Организационное консультирование как средство повышения мотивации профессиональной деятельности у сотрудников дошкольных образовательных учреждений
|
Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности 15
1.1. Проблема мотивации профессиональной деятельности в
психологической науке 15
1.2. Мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности
профессиональной деятельности 27
1.3. Возможности организационного консультирования для повышения
мотивации профессиональной сотрудников ДОУ 38
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 68
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 85
Выводы по Главе II 92
Заключение 94
Список используемых источников 96
Приложения
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности 15
1.1. Проблема мотивации профессиональной деятельности в
психологической науке 15
1.2. Мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности
профессиональной деятельности 27
1.3. Возможности организационного консультирования для повышения
мотивации профессиональной сотрудников ДОУ 38
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 68
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 85
Выводы по Главе II 92
Заключение 94
Список используемых источников 96
Приложения
Актуальность темы диссертационного исследования «Организационное консультирование как средство повышения мотивации профессиональной деятельности у сотрудников ДОУ» заключается в том, что в настоящее время организационное консультирование — относительно новое направления теории и практики в современной России. Особенно это касается не бизнес - среды, а образовательных организаций.
Имеют место методологические проблемы применения процессов организационного консультирования, которые касаются различных направлений управления организацией, в том числе проблемы формирования системы эффективной мотивации персонала образовательной организации.
Методологическая проблема заключается в отсутствии теоретической школы, которая предложила бы концептуальную теорию организационного консультирования. На сегодняшний день нет четкого различения концептов «организационное консультирование» и «управленческое консультирование». На наш взгляд, это объясняется тем, что практика организационного консультирования существует недавно. Еще нет достаточного опыта, требующего обобщения и теоретического осмысления.
Концептуальная трудность объясняется мультидисциплинарным статусом организационного консультирования. Профессия оргконсультанта новая, в нее оказались призваны и полезны заказчикам специалисты разных областей (социологи, социотехнологи-методологи, психологи, менеджеры, маркетологи, юристы и т.д.). Специфика становления организационного консультирования как теории и практики в том, что оно все чаще выступает как вид услуги на рынке. Консультанты-практики опытным путем вырабатывают методики решения конкретных организационных задач. Эти методики появляются намного чаще, чем концептуальные разработки и они продвигают консультирование как бизнес, сфокусированный под потребности клиентов.
Как пишут авторы монографий по управленческому консультированию, вначале консультированием организаций занимались преподаватели вузов, академий для взрослых, ученые-исследователи из научных, проектных институтов, практики управления из организаций разного типа, затем выпускники бизнес-школ, экономических, социологических, психологических и правовых факультетов, поступающие в консультационные фирмы и сразу ориентирующиеся на эту карьеру (Ф.Ф. Галлямов, В.А. Гончарук, А.И. Пригожин, А.П. Посадский, М.И. Кныш, Н.О. Токмакова и др.)
Кроме того, проблема мотивации педагогов на сегодняшний день достаточно актуальна. Необходимо исследовать их запросы, приоритеты в профессиональной деятельности, чтобы выработать определённые механизмы усиления мотивации, их заинтересованности в профессиональном росте, постоянном повышении своей квалификации. Перед руководителем дошкольной организации постоянно встаёт задача: каким образом мотивировать педагогов, чтобы улучшать эффективность их деятельности, тем самым достигать целей организации, заниматься инновационной деятельностью, идти «в ногу» с современными тенденциями в образовании, повышать престиж своей организации в городе, районе, регионе.
Актуальность и выявленные проблемы позволили сформулировать предмет, объект, цель и задачи исследования.
Цель исследования - разработать и апробировать мероприятия по организационному консультированию, направленные на совершенствование мотивации персонала образовательной организации.
Объект исследования - процесс совершенствования системы мотивации персонала образовательной организации.
