Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения разработке интерактивных виртуальных туров на внеурочных занятиях по информатике в старшей школе ...6
1.1. Особенности организации внеурочной деятельности по информатике в
старшей школе 6
1.2. Инструменты и технологии разработки интерактивных виртуальных туров 22
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Материалы для проведения внеурочных занятий по информатике в старшей школе 35
2.1. Методические планирования и задания для занятий 35
2.2. Ресурсы и методические рекомендации по проведению занятий 44
2.3. Результаты оценки разработанных материалов 58
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Список используемых источников 72
В настоящее время интерактивные виртуальные туры стали популярным инструментом для представления информации в различных сферах: от туризма и недвижимости до образования и медицины. Умение создавать такие туры становится все более востребовано, а поэтому обучение школьников этому навыку имеет ряд преимуществ.
Во-первых, развитие творческих способностей и воображения - создание виртуальных туров требует от учеников использовать свой творческий потенциал и придумывать интересные решения. Во-вторых, улучшение IT-навыков - школьники, изучающие процесс создания виртуальных туров, получают навыки работы с различными программными продуктами и технологиями.
Помимо этого, школьники учатся работать в команде, т. к. разработка такого проекта обычно требует совместной деятельности. Создание интерактивных виртуальных туров может стать основой для проектов, которые можно использовать в качестве портфолио при поступлении в университет, что увеличит шансы на поступление в престижные вузы. Наконец, зная, как создавать интерактивные виртуальные туры, школьники смогут применить эти знания в своей будущей карьере, особенно если это связано с туризмом, геймдизайном, архитектурой.
В рамках национального проекта «Образование» сегодня происходит реализация федерального проекта «Современная школа», в составе мероприятий которого по всей стране создаются центры образования естественнонаучной и технологической направленности «Точки роста». Данные центры размещаются в общеобразовательных школах и оснащаются современным оборудованием, в том числе и камерами с возможностью съемки панорам с обзором в 360 градусов. Но, как показывает практика, многие педагоги испытывают затруднения в использовании оборудования «Точек роста» в силу отсутствия методических и дидактических материалов на русском языке.
Таким образом, обучение разработке интерактивных виртуальных туров является актуальным и прогрессивным направлением, которое не только улучшит качество обучения, но и поможет ученикам получить дополнительные навыки и опыт, что пригодится в их будущей профессии.
Анализ литературы позволил выделить следующие противоречия между:
- высоким потенциалом интерактивных виртуальных туров для организации проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по информатике на базе «Точек роста» и их отсутствием в учебных программах;
- возможностями интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов для расширения технологической подготовки обучающихся и недостаточным количеством методических материалов и рекомендаций для ее практического осуществления.
Проблема исследования заключается в поиске научно обоснованного ответа на вопрос о том, каким образом следует осуществлять обучение разработке интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов на внеурочных занятиях по информатике в старшей школе на базе центров образования «Точки роста».
Цель исследования: разработать и обосновать средства дидактического обеспечения серии внеурочных занятий, направленных на обучение разработке интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов на базе центров образования «Точки роста».
Объект исследования: процесс реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению в старшей школе базе центра образования «Точка роста».
Предмет исследования: средства дидактического обеспечения, направленные на обучение разработке интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов.
Основные задачи исследования:
1. Определить теоретические основы обучения разработке интерактивных виртуальных туров на внеурочных занятиях по информатике в старшей школе.
2. Охарактеризовать инструменты и технологии разработки интерактивных виртуальных туров, выбрать подходящие для внеурочных занятий.
3. Спроектировать и разработать демонстрационные примеры интерактивных виртуальных туров и задания для обеспечения внеурочных занятий в старшей школе.
4. Описать методические рекомендации по проведению внеурочных занятий в старшей школе, направленных на обучение разработке интерактивных виртуальных туров с обзором в 360.
5. Провести оценку разработанных материалов и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: в работе описаны авторские демонстрационные примеры интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов и задания для обеспечения внеурочных занятий в старшей школе, которые могут быть использованы учителями информатики для подготовки старшеклассников. Данные средства также могут быть использованы в рамках реализации программ среднего общего образования при обучении информатике на профильном уровне или в рамках программ дополнительного образования по направлению интерактивных и иммерсивных технологий, а также по 30-моделированию как средство реализации проектной деятельности обучающихся на базе центров образования «Точки роста».
