Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Работа №157084

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 6
1.1 Основные тренды в развитии современного образования 6
1.2 Сущность и структура исследовательской деятельности
обучающихся 12
1.3 Дидактические условия формирования и развития
исследовательской деятельности 19
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 31
2.1 Технологии организации исследовательской деятельности
обучающихся 31
2.2 Методические рекомендации по организации образовательного
события основной школы 45
2.3 Анализ результатов и апробации 60
Выводы по главе 2 , 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ , 78


За последнее время в системе общего образования России произошли значительные изменения, которые вызваны сменой парадигмы обучения. Теперь в центре внимания находится обучающийся, а цель образования - всестороннее развитие его личности, способностей и удовлетворение его интересов. В связи с этим возникла необходимость обновления организационно-методического обеспечения процесса подготовки школьников, учитывающего их индивидуальные особенности.
Эта мысль была закреплена в программных документах Правительства Российской Федерации, законе "Об образовании", а также в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС). ФГОС направлен на участие обучающихся в различных организационных формах проектно-исследовательской деятельности, включая творческие конкурсы, научно-практические конференции, олимпиады и т.п.
Но стоит отметить, что в современных российских школах не всегда уделяется внимание учету индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения в полной мере. Учителя часто упрощают понимание этого вопроса и подходят формально к вопросу сопровождения исследовательской деятельности обучающихся по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, что не способствует обогащению образовательного процесса. К тому же, многие педагоги-предметники считают важным акцентировать свое внимание на вопросах организации проектно-исследовательской деятельности только в старшей школе. А между тем, начинать такую работу следует гораздо раньше.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена существующим противоречием между вызовами, соответствующими приоритетам современной государственной образовательной политики с одной стороны, и недостаточной готовностью школы к реализации этих инициатив, с другой.
Вопрос формирования и развития исследовательской деятельности школьников вызывает большой интерес в академической среде. Так А.С. Обухов, А.И. Савенков, И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова, А.П. Гладкова, Т. И. Чернецкая, А.М Новиков, М.З. Каплан, В. Н. Кеспиков, В. И Андреев, А.В. Леонтович, В. А. Гусев, О. В. Охтеменко, С. Н. Чернышев, Г.И Щукин, Е.В. Тяглова, М.В. Кларин, Н.А. Семенова, В. А. Далингер в своих работах рассматривали различные психологические и дидактические аспекты формирования данного вида деятельности у обучающихся.
Из вышесказанного можно выделить следующую проблему: недостаточная разработанность методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся основной школы в процессе предметной подготовки.
Цель исследования: разработка и апробация организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности обучающихся 8-9 классов в процессе их математической подготовки.
Объект: математическая подготовка обучающихся 8-9 классов на основе организационно-методического обеспечения исследовательской деятельности.
Предмет исследования: организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы описать содержание и структуру исследовательской деятельности обучающихся;
2) выявить и научно обосновать дидактические условия формирования исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики;
3) разработать организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся в процессе математической подготовки обучающихся 8-9 классов
4) провести апробацию, описать ее результаты.
На каждом этапе, в зависимости от задач, применялись следующие методы исследования: методы теоретического уровня (контент-анализ, сравнение); методы эмпирического уровня (анкетный опрос, наблюдение).
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список включает 58 источников.
В первой главе «Теоретические основы формирования исследовательской деятельности в процессе математической подготовки» проведен анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования и развития исследовательской деятельности обучающихся. Описаны современные подходы к структуре и содержанию исследовательской деятельности обучающихся, выявлены научно обоснованные дидактические условия ее формирования в процессе математической подготовки.
Во второй главе «Организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности обучающихся» представлен авторский учебно-методический комплекс математических заданий, направленный на формирование исследовательской деятельности и, как следствие, повышение мотивации обучающихся и формирование метапредметных образовательных результатов в рамках основной школы (на примере 8-9 классов). Также описана методика работы с комплексом, представлен анализ результатов апробации применения комплекса заданий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовательская работа является действенным инструментом образовательно-воспитательного процесса, который способствует развитию педагога и обучающегося. Данный вид деятельности является эффективным инструментом развития личности обучающихся и способствует формированию высокого уровня общественной культуры и образования. Но при этом отсутствует достаточно полное и подробное описания способа реализации исследовательской деятельности школьников по математике в современных исследованиях.
В ходе теоретико-экспериментального исследования были решены все поставленные задачи и получены следующие основные результаты.
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были определены содержание и выделена структура исследовательской деятельности обучающихся. В настоящей работе было представлено собственное виденье организации исследовательской деятельности обучающихся в средней школе.
2. На основании проведенного теоретического исследования были разработаны и апробированы принципы организации исследовательской деятельности по математике обучающихся 8-9 классов в образовательном процессе школы, а также разработано организационно-методическое обеспечение исследовательской деятельности по математике обучающихся в образовательном процессе школы.
3. Апробация предложенной методики показала, что ее реализация действительно способствует повышению уровня сформированности исследовательских навыков обучающихся 8-9 классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.



