Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА СЕМЬЯ

Работа №157160

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы111
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования 6
1.1. Языковая картина мира 6
1.2. Концепт Семья в русской языковой картине мира 8
1.3. Представления о семье у младшего школьника 16
1.4. Принципы организации процесса освоения языкового концепта младшими
школьниками. Возможности освоения концепта Семья при обучении младших школьников по УМК «Перспектива» 18
Вывод по главе I 23
Глава II. Экспериментальное исследование концепта Семья в языковой картине мира младшего школьника 25
2.1. Диагностическая программа определения актуального уровня освоенности
концепта Семья младшими школьниками 25
2.2. Исследование актуального уровня освоения концепта «семья» в языковой
картине мира младшего школьника 28
2.3. Цикл внеурочных занятий по расширению развития концепта Семья 35
Вывод по главе II 44
Заключение 46
Список используемой литературы 48
Приложения 56
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 110
Приложение Г 111


Одним из приоритетных направлений в современном образовательном процессе выступает развитие личности, осознающей свою этническую идентичность.
Многие исследователи считают, что этническую идентичность необходимо рассматривать в тесной связи с языком, так как именно язык является важнейшим условием существования любой социальной общности. Язык выступает своеобразным конструктором этнической идентичности, фактором ее формирования, выражения и сохранения [22]. Поэтому для педагога важно построить обучение языку так, чтобы ребёнок не только усваивал систему языка, но через систему языка приобщался бы к культурным ценностям.
В ХХ веке образовалась особая филологическая дисциплина - лингво- культурология, которая рассматривает язык как основное средство интерпретации человеческой культуры, ментальности нации. Центральным понятием линг- вокультурологии стало понятие «языковая картина мира». Основной единицей языковой картины мира принято считать концепт. Под концептом принято понимать «то, посредством чего человек — рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» — сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [64, С.3]. Теории концепта посвящен целый ряд работ, как зарубежных, так и отечественных исследователей: И.А.Стернин, Н.Ю.Шведова, А.С.Дё- мышева, Н.Н.Болдырев, Ю.С.Степанов, Чжан Янь, К.Пруст, В.Эванс, У.Левелт, Л.Талми и др.
Концепты формируются в языковом сознании отдельной личности постепенно, во-первых, из непосредственного чувственного опыта, во-вторых, из предметной деятельности, в-третьих, из мыслительных операций человека с другими, уже существующими в его сознании, концептами, в-четвёртых, из языкового общения и, наконец, из самостоятельного познания человеком значений языковых единиц [1]. В младшем школьном возрасте у ребенка формируется своя, особая - детская - языковая картина мира, выражающая особую, детскую точку зрения на мир. Но и 7-8-летний ребёнок является представителем национально-культурного сообщества, и его ЯКМ имеет определенную национальную окраску [68].
Концепт «семья» считается одним из ключевых концептов русской языковой картины мира. Дети рано знакомятся с этим концептом и, по-нашему предположению, наполняют его иным содержанием, нежели взрослые. Задача педагога - во-первых, понять суть детского концепта «семья», во-вторых, помочь его «достраиванию», полноценному освоению. Под полноценным освоением концепта мы понимаем сформированность предметного, когнитивного и оценочного слоев концепта.
Таким образом, актуальность нашей работы обуславливается:
1) требованиями ФГОС НОО, согласно которым обучающийся должен осознавать свою этническую идентичность, уважать и принимать ценности семьи и общества;
2) особо ролью предмета «Русский язык» в процессе усвоения обучающимися основ национального менталитета и национального самосознания;
3) пристальным вниманием современных исследователей к изучению национальных языковых картин мира;
4) тем, что концепт Семья относится к базовым концептам русской языковой картины мира, к «опорным точкам национального менталитета» и, следовательно, заслуживает максимально подробного описания и последующего освоения младшими школьниками;
5) дефицитом современных исследований базового концепта Семья в детской языковой картине мира.
Объектом нашего исследования является языковая картина мира младшего школьника как один из вариантов русской языковой картины мира.
Под языковой картиной мира мы понимаем исторически сложившуюся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженную в языке совокупность образов, понятий, стереотипов и символов, представляющую собой знания определенного народа об окружающем мире, которые на уровне сознания хранятся в виде концептов [6].
Предметом нашего исследования является концепт «семья» в языковой картине мира современного младшего школьника.
Цель исследования - на основании теоретического и экспериментального исследования концепта Семья в языковой картине мира младшего школьника составить цикл внеурочных занятий, направленных на расширение и уточнение концепта «семья» в языковой картине мира младшего школьника...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы нами было выявлено, что семья представляет собой место, где ее членам оказывается эмоциональная поддержка. Содержание концепта «семья» в языковой картине мира современного человека характеризуется возрастной дифференциацией, на этом основании нами был подобран диагностический комплекс (ассоциативный эксперимент, устный рассказ).
В ходе исследования мы выявили, что концепт Семья в языковой картине мира младшего школьника имеет одноуровневую структуру, состоящую из чувственного ядра, включающего в себя названия членов семьи, и концептуальных признаков (помощь, радостная, дружная, и др.).
Концепт Семья в языковой картине мира младшего школьника включает в себя те же представления, что и взрослый. Эти представления касаются состава семьи, основных характеристик и взаимоотношений ее членов, роли семьи в жизни человека. Младший школьник включает в состав семьи не только родственников, но и домашних питомцев. Особенностями концепта Семья являются употребление слов, отражающих собственные положительные чувства, переживания и эмоции, связанных с семьей. Концепт наполняется представлениями о дружбе, любви, помощи, доброте, счастье, радости, совместной деятельности, что говорит об оказании эмоциональной поддержки членами семьи.
Младший школьник не мыслит семью без матери и отца. В своей «будущей» семье школьник видит наличие обоих родителей, двух детей, большого дома и домашних питомцев. В семейную сферу не входят слова «класс», «учитель», которые отмечались в исследованиях И.В. Гармаш ранее.
Еще одной особенностью является эгоцентризм детского мышления, что согласуется с представлениями Ж. Пиаже. Младший школьник видит мир только со своей точки зрения, это находит свое отражение в таких выражениях, как «помогают мне», «любят меня», «заботятся о тебе».
У младшего школьника отсутствует отрицательная коннотация слов реакций на слово «семья», что подтверждает возрастную дифференциацию.
В языке также отсутствуют метафоры. Отсутствие их согласуется с выводами выдающихся исследователей о том, что детские высказывания наполнены прямым, буквальным смыслом, и у ребенка «метафоры в собственном смысле слова еще не существует» [10, С.101]. В языковом сознании младшего школьника нет пересечения концептов «семья» и «брак». Это говорит о том, что данный периферийный слой концепта «семья» еще не освоен.
Все перечисленные признаки являются содержанием смысловой парадигмы концепта Семья.
При проведении констатирующего эксперимента была выявлена одноуровневая структура концепта «семья» у младшего школьника. Исходя из результатов, можно сделать вывод о целесообразности проведения внеурочных занятий по расширению и уточнению данного концепта. Ввиду этого нами был разработан цикл внеурочных занятий, направленный на расширение концепта «семья» в языковой картине мира младшего школьника. Занятия предполагают знакомство с концептом Семья через художественные и научные тексты, пословицы и поговорки, фразеологизмы, афоризмы в русской, шведской, английской, китайской, испанской, французской культурах. Именно в процессе сопоставительного анализа можно выявить специфику национального характера. Данный цикл занятий можно использовать в любом УМК.



