Реферат 3
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности 15
1.1. Проблема мотивации профессиональной деятельности в
психологической науке 15
1.2. Мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности
профессиональной деятельности 27
1.3. Возможности организационного консультирования для повышения
мотивации профессиональной сотрудников ДОУ 38
Выводы по Главе 1 46
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения 48
2.1. Методическая организация исследования и обсуждение результатов
констатирующего эксперимента 48
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 68
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 85
Выводы по Главе II 92
Заключение 94
Список используемых источников 96
Приложения
Актуальность темы диссертационного исследования «Организационное консультирование как средство повышения мотивации профессиональной деятельности у сотрудников ДОУ» заключается в том, что в настоящее время организационное консультирование — относительно новое направления теории и практики в современной России. Особенно это касается не бизнес - среды, а образовательных организаций.
Имеют место методологические проблемы применения процессов организационного консультирования, которые касаются различных направлений управления организацией, в том числе проблемы формирования системы эффективной мотивации персонала образовательной организации.
Методологическая проблема заключается в отсутствии теоретической школы, которая предложила бы концептуальную теорию организационного консультирования. На сегодняшний день нет четкого различения концептов «организационное консультирование» и «управленческое консультирование». На наш взгляд, это объясняется тем, что практика организационного консультирования существует недавно. Еще нет достаточного опыта, требующего обобщения и теоретического осмысления.
Концептуальная трудность объясняется мультидисциплинарным статусом организационного консультирования. Профессия оргконсультанта новая, в нее оказались призваны и полезны заказчикам специалисты разных областей (социологи, социотехнологи-методологи, психологи, менеджеры, маркетологи, юристы и т.д.). Специфика становления организационного консультирования как теории и практики в том, что оно все чаще выступает как вид услуги на рынке. Консультанты-практики опытным путем вырабатывают методики решения конкретных организационных задач. Эти методики появляются намного чаще, чем концептуальные разработки и они продвигают консультирование как бизнес, сфокусированный под потребности клиентов.
Как пишут авторы монографий по управленческому консультированию, вначале консультированием организаций занимались преподаватели вузов, академий для взрослых, ученые-исследователи из научных, проектных институтов, практики управления из организаций разного типа, затем выпускники бизнес-школ, экономических, социологических, психологических и правовых факультетов, поступающие в консультационные фирмы и сразу ориентирующиеся на эту карьеру (Ф.Ф. Галлямов, В.А. Гончарук, А.И. Пригожин, А.П. Посадский, М.И. Кныш, Н.О. Токмакова и др.)
Кроме того, проблема мотивации педагогов на сегодняшний день достаточно актуальна. Необходимо исследовать их запросы, приоритеты в профессиональной деятельности, чтобы выработать определённые механизмы усиления мотивации, их заинтересованности в профессиональном росте, постоянном повышении своей квалификации. Перед руководителем дошкольной организации постоянно встаёт задача: каким образом мотивировать педагогов, чтобы улучшать эффективность их деятельности, тем самым достигать целей организации, заниматься инновационной деятельностью, идти «в ногу» с современными тенденциями в образовании, повышать престиж своей организации в городе, районе, регионе.
Актуальность и выявленные проблемы позволили сформулировать предмет, объект, цель и задачи исследования.
Цель исследования - разработать и апробировать мероприятия по организационному консультированию, направленные на совершенствование мотивации персонала образовательной организации.
Объект исследования - процесс совершенствования системы мотивации персонала образовательной организации.
Предмет исследования - организационное консультирование как средство совершенствования мотивации персонала образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что развитие творческого потенциала педагогов дошкольной образовательной организации будет способствовать развитию мотивации при следующих условиях:
1) организационное консультирования будет направлено на повышение уровня заинтересованности педагогов в своей деятельности;
2) организационные консультации с использование компьютерных технологий консультирования (ТКТ) будут направлены на лучшее понимание потребностей самих педагогов, идентификации направлений развития педагога, определения творческих наклонностей;
3) в процессе организационных консультаций будут применены приемы театрализации, игровой деятельности, что будет способствовать осознанию потребностей и интересов педагогов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Дать научное обоснование понятию «мотивация профессиональной деятельности», выявить критериальный аппарат исследования.
3. Рассмотреть мотивацию педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности.
4. Выявить возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ.
5. Составить диагностический комплекс для изучения мотивации профессиональной деятельности.
