ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Основные тренды в развитии современного образования 6
1.2 Сущность и структура исследовательской деятельности
обучающихся 12
1.3 Дидактические условия формирования и развития
исследовательской деятельности 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 31
2.1 Технологии организации исследовательской деятельности
обучающихся 31
2.2 Методические рекомендации по организации образовательного
события основной школы 45
2.3 Анализ результатов и апробации 60
Выводы по главе 2 , 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ , 78
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Основные тренды в развитии современного образования 6
1.2 Сущность и структура исследовательской деятельности
обучающихся 12
1.3 Дидактические условия формирования и развития
исследовательской деятельности 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 31
2.1 Технологии организации исследовательской деятельности
обучающихся 31
2.2 Методические рекомендации по организации образовательного
события основной школы 45
2.3 Анализ результатов и апробации 60
Выводы по главе 2 , 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ , 78
За последнее время в системе общего образования России произошли значительные изменения, которые вызваны сменой парадигмы обучения. Теперь в центре внимания находится обучающийся, а цель образования - всестороннее развитие его личности, способностей и удовлетворение его интересов. В связи с этим возникла необходимость обновления организационно-методического обеспечения процесса подготовки школьников, учитывающего их индивидуальные особенности.
Эта мысль была закреплена в программных документах Правительства Российской Федерации, законе "Об образовании", а также в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС направлен на участие обучающихся в различных организационных формах проектно-исследовательской деятельности, включая творческие конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады и т.п.
Но стоит отметить, что в современных российских школах не всегда уделяется внимание учету индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения в полной мере. Учителя часто упрощают понимание этого вопроса и подходят формально к вопросу сопровождения исследовательской деятельности обучающихся по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, что не способствует обогащению образовательного процесса. К тому же, многие педагоги-предметники считают важным акцентировать свое внимание на вопросах организации проектно-исследовательской деятельности только в старшей школе. А между тем, начинать такую работу следует гораздо раньше.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной образовательной политики с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Вопрос формирования и развития исследовательской деятельности школьников вызывает большой интерес в академической среде. Так А.С. Обухов, А.И. Савенков, И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова, А.П. Гладкова, Т. И. Чернецкая, А.М Новиков, М.З. Каплан, В. Н. Кеспиков, В. И Андреев, А.В. Леонтович, В. А. Гусев, О. В. Охтеменко, С. Н. Чернышев, Г.И Щукин, Е.В. Тяглова, М.В. Кларин, Н.А. Семенова, В. А. Далингер в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты формирования данного вида деятельности у обучающихся.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся основной школы в процессе предметной подготовки.
Цель исследования: разработка и апробация организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся 8-9 классов в процессе их математической подготовки.
Объект: математическая подготовка обучающихся 8-9 классов на основе организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы описать содержание и структуру исследовательской деятельности обучающихся;
2) выявить и научно обосновать дидактические условия формирования исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики;
3) разработать организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки обучающихся 8-9 классов
4) провести апробацию, описать ее результаты.
На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (контент-анализ, сравнение); методы эмпирического уровня (анкетный опрос, наблюдение).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 58 источников.
В первой главе «Теоретические основы формирования исследовательской деятельности в процессе математической подготовки» проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся. Описаны современные подходы к структуре и содержанию исследовательской деятельности обучающихся, выявлены научно обоснованные дидактические условия ее формирования в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся» представлен авторский учебно-методический комплекс математических заданий, направленный на формирование исследовательской деятельности и, как следствие, повышение мотивации обучающихся и формирование метапредметных образовательных результатов в рамках основной школы (на примере 8-9 классов). Также описана методика работы с комплексом, представлен анализ результатов апробации применения комплекса заданий.
Эта мысль была закреплена в программных документах Правительства Российской Федерации, законе "Об образовании", а также в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС направлен на участие обучающихся в различных организационных формах проектно-исследовательской деятельности, включая творческие конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады и т.п.
