебного материала на основе использования ментальных карт.
Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в теории и методике обучения математике послужили основанием для определения темы исследования: «Обучение математике учащихся 5-6 классов с использованием ментальных карт»
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5-6 классов.
Предмет исследования: методика обучения математике учащихся 5-6 классов на основе ментальных карт.
Цель исследования: разработать и апробировать методику использования ментальных карт в процессе обучения математике обучающихся 5-6 классов.
В основу нашего исследования положена гипотеза:
Создание и использование ментальных карт для систематизации и запоминания изучаемого материала в соответствии с определенными правилами и требованиями в процессе обучения математике позволит повысить мотивацию к изучению предмета и качество математической подготовки обучающихся.
Для реализации поставленной цели и проверке гипотезы исследования решались следующие задачи:
1. Описать опыт использования опорных конспектов и ментальных карт в образовательной практике.
2. Выявить дидактические возможности использования ментальных карт в процессе обучения математике.
3. Разработать методические рекомендации по внедрению ментальных карт в обучение школьников математике с применением современных технологий.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по внедрению разработанных рекомендаций в процессе обучения математике учащихся 5-6 классов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент.
Новизна исследования заключается в решении проблемы поиска технологий обучения математике современного, цифрового поколения обучающихся, позволяющих создавать условия для эффективного усвоения учебного материала на основе использования ментальных карт.
Теоретическая значимость: разработана методика обучения математике учащихся 5-6 классов на основе использования ментальных карт, которая может быть использована в качестве основы разработки аналогичных методик других возрастных категорий обучающихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть востребованы учителями математики в их практической работе, а также студентами профессиональных учебных учреждений в ходе прохождения ими педагогической практики и выполнения студенческих научных исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и приложений. Во Введении обоснована актуальность исследования, сформулирована его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; раскрыты новизна, теоретическая и практическая значимость, охарактеризованы методы исследования.
В первой главе рассмотрены требования к результатам обучения современного школьника, особенности цифрового поколения обучающихся, которым надо предлагать схемы деятельности, учитывая клиповый характер мышления, дидактические возможности использования ментальных карт в процессе обучения математике.
Во второй главе показано как реализуются идеи первой главы, описаны результаты опытно-экспериментальной работы по применению ментальных карт в обучении математике.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что применение ментальных карт в сочетании с современными технологиями обучения повышает мотивацию к изучению предмета и качество математической подготовки обучающихся.
Был изучен опыт школьных учителей, которые применяют в своей преподавательской деятельности метод «умных» карт, также были выявлены дидактические возможности этого метода. Применение ментальных карт в обучении позволяет: формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности, формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией улучшать все виды памяти учащихся, ускорять процесс обучения.
В процессе данного исследования были разработаны методические рекомендации по внедрению ментальных карт в обучение математике с применением современных технологий. Нами были рассмотрены различные приложения для разработки, и эксперимент был проведен с помощью Mindomo.com. Так же был разработан комплекс конспектов уроков по теме «Делимость чисел».
Проведенное нами исследование и полученные результаты позволяют утверждать, что поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты. Гипотеза была подтверждена частично; для более полного подтверждения необходимо продолжить дальнейшую экспериментальную работу. Использовать ментальные карты на уроках математики необходимо и целесообразно. На данных уроках ученики чувствуют себя уверенно, очень активно принимают участие в обсуждениях. В процессе работы каждый ученик включен в работу, не зависимо от уровня успеваемости его по дисциплине. Все это положительно сказывается в уровне математической подготовке, учебной мотивации и формированию УУД.
В дальнейшем можно разрабатывать и другие методические рекомендации, пробовать новые возможные варианты применения ментальных карт в обучении с использованием современных технологий. Благодаря этому уроки математики станут более интересными и помогут повышать качество математической подготовки всех обучающихся.



1. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2015. №3. С. 13-16.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. 2-е изд. М.: Просвещение, 2016. С. 152
3. Артемьева Л.Н. Опыт применения ментальных карт при изучении педагогических дисциплин// Педагогика и психология современного образования: теория и практика материалы научно-практической конференции. 2016. С. 133-137.
4. Балан И. В. Использование ментальных карт в обучении // Молодой ученый. 2015. № 11.1. С. 58-59.
5. Барамба С. Ментальные карты как инструмент ит-специалиста// Системный администратор. 2013. № 7-8 (128-129). С. 124-127.
6. Беспалько В.П., Беспалько, Л.В. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. М.: Знание.-2015. С.25
7. Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В.
Педагогические технологии: учебное пособие. Ростов н/Д:
Издательский центр «МарТ», 2016. 333 с.
8. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100% / Т. Бьюзен. - М.: Росмэн-Пресс, 2015. - 96 с.
9. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. - Минск: Попурри,
2015. - 304 с
10. Брейтигам Э. К. Взаимосвязь целостности и понимания в обучении // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2015. № 6 (28). С. 27-3
11. Белозерцев Е.П. Педагогика профессионального образования. М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 368с. 

педагогического выбора : учеб. пособие М. 2015. С. 140.
13. Виленкин Н. Я и др. Математика 5кл. М.: «Мнемозина». 2015.
14. Виленкин Н. Я и др. Математика 6кл. М.: «Мнемозина». 2015.
15. Воробьева В.М. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие. М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2015. - 44 с.
16. Винокур М.С., Скуратович О.Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках. Киев: -2015. С.156
17. Гончарова М.А., Решетникова Н.В. Проблемное обучение на уроках математики // Школьные технологии. 2015. № 2. С. 96-103.
18. Дорошенко Е. Г., Пак Н. И.,. Рукосуева Н. В., Хегай Л. Б О технологии разработки ментальных учебников// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 12 (140). С. 145-151.
19. Дронова Е. Н. Роль веб-сервисов в учебном процессе // NovaInfo.Ru.
2016. Т. 4. № 44. С. 257-260.
20. Ефимова И.Ю., Уламасова Е.П. Использование Ментальных Карт В Учебном Процессе// В Сборнике: Актуальные Проблемы Теории И Методики Обучения Информатике, Математике И Экономике Материалы Молодежной Всероссийской Научно-Практической Конференции. Шадринский Государственный Педагогический Университет. 2016. С. 268-271
21.Звирзд Ю.И. Использование интерактивных приемов обучения на уроках математики//Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск. 2019. С. 72-75
22.Звирзд Ю. И. Ментальные карты на уроках математики как средство повышения качества обучения// Актуальные проблемы качества 

методологический, теоретический и технологический аспекты: материалы VI Всероссийской c международным участием научнометодической конференции. Красноярск. 2018. С.158-163.
23. Исупова Н. И. О повышении эффективности применения электронных образовательных ресурсов // Современные тенденции в науке и образовании : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 3 марта 2014 г. Москва: ООО "Ар-Консалт". 2014. С. 144-148.
24. Исупова Н.И. Применение Ментальных Карт И Созданных На Их Основе Электронных Средств Обучения В Образовательном Процессе// Знание. 2017. № 2-2 (42). С. 33-36.
25. Исаева Д.В. Эффективность применения ментальных карт в учебном процессе// В Сборнике: Наука. Технологии. Инновации Сборник Научных Трудов: В 9 Частях. 2016. С. 127-129.
26. Игнатова Е.В Ментальные карты против конспектов,//журнал «Абитуриент». 2015. №5.
27. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде // Проблемы современного образования. 2016. № 2. С. 36.
28. Кошева Д. П., Дербак Н. В. Информационные технологии визуализации учебной информации // Педагогическое образование на Алтае. - 2016. - № 1. - С. 50-56.
