Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационная культура как фактор развития образовательной организации

Работа №157088

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2016
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 13
Глава I. Теоретические основы организационной культуры 16
1.1. Сущность, типы и функции организационной культуры 16
1.2. Особенности организационной культуры образовательной
организации 39
Глава II. Анализ организационной культуры и ее влияния на развитие деятельности образовательного учреждения 45
2.1. Общий анализ образовательной организации 45
2.2. Диагностика организационной культуры в образовательной
организации 54
2.3. Анализ роли руководителя в развитии организационной культуры
образовательной организации 74
Глава III. Совершенствование организационной культуры образовательного учреждения 83
3.1. Основные направления и мероприятия по совершенствованию
организационной культуры 83
3.2. Эффективность влияния организационной культуры на деятельность
организации 98
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Приложения 114

Проблема совершенствования, улучшения и развития образования является одной из самых важных и актуальных проблем современного общества в ХХ1 веке. В условиях изменений главным социальным институтом общества является образование, так как оно реализует важнейшую потребность в формировании и развитии личности, воспитании человека Новой эпохи. Образование - ресурс и инструмент воспроизводства общественного интеллекта. Образование имеет свою специфику, что обусловлено его характером, требующим высокого уровня подготовки, профессионализма, нацеленного на конечный результат - воспитание личности, способной быть конкурентоспособной на рынке труда.
Организационная культура - это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которым придают общий смысл их действиям.
Важнейшим фактором развития образовательной организации является организационная культура. Но в настоящее время организационной культуре уделяется мало внимания, в должной мере не разработана методологическая база, а так же существует проблема рассмотрения организационной культуры к трактовке психологического климата.
В условиях социально-экономических преобразований организационная культура стала значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность организации. Установлено, что эффективность организации зависит от развитости организационной культуры. «Главной отличительной особенностью этих преуспевающих компаний, их самым важным конкурентным преимуществом, наиболее мощным фактором, который все они выделяют как ключевую составляющую своего успеха, является их культура»[13, с. 320]. Из этого следует, что умение анализировать и оценивать организационную культуру дает возможность руководителям принимать решения, которые будут направлены на максимальную продуктивность и эффективность организации. А если конкретно говорить про образовательное учреждение, как части социального института, то «размягчение, атрофия культуры как управленческого инструмента, невнимание к ней — это в новых условиях путь к краху» [25, с. 166].
Актуальность данной темы очень важна для современной России, так как кризисные явления затронули и сферу образования. Изменения коснулись существующих идей, установок. В этой связи необходимо преобразовать стиль мышления, поведения, культуры всех участников образовательной деятельности, ведь «...от уровня нравственности деловых взаимоотношений, от нравственности управления еще очень многое зависит в нашей жизни» [50, с. 181]. В условиях изменения системы образования вопросы, связанные с организационной культурой, являются неотъемлемой частью деятельности образовательной организации.
Объект: образовательная организация МБОУ СШ №149 (на данный момент изменен статус образовательной организации и правопреемник МАОУ СШ №149).
Предмет: организационная культура как фактор развития образовательной организации.
Цель: разработать основные направлений развития организационной культуры применительно к образовательной организации
Задачи:
- раскрыть теоретические основы организационной культуры как фактора развития образовательной организации;
- провести полную диагностику уровня организационной
культуры в образовательной организации;
- выполнить исследование и интерпретировать результаты влияния организационной культуры на образовательную организацию; 
Гипотеза: организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.
Методологическая основа: в диссертационной работе используются методологические принципы, общенаучные и специальные методы исследования, используемые в социологии, социальной психологии, экономики и в других областях научных исследований. Используются системный, процессный, подходы, метод Э. Шейна, адаптированная методика Н. Рожковой, методика Коровиной О.Ю., адаптированная методика В. И. Зверевой, адаптированная методика Г. Хофстеде, метод определения склонности к типу культуры, методика А.Л. Журавлена и другие.
Научно-теоретическая база: теоретической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования организационной культуры, экономического анализа.
Научная новизна: разработана методологическая основа к проведению комплексной диагностики организационной культуры на основе многоуровневой типологии организационной культуры Э. Шейна.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационной работе достигнуты цель и задачи, решены противоречия и проблемы, связанные с оценкой организационной культуры и определением ее влияния на эффективное развитие образовательной организации. В ходе исследования были применены метод Э.Шейна, адаптированная методика Н. Рожковой, методика Коровиной О.Ю., адаптированная методика В. И. Зверевой, адаптированная методика Г. Хофстеде, метод определения склонности к типу культуры, методика Журавлена с приложением эффективности лидерства.