Предмет исследования - организационное консультирование как средство совершенствования мотивации персонала образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации будет способствовать развитию мотивации при следующих условиях:
1) организационное консультирования будет направлено на повышение уровня заинтересованности педагогов в своей деятельности;
2) организационные консультации с использование компьютерных технологий консультирования (ТКТ) будут направлены на лучшее понимание потребностей самих педагогов, идентификации направлений развития педагога, определения творческих наклонностей;
3) в процессе организационных консультаций будут применены приемы театрализации, игровой деятельности, что будет способствовать осознанию потребностей и интересов педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Дать научное обоснование понятию «мотивация профессиональной деятельности», выявить критериальный аппарат исследования.
3. Рассмотреть мотивацию педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности.
4. Выявить возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ.
5. Составить диагностический комплекс для изучения мотивации профессиональной деятельности.
6. Описать актуальный уровень мотивации педагогов ДОУ.
7. Проследить взаимосвязь мотивации и педагогических достижений педагогов.
8. Разработать и апробировать программу групповых консультаций по развитию творческих способностей и формированию творческой среды в ДОУ, направленных на совершенствование мотивации педагогов.
9. Проследить изменения в мотивации педагогов на основе проведения формирующего эксперимента.
10. Проверить гипотезу с помощью контрольного эксперимента.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Метод развития на основе компьютерной игры (компьютерные технологии в консультировании).
5. Количественный и качественный анализ данных.
6. Методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ 31 «Колокольчик» поселка Подгорный. Адрес организации: 662991, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, п. Подгорный, ул. Мира, дом 8-а.
В исследовании приняли участие 15 педагогов исследуемого детского сада, которые были разделены на 2 группы испытуемых в зависимости от возрастной категории: 1 группа испытуемых в возрасте 25-29 лет - 5 человек; 2 группа испытуемых в возрасте 45-49 лет - 9 человек.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере мотивации (О.Ю. Багадаева, А.А. Горбунова, Т.О. Гордеева ,К. Замфир, Т.Ю. Иванова, Н.В. Кошелева, Е.Ю. Овчинникова (Мандрикова), Е.Н. Осин, А. Маслоу);
- исследования в сфере педагогического менеджмента (Д.А. Бояринов, В.Р. Веснин, А.В. Гвоздева, В.В. Жилин);
- исследования в сфере психологического консультирования (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, С.В. Васьковская, Р. Кочюнас, П.П. Горностай);
- исследование стимулирования персонала (Е.А. Демидова);
- исследования в сфере организационного консультирования (Н.В. Клюева, Т.Н. Лобанова);
- исследования в сфере игротехнического менеджмента (А.П. Панфилова).
Научная новизна исследования состоит в использовании компьютерной игры для развития творческого потенциала педагогов образовательной организации в целях повышения их мотивации. Выявлена зависимость развития и раскрытия творческого потенциала, который крайне необходим в работе с детьми и мотивации педагогической деятельности. До сих пор такой подход не был исследован в научных публикациях при использовании организационного консультирования в условиях необходимости мотивации персонала.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования с применением компьютерной игры для педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы организационного консультирования педагогов дошкольной организации для развития творческого потенциала педагогов и мотивации их профессиональной деятельности.
Структура диссертации: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 102 страницы текста (без приложений), проиллюстрированного 22 рисунками и 8 таблицами.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности, обозначена проблема мотивации профессиональной деятельности в психологической науке, а также рассмотрена мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности и представлены возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ. Сделаны выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения. Описаны методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены методики, таблицы, содержащие данные по результатам исследования по представленным методикам.
Имеют место методологические проблемы применения процессов организационного консультирования, которые касаются различных направлений управления организацией, в том числе проблемы формирования системы эффективной мотивации персонала образовательной организации.
Методологическая проблема заключается в отсутствии теоретической школы, которая предложила бы концептуальную теорию организационного консультирования. На сегодняшний день нет четкого различения концептов «организационное консультирование» и «управленческое консультирование». На наш взгляд, это объясняется тем, что практика организационного консультирования существует недавно. Еще нет достаточного опыта, требующего обобщения и теоретического осмысления.
