Организационная культура как фактор развития образовательной организации
|
Введение 13
Глава I. Теоретические основы организационной культуры 16
1.1. Сущность, типы и функции организационной культуры 16
1.2. Особенности организационной культуры образовательной
организации 39
Глава II. Анализ организационной культуры и ее влияния на развитие деятельности образовательного учреждения 45
2.1. Общий анализ образовательной организации 45
2.2. Диагностика организационной культуры в образовательной
организации 54
2.3. Анализ роли руководителя в развитии организационной культуры
образовательной организации 74
Глава III. Совершенствование организационной культуры образовательного учреждения 83
3.1. Основные направления и мероприятия по совершенствованию
организационной культуры 83
3.2. Эффективность влияния организационной культуры на деятельность
организации 98
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Приложения 114
Глава I. Теоретические основы организационной культуры 16
1.1. Сущность, типы и функции организационной культуры 16
1.2. Особенности организационной культуры образовательной
организации 39
Глава II. Анализ организационной культуры и ее влияния на развитие деятельности образовательного учреждения 45
2.1. Общий анализ образовательной организации 45
2.2. Диагностика организационной культуры в образовательной
организации 54
2.3. Анализ роли руководителя в развитии организационной культуры
образовательной организации 74
Глава III. Совершенствование организационной культуры образовательного учреждения 83
3.1. Основные направления и мероприятия по совершенствованию
организационной культуры 83
3.2. Эффективность влияния организационной культуры на деятельность
организации 98
Заключение 106
Список использованной литературы 108
Приложения 114
Проблема совершенствования, улучшения и развития образования является одной из самых важных и актуальных проблем современного общества в ХХ1 веке. В условиях изменений главным социальным институтом общества является образование, так как оно реализует важнейшую потребность в формировании и развитии личности, воспитании человека Новой эпохи. Образование - ресурс и инструмент воспроизводства общественного интеллекта. Образование имеет свою специфику, что обусловлено его характером, требующим высокого уровня подготовки, профессионализма, нацеленного на конечный результат - воспитание личности, способной быть конкурентоспособной на рынке труда.
Организационная культура - это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которым придают общий смысл их действиям.
Важнейшим фактором развития образовательной организации является организационная культура. Но в настоящее время организационной культуре уделяется мало внимания, в должной мере не разработана методологическая база, а так же существует проблема рассмотрения организационной культуры к трактовке психологического климата.
В условиях социально-экономических преобразований организационная культура стала значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность организации. Установлено, что эффективность организации зависит от развитости организационной культуры. «Главной отличительной особенностью этих преуспевающих компаний, их самым важным конкурентным преимуществом, наиболее мощным фактором, который все они выделяют как ключевую составляющую своего успеха, является их культура»[13, с. 320]. Из этого следует, что умение анализировать и оценивать организационную культуру дает возможность руководителям принимать решения, которые будут направлены на максимальную продуктивность и эффективность организации. А если конкретно говорить про образовательное учреждение, как части социального института, то «размягчение, атрофия культуры как управленческого инструмента, невнимание к ней — это в новых условиях путь к краху» [25, с. 166].
Актуальность данной темы очень важна для современной России, так как кризисные явления затронули и сферу образования. Изменения коснулись существующих идей, установок. В этой связи необходимо преобразовать стиль мышления, поведения, культуры всех участников образовательной деятельности, ведь «...от уровня нравственности деловых взаимоотношений, от нравственности управления еще очень многое зависит в нашей жизни» [50, с. 181]. В условиях изменения системы образования вопросы, связанные с организационной культурой, являются неотъемлемой частью деятельности образовательной организации.
Объект: образовательная организация МБОУ СШ №149 (на данный момент изменен статус образовательной организации и правопреемник МАОУ СШ №149).
Предмет: организационная культура как фактор развития образовательной организации.
Цель: разработать основные направлений развития организационной культуры применительно к образовательной организации
Задачи:
- раскрыть теоретические основы организационной культуры как фактора развития образовательной организации;
- провести полную диагностику уровня организационной
культуры в образовательной организации;
- выполнить исследование и интерпретировать результаты влияния организационной культуры на образовательную организацию;
Гипотеза: организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.
Методологическая основа: в диссертационной работе используются методологические принципы, общенаучные и специальные методы исследования, используемые в социологии, социальной психологии, экономики и в других областях научных исследований. Используются системный, процессный, подходы, метод Э. Шейна, адаптированная методика Н. Рожковой, методика Коровиной О.Ю., адаптированная методика В. И. Зверевой, адаптированная методика Г. Хофстеде, метод определения склонности к типу культуры, методика А.Л. Журавлена и другие.
Научно-теоретическая база: теоретической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования организационной культуры, экономического анализа.
Научная новизна: разработана методологическая основа к проведению комплексной диагностики организационной культуры на основе многоуровневой типологии организационной культуры Э. Шейна.
Организационная культура - это система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, которым придают общий смысл их действиям.
Важнейшим фактором развития образовательной организации является организационная культура. Но в настоящее время организационной культуре уделяется мало внимания, в должной мере не разработана методологическая база, а так же существует проблема рассмотрения организационной культуры к трактовке психологического климата.
В условиях социально-экономических преобразований организационная культура стала значимым фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность организации. Установлено, что эффективность организации зависит от развитости организационной культуры. «Главной отличительной особенностью этих преуспевающих компаний, их самым важным конкурентным преимуществом, наиболее мощным фактором, который все они выделяют как ключевую составляющую своего успеха, является их культура»[13, с. 320]. Из этого следует, что умение анализировать и оценивать организационную культуру дает возможность руководителям принимать решения, которые будут направлены на максимальную продуктивность и эффективность организации. А если конкретно говорить про образовательное учреждение, как части социального института, то «размягчение, атрофия культуры как управленческого инструмента, невнимание к ней — это в новых условиях путь к краху» [25, с. 166].
