Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1 Сущность понятия «функциональная грамотность» и её важность для
обучающихся 10
1.2 Роль учителя в процессе формирования функциональной грамотности .. 15
1.3 Выявление тенденций и предпосылок совершенствования подготовки
педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся .... 18 Вывод по первой главе 26
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ЕЁ ОПЫТНО -
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА 28
2.1 Исследование готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся 28
2.2 Разработка технологии совершенствования подготовки педагогов к
формированию функциональной грамотности обучающихся 39
2.3 Реализация и анализ технологии совершенствования подготовки педагогов
к формированию функциональной грамотности обучающихся 45
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
В настоящее время мировое общее образование ориентировано на развитие личности учащихся, обеспечение их результатами, необходимыми для успешной социализации, профессионального и личного самоопределения, а также готовности к непрерывному образованию. В связи с этим необходимо пересмотреть существующую образовательную практику, переместив акцент с простого воспроизведения знаний на самостоятельный поиск и применение современных технологий и методов, которые дают опыт эффективного мышления и результативной деятельности.
Проблема изменения методов подготовки учителей и повышения их квалификации с целью освоения ими инструментов для развития функциональной грамотности учеников является актуальной на протяжении нескольких последних лет. Исследователи считают, что эту проблему можно решить путем изменения методик и достижения таким образом качественно новых результатов в обучении школьников и студентов. Вместе с тем, мы полагаем, что необходим глубокий анализ, позволяющий учесть понимание учителями функциональной грамотности, знание ими инструментов для решения данной проблемы и практическую подготовку нынешних учителей для формирования у них нового представления о качестве образования в эру глобальной информационной сферы и массового использования гаджетов. В свете этого система образования должна ускорять процесс своей трансформации и лучше приспосабливаться к новым социальным требованиям. Многие страны, включая Россию, столкнулись с проблемой функциональной безграмотности в контексте развития глобального информационного сообщества.
Анализируя содержание и эффективность обучения школьников, ведущие специалисты указывают на необходимость достижения таких результатов обучения, которые помогут сегодняшним школьникам добиться успеха в жизни и карьере. Результаты исследований подтверждают, что на 3 сегодняшний день для школьника важно уметь ориентироваться в информационном потоке, находить верные решения возникающих вопросов и проблем, при этом объем знаний не является ключевым фактором. Современным школьникам и студентам требуются так называемые гибкие навыки, т.е. навыки, определяющие способность человека работать в коллективе и связанные с гибкостью мышления, мобильностью и эффективностью принимаемых решений. Однако, до недавнего времени, понятие функциональной грамотности не получало достаточного внимания в российской системе образования.
Проблема функциональной грамотности привлекает внимание как отечественных, так и иностранных исследователей, и в настоящее время существует значительное количество научных статей, посвященных этой теме. Возникает проблема, обусловленная инерцией обучения преимущественно в рамках традиционной образовательной парадигмы, основанной на объяснительно-иллюстрационном методе подачи нового материала, предполагающего воспроизведение услышанного и прочитанного учащимися, что развивает их наглядное мышление в ущерб логическому и абстрактному. Проведенный анализ показал, что такое обучение не способствует развитию функциональной грамотности школьников, тормозя их общее развитие. Исследование выявило, что эта проблема выходит за рамки педагогики, обучения детей на начальном уровне и далее и связана с качеством подготовки преподавателей. Следовательно, указанные недостатки в подготовке учащихся должны быть устранены посредством усовершенствования подготовки школьных учителей.
С точки зрения культурных ценностей, функциональная грамотность представляет собой метод социальной ориентации индивидуума, объединяющий образование (в первую очередь общее) и разнообразную человеческую активность. Эта характеристика функциональной грамотности выражается в ее основной функции - решении важных жизненных задач в разных видах деятельности с применением прикладных знаний, требующихся 4
каждому человеку в быстро меняющемся социуме. С этой позиции, функциональная грамотность выступает не как условие, а как фактор, влияющий на участие людей в общественной, культурной, политической и экономической активности, а также на непрерывное обучение. Исходя из этого функциональная грамотность в глобальном масштабе является индикатором социального благополучия и определенных социальных и культурно- образовательных достижений общества. Низкие показатели функциональной грамотности можно расценивать как угрозу социального кризиса в государстве.
...
В современной образовательной среде России стоит серьезная задача по развитию функциональной грамотности у учащихся, особенно в таких предметных областях, как математика. Учителя испытывают трудности в понимании и применении методов, способствующих развитию этой грамотности, что отражается на образовательных результатах. Проблема усугубляется недостаточным пониманием учителями изменений в образовательной ситуации и недостатком профессиональных знаний и навыков для адаптации к этим изменениям.
Специализированный курс по повышению функциональной грамотности, охватывающий разнообразные темы и компетенции, показал свою эффективность в улучшении качества образовательного процесса и развитии профессиональных компетенций учителей. Практические занятия, интерактивные сессии, итоговые тесты и обратная связь способствовали не только усвоению знаний, но и развитию навыков преподавания, критического мышления и профессионального роста учителей.
