Правовое регулирование государственной границы России (Севастопольский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 11
1.1. Теоретико–правовая природа и юридическая сущность государственной территории и государственной границы РФ 11
1.2. Международно–правовые основы оформления государственной границы и практика разрешения территориальных споров 19
1.3. Режим функционирования государственной границы РФ как организационно–правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере 26
Выводы к Главе 1. 35
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО–ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 36
2.1. Правовая природа и функциональная направленность управленческой деятельности в сфере охраны государственной границы РФ 36
2.2. Механизм административно–правового регулирования в сфере обеспечения режима функционирования государственной границы РФ 43
2.3. Основные направления реализации государственной политики в пограничной сфере в контексте достижения национальной пограничной безопасности РФ 52
Выводы к Главе 2 58
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 59
3.1. Система и административно–правовой статус федеральных органов государственной власти в сфере защиты государственной границы РФ 59
3.2. Полномочия Вооруженных сил РФ в сфере охраны государственной границы РФ 65
3.3. Проблемы и пути их решения в области правового обеспечения государственной границы РФ 70
Выводы к Главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 11
1.1. Теоретико–правовая природа и юридическая сущность государственной территории и государственной границы РФ 11
1.2. Международно–правовые основы оформления государственной границы и практика разрешения территориальных споров 19
1.3. Режим функционирования государственной границы РФ как организационно–правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере 26
Выводы к Главе 1. 35
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО–ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 36
2.1. Правовая природа и функциональная направленность управленческой деятельности в сфере охраны государственной границы РФ 36
2.2. Механизм административно–правового регулирования в сфере обеспечения режима функционирования государственной границы РФ 43
2.3. Основные направления реализации государственной политики в пограничной сфере в контексте достижения национальной пограничной безопасности РФ 52
Выводы к Главе 2 58
ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ 59
3.1. Система и административно–правовой статус федеральных органов государственной власти в сфере защиты государственной границы РФ 59
3.2. Полномочия Вооруженных сил РФ в сфере охраны государственной границы РФ 65
3.3. Проблемы и пути их решения в области правового обеспечения государственной границы РФ 70
Выводы к Главе 3 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы квалификационной работы обусловлена сложившейся обстановкой на международной арене, которая требует пересмотра системы обеспечения охраны государственной границы, создания новой системы безопасности, увеличения эффективности деятельности пограничных органов и организации постоянного мониторинга за наличием внешних угроз. С учетом сложной ситуации на международной арене и наличием целого ряда угроз национальной безопасности страны требуется оптимизировать систему защиту государственной границы и учитывать возникшие негативные факторы.
На протяжении длительного времени существует целый ряд проблем связанных с защитой государственной границы, в частности не признания ее большинством стран в мире. Незавершенность процесса международно–правового оформления границ оказывается негативное влияние на обеспечение целостности территории нашей страны и определяет наличие целого ряда угроз в области национальной безопасности. Территориальная целостность представляет собой одну из значимых категорий обеспечения оценки уровня безопасности государства. В случае нарушения территориальной целостности государства ставится под вопрос возможность его функционировать и осуществлять государственное управление.
Таким образом, в настоящее время является актуальным вопрос создания условий для эффективного правового обеспечения защиты государственной границы, оптимизации деятельности органов государственной власти, повышения уровня требований к безопасности границ, использование нового вооружения, технических средств и инновационных технологий. Органы государственной власти непосредственно должны осуществлять тесное взаимодействие между собой для обеспечения охраны государственной границы и национальной безопасности государства в целом.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Среди ученых, комплексно изучающих данную правовую тематику, следует отметить Девятерикова, В. А., Керамова С.Н., Елисеев М.А., Бараненков В. В., Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В.
Теоретической основой исследования правового обеспечения государственной границы РФ являются труды, относящиеся к публично-правовой науке, международному праву, в которых описывается правовая природа государственной границы, особенности обеспечения ее защиты, в том числе с учетом модернизации деятельности органов государственной власти. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли: Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В., Керамова С.Н., Елисеев М.А., Степанов–Егиянц В.Г. и другие.
Особый интерес представляют научные статьи и отчеты о проведении реформы ученых, а также практических политиков, имеющих непосредственное отношение к процессу разработки концепций обеспечения охраны государственной границы: Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Зыков Д.А., Семенов С.А., Медкова В. А., Ахмедов М. Н., Трякин К.Ю., Ахмедов М.Н. и других.
