ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Содержание понятия геометрическая фигура и ее свойства 7
1.2. Особенности развития геометрических представлений у детей 3-4 лет 9
1.3. Методика формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет в ДОУ 14
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
1.1. Констатирующий этап 20
2.2. Формирующий этап 23
2.3. Контрольный этап 31
Вывод по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Содержание понятия геометрическая фигура и ее свойства 7
1.2. Особенности развития геометрических представлений у детей 3-4 лет 9
1.3. Методика формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет в ДОУ 14
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
1.1. Констатирующий этап 20
2.2. Формирующий этап 23
2.3. Контрольный этап 31
Вывод по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальность исследования. Для современных программ математического развития детей характерна направленность осваиваемого ими математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дошкольники за период пребывания в детском саду должны освоить разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мир во взаимосвязи. При этом важно, чтобы дети овладели способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
Вхождение дошкольников в мир математики начинается уже в раннем дошкольном возрасте, что проявляется в их деятельности, когда они начинают сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные и пространственные отношения, усваивать теоретические стандарты, овладевать моделирующей деятельностью и т.д.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает освоение элементарных математических представлений уже в возрасте младшей группы. Под этим понимается организация благоприятных для развития дошкольников условий, учитывающих педагогические и социальные установки. Кроме того, данный процесс должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностями, а также склонностям развития, способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В этой связи выделяют следующие этапы овладения математическими представлениями, одним из которых является процесс ознакомления дошкольников с элементарными геометрическими понятиями. Обычно при данном этапе выделяют два аспекта: формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе, а также формирование представлений о данных фигурах, их элементах и свойствах.
Основой формирования этих представлений у дошкольников является их способность к восприятию формы, что позволяет им узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры (например, точку, круг, квадрат, прямоугольник и т.п.). Для чего достаточно показать им ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
После выполнения вышесказанных этапов заданий, дошкольники начинают овладевать представлениями о форме предметов и их обобщению. Этому процессу способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. В связи с чем, задачей воспитателя является формирование у детей умения соотносить и узнавать при помощи усвоенных эталонов (той или иной геометрической фигуры) форму разных предметов, научить абстрагировать форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку и наконец выделять в них наиболее существенные признаки.
Освоение данных навыков будет способствовать их дальнейшему умственному и физическому развитию, что определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы?
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования геометрических представлений у дошкольников вовторой младшей группе.
Исходя из вышеуказанных положений работы, была сформулирована следующая гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников 3-4 лет будет более эффективным, если целенаправленно проводить занятия с использованием дидактических игр и соответствующих наглядных материалов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решение следующих задач исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников.
3. Опытно-педагогическим путем проверить формирование геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Методологической основой работы являются труды следующих авторов:труды в области психолого-педагогических исследований восприятия геометрической формы предметов дошкольниками А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, А.А. Люблинской, С.Н. Шабалина. В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др. Методические предписания в области обучения элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина, Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, Е.С. Деминой, М. Монтессори, А.А. Столяра, Е.И. Тихеевой, Ф.Фребеля, Е.И. Щербаковой, З.А. Михайловой, Л.С. Метлиной и др.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, для определения теоретических основ и практических направлений работы); эмпирические (педагогические наблюдения, анализ методических пособий, педагогический эксперимент из трех этапов - констатирующий, формирующий и контрольный).
База исследования: МАДОУ комбинированного вида «Детский сад №40» г. Кызыла Республики Тыва.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
В первой главе представлена теоретическое обоснование проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы и методологических предписаний обучения геометрических представлений детям 3-4 лет. Изучена информация об особенностях развития геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы, для углубления 5
знаний в данной области и подкрепления практической части исследования теоретическими выводами. Проанализированы методические рекомендации по их формированию в дошкольном образовательном учреждении.
Во второй главе описан ход педагогического эксперимента, во время которого было проведено три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Цель первого из которых состоял в выявлении уровня сформированности геометрических представлений у детей экспериментальной группы, путем применения диагностических упражнений. Формирующий этап предполагал решения полученных результатов первого этапа, а именно определения и проведения воспитательной деятельности по теме исследования. Заключительный (контрольный) этап был необходим для выявления эффективности проведенной непосредственной образовательной деятельности.