В диссертационной работе разработана и проведена комплексная диагностика на основе типологии организационной культуры Э.Шейна для оценивания влияния организационной культуры на педагогов, администрацию и всю образовательную организацию в целом. Такой анализ требует междисциплинарного изучения, так как затрагивает множество областей.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что преобладающий тип культуры - бюрократический тип с элементами предпринимательской организационной культуры, а директор школы является признанным лидером педагогического коллектива, так же стоит отметить среднюю профессиональную компетентность, высокие организаторские способности и средние морально-нравственные качества руководителя. Актуальность стиля управления в организационной культуре неоспорима. Но так же нужно учитывать не только его, но и эффективность в конкретной ситуации данного стиля управления. На основе проведенного исследования мы сделали вывод о том, что в МБОУ СШ №149 директивно - коллегиальный. высокоэффективный стиль управления, что судя по анкетированию, благоприятно сказывается на развитии и поддержании организационной культуры, в коллективе царит благоприятная рабочая обстановка, отношения между руководством и подчиненными вежливые и уважительные, роль директора школы, безусловно, важна и значима в данном коллективе.
На основе проведенного исследования были предложены направления по совершенствованию организационной культуры и реализован ряд мероприятий, в результате которых улучшились показатели психологического климата, работоспособности, результативности подготовки выпускников и произошли изменения в заработной плате.
В диссертационной работе доказано, что организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.



1. Анохин П.К.. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы: избр. труды / Отв. ред. Ф. В. Константинов, Б. Ф. Ломов, В. Б. Швырков; АН РФ, Институт психологии. — Москва: Наука, 2008.
2. Афанасьева Т. П., Немова Н. В. Профессиональное развитие кадров муниципальной системы образования. Книга 1. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров: Методическое пособие / Под ред. Н. В. Немовой. - М.: АПКиПРО, 2014.
3. Барков С.А., Люботурова Т.А. Воспитание корпоративного патриотизма как задача современного менеджмента // Вестник Московского университета. - Серия 10. - Социология и Политология. - 2008. - №2.
4. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. — 2-е изд. -М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
5. Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования - образование в мире. - 2007. - №3.
6. Булыгин Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории) - М., 2009.
7. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. - К.: REEL - BOOR ИСА, 2014.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — Москва: Гардарики, 2003.
9. Герчикова И.Н. Менеджмент, М., 2015
10. Дафт Р.Л. / Менеджмент/ Перевод с англ.языка - СПб, 2002.
11. Дудин М.И., Лясников Н.В., Широковских С.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие 2-е издание, стер. М.: КНОРУС, 2014.
12. Дуева Л.И. Опыт построения модели субкультуры учителя // Мир образования - образование в мире. - 2006. - №1.
13. Кэмерон К., Куинн Р. Диагностика и
изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2011.
14. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 2010.
15. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2007.
16. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина
Т.О. Организационное поведение: учебник. -М.: Инфра-М, 2007.
17. Каячев Г. Ф. Корпоративное управление: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Сиб. федер. ун-т, 2013. Полный текст (pdf, 740 Кб). Доступ в сети СФУ
18. Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Методический материал. Вологда: ВИРО, 2006.
19. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
20. Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ЗАО «Бизнес-школа "Интел-Синтез"», 2013.
21. Макеева В. Г. Культура предпринимательства //: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2012.
22. Малинин Е.Д. Организационная культура и этика
предпринимательства. Новосибирск: НГУ, 2011.
23. Мартиросьянц О.И Организационная культура как фактор повышения эффективности социального управления /Автореферат диссертации кандидата социологогических наук / О.И.Мартиросьянц.- Пятигорск, 2007.
24. Мехтиева Е.Д., Солодовникова М.Н., Черненко Л.И. Простые способы повышения культуры педагогического коллектива // Директор школы. - 2008. - №5.
25. Мильнер Б.З. Теория организации - М, 2012
26. Минаева И.В. Формирование и развитие организационной культуры крупного торгового предприятия: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб.: РГБ, 2006. с.
27. Молл, Е. Г. Организационное поведение: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2008.