6. Описать актуальный уровень мотивации педагогов ДОУ.
7. Проследить взаимосвязь мотивации и педагогических достижений педагогов.
8. Разработать и апробировать программу групповых консультаций по развитию творческих способностей и формированию творческой среды в ДОУ, направленных на совершенствование мотивации педагогов.
9. Проследить изменения в мотивации педагогов на основе проведения формирующего эксперимента.
10. Проверить гипотезу с помощью контрольного эксперимента.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Формирующий эксперимент.
4. Метод развития на основе компьютерной игры (компьютерные технологии в консультировании).
5. Количественный и качественный анализ данных.
6. Методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования явилось МБДОУ 31 «Колокольчик» поселка Подгорный. Адрес организации: 662991, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, п. Подгорный, ул. Мира, дом 8-а.
В исследовании приняли участие 15 педагогов исследуемого детского сада, которые были разделены на 2 группы испытуемых в зависимости от возрастной категории: 1 группа испытуемых в возрасте 25-29 лет - 5 человек; 2 группа испытуемых в возрасте 45-49 лет - 9 человек.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- исследования в сфере мотивации (О.Ю. Багадаева, А.А. Горбунова, Т.О. Гордеева ,К. Замфир, Т.Ю. Иванова, Н.В. Кошелева, Е.Ю. Овчинникова (Мандрикова), Е.Н. Осин, А. Маслоу);
- исследования в сфере педагогического менеджмента (Д.А. Бояринов, В.Р. Веснин, А.В. Гвоздева, В.В. Жилин);
- исследования в сфере психологического консультирования (Г.С. Абрамова, Ю.Е. Алешина, С.В. Васьковская, Р. Кочюнас, П.П. Горностай);
- исследование стимулирования персонала (Е.А. Демидова);
- исследования в сфере организационного консультирования (Н.В. Клюева, Т.Н. Лобанова);
- исследования в сфере игротехнического менеджмента (А.П. Панфилова).
Научная новизна исследования состоит в использовании компьютерной игры для развития творческого потенциала педагогов образовательной организации в целях повышения их мотивации. Выявлена зависимость развития и раскрытия творческого потенциала, который крайне необходим в работе с детьми и мотивации педагогической деятельности. До сих пор такой подход не был исследован в научных публикациях при использовании организационного консультирования в условиях необходимости мотивации персонала.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для более углубленного изучения возможностей группового консультирования с применением компьютерной игры для педагогов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы организационного консультирования педагогов дошкольной организации для развития творческого потенциала педагогов и мотивации их профессиональной деятельности.
Структура диссертации: работа состоит из реферата, введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем диссертационного исследования составил 102 страницы текста (без приложений), проиллюстрированного 22 рисунками и 8 таблицами.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту. Кратко представлено содержание диссертации.
В Главе 1 описаны теоретические основы проблемы повышения мотивации профессиональной деятельности, обозначена проблема мотивации профессиональной деятельности в психологической науке, а также рассмотрена мотивация педагогов ДОУ как условие повышения эффективности профессиональной деятельности и представлены возможности организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной сотрудников ДОУ. Сделаны выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование возможностей организационного консультирования в целях повышения мотивации профессиональной педагогов дошкольного образовательного учреждения. Описаны методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены методики, таблицы, содержащие данные по результатам исследования по представленным методикам.
Мотивация специалиста, её ценностные основания - это факторы, которые определяют профессиональное развитие, его содержание, интенсивность применения личностного ресурса в профессиональной деятельности. Мотивация взаимосвязана с уровнем креативности, наибольшая креативность мышления, присуща личностям с доминированием познавательной мотивации и мотивации саморазвития.
Мы проанализировали научную психологическую литературу по проблеме исследования, описали понятие мотивации профессиональной деятельности с точки зрения разных ученых, описали существующие классификации, сформировали категориальный аппарат исследования, описали критерии исследования. Также осуществлялся подбор методов изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов и методы эффективной работы по ее повышению .
В ходе экспериментальной деятельности проведен был выявлен актуальный уровень мотивации профессиональной деятельности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, описана и проведена программа организационного консультирования для повышения мотивации профессиональной деятельности педагогов с учетом факторов, влияющих на мотивацию.
По окончании консультативной работы, был проведен итоговый срез, где повторно провелись выбранные диагностические методики среди участников экспериментальной группы. Был проведен анализ и обобщение результатов исследования; сформулированы выводы исследования.