Вхождение дошкольников в мир математики начинается уже в раннем дошкольном возрасте, что проявляется в их деятельности, когда они начинают сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные и пространственные отношения, усваивать теоретические стандарты, овладевать моделирующей деятельностью и т.д.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает освоение элементарных математических представлений уже в возрасте младшей группы. Под этим понимается организация благоприятных для развития дошкольников условий, учитывающих педагогические и социальные установки. Кроме того, данный процесс должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностями, а также склонностям развития, способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В этой связи выделяют следующие этапы овладения математическими представлениями, одним из которых является процесс ознакомления дошкольников с элементарными геометрическими понятиями. Обычно при данном этапе выделяют два аспекта: формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе, а также формирование представлений о данных фигурах, их элементах и свойствах.
Основой формирования этих представлений у дошкольников является их способность к восприятию формы, что позволяет им узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры (например, точку, круг, квадрат, прямоугольник и т.п.). Для чего достаточно показать им ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
После выполнения вышесказанных этапов заданий, дошкольники начинают овладевать представлениями о форме предметов и их обобщению. Этому процессу способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. В связи с чем, задачей воспитателя является формирование у детей умения соотносить и узнавать при помощи усвоенных эталонов (той или иной геометрической фигуры) форму разных предметов, научить абстрагировать форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку и наконец выделять в них наиболее существенные признаки.
Освоение данных навыков будет способствовать их дальнейшему умственному и физическому развитию, что определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы?
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования геометрических представлений у дошкольников вовторой младшей группе.
Исходя из вышеуказанных положений работы, была сформулирована следующая гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников 3-4 лет будет более эффективным, если целенаправленно проводить занятия с использованием дидактических игр и соответствующих наглядных материалов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решение следующих задач исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников.
3. Опытно-педагогическим путем проверить формирование геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Методологической основой работы являются труды следующих авторов:труды в области психолого-педагогических исследований восприятия геометрической формы предметов дошкольниками А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, А.А. Люблинской, С.Н. Шабалина. В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др. Методические предписания в области обучения элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина, Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, Е.С. Деминой, М. Монтессори, А.А. Столяра, Е.И. Тихеевой, Ф.Фребеля, Е.И. Щербаковой, З.А. Михайловой, Л.С. Метлиной и др.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, для определения теоретических основ и практических направлений работы); эмпирические (педагогические наблюдения, анализ методических пособий, педагогический эксперимент из трех этапов - констатирующий, формирующий и контрольный).
База исследования: МАДОУ комбинированного вида «Детский сад №40» г. Кызыла Республики Тыва.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
В первой главе представлена теоретическое обоснование проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы и методологических предписаний обучения геометрических представлений детям 3-4 лет. Изучена информация об особенностях развития геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы, для углубления 5
знаний в данной области и подкрепления практической части исследования теоретическими выводами. Проанализированы методические рекомендации по их формированию в дошкольном образовательном учреждении.
Во второй главе описан ход педагогического эксперимента, во время которого было проведено три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Цель первого из которых состоял в выявлении уровня сформированности геометрических представлений у детей экспериментальной группы, путем применения диагностических упражнений. Формирующий этап предполагал решения полученных результатов первого этапа, а именно определения и проведения воспитательной деятельности по теме исследования. Заключительный (контрольный) этап был необходим для выявления эффективности проведенной непосредственной образовательной деятельности.
Таким образом, изучив теоретическую и методическую литературу, мы увидели, что разные исследования по-разному подходят к вопросу о методике формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Педагогическая работа в этом направлении, по мнению ученых, начинается с знакомства с простейшими видами геометрических фигур, для дальнейшего формирования и развития геометрических представлений у детей.
Познание геометрических фигур дошкольниками включает определенные этапы,в ходе развития которой наблюдается своеобразная диалектика: от предметного отождествления формы к геометрическому сопоставлению форме и обратно. Дошкольникам 3-4 года характерно отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Также они воспринимают их как одно целое, различая их именно по форме. При этом называя фигуры, они говорят: «Треугольник как крыша», «Платочек как квадратик».