Несмотря на наличие достаточно большого количества исследований в области правового обеспечения государственной границы РФ достаточно мало изучена проблематика современного законодательства, а также возможности его реализации с учетом усложнившейся обстановки на международной арене, в частности проведения специальной операции.
Ввиду новизны разрабатываемой проблемы достигнутый в настоящее время уровень исследования вопросов правового регулирования государственной границы не в полной мере отвечает потребностям теоретико-познавательного и практического свойства и не отражает всей значимости изучаемого явления для развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики.
Новизна определяется также тем, что рассматриваемая проблема не подвергалась ранее детальному изучению с точки зрения современной ситуации и международным угрозам, а реализация основных положений Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере настоятельно требует переосмысления управленческой деятельности пограничных органов применительно к новым тенденциям перехода преимущественно к невойсковым, в частности в рамках международного сотрудничества, как способа охраны государственной границы Российской Федерации. В работе выявлена некоторая пробельность нормативно-правового обеспечения реализации положений государственной пограничной политики, предложены пути ее устранения.
Вышеизложенным в совокупности обусловливается научная актуальность и практическая значимость научной разработки темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения в области обеспечения охраны государственной границы РФ.
Предметную область исследования составляют:
- практика реализации механизмов правового обеспечения охраны государственной границы РФ;
- нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны государственной границы РФ.
Целью исследования является определение подходов к оптимизации правового обеспечения охраны государственной границы РФ в целом, а также отдельных направлений правового регулирования для обеспечения национальной безопасности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретико – правовую природу и юридическую сущность государственной территории и государственной границы РФ.
2. Определить международно–правовые основы оформления государственной границы и практика разрешения территориальных споров.
3. Выявить особенности режима функционирования государственной границы РФ как организационно–правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере.
4. Рассмотреть правовую природу и функциональную направленность управленческой деятельности в сфере охраны государственной границы РФ.
5. Изучить механизм административно–правового регулирования в сфере обеспечения режима функционирования государственной границы РФ.
6. Исследовать основные направления реализации государственной политики в пограничной сфере в контексте достижения национальной пограничной безопасности РФ.
7. Проанализировать систему и административно–правовой статус федеральных органов государственной власти в сфере защиты государственной границы РФ
8. Характеристика полномочий Вооруженных сил РФ в сфере охраны государственной границы РФ.
9. Выявить проблемы и разработать пути их решения в области правового обеспечения государственной границы РФ.
Методологическую основу работы составляет комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета и сделать соответствующие выводы. При проведении исследования использовались различные общенаучные методы исследования, в том числе: общенаучный диалектический, формально-логический, исторический, аналитический, структурно-функциональный, а также сравнительно-правовой и технико-юридический методы.
Методологической основой исследования стал системный подход к исследуемой проблеме, а также комплексный анализ работ зарубежных и отечественных специалистов, касающиеся тематики государственного управления и правового обеспечения охраны государственной границы, нормативных актов РФ, и мониторинг публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации о результатах реализации системы охраны государственной границы.
В процессе исследования были использованы следующие методы сбора данных: анализ нормативных актов РФ, позволивший определить нормативную базу административной реформы, выявить ее общий системный содержание, основные направления, тенденции развития и промежуточные результаты; мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, с помощью которого была получена актуальная информация о ходе административного реформирования в России, его результатах, оценках текущей ситуации практическими политиками, экспертами и обществом; анализ вторичных данных, касающихся предмета изучения, как то: социологические опросы, отчеты о проделанной работе непосредственных участников реформирования, а также выводы экспертов относительно промежуточных результатов и возможных перспектив административной реформы. Непосредственно в процессе исследования, кроме общенаучных методов анализа, дедукции и индукции, абстрагирования и др. использовался сравнительно-исторический подход и структурно-функциональный метод посредством которого исследованы функции и полномочия органов государственной исполнительной власти, выявлены несвойственные и дублирующиеся полномочия, что позволило в существенной мере оптимизировать работу этих органов.
Эмпирической базой исследования является международная судебная практика, практика судов общей юрисдикции, в частности: Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2018 г. по делу N 33а–317/2018, Постановление Шарлыкского районного суда № 5-25/2021 от 19 марта 2021 г. по делу № 5-25/2021, Приговор Шебекинского районного суда Белгородской области № 1–197/2021 от 18 ноября 2021 г. по делу № 1–197/2021 и т.д.