Концептуальная трудность объясняется мультидисциплинарным статусом организационного консультирования. Профессия оргконсультанта новая, в нее оказались призваны и полезны заказчикам специалисты разных областей (социологи, социотехнологи-методологи, психологи, менеджеры, маркетологи, юристы и т.д.). Специфика становления организационного консультирования как теории и практики в том, что оно все чаще выступает как вид услуги на рынке. Консультанты-практики опытным путем вырабатывают методики решения конкретных организационных задач. Эти методики появляются намного чаще, чем концептуальные разработки и они продвигают консультирование как бизнес, сфокусированный под потребности клиентов.
Как пишут авторы монографий по управленческому консультированию, вначале консультированием организаций занимались преподаватели вузов, академий для взрослых, ученые-исследователи из научных, проектных институтов, практики управления из организаций разного типа, затем выпускники бизнес-школ, экономических, социологических, психологических и правовых факультетов, поступающие в консультационные фирмы и сразу ориентирующиеся на эту карьеру (Ф.Ф. Галлямов, В.А. Гончарук, А.И. Пригожин, А.П. Посадский, М.И. Кныш, Н.О. Токмакова и др.)
Кроме того, проблема мотивации педагогов на сегодняшний день достаточно актуальна. Необходимо исследовать их запросы, приоритеты в профессиональной деятельности, чтобы выработать определённые механизмы усиления мотивации, их заинтересованности в профессиональном росте, постоянном повышении своей квалификации. Перед руководителем дошкольной организации постоянно встаёт задача: каким образом мотивировать педагогов, чтобы улучшать эффективность их деятельности, тем самым достигать целей организации, заниматься инновационной деятельностью, идти «в ногу» с современными тенденциями в образовании, повышать престиж своей организации в городе, районе, регионе.
Актуальность и выявленные проблемы позволили сформулировать предмет, объект, цель и задачи исследования.
Цель исследования - разработать и апробировать мероприятия по организационному консультированию, направленные на совершенствование мотивации персонала образовательной организации.
Объект исследования - процесс совершенствования системы мотивации персонала образовательной организации.
Предмет исследования - организационное консультирование как средство совершенствования мотивации персонала образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации будет способствовать развитию мотивации при следующих условиях:
1) организационное консультирования будет направлено на повышение уровня заинтересованности педагогов в своей деятельности;
2) организационные консультации с использование компьютерных технологий консультирования (ТКТ) будут направлены на лучшее понимание потребностей самих педагогов, идентификации направлений развития педагога, определения творческих наклонностей;
3) в процессе организационных консультаций будут применены приемы театрализации, игровой деятельности, что будет способствовать осознанию потребностей и интересов педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Дать научное обоснование понятию «мотивация профессиональной деятельности», выявить критериальный аппарат исследования.
3. Рассмотреть мотивацию педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности.
4. Выявить возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ.
5. Составить диагностический комплекс для изучения мотивации профессиональной деятельности.
6. Описать актуальный уровень мотивации педагогов ДОУ.
7. Проследить взаимосвязь мотивации и педагогических достижений педагогов.
8. Разработать и апробировать программу групповых консультаций по развитию творческих способностей и формированию творческой среды в ДОУ, направленных на совершенствование мотивации педагогов.
9. Проследить изменения в мотивации педагогов на основе проведения формирующего эксперимента.
10. Проверить гипотезу с помощью контрольного эксперимента.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Метод развития на основе компьютерной игры (компьютерные технологии в консультировании).
5. Количественный и качественный анализ данных.
6. Методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ 31 «Колокольчик» поселка Подгорный. Адрес организации: 662991, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, п. Подгорный, ул. Мира, дом 8-а.
В исследовании приняли участие 15 педагогов исследуемого детского сада, которые были разделены на 2 группы испытуемых в зависимости от возрастной категории: 1 группа испытуемых в возрасте 25-29 лет - 5 человек; 2 группа испытуемых в возрасте 45-49 лет - 9 человек.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере мотивации (О.Ю. Багадаева, А.А. Горбунова, Т.О. Гордеева ,К. Замфир, Т.Ю. Иванова, Н.В. Кошелева, Е.Ю. Овчинникова (Мандрикова), Е.Н. Осин, А. Маслоу);
- исследования в сфере педагогического менеджмента (Д.А. Бояринов, В.Р. Веснин, А.В. Гвоздева, В.В. Жилин);
- исследования в сфере психологического консультирования (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, С.В. Васьковская, Р. Кочюнас, П.П. Горностай);
- исследование стимулирования персонала (Е.А. Демидова);
- исследования в сфере организационного консультирования (Н.В. Клюева, Т.Н. Лобанова);
- исследования в сфере игротехнического менеджмента (А.П. Панфилова).