Реализация формирующего эксперимента и анализ результатов, полученных в экспериментальной группе показали, что предложенная программа результативна. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась,
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что результаты, полученные автором в ходе исследования, станут основой для глубокого изучения возможностей инструментов психологического консультирования в качестве средств формирования мотивации профессиональной деятельности педагогов образовательной организации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученный теоретический и практический материал может быть использован в работе специалистов, занимающимися вопросами психологического сопровождения профессиональной деятельности педагогов, руководителями, студентами, интересующимися этой проблемой.
1 Федеральные государственные образовательные стандарты
образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/
abitur/act.82/index.php (дата обращения: 12.10.2020.).
2 Абрамова Г.С. Графика в психологическом консультировании / Г.С. Абрамова. М.: ПЕР СЭ, 2018. 142 с.
3 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. М. : Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
4 Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука //СПб.: Летний сад. 2009. - С. 13
5 Андреев Г.И. Основы управления предприятием: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2015. 356 с.
6 Багадаева О.Ю. Мотивация персонала как организационное условие снижения профессионального стресса педагогов ДОО // Современное дошкольное образование. 2016. № 10. С. 26-37.
7 Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание : более 5000 психологических терминов и понятий / А.Б. Альмуханова и др. М. : Эксмо, 2007. 542 с.
8 Бояринов Д.А. Педагогический менеджмент в контексте
информационного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа
http://www.stience-education.m/ru/artide/view?id=21095 (дата обращения:
11.10.2020)
9 Веснин В.Р. Менеджмент//М.: Проспект. 2014. 613 с.
10 Габбасова Л.З. Инновационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). Казань: Бук. 2016. С. 61-63
11 Гвоздева А.В., Жилин В.В. Понятие и функции педагогического
менеджмента как средства управления учебной информацией // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. №4 (16). [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.scientific-notes.ru/pdf70 1 7-23.pdf (дата обращения 11.10.2020)
12 Горностай П.П. Теория и практика психологического консультирования / П.П. Горностай, С.В. Васьковская. К. : Наука и просвет, 2015. 128 с.
13 Демидова Е.А. Проектирование системы стимулирования
персонала дошкольной образовательной организации // Всероссийский электронный журнал «Педмастерство». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/28/articles/692. (дата
обращения: 09.10.2020)
14 Диагностика профессионального становления личности: учеб.- метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова, О.В. Кожевникова. Ч. 3. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 144 с.
15 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково - образовательный. М. : Рус. яз., 2000. В 2 т. Т. 2. 1084 с. (Серия «Библиотека русских словарей»).
16 Журавлев, П. В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2016. - 448 c.
17 Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2017. 455 с.
18 Залевский Г.В. Антропос — «человек, устремленный ввысь» (целостно-ценностная парадигма в контексте антропологической психологии) [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 1 (18)
19 Замфир К. Опросник «Структура мотивации трудовой деятельности», 2012. 10 с.
20 Зарецкий В.В., Булатников А.Н. Профилактика наркологических расстройств (программа повышения квалификации) // Профилактика зависимостей. 2016. №1. С. 106 - 145
21 Зеер Э.Ф. Профессиональное развитие человека в системе не - прерывного образования// Профессиональное образование. Столица. 2013. № 9 - с.98
22 Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб. : Магнит, 2010. 944 с.
23 Клюева Н. В. Организационное консультирование. Ярославль, 2008
24 Кокуйцева Т.В. Движущая сила прогресса. Тенденции и перспективы развития человеческого капитала в России // Креативная экономика. 2014. № 1. с.38
25 Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия / Р. Кочюнас. М. : Наука, 2015. 454 с
26 Лашкова Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. 2013. Спецвыпуск №06. ART 13556. URL: http://e- koncept.ru/2013/13556.htm. (дата обращения 12.07.2016)
27 Лепешева Е. Диагностика мотивации персонала // Управление
школой. 2009. №8. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://upr.1september.ru/article.php?ID=20090080 (дата обращения 11.10.2020)
28 Лобанова, Т.Н. Взаимосвязь трудовых интересов и организационного поведения работников// Психологический журнал. 2015. № 2 с. 95-106
29 Лосева О.В. Человеческий капитал как ключевой ресурсинновационной деятельности организации // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4. c. 73-80
30 Маслоу, Абрахам Мотивация и личность: моногр. / Абрахам Маслоу. М.: Питер, 2016. 400 c.