29. Кудринская О. В. Ментальные карты в образовании // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сб. науч. ст. ежегодной XV межрегион. науч.-практ. конф. Петропавловск- Камчатский, 2015. С. 147-150
30. Колесник В. Ментальные карты: Материалы сайта «Колесник.ру» [Электронный ресурс]. URL: http://kolesnik.ru/2015/mindmapping(дата обращения 5.11.19).
31. Кузнецова Н.В. Использование ментальных карт в образовательной деятельности// Педагогические и информационные технологии в образовании. 2016. № 15. С. 5.
32. Ланг Т.Е., Шалагинова О.Б. Применение ментальных карт в образовательном процессе// Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х статьях. 2017. С. 193-194.
33. Майер Е.И., Бронникова Л.М. Возможности и преимущества
использования ментальных карт в образовательном процессе// Наука и образование: новое время. 2017. № 3 (20). С. 418-421.
34. Мамичева И.С. Ментальная карта как инструмент визуализации и планирования учебной деятельности в новых условиях// Социально-психологические проблемы ментальности / менталитета. 2016. № 12. С. 162-168.
35. Маркова Н.И. Техника ментальных карт как основа эффективной фиксации знаний// Агропродовольственная политика России. 2014. № 4. С. 82-83.
36. Мусин Р.Ф., Девлеткиреева Л.З. Ментальные Карты: Инструмент для Визуализации Мышления// Современные Научные Исследования И Инновации. 2016. № 11 (67). С. 85-86.
37. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей / Х. Мюллер. М.: Омега-Л, 2007. 126 с.
38. Нигматуллина Г.В. Методика Применения Ментальных Карт В Образовательном Процессе// В сборнике: Воспитание, обучение, образование: от теории к практике сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». 2017. С. 258-271.
39.Острянко Т.С. Ментальные карты в организационно-педагогической деятельности социального педагога общеобразовательной школы // Современная педагогика. 2014. № 2
40. Пак Н.И. О модели мышления и ментальных схемах //
Практикоориентированное обучение в профессиональном образовании: проблемы и пути развития: материалы научно-практической
конференции в рамках XVIII Международной научной конференции «Решетневские чтения». Красноярск: СибГАУ, 2014. С. 306-310.
41. Пак Н.И., Дорошенко Е.Г., Хегай Л.Б. О необходимости и возможности организации личностно центрированного обучения в вузе//Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 16-23.
42. Пак Н. И., Туранова Л. М. Модель кластерной системы социально-образовательной поддержки школьников сельской местности и Крайнего Севера // Вестник СФУ. 2013. № 6(9). С. 1297-1309.
43. Патаракин Е. Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2015. 176 с
44. . Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2002. 250 с.
45. Романичева Е.С. Ментальные Карты или Интеллект-Карты //
Литература в школе. 2015. № 8. С. 40-41.
46. Рякова Д.А., Лукина Т.Н. Ментальные карты как один из способов представления информации// Воспитание и обучение: теория, методика и практика сборник материалов VIII международной научно¬практической конференции. 2016. С. 24-25.
47. Садкина В. И. Шаталов + Бьюзен = структурно-логические схемы//
Методические ориентиры. № 2 (26) февраль 2016.
48. Синкина О.А. Ментальные карты и их применение в учебном процессе // Перспективные информационные технологии труды Международной научно-технической конференции. 2016. С. 801-803.
49. Усков А.А., Жукова А.Г. Оптимизация структуры ментальных Карт // В сборнике: Информатика, математическое моделирование, экономика сборник научных статей по итогам третьей международной научно-практической конференции: в 3 т. 2013. С. 133-139.
50. Харитонова Е.Ю., Горбачева О.А. Дидактический потенциал ментальных карт // Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 1 (3). С. 36-43.
51. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015. 383 с.
52. Шалагинова О.Б. Применение ментальных карт в образовательном процессе // В книге: Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии Сборник материалов двадцать второй всероссийской научно-методической конференции: в 2-х статьях. 2017. С. 193-194.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