Научная новизна исследования состоит в использовании компьютерной игры для развития творческого потенциала педагогов образовательной организации в целях повышения их мотивации. Выявлена зависимость развития и раскрытия творческого потенциала, который крайне необходим в работе с детьми и мотивации педагогической деятельности. До сих пор такой подход не был исследован в научных публикациях при использовании организационного консультирования в условиях необходимости мотивации персонала.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования с применением компьютерной игры для педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы организационного консультирования педагогов дошкольной организации для развития творческого потенциала педагогов и мотивации их профессиональной деятельности.
Структура диссертации: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 102 страницы текста (без приложений), проиллюстрированного 22 рисунками и 8 таблицами.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности, обозначена проблема мотивации профессиональной деятельности в психологической науке, а также рассмотрена мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности и представлены возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ. Сделаны выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения. Описаны методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены методики, таблицы, содержащие данные по результатам исследования по представленным методикам.
Мотивация специалиста, её ценностные основания - это факторы, которые определяют профессиональное развитие, его содержание, интенсивность применения личностного ресурса в профессиональной деятельности. Мотивация взаимосвязана с уровнем креативности, наибольшая креативность мышления, присуща личностям с доминированием познавательной мотивации и мотивации саморазвития.
Мы проанализировали научную психологическую литературу по проблеме исследования, описали понятие мотивации профессиональной деятельности с точки зрения разных ученых, описали существующие классификации, сформировали категориальный аппарат исследования, описали критерии исследования. Также осуществлялся подбор методов изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов и методы эффективной работы по ее повышению .
В ходе экспериментальной деятельности проведен был выявлен актуальный уровень мотивации профессиональной деятельности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, описана и проведена программа организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов с учетом факторов, влияющих на мотивацию.
По окончании консультативной работы, был проведен итоговый срез, где повторно провелись выбранные диагностические методики среди участников экспериментальной группы. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы исследования.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что предложенная программа результативна. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась,
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для глубокого изучения возможностей инструментов психологического консультирования в качестве средств формирования мотивации профессиональной деятельности педагогов образовательной организации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе специалистов, занимающимися вопросами психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, руководителями, студентами, интересующимися этой проблемой.
Мы проанализировали научную психологическую литературу по проблеме исследования, описали понятие мотивации профессиональной деятельности с точки зрения разных ученых, описали существующие классификации, сформировали категориальный аппарат исследования, описали критерии исследования. Также осуществлялся подбор методов изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов и методы эффективной работы по ее повышению .
В ходе экспериментальной деятельности проведен был выявлен актуальный уровень мотивации профессиональной деятельности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, описана и проведена программа организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов с учетом факторов, влияющих на мотивацию.
По окончании консультативной работы, был проведен итоговый срез, где повторно провелись выбранные диагностические методики среди участников экспериментальной группы. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы исследования.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что предложенная программа результативна. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась,
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для глубокого изучения возможностей инструментов психологического консультирования в качестве средств формирования мотивации профессиональной деятельности педагогов образовательной организации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе специалистов, занимающимися вопросами психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, руководителями, студентами, интересующимися этой проблемой.
Подобные работы
- Модель современного управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и психологического центра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Формы методической работы по повышению удовлетворенности трудом педагогов дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Управление корпоративной культурой педагогов в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Формирование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (Управление человеческими ресурсами, Уральский Государственный Экономический Университет)
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Профилактика профессионального выгорания воспитателей детского сада (Нижегородский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Правовые аспекты оценки качества труда педагогических работников в общеобразовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



