Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №15710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы42
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1181
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Содержание понятия геометрическая фигура и ее свойства 7
1.2. Особенности развития геометрических представлений у детей 3-4 лет 9
1.3. Методика формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет в ДОУ 14
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20
1.1. Констатирующий этап 20
2.2. Формирующий этап 23
2.3. Контрольный этап 31
Вывод по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38


Актуальность исследования. Для современных программ математического развития детей характерна направленность осваиваемого ими математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностей в аспекте приобщения к человеческой культуре. Дошкольники за период пребывания в детском саду должны освоить разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мир во взаимосвязи. При этом важно, чтобы дети овладели способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.
Вхождение дошкольников в мир математики начинается уже в раннем дошкольном возрасте, что проявляется в их деятельности, когда они начинают сравнивать предметы по величине, устанавливать количественные и пространственные отношения, усваивать теоретические стандарты, овладевать моделирующей деятельностью и т.д.
Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) предполагает освоение элементарных математических представлений уже в возрасте младшей группы. Под этим понимается организация благоприятных для развития дошкольников условий, учитывающих педагогические и социальные установки. Кроме того, данный процесс должен соответствовать их возрастным и индивидуальным особенностями, а также склонностям развития, способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В этой связи выделяют следующие этапы овладения математическими представлениями, одним из которых является процесс ознакомления дошкольников с элементарными геометрическими понятиями. Обычно при данном этапе выделяют два аспекта: формирование у детей представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе, а также формирование представлений о данных фигурах, их элементах и свойствах.
Основой формирования этих представлений у дошкольников является их способность к восприятию формы, что позволяет им узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры (например, точку, круг, квадрат, прямоугольник и т.п.). Для чего достаточно показать им ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
После выполнения вышесказанных этапов заданий, дошкольники начинают овладевать представлениями о форме предметов и их обобщению. Этому процессу способствует знание детьми эталонов геометрических фигур. В связи с чем, задачей воспитателя является формирование у детей умения соотносить и узнавать при помощи усвоенных эталонов (той или иной геометрической фигуры) форму разных предметов, научить абстрагировать форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную переработку и наконец выделять в них наиболее существенные признаки.
Освоение данных навыков будет способствовать их дальнейшему умственному и физическому развитию, что определяет актуальность исследования.
Проблема исследования: каковы условия формирования геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы?
Цель исследования: выявить условия формирования геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия формирования геометрических представлений у дошкольников вовторой младшей группе.
Исходя из вышеуказанных положений работы, была сформулирована следующая гипотеза исследования: формирование представлений о геометрических фигурах у дошкольников 3-4 лет будет более эффективным, если целенаправленно проводить занятия с использованием дидактических игр и соответствующих наглядных материалов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы, необходимо решение следующих задач исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у младших дошкольников.
3. Опытно-педагогическим путем проверить формирование геометрических представлений у детей 3-4 лет.
Методологической основой работы являются труды следующих авторов:труды в области психолого-педагогических исследований восприятия геометрической формы предметов дошкольниками А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард, Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже, А.А. Люблинской, С.Н. Шабалина. В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др. Методические предписания в области обучения элементарных математических представлений И.А. Помораева, В.А. Позина, Л.Б. Баряевой, А.В. Белошистой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, Е.С. Деминой, М. Монтессори, А.А. Столяра, Е.И. Тихеевой, Ф.Фребеля, Е.И. Щербаковой, З.А. Михайловой, Л.С. Метлиной и др.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, для определения теоретических основ и практических направлений работы); эмпирические (педагогические наблюдения, анализ методических пособий, педагогический эксперимент из трех этапов - констатирующий, формирующий и контрольный).
База исследования: МАДОУ комбинированного вида «Детский сад №40» г. Кызыла Республики Тыва.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение и список использованной литературы.
В первой главе представлена теоретическое обоснование проблемы исследования. Анализ психолого-педагогической литературы и методологических предписаний обучения геометрических представлений детям 3-4 лет. Изучена информация об особенностях развития геометрических представлений у дошкольников второй младшей группы, для углубления 5
знаний в данной области и подкрепления практической части исследования теоретическими выводами. Проанализированы методические рекомендации по их формированию в дошкольном образовательном учреждении.
Во второй главе описан ход педагогического эксперимента, во время которого было проведено три этапа - констатирующий, формирующий и контрольный. Цель первого из которых состоял в выявлении уровня сформированности геометрических представлений у детей экспериментальной группы, путем применения диагностических упражнений. Формирующий этап предполагал решения полученных результатов первого этапа, а именно определения и проведения воспитательной деятельности по теме исследования. Заключительный (контрольный) этап был необходим для выявления эффективности проведенной непосредственной образовательной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, изучив теоретическую и методическую литературу, мы увидели, что разные исследования по-разному подходят к вопросу о методике формирования геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Педагогическая работа в этом направлении, по мнению ученых, начинается с знакомства с простейшими видами геометрических фигур, для дальнейшего формирования и развития геометрических представлений у детей.
Познание геометрических фигур дошкольниками включает определенные этапы,в ходе развития которой наблюдается своеобразная диалектика: от предметного отождествления формы к геометрическому сопоставлению форме и обратно. Дошкольникам 3-4 года характерно отличать геометрические фигуры от предметов, выделяя их форму. Также они воспринимают их как одно целое, различая их именно по форме. При этом называя фигуры, они говорят: «Треугольник как крыша», «Платочек как квадратик».