Нормативно-правовую основу исследования составила система нормативно-правовых актов, в области регулирования статуса государственной границы, в частности: Конституция РФ, КоАП РФ, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации».
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В., Зыков Д.А., Семенов С.А., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Степанов–Егиянц В.Г., а также других.
На протяжении длительного времени существует целый ряд проблем связанных с защитой государственной границы, в частности не признания ее большинством стран в мире. Незавершенность процесса международно–правового оформления границ оказывается негативное влияние на обеспечение целостности территории нашей страны и определяет наличие целого ряда угроз в области национальной безопасности. Территориальная целостность представляет собой одну из значимых категорий обеспечения оценки уровня безопасности государства. В случае нарушения территориальной целостности государства ставится под вопрос возможность его функционировать и осуществлять государственное управление.
Таким образом, в настоящее время является актуальным вопрос создания условий для эффективного правового обеспечения защиты государственной границы, оптимизации деятельности органов государственной власти, повышения уровня требований к безопасности границ, использование нового вооружения, технических средств и инновационных технологий. Органы государственной власти непосредственно должны осуществлять тесное взаимодействие между собой для обеспечения охраны государственной границы и национальной безопасности государства в целом.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Среди ученых, комплексно изучающих данную правовую тематику, следует отметить Девятерикова, В. А., Керамова С.Н., Елисеев М.А., Бараненков В. В., Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В.
Теоретической основой исследования правового обеспечения государственной границы РФ являются труды, относящиеся к публично-правовой науке, международному праву, в которых описывается правовая природа государственной границы, особенности обеспечения ее защиты, в том числе с учетом модернизации деятельности органов государственной власти. Большой вклад в разработку этой проблематики внесли: Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В., Керамова С.Н., Елисеев М.А., Степанов–Егиянц В.Г. и другие.
Особый интерес представляют научные статьи и отчеты о проведении реформы ученых, а также практических политиков, имеющих непосредственное отношение к процессу разработки концепций обеспечения охраны государственной границы: Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Зыков Д.А., Семенов С.А., Медкова В. А., Ахмедов М. Н., Трякин К.Ю., Ахмедов М.Н. и других.
Несмотря на наличие достаточно большого количества исследований в области правового обеспечения государственной границы РФ достаточно мало изучена проблематика современного законодательства, а также возможности его реализации с учетом усложнившейся обстановки на международной арене, в частности проведения специальной операции.
Ввиду новизны разрабатываемой проблемы достигнутый в настоящее время уровень исследования вопросов правового регулирования государственной границы не в полной мере отвечает потребностям теоретико-познавательного и практического свойства и не отражает всей значимости изучаемого явления для развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики.
Новизна определяется также тем, что рассматриваемая проблема не подвергалась ранее детальному изучению с точки зрения современной ситуации и международным угрозам, а реализация основных положений Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере настоятельно требует переосмысления управленческой деятельности пограничных органов применительно к новым тенденциям перехода преимущественно к невойсковым, в частности в рамках международного сотрудничества, как способа охраны государственной границы Российской Федерации. В работе выявлена некоторая пробельность нормативно-правового обеспечения реализации положений государственной пограничной политики, предложены пути ее устранения.
Вышеизложенным в совокупности обусловливается научная актуальность и практическая значимость научной разработки темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения в области обеспечения охраны государственной границы РФ.
Предметную область исследования составляют:
- практика реализации механизмов правового обеспечения охраны государственной границы РФ;
- нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы охраны государственной границы РФ.
Целью исследования является определение подходов к оптимизации правового обеспечения охраны государственной границы РФ в целом, а также отдельных направлений правового регулирования для обеспечения национальной безопасности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретико – правовую природу и юридическую сущность государственной территории и государственной границы РФ.
2. Определить международно–правовые основы оформления государственной границы и практика разрешения территориальных споров.
3. Выявить особенности режима функционирования государственной границы РФ как организационно–правовая основа защиты общественных отношений в пограничной сфере.
4. Рассмотреть правовую природу и функциональную направленность управленческой деятельности в сфере охраны государственной границы РФ.
5. Изучить механизм административно–правового регулирования в сфере обеспечения режима функционирования государственной границы РФ.
6. Исследовать основные направления реализации государственной политики в пограничной сфере в контексте достижения национальной пограничной безопасности РФ.