31 Меновщиков В.Ю. Психологическая помощь в сети Интернет. М., 2007. 178 с.
32 Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое
консультирование / В.Ю. Меновщиков. М.: Смысл, 2015. 112 с.
33 Меркулова Л.П. Профессиональная мобильность специалистов технического профиля / Л.П. Меркулова//М. : МГУП. 2005. 267 с.
34 Мозжилин С.И., Неверов А.Н. Методология в психологии: проблемы и перспективы. //Вопросы философии / 2014. № 5. С. 186-189
35 Назаров И.Н. Мотивация и стимулирование труда в дошкольных общеобразовательных учреждениях // Вестник Северо-кавказского гуманитарного института. 2014. №3. С. 166-17
36 Назарова Е.В. Особенности и перспективы методов современного стимулирования персонала в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11739(дата обращения: 11.10.2020)
37 Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.
38 Осин Е.Н., Горбунова А.А., Гордеева Т.О., Иванова Т.Ю., Кошелева Н.В., Овчинникова (Мандрикова), Е.Ю. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология / 2017 №4 с. 21-49
39 Панкова Т.Н. Профессиональная мобильность как неотъемлемая характеристика современного специалиста в системе непрерывного профессионального образования//Вестник Воронежского государственного университета. 2013. № 1.
40 Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панфилова. М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. 536 с.
41 Пахальян В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании. Материалы к организации и проведению учебных занятий. Часть 3. Практикум / В.Э. Пахальян. М.: ПЕР СЭ, 2015
42 Питер, Гаудж Исследование мотивации персонала. Определение и повышение уровня лояльности сотрудников методом / Гаудж Питер. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2017. 722 с.
43 Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Оценка эффективности
педагогической деятельности : учеб. пособие / под общ. ред.
Ю.П. Поваренкова. Ярославль : Изд- во ЯГПУ, 2011. 166 с.
44 Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление.
М., 2007. Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ //
СОЦИС. 1995. № 9. С. 74-80.
45 Пригожин А.И. Методы развития организации. Международный центр финансово-экономического развития. М., 2003.
46 Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс].
URL: Ь1р://минобрнауки.рф/ documents/3071/file/1734/ 12.02.15 -
Профстандарт_педагога (дата обращения10.10.2020).
47 Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребень. Минск : Соврем. школа. 2008. 496 с.
48 Самсоненко Л.С. Развитие профессиональной мотивации
педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС / Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=13879 (дата обращения:
11.10.2020)
49 Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение. 2014. №3. С. 18-24
50 Словарь иностранных слов современного русского языка / сост. Т. В. Егорова. М. : Аделант, 2014. 800 с.
51 Солощенко Е. А., Саклаков В. М. Эффективная система мотивации: желаемый результат и возможные ошибки // Вестник ТомГУ. - 2018. - № - С. 90 - 95
52 Стаут Л. У Управление персоналом. Настольная книга менеджера / пер. с англ. А. Стативка. М. : Добрая книга, 2006. 532 с.
53 Субботина И.Ю. Формирование качественного человеческого капитала: отбор, мотивация и интеллектуализация трудовых ресурсов // Вопросы регулирования экономики. 2012. №1. С.55-62
54 Тараданов А.А., Старцев Ю.Н. Модель оценки трудовой
мотивации персонала в организации/Вестник Челябинского
государственного университета. - 2013. - № 39
55 Тверитина Е.В. Нематериальные способы мотивации персонала в
дошкольном образовательном учреждении // Экономика и современный менеджмент: теория и практика; сборник статей по материалам LVIII международной научнопрактической конференции №2 (56). - Новосибирск: СибАК, 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://sibac.info/conf7econom/lviii/46666 (Дата обращения 10.10.2020)
56 Фрумина Е.Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности / Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах//М.: ИС РАН. 2018. С. 274-292
57 Целютина Т.В. Управление развитием lean-персонала в условиях изменчивой vuca среды образовательной организации // Научный результат.Экономические исследования/ 2019. Т. 5. № 1. С. 84-93
58 Якуба В. 4 инструмента, чтобы измерить и скорректировать
мотивацию персонала// Директор по персоналу / 2019 № 2 [Электронный
ресурс] Режим доступа: https:ZZe.hr-director.ru/700792 (Дата обращения
11.10.2020)