Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНАМ В 6 КЛАССЕ

Работа №157171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы106
Год сдачи2016
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1.Методические подходы к обучению сочинению описательного типа в 6 классе 5
1.1. Сочинение в современной методике преподавания русского языка 5
1.2. Виды сочинений 8
1.3. Психолого-педагогические основы использования живописи на
уроках развития речи 10
1.4. Сочинение по картине как один из видов упражнений по развитию
речи 15
1.5. Структура урока обучающего написанию сочинения по
картине 18
1.6. Критерии отбора произведений живописи для уроков русского
языка 29
1.7. Жанры живописи предусмотренные в 6 классе 33
1.8. Анализ учебно - методических комплексов для 6 классов с точки
зрения обучения по картине 36
ГЛАВА 2.Экспериментальное обучение сочинение - описанию в 6 классе 42
2.1. Классификация методов и приемов по развитию речи в
методике 42
2.2.1. Чтение лирического произведения 48
2.2.2. Использование на уроке искусствоведческого текста 51
2.2.3. Разбор картины в процессе беседы 55
2.2.4. Ролевые игры на уроках развития речи 59
2.2.5. Словарно- стилистическая работа 64
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение


Наступившее столетие унаследовало одну из главных закономерностей в пору чрезвычайного взлета технического прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с понимание разных видов искусства.
Одним из самых ярких видов искусства, эмоционально воздействующим на наше настроение, по праву является живопись.
Как всякому общению, общению с искусством надо специально учить. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понятно.
Считается наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей является искусство. Изобразительные и пространственные виды искусств, музыка, танцы, литература, поэзия отображают внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства приобщает их к этому миру. В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.
В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление.
Актуальность работы состоит в том, что развитие речи на уроках русского языка предполагает совершенствование речевой деятельности. Дидактические возможности картин позволяют наиболее ярко пояснить коммуникативную ситуацию и функции средств речевого общения.
Цель работы - разработать методы и приемы обучения написанию сочинений по картинам в 6-м классе.
Задачи работы:
- рассмотреть психолого-педагогические основы использования
живописи в свете теории речевой деятельности;
- проанализировать критерии отбора произведений живописи для уроков русского языка;
- рассмотреть особенности методики работы по картине на уроках русского языка в 6-м классе;
- разработать уроки русского языка по картине для 6 кл.
Предмет исследования: методы и приемы работы с картинами на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс написания сочинений по картине.
Методы исследования: метод анализа, синтеза, обобщения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования материалов в деятельности учителями русского языка.
Поставленный круг задач определяет и структуру работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из наиболее важных задач обучения русскому языку является развитие связной речи учащихся. Успешному решению этой задачи способствует широкое использование на уроках русского языка произведений живописи. Произведения изобразительного искусства играют огромную роль, повышают интеллектуальный уровень учащихся.
У учащихся нужно воспитывать эстетическое восприятие жизни, художественный вкус, умение понимать и ценить художественные произведения искусства.
В ходе работы были проанализированы действующие учебно-методические комплексы под редакцией Н.М. Шанского и М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
С целью выявления влияния наиболее интересных приемов обучения сочинению по картине на развитие речи учащихся был проведен эксперимент.
В результате работы наиболее эффективными оказались следующие приемы обучения сочинению по картине:
- Чтение лирического произведения как этап художественного восприятия
- Чтение искусствоведческого текста
- Беседа по картине
- Игровой прием
Эффективность приемов проявлялась не в отдельном их использовании, а в комплексе. Каждый прием дополнял следующий, тем самым делая урок одним целым.
Таким образом, сочинения учащихся 6 класса показали высокий уровень формирования коммуникативных умений:
• умение вдумываться в тему содержания и раскрывать ее;
• умение собирать материал для сочинения;
• умение правильно выражать свои мысли;
В классе 10 учеников получили оценку "отлично", 7 "хорошо", 6 "удовлетворительно".
Живопись часть культуры народа. В этом плане использование в процессе обучения репродукций произведений живописи является мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения и эстетического воспитания. Живописное полотно, воздействуя, на чувства учащихся яркими запоминающимися образами, способствует развитию у них мышления и речи, причем духовно-ориентированного мышления, обогащению "возвышенного словарного запаса.
Общению с искусством надо учить, тем более что это общение особого рода. Искусство воспитывает культуру чувств, но только при условии, если будет понятно. Поэтому задача учителя состоит в тщательном отбое эффективных приемов обучения, которые помогут понять картину, вызовут к ней интерес и в результате создадут интересную творческую работу.



1. Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку // Русский язык в школе, 2007, №2, С. 25-31
2. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях // Русский язык в школе.- 1996,№ 2. - С. 9-11
3. Бакулина Г. А. Сочинение по демонстрационной картине как средство развития связной речи младших школьников // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск № 32 - С. 58-59
4. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. - М: Слово.- 2002.- С 321
5. Богданова Р.У. уроки развития речи / Уроки развития речи / Русский язык в школе.- 1989.- № 6.- С. 10-13
6. Вершинина Г.Б. Музыка на уроках обучения описанию. РЯШ 3, 1990г. №3. - С.34-38.
7. Войскунский А. Е. “Я говорю, мы говорим”. М: Просвещение, 1999 С 45
8. Головин, Б.Н. Работа по картине на уроках русского языка в 5-7 классах// http://www.openclass.ru/node/172891
9. Дейкина А.Д. Живопись на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2000. - № 6. - С. 101.
10. Катонова, Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. - М: Град.-2012.-С-211
11. Квитинский Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе / Н.М. Квитинский. М.: Просвещение, 1969. - С. 10
12. Комисарова Е.А.Обучение младших школьников речевому этикету//Первое сентября. -2013. -№4-С-210
13. Корепина Л. Ф., Борисенко, Ю. Н. Работа над сочинениями разных жанров // Начальная школа. - № 12. - 2007. - С-350.
14. Кустарева, В. А.Методика русского языка. - М: Дрофа.- 2013.-С-321
15. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.
- М: Дрофа.- 2013.-С-321
16. Ладыженская Т.А. Рпзвитие речи учащихся: из опыта учителя.- М.; Учпедгиз,1960. С .98
17. Лаздан Н.А. Использование произведений живописи на уроках развития речи http://festival.1september.ru/articles/506567/
18. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М., 2001 г.
19. Методик апреподования русского языка: учеб.пособие для студентов пед. институтов / М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская : под общ.ред. М.Т.Баранова.- М.: Просвещение,1990. С. 368
20. Молева Н.М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М., «Просвещение» 1991 г.
21. Никольский В.А. Сочинение в средней школе; Пособие для учителей.- М.: Учпедгиз, 1950. - С. 224
22. Программа «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Киберевой.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2013.
23. Сердцева В.А. Работа по картине как средство развития речи на уроках русского языка//Первое сентября.-2014.-№4- С.32
24. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в 2 -х частях. Под редакцией академика Российской академии образования Е.А. Быстровой. / Москва «Русское слово», 2013
25. Ходякова JI.A. Пейзажная живопись на уроках развития речи / JI.A. Ходякова // Русский язык в школе. 1998. - № 4. - С. 12
26. Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков: учеб. пособие / Л.А. Ходякова. М., 2000. - С. 14
27. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка / Л.А. Ходякова. М.: Просвещение, 1983. - С. 97
28. Ходякова Л.А. Методические разработки уроков по картине. «Русский язык» №6,2001 г.
29. Ходякова Л.А.Живопись на уроках русского языка.-М:Флинт.-2012.-С- 321
30. Ходякова Л.А. Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины / JI.A. Ходякова // Русский язык в школе. 1991. - № 6. -С. 23-25
31. Ходякова Л.А.Сочинение по картине в 6-м
кл.:метод.пособие.Л.А.Ходяковва, Е.В.Кабанова: под ред. проф.
Л.А.Ходяковой.- М.:АСТ: Астрель, 2008.- 254,2с.-(Библиотека учителя
русского языка).
32. Шанский Н.М. Русское языкознание и лингводидактика / Н.М. Шанский. М„ 1985. - С. 226
33. Ягодовская Т.А. О натюрморте. -М.; Просвещение,1965, С. 54
34. Яковлева В.Н. О живописи / В.Н. Яковлева. М., 1951 - С .156-157


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