7. Проанализировать систему и административно–правовой статус федеральных органов государственной власти в сфере защиты государственной границы РФ
8. Характеристика полномочий Вооруженных сил РФ в сфере охраны государственной границы РФ.
9. Выявить проблемы и разработать пути их решения в области правового обеспечения государственной границы РФ.
Методологическую основу работы составляет комплексная система научных методов познания, позволяющих осуществить всесторонний анализ предмета и сделать соответствующие выводы. При проведении исследования использовались различные общенаучные методы исследования, в том числе: общенаучный диалектический, формально-логический, исторический, аналитический, структурно-функциональный, а также сравнительно-правовой и технико-юридический методы.
Методологической основой исследования стал системный подход к исследуемой проблеме, а также комплексный анализ работ зарубежных и отечественных специалистов, касающиеся тематики государственного управления и правового обеспечения охраны государственной границы, нормативных актов РФ, и мониторинг публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации о результатах реализации системы охраны государственной границы.
В процессе исследования были использованы следующие методы сбора данных: анализ нормативных актов РФ, позволивший определить нормативную базу административной реформы, выявить ее общий системный содержание, основные направления, тенденции развития и промежуточные результаты; мониторинг печатных и электронных средств массовой информации, с помощью которого была получена актуальная информация о ходе административного реформирования в России, его результатах, оценках текущей ситуации практическими политиками, экспертами и обществом; анализ вторичных данных, касающихся предмета изучения, как то: социологические опросы, отчеты о проделанной работе непосредственных участников реформирования, а также выводы экспертов относительно промежуточных результатов и возможных перспектив административной реформы. Непосредственно в процессе исследования, кроме общенаучных методов анализа, дедукции и индукции, абстрагирования и др. использовался сравнительно-исторический подход и структурно-функциональный метод посредством которого исследованы функции и полномочия органов государственной исполнительной власти, выявлены несвойственные и дублирующиеся полномочия, что позволило в существенной мере оптимизировать работу этих органов.
Эмпирической базой исследования является международная судебная практика, практика судов общей юрисдикции, в частности: Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2018 г. по делу N 33а–317/2018, Постановление Шарлыкского районного суда № 5-25/2021 от 19 марта 2021 г. по делу № 5-25/2021, Приговор Шебекинского районного суда Белгородской области № 1–197/2021 от 18 ноября 2021 г. по делу № 1–197/2021 и т.д.
Нормативно-правовую основу исследования составила система нормативно-правовых актов, в области регулирования статуса государственной границы, в частности: Конституция РФ, КоАП РФ, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации».
Теоретическую основу исследования составили научные труды следующих авторов: Соломонова В.В., Рыжков А.О., Шуваева Ю.В., Зыков Д.А., Семенов С.А., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А., Степанов–Егиянц В.Г., а также других.
В рамках исследования было установлено, что в настоящее время в рамках научного сообщества имеется ряд дискуссий относительно определения понятия государственной границы, не смотря на, наличие данной нормы в законодательстве. Вследствие этого предлагается внести следующие определение государственной границы «Под государственной границей РФ следует понимать правовое положение государственной границы, которое регулируется системой национального и международного законодательства, признанное международными организациями и государствами и обусловленное пространственным пределом действия государственного суверенитета, территориальной юрисдикции органов государственной власти в воздушном пространстве, земной поверхности и недрах РФ».
Проблема международно–правового оформления государственной границы РФ стала следствием проведения длительных переговоров, относительно обеспечения согласования присоединения отдельных территорий. В результате этого вследствие наличия желания других государств владеть определенной территории возникает угроза территориальной целостности РФ, ее безопасности. Так, например, Эстония представляет гражданство своей страны гражданам, которые проживают в Печорском районе Псковской области.
Незавершенность процесса международно–правового оформления границ оказывается негативное влияние на обеспечение целостности территории нашей страны и определяет наличие целого ряда угроз в области национальной безопасности. Территориальная целостность представляет собой одну из значимых категорий обеспечения оценки уровня безопасности государства. В случае нарушения территориальной целостности государства ставится под вопрос возможность его функционировать и осуществлять государственное управление.