1. Абрамова И.А. Принципы формирования концепта в языковом сознании учащихся общеобразовательной школы // Вопросы современной науки и практики. - 2010. - №4. - с. 156-160.
2. Авдеева Т.Г. Представление о родительских ролях младших школьников // Интерактивная наука. - 2017. - № 13. - с. 95-96.
3. Андреева Т.Л., Таловская Б.М. Языковая ситуация в соединённом королевстве Великобритании и Северной Ирландиив 2000 - 2010-х гг. // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - № 6. - с. 67-71.
4. Арбатский Д.И. Основные способы толкования значения слов // Русский язык в школе. - 1970. - № 3. - с. 26-31.
5. Болдина О.П. Внутренний лексикон как один из источников описания языковой личности. В кн: Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве, Бийск, 2012: материалы международной научной конференции. Бийск: Алтайск. гос. академия, 2012. с. 5-10.
6. Бондаренко С.В., Гончарова Н.В. Культурная и языковая картины мира в культурной антропологии // Концепт и культура: материалы III межд. науч. конф. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - с. 37.
7. Васильева М.С. Традиционная китайская семья как школа воспитания детей // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - №6. - с. 105- 109.
8. Васильева С.П., Васильев А.Д. Ассоциативный словарь Приенисей- ской Сибири // Изд-во Краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. Астафьева. - 2014. - 258 с.
9. Воробьев В.В. Теоретические и прикладные аспекты лингвокульту- рологии: автореф. дис. на соиск. учен. степени докт. филол. наук: спец. 10.02.01. «русский язык». - Москва, 1996. - 48 с.
10. Выготский Л.С. Психология детства // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4: Детская психология. 432 с.
11. Гармаш И.В. Концепт «семья» в детской языковой картине мира (по данным ассоциативного эксперимента) // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2016. - №7. - с. 32-36.
12. Гвоздева А.А. Языковая картина мира: лингвокультурологические и гендерные особенности: На материале художественных произведений русскоязычных и англоязычных авторов: дис. - М.: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. фил. наук: спец. 10.02.19. «теория языка». - Тамбов, 2003. - 24 с.
13. Гончарова Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия Тульского государственного университета. - 2012. -№2. - с. 396-405.
14. Гумерова А.Т. Репрезентация концепта «семья» в русском, немецком и башкирском языках. // Вестник Башкирского университета. - 2010.- Т. 15. №4.- с. 1208- 12011
15. Дёмышева А. С. Концептуальные аспекты языковой картины мира в сознании младшего школьника // Педагогическое образование в России. - 2016. -№ 3 - с. 156-160...78


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