В результате работы были выполнены все задачи и получены следующие результаты:
1. Определены теоретические основы обучения разработке интерактивных виртуальных туров на внеурочных занятиях по информатике в старшей школе.
2. Охарактеризованы инструменты и технологии разработки интерактивных виртуальных туров, подходящие для внеурочных занятий.
3. Спроектированы и разработаны два демонстрационных примера интерактивных виртуальных туров и задания для обеспечения внеурочных занятий.
4. Описаны методические рекомендации по проведению внеурочных занятий в старшей школе, направленные на обучение разработке интерактивных виртуальных туров с обзором в 360 градусов.
5. Разработанные материалы были направлены на экспертную оценку. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что общая оценка разработанных продуктов положительна.
Таким образом, можно утверждать, что цель выпускной квалификационной работы достигнута.
1. Mikropoulos T. A., Chalkidis A., Katsikis A. Virtual realities in environmental education: the project LAKE. Education and Information Technologies, 1997. С. 131-142.
2. Varwin XRMS — система управления 3D и VR контентом. URL: https: //www.novostiitkanala.ru/new-products/detail .php?ID=160554
3. Азевич А. И. Иммерсивные технологии как средство визуализации учебной информации // Информатика и информатизация образования. 2020. С. 35-36.
4. Азевич А. И. Модели использования иммерсивных технологий обучения в деятельности учителя информатики // Науки об образовании. 2021. С. 152-161.
5. Бутов Р. А. Виртуальная реальность для образования, обзор технологии и подбор материалов. / Р. А. Бутов, Е. С. Григорьев // Науки об образовании. - 2018. - № 1. - С. 18-29. Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
6. Виртуальный тур - Национальный парк Брайс-Каньон. URL: https://factum-info.net/interesnoe/puteshestviya/1410-inoplanetnyj -kan-on-braj s-v-ssha-virtual-nyj-tur (дата обращения: 24.02.23).
7. Виртуальная экскурсия по Чернобылю и Припяти. URL: https://www.go2chernobyl.com/info/3d-tur (дата обращения: 24.02.23).
8. Виртуальная экскурсия - как одна из эффективных форм организации учебного процесса. URL: https://www.uchitel-izd.ru/news/1962/131332/(дата обращения: 26.02.23).
9. Виртуальная экскурсия - эффективное средство повышения
информационной грамотности учащихся. URL: https://infourok.ru/statya-
virtualnaya-ekskursiya-effektivnoe-sredstvo-povisheniya-informacionnoy- gramotnosti-uchaschihsya-505006.html (дата обращения: 21.03.23).
10. Виртуальные путешествия. Технология создания и анализ средств
URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005810(дата обращения: 21.02.23).
11. Внеурочная деятельность как средство развития познавательных интересов школьников // Науки об образовании. 2021. С. 33-36.
12. Горина С. Г. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе / С. Г. Горина, Е. М. Сорочкина // Наука и перспективы. - 2018. - № 1. - С. 2-4.
13. Дзюба Д. Н. Виртуальные туры как средство развития музеев // Компьютерные и информационные науки. - 2018. - №9. - С. 9-11.
14. Дмитриев Д.А., Филинских А.Д. Создание виртуальных экскурсий // КОГРАФ - 2018. - С. 32-38.
15. Использование виртуальных экскурсий по курсу «Окружающий мир». URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/likhacheva-t-s-ispolzovanie-virtualn/(дата обращения: 21.02.23).
16. Когда жизнь - в движении. Самый полный обзор камеры 360. URL: https://digbox.ru/reviews/kogda-zhizn-v-dvizhenii-samyy-polnyy-obzor-novinki- insta360-one-x2/(дата обращения: 24.02.23).
17. Кочергина О.Д., Горина А.В., Хахулина Н.Б. Выбор методов сбора информации и технология создания виртуального тура // Студент и наука. 2019. № 3. С. 63-66.
