Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы применения маркетинговой стратегии для обеспечения деятельности детской образовательной организации 8
1.1 Специфика детских образовательных организаций: частные подходы 8
1.2 Общие подходы к формированию маркетинговой стратегии 13
1.3 Обоснование маркетинговой стратегии частной дошкольной
образовательной организации и условия ее реализации 23
1.3.1 Анализ условий реализации маркетинговой стратегии частной
дошкольной образовательной организации 23
1.3.2 Адаптация маркетинговой стратегии в соответствии с условиями
частной дошкольной образовательной организации 29
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. Маркетинговая стратегия для частной дошкольной образовательной организации (на примере детского многофункционального центра «Акварель», п. Солонцы) 34
2.1 Анализ деятельности частной образовательной организации 34
2.2 Стратегическое маркетинговое планирование: формирование концепции 53
2.3 Оценка эффективности внедрения маркетинговой стратегии 71
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Россия - одно из крупнейших государств в мире по численности населения. По данным Росстата на 1 января 2022 года численность населения составила 145,478 миллионов человек. Государство реализует ряд значимых мер, направленных на повышение рождаемости в стране. К их числу относятся повышенные выплаты, льготы, способствующие улучшению качества жизни.
Несмотря на то, что в период с 1 января 2021 года по 1 января 2022 год численность населения России сократилась на 693 тысячи человек, в стране сохраняется нехватка мест в государственных детских садах и школах. Недоступность государственного образования по большей степени определена быстрым темпом ввода нового жилья. Вышеописанный феномен необратим, однако дефицит мест для обучения детей является важнейшей проблемой.
По данным новостного портала города Красноярска NGS24.RU карта переполненности школ демонстрирует превышенное количество обучающихся во многих школах города, особенно это актуально в районах массовой застройки - микрорайонах Покровском и Солнечном. Следовательно, внедрение частных детских садов и школ является актуальным.
Помимо основного образования в настоящее время существует тенденция всестороннего развития навыков и умений детей. Сегмент дополнительного образования активно развивается. Несмотря на то, что государственные учреждения образования предлагают ряд услуг по дополнительной подготовке детей, где стоимость услуг гораздо ниже частных учреждений, потребительский спрос на обучение в частных центрах остается высоким. Потребности потенциальных клиентов и ассортимент услуг находятся в устойчивой взаимосвязи.
Спрос на образование активный даже в пригородных районах. Например, в Солонцовской среднеобразовательной школе обучается около 1000 школьников. Государственное учреждение образования предлагает различные дополнительные занятия, способствующие развитию навыков и умений школьников, однако реализация новых программ и направлений дополнительного образования государственной школой в силу различных факторов затруднена или вовсе невозможна. Следовательно, актуальность частной образовательной организации в данном населенном пункте значительна.
Актуальность работы обусловлена нынешней ситуацией на мировой арене. В период 2019-2020 годов, во время вспышки коронавирусной инфекции в России и последующим карантином, а также действующим экономическим кризисом, сектор малого и среднего бизнеса потерпел упадок. Многие предприятия, в том числе частные образовательные центры были закрыты в связи с малым спросом. Маркетинговая стратегия частного детского центра, разработанная в соответствии с его жизненным циклом, может привести к экономической стабилизации учреждения, а значит, к укреплению сектора малого и среднего бизнеса.
Вышеупомянутые аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути формирования маркетинговой стратегии, повышающей эффективность деятельности частной детской образовательной организации? Однако противоречие обусловлено необходимостью разработки маркетинговой стратегии и недостатков механизма эффективного продвижения.
Мы предполагаем, что формирование маркетинговой стратегии будет результативно при следующих организационно-педагогических условиях:
1. Разработка комплекса мероприятий по вовлечению участников образовательного процесса в продвижение организации;
2. Повышения имиджа за счёт расширения перечня образовательных программ;
3. Активное внедрение дистанционных IT-технологий.
...
Развитие рынка образовательных услуг - перспективная сторона усовершенствования сектора экономики страны. Однако в условиях переменчивости внешней среды, в особенности касающихся изменений темпов развития рынка образовательных услуг, экономический баланс, заключающийся в равенстве спроса и предложения, сложно достигаем.
