Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

Работа №157117

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 7
ЕЕ Проблемы формирования познавательной активности на уроках технологии?
Е2. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения 12
1.3. Эффективность применения проблемных ситуаций на уроках технологии.. 21
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 26
2.1 Выявление уровня познавательной активности обучающихся на уроках
технологии 26
2.2 Совершенствование уровня познавательной активности обучающихся
посредством использования проблемных ситуаций на уроках технологии 29
2.3 Определение эффективности применения проблемных ситуаций как средство
повышения познавательной активности обучающихся 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Приложение А. Определения понятия «Ремесло» 55
Приложение Б. Виды народных ремесел 56
Приложение В. Виды народных ремесел 57
Приложение Г. Задание на соотнесение названия ремесла с картинкой 58
Приложение Д. Технологическая карта на тему «Городецкая роспись» 60

На современном этане развития образования, уделяют все больше внимания разви тию познавательной активности у учеников.
Актуальность проблемы формирования познавательной активности у обучающихся подтверждается в ФГОС 3-го поколения. ФГОС описывает систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ. Методологической основой ФГОС общего образования является системно - деятельностный подход. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Суть этого подхода в том, что не учитель даст знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения. Отсюда можно сделать вывод, что тогда возрастает и уровень познавательной активности.
Также эта проблема исследовалась в разнььх трудах психологов и педагогов. Ещё в середине 1950-х г.г., было проведено исследование М.Н. Кашиным, где остро стал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Проблеме познавательной активности посвящены труды В.С.Данюшенкова. Г.И. Щукина в своих работах рассматривала педагогическую проблему формирования познавательных интересов школьников. Этот вопрос остается и актуальным и в современной школе.
Если у учеников познавательная активность на высоком уровне, то и его работа на уроке будет более продуктивной. Научить ученика можно только в ситуации, которая требует осмысления. Такая ситуация, называется проблемной.
Задача образования заключается не только в том, чтобы дать учащимся знания, но и в том, чтобы научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Умение решать проблемные ситуации на сегодняшний день является весьма полезной способностью. Посредством таких уроков у учащихся активизируется навыки самообразования, формируется творческое мышление, быстрее происходит возбуждение познавательной активности.
Выдвинута следующая гипотеза: если систематически использовать в процессе обучения проблемные ситуации, например, в 7 классе, то это будет способствовать развитию познавательной активности обучающихся.
Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у обучающихся 7 класса.
Предметом исследования является влияние проблемных ситуаций на формирование познавательной активности у обучающихся 7 класса.
Целью дипломной работы является исследование влияния проблемных ситуаций на развитие познавательной активности у обучающихся 7 класса.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать проблемы формирования познавательной активности на уроках.
2. Изучить проблемные ситуации как основу проблемного обучения.
3. Изучить условия, которые влияют на эффективность применения проблемных ситуаций на уроках технологии.
4. Разработать таблицу выявления познавательной активности Определить уровень познавательной активности с помощью таблиць
5. Разработать фрагменты уроков и технологическую карту ( применением проблемных ситуаций.
6. Определить эффективность применения проблемных ситуаций Kai средство повышения познавательной активности обучающихся.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе автором проведено исследование влияние проблемных ситуаций на формирование познавательной активности. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой проблемы, а именно влияние проблемных ситуаций на формирование познавательной активности.
Посредством анализа научной педагогической литературы выяснено, что при традиционном проведении уроков существует проблема низкой эффективности формирования познавательной активности.
В качестве варианта решения данной проблемы автором рассмотрена возможность применения проблемных ситуаций на уроках технологии в средней школе. Понятие «проблемные ситуации» предполагает обучение, которое строиться на основе постановки проблем, которые должны быть решены учащимися самостоятельно. В работе рассмотрены типы и компоненты проблемной ситуации.
Выяснено, что эффективная реализация процесса применения проблемных ситуаций в учебном процессе обеспечивается лишь при определенных условиях: задание в проблемной ситуации основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся; предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям; проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
Вторая глава работы посвящена экспериментальному исследованию влияния применения проблемных ситуаций на формирование познавательной активности. При этом проведено выявление уровня познавательной активности на уроках с применение проблемной ситуации и без применения. Выяснено, что формирование познавательной активности на уроках без применения проблемной ситуации происходит на среднем уровне.
Автором выявлены критерии и показатели познавательной активности обучающихся, которые использовались в составлении таблицы «Выявление уровня познавательной активности». В нее входят такие критерии, как: вопросы учащихся к учителю, стремление учащихся по собственному желанию участвовать в учебной деятельности, активное оперирование школьниками имеющимися знаниями, умениями и навыками, критичность, склонность к анализу допущенных ошибок в процессе выполнения учебной задачи, стремление уяснить причину изучаемого явления, выбор сложных заданий, самоконтроль, самоанализ и самооценка собственных познавательных и практичных действий, активное участие в коллективной работе класса.
Автором разработана система фрагментов из конспекта уроков с применением проблемных ситуации для обучающихся 7 класса по предмету технология. Также была разработана технолог плеская карта урока по теме «Народные ремесла России» с применением фрагмента с проблемной ситуацией. Этот урок был проведен у 7 класса в МБОУ Николаевской СОШ. У школьников наблюдался подъем познавательной активности.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования доказана эффективность применения проблемных ситуаций для формирования г Iознавагел ьной акти вности.
Задачи, поставленные в исследовании, выполнены. Цель достигнута. Материалы данной работы представляют практическую значимость, как для практикующих учителей, так и для студентов, обучающихся по специальности «Технология». А также эти материалы можно использовать учителям на уроках технологии.