Актуальность данной темы очень важна для современной России, так как кризисные явления затронули и сферу образования. Изменения коснулись существующих идей, установок. В этой связи необходимо преобразовать стиль мышления, поведения, культуры всех участников образовательной деятельности, ведь «...от уровня нравственности деловых взаимоотношений, от нравственности управления еще очень многое зависит в нашей жизни» [50, с. 181]. В условиях изменения системы образования вопросы, связанные с организационной культурой, являются неотъемлемой частью деятельности образовательной организации.
Объект: образовательная организация МБОУ СШ №149 (на данный момент изменен статус образовательной организации и правопреемник МАОУ СШ №149).
Предмет: организационная культура как фактор развития образовательной организации.
Цель: разработать основные направлений развития организационной культуры применительно к образовательной организации
Задачи:
- раскрыть теоретические основы организационной культуры как фактора развития образовательной организации;
- провести полную диагностику уровня организационной
культуры в образовательной организации;
- выполнить исследование и интерпретировать результаты влияния организационной культуры на образовательную организацию;
Гипотеза: организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.
Методологическая основа: в диссертационной работе используются методологические принципы, общенаучные и специальные методы исследования, используемые в социологии, социальной психологии, экономики и в других областях научных исследований. Используются системный, процессный, подходы, метод Э. Шейна, адаптированная методика Н. Рожковой, методика Коровиной О.Ю., адаптированная методика В. И. Зверевой, адаптированная методика Г. Хофстеде, метод определения склонности к типу культуры, методика А.Л. Журавлена и другие.
Научно-теоретическая база: теоретической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования организационной культуры, экономического анализа.
Научная новизна: разработана методологическая основа к проведению комплексной диагностики организационной культуры на основе многоуровневой типологии организационной культуры Э. Шейна.
В диссертационной работе достигнуты цель и задачи, решены противоречия и проблемы, связанные с оценкой организационной культуры и определением ее влияния на эффективное развитие образовательной организации. В ходе исследования были применены метод Э.Шейна, адаптированная методика Н. Рожковой, методика Коровиной О.Ю., адаптированная методика В. И. Зверевой, адаптированная методика Г. Хофстеде, метод определения склонности к типу культуры, методика Журавлена с приложением эффективности лидерства.
В диссертационной работе разработана и проведена комплексная диагностика на основе типологии организационной культуры Э.Шейна для оценивания влияния организационной культуры на педагогов, администрацию и всю образовательную организацию в целом. Такой анализ требует междисциплинарного изучения, так как затрагивает множество областей.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что преобладающий тип культуры - бюрократический тип с элементами предпринимательской организационной культуры, а директор школы является признанным лидером педагогического коллектива, так же стоит отметить среднюю профессиональную компетентность, высокие организаторские способности и средние морально-нравственные качества руководителя. Актуальность стиля управления в организационной культуре неоспорима. Но так же нужно учитывать не только его, но и эффективность в конкретной ситуации данного стиля управления. На основе проведенного исследования мы сделали вывод о том, что в МБОУ СШ №149 директивно - коллегиальный. высокоэффективный стиль управления, что судя по анкетированию, благоприятно сказывается на развитии и поддержании организационной культуры, в коллективе царит благоприятная рабочая обстановка, отношения между руководством и подчиненными вежливые и уважительные, роль директора школы, безусловно, важна и значима в данном коллективе.
На основе проведенного исследования были предложены направления по совершенствованию организационной культуры и реализован ряд мероприятий, в результате которых улучшились показатели психологического климата, работоспособности, результативности подготовки выпускников и произошли изменения в заработной плате.
В диссертационной работе доказано, что организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.
В диссертационной работе разработана и проведена комплексная диагностика на основе типологии организационной культуры Э.Шейна для оценивания влияния организационной культуры на педагогов, администрацию и всю образовательную организацию в целом. Такой анализ требует междисциплинарного изучения, так как затрагивает множество областей.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что преобладающий тип культуры - бюрократический тип с элементами предпринимательской организационной культуры, а директор школы является признанным лидером педагогического коллектива, так же стоит отметить среднюю профессиональную компетентность, высокие организаторские способности и средние морально-нравственные качества руководителя. Актуальность стиля управления в организационной культуре неоспорима. Но так же нужно учитывать не только его, но и эффективность в конкретной ситуации данного стиля управления. На основе проведенного исследования мы сделали вывод о том, что в МБОУ СШ №149 директивно - коллегиальный. высокоэффективный стиль управления, что судя по анкетированию, благоприятно сказывается на развитии и поддержании организационной культуры, в коллективе царит благоприятная рабочая обстановка, отношения между руководством и подчиненными вежливые и уважительные, роль директора школы, безусловно, важна и значима в данном коллективе.
На основе проведенного исследования были предложены направления по совершенствованию организационной культуры и реализован ряд мероприятий, в результате которых улучшились показатели психологического климата, работоспособности, результативности подготовки выпускников и произошли изменения в заработной плате.
В диссертационной работе доказано, что организационная культура является фактором эффективного развития всех компонентов образовательной организации.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ПОСЁЛКА ИВАНИНО КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Организационная культура как элемент системы управления персоналом на
примере Общества с ограниченной ответственностью « Аккорд Финанс»
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2350 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
ОРГАНИЗАЦИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Инновации как фактор развития профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование организационной культуры Елабужского института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский Федеральный университет"
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование организационной культуры АНО ПО Октябрьский экономический техникум
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ДУХОВНО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018