Существуют различные методологические рекомендации формирования геометрических представлений в ДОУ и для полного владения данным вопросом, необходимо изучение образовательным программ. Наиболее распространенными из них являются «От рождения до школы» Веракса Н.Е. и «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В. Рассмотрев задачи и упражнения в этих программах представленные для обучения детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет), по формированию у них геометрических представлений, были отмечены следующие сходства и различия программ. В обеих программах педагогическая деятельность в данном ключе начинается с знакомства с геометрическими фигурами, как (круг, квадрат и треугольник, а у Колесниковой еще и прямоугольником, овалом, шаром, кубом и цилиндром); умений обследовать форму фигур на зрительно-осязательном уровне, различать их особенности и свойства.
Таким образом, можно сказать, что в содержании каждой из программ имеются свои особенности. Поэтому подобрать методику обучения с учетом их значимости и соответствия с возможностями дошкольников, довольно
непросто.
Для апробации полученных путем анализа теоретико-методологической литературы, было проведено опытно-педагогическое исследование по формированию представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент состоял из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В первой части эксперимента проводилась диагностика детей с помощью методики Э. Сегена «Почтовый ящик»с представленными критериями оценки. По результатам которой было видна необходимость в проведении развивающих занятий, для улучшения показателей развития умений геометрических знаний у дошкольников экспериментальной группы. В связи с чем на этапе формирующего эксперимента, были представлены и проведены рекомендационные НОД, в рамках которых были проведены занятия по формированию геометрических представлений».
По истечении формирующего этапа было проведено повторное диагностирование воспитанников ДОУ, а именно проведен контрольный этап эксперимента,который доказал эффективность предложенных НОД, ведь после них дошкольники показали высокие результаты и многие их группы улучшили свои знания в области представлений о геометрических фигурах.
Таким образом, поставленная в начале исследования цель достигнута, задачи решены и подтверждена гипотеза.



1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: программа и метод,, рекомендации / Н. А. Арапова-Пискарева - 2-е изд., испр, и доп. - М.: Мозаика- Синтез, 2006. - 112 с.
2. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): / Л. Б. Баряева - СПб.: Союз, 2002. - 479 с.
3. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: курсы лекийй лля студентов вузов / А. В. Белошистая. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 320 с.
4. Ьеыоиплетня А.В. Геометрический материшт в дошкольном математическом образовании / А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. - С. 22-27.
5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. - Воронеж: ЧП Лакоцении С., 2007. - 272 с.
6. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. (С. 93-97)
7. Васильева М. А. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильевой, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. - 320 с.
8. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Пособие для воспитателя детского сада/ Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973. - 110 с
9. Габова М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технология: учебное пособие / М. А. Габова. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 534 с.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://books.google.ru/books?isbn=5445888541
10. Данилова В. В. Обучение математики в детском саду: практические семинарские и лабораторные занятия для студентов средних педагогических учебн. заведений / В. В. Данилова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
11. Демина Е. С. Диагностика развития математических способностей детей дошкольного возраста: методическое пособие для педагогов дошкольного образования и студентов, обучающихся по специальности «дошкольная педагогика и психология» / Е. С. Демина. - Барнаул: Изд-во АГПА, 2002. - 119 с. (С. 62-65)
12. Евдокимова Н. Н. Геометрия: теория и примеры / Н. Н. Евдокимова. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 112 с.
13. Козлова В. А. Обучение дошкольников и младших школьников математике: метод. пособие для родителей и воспитателей / В. А. Козлова. - М.: Школ. Пресса, 2002. - 110 с.
14. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет: методическое пособие к рабочей тетради / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
15. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки» / Е. В. Колесникова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
16. Колесникова Е. В. Я считаю до пяти. Математика для детей 4-5 лет / Е. В. Колесникова. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
17. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 367 с.
18. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду / Л. С. Метлина. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
19. Микляева Н. В. Теория и технология развития математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 352 с.
20. Михайлова З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. Д. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 486 с.
21. Михайлова З. А. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников. Хрестоматия в 6 частях / З. А. ^МихШйзова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.. Л1НПК «АРК». 1994. - 234 с.
22. Новикова В. П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.- 107 с.
23. Новикова В. П. Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 3-4 лет / В. П. Новикова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 48 с.
24. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Е. Н. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
25. Петерсон Л. Г. Игралочка. Математика для детей 3-4 лет. Часть 2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. изд. 4-е, доп. и перераб - М.: Издательство «Ювента», 2009. - 80 с.
26. Петерсон Л. Г. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 1 и 2 / Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. изд. 4-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2014. - 224 с.
27. Помораева И. А. Формирование элементарных математических представлений: средняя группа / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 64 с.
28. Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506¬р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации
29. Ребер А. А. Большой толковый психологический словарь. Т. 2: П - Я / А. А. Ребер. - М.: АСТ, 2010 - 502 с.
30. Соловьева Е. В. Математика и логика для дошкольников / Е. В. Соловьева. - М.: Просвещение, 1999. - 160 с.
31. Турбина О. В. Ознакомление дошкольников с геометрическими фигурами (младшая группа) / О.В. Турбина, В.О. Малышева // Электронный научно-практический журнал «МОЛОДЕЖНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК». - 2016. - №12. - С. 154-158.
32. ФГОС дошкольного образования - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265).
33. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: учеб, пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1974. - 308 с.
34. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду: учеб, пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб, заведений / Е. И. Щербакова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