Существуют различные методологические рекомендации формирования геометрических представлений в ДОУ и для полного владения данным вопросом, необходимо изучение образовательным программ. Наиболее распространенными из них являются «От рождения до школы» Веракса Н.Е. и «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. Рассмотрев задачи и упражнения в этих программах представленные для обучения детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет), по формированию у них геометрических представлений, были отмечены следующие сходства и различия программ. В обеих программах педагогическая деятельность в данном ключе начинается с знакомства с геометрическими фигурами, как (круг, квадрат и треугольник, а у Колесниковой еще и прямоугольником, овалом, шаром, кубом и цилиндром); умений обследовать форму фигур на зрительно-осязательном уровне, различать их особенности и свойства.
Таким образом, можно сказать, что в содержании каждой из программ имеются свои особенности. Поэтому подобрать методику обучения с учетом их значимости и соответствия с возможностями дошкольников, довольно
непросто.
Для апробации полученных путем анализа теоретико-методологической литературы, было проведено опытно-педагогическое исследование по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В первой части эксперимента проводилась диагностика детей с помощью методики Э. Сегена «Почтовый ящик»с представленными критериями оценки. По результатам которой было видна необходимость в проведении развивающих занятий, для улучшения показателей развития умений геометрических знаний у дошкольников экспериментальной группы. В связи с чем на этапе формирующего эксперимента, были представлены и проведены рекомендационные НОД, в рамках которых были проведены занятия по формированию геометрических представлений».
По истечении формирующего этапа было проведено повторное диагностирование воспитанников ДОУ, а именно проведен контрольный этап эксперимента,который доказал эффективность предложенных НОД, ведь после них дошкольники показали высокие результаты и многие их группы улучшили свои знания в области представлений о геометрических фигурах.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель достигнута, задачи решены и подтверждена гипотеза.
Познание геометрических фигур дошкольниками включает определенные этапы,в ходе развития которой наблюдается своеобразная диалектика: от предметного отождествления формы к геометрическому сопоставлению форме и обратно. Дошкольникам 3-4 года характерно отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Также они воспринимают их как одно целое, различая их именно по форме. При этом называя фигуры, они говорят: «Треугольник как крыша», «Платочек как квадратик».
Существуют различные методологические рекомендации формирования геометрических представлений в ДОУ и для полного владения данным вопросом, необходимо изучение образовательным программ. Наиболее распространенными из них являются «От рождения до школы» Веракса Н.Е. и «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. Рассмотрев задачи и упражнения в этих программах представленные для обучения детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет), по формированию у них геометрических представлений, были отмечены следующие сходства и различия программ. В обеих программах педагогическая деятельность в данном ключе начинается с знакомства с геометрическими фигурами, как (круг, квадрат и треугольник, а у Колесниковой еще и прямоугольником, овалом, шаром, кубом и цилиндром); умений обследовать форму фигур на зрительно-осязательном уровне, различать их особенности и свойства.
Таким образом, можно сказать, что в содержании каждой из программ имеются свои особенности. Поэтому подобрать методику обучения с учетом их значимости и соответствия с возможностями дошкольников, довольно
непросто.
Для апробации полученных путем анализа теоретико-методологической литературы, было проведено опытно-педагогическое исследование по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В первой части эксперимента проводилась диагностика детей с помощью методики Э. Сегена «Почтовый ящик»с представленными критериями оценки. По результатам которой было видна необходимость в проведении развивающих занятий, для улучшения показателей развития умений геометрических знаний у дошкольников экспериментальной группы. В связи с чем на этапе формирующего эксперимента, были представлены и проведены рекомендационные НОД, в рамках которых были проведены занятия по формированию геометрических представлений».
По истечении формирующего этапа было проведено повторное диагностирование воспитанников ДОУ, а именно проведен контрольный этап эксперимента,который доказал эффективность предложенных НОД, ведь после них дошкольники показали высокие результаты и многие их группы улучшили свои знания в области представлений о геометрических фигурах.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель достигнута, задачи решены и подтверждена гипотеза.
Подобные работы
- Управление процессом формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Использование логических приемов мышления при формировании геометрических представлений у дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - Формирование геометрических представлений у дошкольников в
разновозрастных группах.
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Использование ЛЕГО-конструирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста математических представлений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Условия формирования у детей дошкольного возраста геометрических представлений в различных видах деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Дидактическая игра как средство формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019