Но стоит отметить, что в современных российских школах не всегда уделяется внимание учету индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения в полной мере. Учителя часто упрощают понимание этого вопроса и подходят формально к вопросу сопровождения исследовательской деятельности обучающихся по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, что не способствует обогащению образовательного процесса. К тому же, многие педагоги-предметники считают важным акцентировать свое внимание на вопросах организации проектно-исследовательской деятельности только в старшей школе. А между тем, начинать такую работу следует гораздо раньше.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной образовательной политики с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Вопрос формирования и развития исследовательской деятельности школьников вызывает большой интерес в академической среде. Так А.С. Обухов, А.И. Савенков, И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова, А.П. Гладкова, Т. И. Чернецкая, А.М Новиков, М.З. Каплан, В. Н. Кеспиков, В. И Андреев, А.В. Леонтович, В. А. Гусев, О. В. Охтеменко, С. Н. Чернышев, Г.И Щукин, Е.В. Тяглова, М.В. Кларин, Н.А. Семенова, В. А. Далингер в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты формирования данного вида деятельности у обучающихся.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся основной школы в процессе предметной подготовки.
Цель исследования: разработка и апробация организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся 8-9 классов в процессе их математической подготовки.
Объект: математическая подготовка обучающихся 8-9 классов на основе организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы описать содержание и структуру исследовательской деятельности обучающихся;
2) выявить и научно обосновать дидактические условия формирования исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики;
3) разработать организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки обучающихся 8-9 классов
4) провести апробацию, описать ее результаты.
На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (контент-анализ, сравнение); методы эмпирического уровня (анкетный опрос, наблюдение).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 58 источников.
В первой главе «Теоретические основы формирования исследовательской деятельности в процессе математической подготовки» проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся. Описаны современные подходы к структуре и содержанию исследовательской деятельности обучающихся, выявлены научно обоснованные дидактические условия ее формирования в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся» представлен авторский учебно-методический комплекс математических заданий, направленный на формирование исследовательской деятельности и, как следствие, повышение мотивации обучающихся и формирование метапредметных образовательных результатов в рамках основной школы (на примере 8-9 классов). Также описана методика работы с комплексом, представлен анализ результатов апробации применения комплекса заданий.
Исследовательская работа является действенным инструментом образовательно-воспитательного процесса, который способствует развитию педагога и обучающегося. Данный вид деятельности является эффективным инструментом развития личности обучающихся и способствует формированию высокого уровня общественной культуры и образования. Но при этом отсутствует достаточно полное и подробное описания способа реализации исследовательской деятельности школьников по математике в современных исследованиях.
В ходе теоретико-экспериментального исследования были решены все поставленные задачи и получены следующие основные результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены содержание и выделена структура исследовательской деятельности обучающихся. В настоящей работе было представлено собственное виденье организации исследовательской деятельности обучающихся в средней школе.
2. На основании проведенного теоретического исследования были разработаны и апробированы принципы организации исследовательской деятельности по математике обучающихся 8-9 классов в образовательном процессе школы, а также разработано организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности по математике обучающихся в образовательном процессе школы.
3. Апробация предложенной методики показала, что ее реализация действительно способствует повышению уровня сформированности исследовательских навыков обучающихся 8-9 классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
В ходе теоретико-экспериментального исследования были решены все поставленные задачи и получены следующие основные результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены содержание и выделена структура исследовательской деятельности обучающихся. В настоящей работе было представлено собственное виденье организации исследовательской деятельности обучающихся в средней школе.
2. На основании проведенного теоретического исследования были разработаны и апробированы принципы организации исследовательской деятельности по математике обучающихся 8-9 классов в образовательном процессе школы, а также разработано организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности по математике обучающихся в образовательном процессе школы.
3. Апробация предложенной методики показала, что ее реализация действительно способствует повышению уровня сформированности исследовательских навыков обучающихся 8-9 классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2023 - Организация самостоятельной деятельности обучающихся 5-6 классов на уроках математики в условиях реализации требований ФГОС
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ К ПРОДОЛЖЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИВНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Проектная технология как фактор личностной ориентации исследовательской деятельности учащихся 7-х классов по обществознанию
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019