Постковидные изменения в экономике государств мира, а также локальные преобразования способствовали пересмотру взглядов на развитие и диверсификацию рынка образовательных услуг, непосредственно в сфере дополнительного образования. Коньюктура рынка в сфере дополнительного образования в настоящее время представляется в дефиците спроса и, наоборот, избыточном предложении. К примеру, по сообщению BusinesStat, в 2020 году объем рынка дополнительного образования детей в России уменьшился на 17,3% - до 1206,4 млн академических часов . В сложившихся условиях объективируется вопрос конкурентоспособности и поддержания экономической стабильности образовательной организации.
Так, индикатором выживаемости на рынке становится маркетинг, способствующий продвижению услуг дополнительного образования и, следовательно, балансу спроса и предложения.
В нашей работе, в след за Ф.Котлером, мы понимаем маркетинг как социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми. Иными словами, это такой принцип поведения организации, способный привести к победе в конкурентной борьбе. Учитывая особенности темы научного исследования, а именно сложность применения маркетинга как инструмента продвижения образовательных услуг, а также недостаток терминологического аппарата, нами было предложено определение термина «маркетинговая стратегия образовательной организации». Под маркетинговой стратегией образовательной организации мы понимаем методологический набор инструментов продвижения образовательных услуг, способствующий увеличению клиентского потока и удовлетворению потребностей всех участников образовательного процесса.
Формирование такого комплекса мер по получению преимуществ по сравнению с конкурентами и, следовательно, усилению экономической мощи организации, происходит в соответствии с алгоритмом.
Предварительно мы провели анализ нормативных документов, организационно-педагогических условий и определили факторы, позволяющие или усложняющие внедрение маркетинговой стратегии в образовательную организацию.
На первичном срезе было выявлено, что для продвижения образовательных услуг необходимо, в первую очередь, увеличить ассортимент, тем самым создать уникальное предложение. Расширенный перечень услуг, включающий в себя новые актуальные образовательные программы позволяет укрепить позиции на рынке и усилить уровень удовлетворенности услугами.
Среди других организационно-педагогических условий, затрудняющих продвижение организации, была выявлена минимальная вовлеченность клиентов в образовательный процесс. Проведение внутриорганизационных мероприятий стало одним из этапов маркетинговой стратегии, способным привлечь большее количество активных и потенциальных клиентов и создать эмоциональную связь внутри сообщества.
...
1. Акулич И.Л. Маркетинг: учебник. Минск: Выш. Шк., 2014. 511 с.
2. Анализ рынка дополнительного образования детей в России в 2016-2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. URL: https://businesstat.ru/images/demo/additional educational of children russia dem o businesstat.pdf (дата обращения: 13.03.2022).
3. Ашенова Т.М. Формирование системы законодательства об образовании в Советской России : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2015. 213 с.
4. Беркович М.Л. Стратегия маркетингового продвижения образовательных услуг: разработка и внедрение в образовательных организация: учебно-методическое пособие. Челябинск, 2019. 120 с.
5. Ганаева Е.А. Разработка маркетинговой стратегии образовательной организации : учеб. пособие. М.: Флинта, 2015. 112 с.
6. Глухов П.П., Попов А.А. Состояние негосударственного сектора в
региональных системах дополнительного образования детей. URL: https://delo.ranepa.ru/shop/elektronnye-knigi/sostoyanie-negosudarstvennogo- sektora-v-regionalnyh-sistemah-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej/ (дата
обращения 07.02.2023).
7. Демченко А.И. Маркетинговые стратегии в бизнесе. Маркетинг, 2016. С.38-46.
стратегического планирования // Управление мегаполисом. 2013. С. 116-119.
9. Дошкольное образование: взгляд родителей и педагогов /И. В. Абанкина, Л. М. Филатова. М.: НИУ ВШЭ. 2017. 28 с.
10. Емельянова Е.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие. Томск: Эль Контент, 2015. 114 с.
11. Ефимов О.Н. Дошкольное образование: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2017. 138 с.
12. Ефремова Т.В. Маркетинг дошкольного образования [Электронный ресурс]: статья с портала «Социальная сеть работников образования». Кемерово, 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy- sad/raznoe/2017/01/08/marketing-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения 17.02. 2023).
13. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. М.: ИНФРАМ, 2008. 496 с.
14. Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса «МИРБИС». Москва, 2016. 245 с.
15. Ибрагимова Р. С. Стратегический маркетинг: учеб. пособие. Иваново.: Ивановский государственный университет, 2014. 560 с.
... всего 51 источников