28. Недзвецкая Е А. Социальные детерминанты управленческой деятельности в сфере образования. Автореферат диссертации кандидата социологических наук - М, 2014.
29. Непомнящий А.В. Организационная культура как фактор повышения эффективности деятельности организации /Автореферат диссертации кандидата экономических наук / А.В.Непомнящий.- Новосибирск., 2011.
30. Новейший философский словарь. 3-е изд., исправленное - Мн.: Кн. дом. 2013.
31. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис. СПб.: Питер, 2014.
32. Подлесных В И Теория организаций. - СПб, 2003.
33. Пусенкова H.H. Культура корпорации // Эко. — 2011. — № 36.
34. Пуфендорф С. Введение в Историю знатнейших Европейских государств с примечаниями и политическими рассуждениями. Ч. 2 / пер. с нем. Б. Волковым. СПб.: При Имп. Акад. наук, 2007.
35. Руднев Е.А. Скрытая реальность: понимать, чтобы успешно управлять // Народное образование. - 2006. - №5.
36. Руднев Е.А. Организационная культура и сайт: как реализовать образовательный заказ на основе конкурентных преимуществ // Народное образование. - 2010. - №1.
37. Руднев Е.А. Организационная культура и поведение как путь к развитию демократии в школе // Народное образование. - 2015. - №2.
38. Руссо Ж. Об общественном договоре: Трактаты. -М.: Канон-пресс- Ц. Терра-Кн. клуб, 1999.
39. Светенко Т.В. Стратегический менеджмент в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов . - М.: АПК и ППРО, 2007.
40. Сергейчук А.В. Социология управления. - СПб, 2012.
41. Симонов В.П. Управление в социальных (педагогических) системах . М., 2015
42. Соломанидина Т.О. Организационная культура как социально-экономическое пространство управления человеческими ресурсами: дис. . д- ра экон. наук: 08.00.05. -М.: РГБ.
43. Соломанидина Т.О., Волгина О.Н. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах. — М.: Инфра-М, 2014.
44. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2011.
45. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб.: Питер, 2012.
46. Стеклова O.E. Организационная культура. Ульяновск: УлГТУ, 2015.
47. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. — М.: Политиздат, 2009.
48. Темрюков Ю.Ю. Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления // Наука и школа. - 2015. - №4.
49. Теплова Л.Е. Теория и методология управления развитием организационной культуры потребительской кооперации: дис. . д-ра экон. наук: 08.00.05. -М.: РГБ, 2014.
50. Томилов, В. В. Культура предпринимательства, - Спб.: Питер, 2014.
51. Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. - Москва, 1996.
52. Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие. М., Новосибирск: НГАЭиУ, 2009.
53. Ушаков К.М. Организационная культура - рискованный объект управления // Директор школы. - 2009. - №3.
54. Ушаков К.М. Организационная культура: понятие и типология // Директор школы. - 2005. - №2.
55. Ушаков К. М. Подготовка управленческих кадров образования. - М.: Сентябрь, 2007.
56. Ушаков К.М. Организационная культура: уровневая модель оценки // Директор школы. - 2009. - №3.
57. Фролов С.С. Социология организации. М.: Гардарики, 2010
58. Шарков Ф.И. Культура корпоративная // Социологическая энциклопедия T.I - м., 2013.
59. Шейн Э. Организационная культура и лидерство / пер. с англ. С. Жильцова. СПб.: Питер: Печатный двор им. А. М. Горького, 2014.
60. Armenakis А, Harris S, Mossholder К. Creating Readiness for Organizational Change. // Human Relations, June. 1993.
61. Hampton D. Organizational Behavior and the Practice of Management.: Scott, Foresman and company, 1968.
62. Harris P.R., Moran R.T. Managing cultural differences. Houston: Gulf Publishing Co., 1991.
63. Hatch MJ. The Dynamic of Organizational Culture // Academy of Management Review. 2003 October.
64. Kilmann R H, Saxton M J , Serpa R Issues in Undertanding and Changing Culture // California Managemant Review 28, Winter . - 2006
65. Pheysey D.C. Organization Culture: Types and Transformations. - L, 1993.
66. Trise H., Beyer J. Studying Organizational Cultures Through Rites and Ceremonials. Academy of Management Review. 2014. - Vol. 9, № 4.
67. http: //psyfactor. org/personal. htm
68. http: //knowledge.ru/management.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