1. Агапов В. С. , Мишина М. М. Психология интеллектуальной деятельности личности[Текст]/Агапов В. С. , Мишина М. М,- Москва: ИИУ МГОУ, 2015. 431 с
2. Баринова. Т. М.. Гарипова, И. О., Каранова. В. В., Леонова, Н. П., Шкатова. Е. А. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам [Текст] / Т. М. Баринова, И. О. Гарипова, В. В. Каранова, Н. П. Леонова, Е. А. Шкатова — . — Магадан: Охотник, 2011 — 112 с.
3. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении: Избр педагог, труда [Текст]/ Бабанский М.Ю.. - Москва: Педагогика, 1989. - 560 с.
4. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В. С. Безрукова — . — Екатеринбург: 2000 — 937 с.
5. Борисова И.В., Вербицкий А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр[Текст] / Борисова Н.В., Вербицкий А.А.. -Москва: Народное образование, 1990. -431 с.
6. .Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе [Текст] / Д.В. Вилькеев. - Казань: Изд-во КГУ, 1967. -214 с.
7. Вишнякова. С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика [Текст] / С. М. Вишнякова — . — Москва: НМЦСПО, 1999 —538 с.
8. Воровщиков, С. Г, Новожилова, М. М. Развитие учебнопознавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения. М., 2009. [Текст] / С. Г. Воровщиков. М. М. Новожилова — 2-е изд.. — Москва: "5 за знания". 2010 — 402 с.
9. Дорменжи П.Х. Формированте и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии / Дорменжи П.Х. [Электронный ресурс] // [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie- poznavatelnoy-aktivnosti-uchaschihsya-na-urokah-tehnologii/viewer (дата обращения: 28.04.2023).
10. Зубкова Т.И Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов [Текст] / Зубкова Т.И —. — Екатеринбург:, 1993 — 22 с.
1 1. Ивин, А. А. Современная философия науки[Текст] / Ивин А.А. - Москва: Высшая школа, 2005. - 592 с.
12. Ильин. В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс [Текст] / В. С. Ильин — . — Москва: Педагогика, 1984 — 144 с.
13. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров — . — Москва: Академия, 2003 — 176 с.
14. Кругляк, М. И. Знание и мышление [Текст]/Кругляк М.И. И Народное образование. 1970-54с.
15. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы[Текст] / Кудрявцев В.Т.. - Москва: Знание, 1991. - 80 с.
... всего 31 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