Необходимость обеспечения завершения международно–правового оформления государственной границы РФ является очевидным, что обуславливается наличием значительных изменений в системе интересов, смены политических режимов определенных государств, возникновением вооруженных конфликтов около границы нашего государства, а также проведения на данный момент специальной операции. В результате этого под угрозой становятся и иные соглашения, которые заключались РФ с другими государствами относительно определения территории, установления территориальной целостности и создания условий для определения четких рамок осуществления государственного суверенитета.
Основу правового регулирования вопросов установления особого правого статуса государственной границы регулируется системой нормативно-правовых актов, в частности: Конституция РФ, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» и т.д. Посредством системы нормативно-правовых актов устанавливается особый режим государственной границы, который охраняется в рамках деятельности органов государственной власти.
Режим государственной границы представляет собой совокупность юридических правил и иных правовых средств, направленных на регулирование опросов связанных с установлением, функционированием и охраны государственной границы, в том числе относительно определения правил поведения, прав и обязанностей, а также меры ответственности физических и юридических лиц в случае нарушения непосредственно правил государственной границы и приграничных территорий, в целях обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики.
Следует учитывать, что охрана государственной границы представляет собой составную часть защиты государственной границы и осуществляется посредством организации деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории РФ Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности РФ в случаях предусмотренных законодательством. Охрана государственной границы осуществляется в целях предотвращения противоправного изменения границ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами соответствующего режима границ, создания условий для функционирования и реализации пограничного режима и режима в пунктах пропуска через нее. Государственные границы в соответствие с положениями законодательства рассматриваются как пограничные меры.
Одним из основных направлений деятельности федеральной службы безопасности является пограничная деятельность. Пограничная деятельность представляет собой систему обеспечения соблюдения и защиты государственной границы РФ, охраны ее правового режима, пограничного режима в пунктах пропуска через нее, а также защита экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории. Административно–правовое регулирование в данной области осуществляется на основе законодательства, которое определяет механизмы пересечения государственной границы и требований, которые предъявляются к субъектам.
Пограничные органы осуществляют охрану государственной границе на суше, море, реках и иных водных объектах, а также в пунктах пропуска через государственную границу. Для обеспечения этого они наделяются рядом прав и обязанностей, которые определяют правовой статус и место в системе органов государственной власти. Особый правовой статус пограничных органов основывается на системе прав и обязанностей, которые представляются им в соответствие с законодательством. Права и обязанности пограничных органов могут определяться исключительно федеральным законодательством в соответствие с предметом ведения установленным Конституцией РФ. Следует учитывать, что пограничные органы для обеспечения реализации установленных полномочий, также осуществляют тесное взаимодействие с органами местного самоуправления для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для этого.
Вооруженные силы РФ (далее ВС РФ) представляют собой государственную военную организацию, которая является составной частью обороны нашей страны. ВС РФ предназначены для обеспечения отражения агрессии направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также выполнение иных задач в соответствие с национальным и международным законодательством. В целях обеспечения охраны государственной границы предусматривается возможность осуществления участия ВС РФ в организации проведения пограничных поисков и операций в рамках принятия совместного решения между федеральными органами исполнительной власти. ВС РФ осуществляют содействие пограничным органам в обеспечение охраны государственной границы и принятия всех необходимых для этого мер, в том числе относительно применения вооруженной техники и специальных средств.
К основным проблемам, которые влияют на эффективность организации системы обеспечения защиты государственных границ следует относить: незавершенность международно–правового оформления государственной границы с рядом государством и разграничения с ними морского пространства; недостаточный уровень осуществления обустройства и технического оснащения отдельных участков государственных границ государства, в том числе с учетом низких темпов организации их постройки и оснащения; неурегулированность правоотношений в рамках реализации прав иностранных граждан на организацию использования земельных участков, которые расположены на приграничной территории государства; недостаточная организация межведомственного взаимодействия в рамках осуществления контроля за порядком пребывания иностранных граждан на приграничной территории с учетом выбора определенного регламента; низкий уровень мотивации граждан относительно необходимости обеспечения охраны государственной границы и разработки для этого необходимых механизмов.
Указанные проблемы во многом определяют отсутствие необходимого уровня безопасности государственной границы. Проведение СВО ставит необходимость повышения уровня обеспечения безопасности границы государства, установления дополнительного контроля за деятельностью уполномоченных органов. В данном случае решение проблем имеет центральное значение и требует пересмотра деятельности уполномоченных органов с учетом возрастания необходимости применения ими специальных средств при организации охраны. Так, недавние случаи нарушения безопасности государственной границы ярко демонстрируют необходимость обеспечения ее охраны на местах и формирования дополнительных подразделений ответственных за это. Только при пересмотре системы обеспечения безопасности и кардинального реформирования полномочий органов власти в данной области будут сформированы оптимальные условия для ее охраны.