Внедрение подобных курсов в образовательные программы может значительно повысить уровень функциональной грамотности у педагогов и, следовательно, улучшить качество обучения учащихся. Это подчеркивает важность интеграции таких программ в систему образовательного процесса, включая постоянную оценку эффективности курса и активное вовлечение учителей в процесс непрерывного обучения и профессионального развития.
Исследование по повышению функциональной грамотности среди педагогов, проведённое в рамках эксперимента в ГБОУ «Школа «Бескудниково» в Москве, выявило ключевые аспекты и результаты, которые значительно влияют на образовательный процесс. Вводная диагностика показала, что до начала курса уровни понимания функциональной грамотности у контрольной и экспериментальной групп были сопоставимы, что предоставило надёжную основу для оценки эффекта обучения.
Курс, включающий серию мастер-классов, практических сессий и лекций, нацелен на повышение понимания и применения функциональной грамотности среди учителей. Он охватывает широкий спектр тем от читательской и математической грамотности до креативного мышления и глобальных компетенций. Особенностью курса является его комплексный подход, сочетающий теоретическое обучение с практическими занятиями и интерактивными методами.
Результаты исследования показали значительное улучшение в уровне функциональной грамотности среди учителей экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой. Это улучшение затронуло разные области, подтверждая эффективность курса. Особенно заметно повышение показателей в анализе и использовании информации, что соответствует улучшению читательской, математической и естественнонаучной грамотности.
Курс оказал влияние не только на профессиональные компетенции учителей, но и на их способность эффективно передавать знания учащимся. Помимо повышения собственной функциональной грамотности, курс помогает учителям развивать методы преподавания и стратегии для улучшения образовательного процесса. Особое внимание уделено углублению знаний в тех областях, где эффект от курса был менее заметен, что способствует более сбалансированному развитию функциональной грамотности у учителей.
В заключение, курс по улучшению функциональной грамотности в образовательных организациях демонстрирует свою значимость и эффективность. Он не только повышает уровень функциональной грамотности у педагогов, но и способствует улучшению качества образования в целом. Результаты исследования и полученные данные могут служить основой для дальнейшего внедрения и разработки подобных курсов, что является ключевым фактором для современного образовательного пространства. Эффективность курса подчеркивает важность непрерывного обучения и профессионального развития учителей для достижения высоких образовательных стандартов.
...
1. Абдулова Ж. Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника //Наука и
современность. 2013. № 25/1. С. 68.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. URL: https://methodological_terms.academic.ru (дата обращения: 08.09.2022).
3. Бабак Н. В. Особенности психологического и физиологического
развития старших подростков, 2018. URL:
https://infourok.ru/osobennostipsihologicheskogo-i-fiziologicheskogo-razvitiya- starshih-podrostkov3167110.html (дата обращения: 15.04.2022).
4. Байбородова Л. В., Куприянова Г. В., Степанов Е. Н. Технологии
педагогической деятельности. 3 часть: Проектирование и программирование. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 303 с. URL:
https://studfile.net/preview/1619935/ (дата обращения: 10.02.2021).
5. Безруков В. С. Основы духовной культуры // Энциклопедический
словарь педагога. Екатеринбург, 2000.
URL:https://spiritual_culture.academic.ru/2352/%D0%A4%D1%83%D0%BD%D 0%BA%D1%86 (дата обращения: 05.02.2022).
6. Белкин А.В., Манюхин И.С., Ерофеева О.Ю. Программа курса
развитие функциональной грамотности обучающихся. Самара, 2019. URL: http:// school17 nsk.minobr63.ru/wp-content/uploads/2019/06/Программ курса
Развитие-функциональной-грамотности-обучающихся-5-9-классы.pdf (дата обращения: 05.12.2023).
7. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.:
Большая российская энциклопедия, 2002. С. 57.
URL:http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/fc/slovar-195-3.htm#zag-829 (дата обращения: 05.02.2023).
8. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.
СПб.: Питер Пресс, 2009. С. 275-304.
9. Ваганова Ф. А. Задача «Анчар» // Задачи на грамотность чтения.
С. 55-59. URL:
ЬЛр://доу.сар.ги/Ьоте/13/р1за/рб£/задачи_на_грамотность_чтения.рб£ (дата
обращения: 05.02.2020).
10. Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. С. 16-17.
11. Волкова А. А. Концепция внеурочной деятельности в контексте
введения ФГОС НОО // Наука и современность. 2012. № 19-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-vneurochnoy-deyatelnostivkontekste- vvedeniya-fgos-noo (дата обращения: 14.02.2023).
12. Выготский Л. С. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Гладкова А. П. Функции внеурочной деятельности в начальной школе // Вестник научных конференций. 2016. № 10-2 (14). С. 28-30.
14. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
15. Дамбраускене Н. В. Проверочная робота по предметам
гуманитарного цикла для 7-х классов. 2014.
URL:https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk- iliteratura/library/2014/12/09/proverochnaya-rabota-po-predmetam-gumanitarnogo (дата обращения: 05.09.2020).
... всего 60 источников