ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1. Понятие об адаптации, ее виды и структура 10
1.2. Понятие семейного воспитания. Методы и формы семейного
воспитания. Понятие «стратегии семейного воспитания» 22
1.3. Роль семейного воспитания в процессе обеспечения успешной
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации 29
Выводы по Главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Эмпирическое исследование взаимосвязей семейного воспитания и особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольной
организации 38
2.3. Направление и содержание системы психолого-педагогических
мероприятий с родителями и детьми по обеспечению успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации 51
2.4. Выявление эффективности психолого-педагогической работы по обеспечению успешной адаптации детей раннего возраста к условиям
дошкольной организации 56
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
Повышение возрастного порога начала посещения детьми дошкольной организации (с 1,5 до 3 лет) делает в последнее время проблему привыкания ребенка раннего возраста к условиям детского учреждения особенно актуальной.
Одной из базовых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Сложность приспособления детского организма к новым условиям и новой деятельности определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие, и в то же время определяет показатели психического здоровья дошкольников.
Исследованием проблемы детской адаптации занимались многие ученые, такие как: Н.М. Аскарина, А.Ф. Белов, Л.Ф. Божович, М.И. Лисина.
Анализ литературы показал, что большинство авторов (А.Ф. Билов, Ю.Ю. Бяловский, Л.Г. Дикая) в качестве переменных, влияющих на адаптацию, рассматривают факторы физиологического характера и индивидуально-психологические особенности личности ребенка (Л.Г. Дикая, В.И. Ильичева, Е.Р. Калитиевская).
Социально-психологические факторы анализируются лишь с позиции своеобразия новой социальной среды, в которую вступают дети, условиям, предшествующим переходу в новую среду (семье и семейному воспитанию) должного внимания не уделяется. Вместе с тем, прямое влияние стратегий семейного воспитания на качественные характеристики адаптации детей к детскому саду остается не исследованным.
Проблема семейного воспитания привлекает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков.
Вопросы семейного воспитания рассматриваются такими учеными как: Г.М. Андреевой, Ф.Б. Березиным, А.А. Бадалевым, Л.И. Божович.
Стратегия семейного воспитания осуществляется через реализацию системы поощрений и наказаний, контроля и требований, предъявляемых родителями.
Согласно данным исследователей Н.М. Аксариной, В.А. Алямовской, Л.В. Белкиной взаимоотношения родителей и детей определяют и особенности адаптации последних в социальной среде, в частности, адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к посещению детской организации зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Анализ научной и методической литературы позволил выявить противоречия между необходимостью (согласно ФГОС ДО) тщательного учета всех факторов, определяющих особенности адаптации ребенка к условиям дошкольной организации, и недостаточным вниманием со стороны ученых и практиков к социальной ситуации развития ребенка, которая предшествует его переходу в новую среду - семье и семейному воспитанию.
Понимание значимости раннего возраста как одного из важных периодов в развитии человека и недостаток информации о взаимосвязи стратегий семейного воспитания и особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации определяет необходимость проведения исследования, направленного на изучение характера этой взаимосвязи, что и составило научную проблему данного исследования.
Степень разработанности: Проблема семейного воспитания привлекает к себе внимание ученых и практиков, как нашей страны, так и зарубежных ученых. Вопросы семейного воспитания рассматривают такие учены как: Н.М. Аксарина, Л.С. Алексеева, Л.Г. Голубева, И.В. Дубровина.
Начало посещения ребенком детского сада - очень важный период в его жизни. От того насколько ребенок подготовлен к детскому саду, зависит успешность не только адаптационного процесса, но и развития в целом.
Свои исследования проблеме взаимодействия родителей с детьми посвятили такие ученые как: А. Адлер, Дж Боулби, А.Я. Варга, Р. Дрейкус, К. Роджерс, А.С. Спиваковская, А. Фрейд...
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день все больше детей поступает в ДО в раннем возрасте, а взгляды на воспитания не соответствуют современным представлениям о целях дошкольной организации.
Первые годы жизни ребенка - значимый этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим способностям, качествам, зависит от этого периода. Родители и педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка.
Развитие ребенка, его становление как личности во многом зависит от той, среды, в которой он растет, поэтому очень важно, чтобы родители выбирали правильную стратегию воспитания, а педагоги стремились организовать благоприятные отношения в детском коллективе.
Поступление ребенку в дошкольную организацию вопрос, который касается всех и родителей, и педагогов, и всего окружения ребенка, правильно организованный процесс воспитания, благоприятные отношения в семье дают возможность снизить риск возникновения неблагоприятной и болезненной адаптация детей.
В ходе работы были просмотрены и реализованы следующие задачи:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (проанализированы понятия «адаптация», «стратегии семейного воспитания»;
2. Подобраны методы и методики диагностики;
3. Эмпирически изучены стратегии семейного воспитания и особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации;
4. Выявлена взаимосвязь показателей адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации и стратегии семейного воспитания;
5. Определены направления и содержание психолого-педагогической работы с родителями и детьми раннего возраста по обеспечению их успешной адаптации к условиям дошкольной организации;
6. Выявлена эффективность формирующей работы.
Решение просмотренных задач позволило доказать гипотезу о том, что существует взаимосвязь между стратегиями семейного воспитания и особенностями адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной организации. Так авторитарная (подавляющая), либеральная (потакающая) и индифферентная (отвергающая) стратегии воспитания могут негативно повлиять на процесс адаптации ребенка, в то же время авторитетная (эффективная) стратегия воспитания будет способствовать благоприятному течению адаптационного процесса.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Пер. с англ. А. А. Велеева и Р.А. Велеевой (The Education of Children. Gateway Editions, Ltd. South Bend Indiana, 1978). Ростов н/Д.: изд-во Феникс, 1998. 448 с.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. 2003. № 5. С.49-53.
3. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей // Управление ДОУ. 2002. № 3. С. 31-35.
4. Байков Ф.Я. Ответственность родителей: заметки о воспитании М.,1985. С. 56-59.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. С. 74-76.
6. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Приор, 2014. 320 с.
7. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
8. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж: Учитель, 2011. 456 с.
9. Божович Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проспект, 2002. 414 с.
10. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2012. 233 с
11. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. 2011. № 3. С. 33-35.
12. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2012. 310 с.
13. Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. Книга для учителей, воспитателей и родителей. Чебоксары, 1998. 200 с.
14. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 2004. 232 с.
15. Волосова, Е.Б. Диагностика развития ребёнка раннего возраста. М.: Пресс, 2011.170 с...70