Для обеспечения реализации национальных интересов государства и создания условий для повышения эффективности ее охраны в рамках реализации пограничной политики требуется: осуществление наращивания оперативного и технического потенциала пограничных органов ФСБ, а также организации эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, его отдельными подразделениями, создания эффективной системы правового регулирования; создание межведомственных группировок сил и средств для организации совместной деятельности, направленных на обеспечение локализации кризисных ситуаций, которые возникают на государственной границе; ведение работ по обеспечению обустройства и технического оснащения государственной границы; осуществление обновления технического оснащения вооружения и техники, которые используются в рамках охраны государственной границы; осуществление развитие системы регулирования пропуска через государственную границу; в плановом порядке должна осуществляться работа по международному оформлению государственных границ с определенными государствами и в рамках морского пространства с учетом принципов пограничного регулирования и обеспечения территориальной целостности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме, в рамках исследования был осуществлен анализ аспектов правового обеспечения государственной границы РФ, выявлены проблемы в данной области и разработаны пути их решения, которые могут использоваться для определения основных направлений развития и обеспечения повышения уровня национальной безопасности.
Проблема международно–правового оформления государственной границы РФ стала следствием проведения длительных переговоров, относительно обеспечения согласования присоединения отдельных территорий. В результате этого вследствие наличия желания других государств владеть определенной территории возникает угроза территориальной целостности РФ, ее безопасности. Так, например, Эстония представляет гражданство своей страны гражданам, которые проживают в Печорском районе Псковской области.
Незавершенность процесса международно–правового оформления границ оказывается негативное влияние на обеспечение целостности территории нашей страны и определяет наличие целого ряда угроз в области национальной безопасности. Территориальная целостность представляет собой одну из значимых категорий обеспечения оценки уровня безопасности государства. В случае нарушения территориальной целостности государства ставится под вопрос возможность его функционировать и осуществлять государственное управление.
Необходимость обеспечения завершения международно–правового оформления государственной границы РФ является очевидным, что обуславливается наличием значительных изменений в системе интересов, смены политических режимов определенных государств, возникновением вооруженных конфликтов около границы нашего государства, а также проведения на данный момент специальной операции. В результате этого под угрозой становятся и иные соглашения, которые заключались РФ с другими государствами относительно определения территории, установления территориальной целостности и создания условий для определения четких рамок осуществления государственного суверенитета.
Основу правового регулирования вопросов установления особого правого статуса государственной границы регулируется системой нормативно-правовых актов, в частности: Конституция РФ, Закон РФ от 01.04.1993 N 4730–1 (ред. от 30.12.2021) «О Государственной границе Российской Федерации», Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174 «Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации» и т.д. Посредством системы нормативно-правовых актов устанавливается особый режим государственной границы, который охраняется в рамках деятельности органов государственной власти.
Режим государственной границы представляет собой совокупность юридических правил и иных правовых средств, направленных на регулирование опросов связанных с установлением, функционированием и охраны государственной границы, в том числе относительно определения правил поведения, прав и обязанностей, а также меры ответственности физических и юридических лиц в случае нарушения непосредственно правил государственной границы и приграничных территорий, в целях обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики.
Следует учитывать, что охрана государственной границы представляет собой составную часть защиты государственной границы и осуществляется посредством организации деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории РФ Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами обеспечения безопасности РФ в случаях предусмотренных законодательством. Охрана государственной границы осуществляется в целях предотвращения противоправного изменения границ, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами соответствующего режима границ, создания условий для функционирования и реализации пограничного режима и режима в пунктах пропуска через нее. Государственные границы в соответствие с положениями законодательства рассматриваются как пограничные меры.
Одним из основных направлений деятельности федеральной службы безопасности является пограничная деятельность. Пограничная деятельность представляет собой систему обеспечения соблюдения и защиты государственной границы РФ, охраны ее правового режима, пограничного режима в пунктах пропуска через нее, а также защита экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории. Административно–правовое регулирование в данной области осуществляется на основе законодательства, которое определяет механизмы пересечения государственной границы и требований, которые предъявляются к субъектам.