18. Лучшие программы для создания виртуальных туров дома. URL: https: //gadgetshelp. com/windows/5 -luchshikh-programm-dlia- sozdaniia- virtualnykh-domashnikh-turov-na-360-deg/ (дата обращения: 26.02.23).
19. Обновленный ФГОС. URL: https://shkolaatyashevskaya-
r13.gosweb.gosuslugi.ru/glavnoe/obnovlennyy-fgos/ (дата обращения: 10.02.23).
20. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah/viewer (дата обращения: 27.03.23).
21. Подготовка виртуальной экскурсии. URL:
https://studopedia.ru/24_30194_podgotovka-virtualnoy-ekskursii.html (дата
73
обращения: 10.04.23).
22. Правила, этапы и особенности создания виртуального тура. URL: https://goo-gl.ink/ijTBl (дата обращения: 10.04.23).
23. Практический обзор камеры с функцией съёмки 360 градусов. URL:
https://www.techradar.com/nz/reviews/insta360-one-x2 (дата обращения:
06.04.23).
24. Рыжова Н.И., Трубина И.И. Тенденции развития содержания внеурочной деятельности школьников по информатике и математике в условиях информатизации и модернизации российского образования // Науки об образовании. 2028. С. 94-104.
25. Ряузова О. Ю. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов / О. Ю. Ряузова // Педагогика искусства. - 2021. - № 3. - С. 80-83.
26. Сервисы для создания виртуальных экскурсий. URL: https://www.eduneo.ru/4-servisa-dlya-sozdaniya-virtualnyx-ekskursij/
27. Создание виртуальных туров 360 пошагово. URL: https://rupano.com/blog/sozdanie-virtualnyh-turov(дата обращения: 21.02.23).
28. Смирнов Д. С. Внеурочная деятельность в основной школе как фактор ориентации школьников на выбор инженерных профессий // Наука об образовании. - 2019. С. 239-247.
29. Терехина. С. В. Современные информационные технологии // С. В. Терехина // Вестник науки. - 2020. - №4. - С. 56-58.
30. Маханова С.Н. Организация и реализация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях в условиях внедрения ФГОС нового поколения // Актуальные вопросы внеурочной деятельности в образовании. - 2018. - С. 187-191.
31. Усова С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии // Наука об образовании. - 2019. №3. - С. 26-33.
32. Устюжанина Н. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения / Н. В. Устюжанина // Наука и перспективы. - 2018. - № 2. - С. 1-2.
33. Филинских А. Д. Создание виртуальных экскурсий // КОГРАФ-2018. - 2018. - С. 32-38.
34. Шардаков В. М. Проектирование модели виртуального тура в Оренбургском государственном университете //Современные наукоемкие технологии. - 2021. - №. 3. - С. 101-105.
35. Штерензон В. А. Как оценить качество мультимедийных средств обучения //Новые информационные технологии в образовании. - 2014. - С. 293-295.
36. Шулунова И. Р. Виртуальные туры: структура и создание // Образование и наука. - 2020. - С. 213-218.
37. Шутов А. А. Виртуальный тур по СОК «Ждановец»: от идеи до прогулки // КОГРАФ-2021. - 2021. - С. 136-143.
38. Юленков С. Е., Котельникова С. В., Касаткин А. С. Современные виртуальные экскурсии и средства разработки виртуальных экскурсий в музейной деятельности // Решетневские чтения. - 2016. - Т. 2. - №. 20. - С. 239-240.
39. Argyriou L., Economou D., Bouki V. Design methodology for 360 immersive video applications: the case study of a cultural heritage virtual tour //Personal and Ubiquitous Computing. - 2020. - Vol. 24. - P. 843-859.
40. Napolitano R. K., Scherer G., Glisic B. Virtual tours and informational modeling for conservation of cultural heritage sites // Journal of Cultural Heritage. - 2018. - Vol. 29. - P. 123-129.
41. Wu X., Lai I. K. W. The use of 360-degree virtual tours to promote mountain walking tourism: Stimulus-organism-response model // Information Technology & Tourism. - 2022. - Vol. 24. - №. 1. - P. 85-107.