Пограничные органы осуществляют охрану государственной границе на суше, море, реках и иных водных объектах, а также в пунктах пропуска через государственную границу. Для обеспечения этого они наделяются рядом прав и обязанностей, которые определяют правовой статус и место в системе органов государственной власти. Особый правовой статус пограничных органов основывается на системе прав и обязанностей, которые представляются им в соответствие с законодательством. Права и обязанности пограничных органов могут определяться исключительно федеральным законодательством в соответствие с предметом ведения установленным Конституцией РФ. Следует учитывать, что пограничные органы для обеспечения реализации установленных полномочий, также осуществляют тесное взаимодействие с органами местного самоуправления для создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для этого.
Вооруженные силы РФ (далее ВС РФ) представляют собой государственную военную организацию, которая является составной частью обороны нашей страны. ВС РФ предназначены для обеспечения отражения агрессии направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории, а также выполнение иных задач в соответствие с национальным и международным законодательством. В целях обеспечения охраны государственной границы предусматривается возможность осуществления участия ВС РФ в организации проведения пограничных поисков и операций в рамках принятия совместного решения между федеральными органами исполнительной власти. ВС РФ осуществляют содействие пограничным органам в обеспечение охраны государственной границы и принятия всех необходимых для этого мер, в том числе относительно применения вооруженной техники и специальных средств.
К основным проблемам, которые влияют на эффективность организации системы обеспечения защиты государственных границ следует относить: незавершенность международно–правового оформления государственной границы с рядом государством и разграничения с ними морского пространства; недостаточный уровень осуществления обустройства и технического оснащения отдельных участков государственных границ государства, в том числе с учетом низких темпов организации их постройки и оснащения; неурегулированность правоотношений в рамках реализации прав иностранных граждан на организацию использования земельных участков, которые расположены на приграничной территории государства; недостаточная организация межведомственного взаимодействия в рамках осуществления контроля за порядком пребывания иностранных граждан на приграничной территории с учетом выбора определенного регламента; низкий уровень мотивации граждан относительно необходимости обеспечения охраны государственной границы и разработки для этого необходимых механизмов.
Указанные проблемы во многом определяют отсутствие необходимого уровня безопасности государственной границы. Проведение СВО ставит необходимость повышения уровня обеспечения безопасности границы государства, установления дополнительного контроля за деятельностью уполномоченных органов. В данном случае решение проблем имеет центральное значение и требует пересмотра деятельности уполномоченных органов с учетом возрастания необходимости применения ими специальных средств при организации охраны. Так, недавние случаи нарушения безопасности государственной границы ярко демонстрируют необходимость обеспечения ее охраны на местах и формирования дополнительных подразделений ответственных за это. Только при пересмотре системы обеспечения безопасности и кардинального реформирования полномочий органов власти в данной области будут сформированы оптимальные условия для ее охраны.
Для обеспечения реализации национальных интересов государства и создания условий для повышения эффективности ее охраны в рамках реализации пограничной политики требуется: осуществление наращивания оперативного и технического потенциала пограничных органов ФСБ, а также организации эффективного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, его отдельными подразделениями, создания эффективной системы правового регулирования; создание межведомственных группировок сил и средств для организации совместной деятельности, направленных на обеспечение локализации кризисных ситуаций, которые возникают на государственной границе; ведение работ по обеспечению обустройства и технического оснащения государственной границы; осуществление обновления технического оснащения вооружения и техники, которые используются в рамках охраны государственной границы; осуществление развитие системы регулирования пропуска через государственную границу; в плановом порядке должна осуществляться работа по международному оформлению государственных границ с определенными государствами и в рамках морского пространства с учетом принципов пограничного регулирования и обеспечения территориальной целостности.
Таким образом, на основании вышеизложенного, следует прийти к выводу, что поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объеме, в рамках исследования был осуществлен анализ аспектов правового обеспечения государственной границы РФ, выявлены проблемы в данной области и разработаны пути их решения, которые могут использоваться для определения основных направлений развития и обеспечения повышения уровня национальной безопасности.
Подобные работы
- Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата (Севастопольский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, нотариальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы конституционно-правового статуса субъектов федераций: опыт России и зарубежных стран
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Транспортное обеспечение туризма в городе Севастополе
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022 - Транспортное обеспечение туризма в городе Севастополе
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ КАЗАНИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