1. Адамович К. А., Капуза А. В., Захаров А. Б., Фрумин И. Д. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 28 с
2. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2012. С.24-34.
3. Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2010. - С. 5
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с
5. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1981. - 240 с., с. 102
6. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 58
7. Беляева, Е. А. Гуманизация образования как принцип формирования содержания современного школьного математического образования / Е. А. Беляева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 17. - С. 45-48. - EDN SBPNMP.].
8. Бенин, В. Л. Образование в эпоху VUCA-мира / В. Л. Бенин, Е. Д. Жукова // Гражданственность. Культура. Религия : Коллективная монография / Под общей редакцией и сост. А.А. Лисенковой, М.Г. Писманика и А.А. Субботиной. - Пермь : Пермский государственный институт культуры, 2022.
- С. 100-119.
9. Берсенева О. В. «Формирование готовности будущих учителей математики к организации исследовательской деятельности школьников в условиях бинарного обучения математике в вузе»: дис. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. - Красноярск, 2017. - 235 с.
10. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2011 С.5¬29
11. Вершинина, М. И. Методические особенности организации урока математики с применением личностно-ориентированного подхода / М. И. Вершинина, Н. В. Чернухина // Научный альманах. - 2022. - № 6-1(92). - С. 56-59.
12. Горшунова, Т. Н. Особенности индивидуализации в преподавании математики в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Н. Горшунова // В мире научных открытий : материалы XVI Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов, Таганрог, 30 июня 2015 года / Центр научной мысли; научный редактор И.А. Рудакова. - Таганрог: Издательство "Перо", 2015. - С. 37-41
13. Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016.
14. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. - М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
15. Далингер В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст]/ «Вестник Волгоградского государственного педагогического университета», 2007
16. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2016, С.8-12
17. Евдокимов А.К. Этапы становления молодого исследователя. Новые возможности организации студенческой научно-исследовательской работы//Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1, С.82-82
18. Егорченко, И. В. Математическое образование в условиях современных образовательных концепций: гуманизации, гуманитаризации, фундаментализации образования / И. В. Егорченко // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2013. - № 2(22). - С. 15-22.
19. Ипатьева, О. А. Эффективная реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках математики / О. А. Ипатьева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Чебоксары, 06 ноября 2016 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. - С. 211-214.
20. Каплан М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе. - Минск: Изд-во БПУ, 1985. - 170 с, с. 32
21. Кондаков Н. И. - Логический словарь-справочник, 1975, с.218
22. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 17.04.2023)
23. Кеспиков В. Н. Управление исследовательской подготовкой руководителя образовательногоучреждения: монография. - Челябинск: Изд- во ЧелГНОЦУрО РАО, 2003. - 300 с
24. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В Кларин. - М., 1994. - 84 с
25. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова.
М.: НИИ школьных технологий, 2017.
26. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2017, Издание МГДД(Ю)Т
27. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании.// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2021. с.33-37
28. Леонтович А.В. Каждый человек - исследователь//Алхимия проекта: Метод разработки мини-тренингов для слушателей и преподавателей программы Intel «Обучение для будущего»/Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. - 2-е изд., доп. - М., 2015
29. Леонтович, А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: специальность 19.00.13 "Психология развития, акмеология": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Леонтович Александр Владимирович. - Москва, 2003. - 20 с
30. Леонтович А.В. Разговор об исследоватлеьской деятельности: Публицистические статьи и заметки/Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2016г.
31. Леонтович А.В. Тренинг по подготовке руководителей исследовательских работ школьников: Сборник анкет с комментариями. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2018.
32. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии [Текст] / А. В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - №10. - с. 152 - 159.
33. Новиков А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий. Эгвес, 2013. 268 р. с.39 - 40
34. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2021. - С.46-48
35. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?//Исследовательская работа школьников, №4, 2020. - С.18-23.
36. Охтеменко О. В. Исследовательские задания как средства формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе :автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2003.
37. От исследовательской активности к исследовательской работе старшеклассников // из опыта работы, выпуск 2, научный редактор к.пс.н. Шумакова Н.Б., М., 2022 - 112 с.
38. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М., 2020.
39. Поддьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и его значение.//Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2012. С.21-24.
40. Попова С.А. Особенности организации исследоватльской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1,С.135-138
41. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности - путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016. С.184
42. Развитие исследовательских умений школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. - М.: Просвещение, 2011-57с.-.
43. Рогов А.А., Рогова О.Б., Клюкина Е.А. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1 С.118-124
44. Рябенко И.П. Из опыта организации научно-исследовательской работы со старшеклассниками в Псковской области// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2013. т.1,С.144-151
45. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль, 2019.
46. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] / Н. А. Семенова // Начальная школа, 2017. - С. 45-49
47. Смолеусова, Т. В. Методическая готовность учителей к внедрению на занятиях инноваций, соответствующих требованиям ФГОС / Т. В. Смолеусова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2015. - № 4(26). - С. 27-36.
48. Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников №1/2021
49. Трофимова, Н. С. Проблемы здоровьесбережения на уроках математики в рамках реализации ФГОС / Н. С. Трофимова // Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 8-й международной научно-практической конференции, Махачкала, 20 сентября 2015 года. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2015. - С. 27-29.
50. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся: методическое пособие / Е. В. Тяглова. - 2-е изд., стер. - Москва :Глобус, 2007. - 223 с.
51. Федеральная целевая программа развития образования на 2018-2025 годы (Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642). [Электронный ресурс]. URL: http://zakonbase.ru
52. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Утв. приказом Министерства просвящения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru
53. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://zakonbase.ru
54. Цатуров В.Н. Социокультурные исследования школьников как фактор становления культуры мира личности исследователя// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2019. т.1,С.163-168
55. Четырбок, П. В. Инновационные подходы применения цифровых технологий в образовании / П. В. Четырбок, М. А. Шостак // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении : сборник трудов VI Международной научно-практической конференции, Ялта, 24-26 мая 2021 года / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал). - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2021. - С. 342-345.
56. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность, словарь, , 2010., с.14
57. Шутило, А. А. Понятие системно-деятельностного подхода. Моделирование урока с позиции системно-деятельностного подхода / А. А. Шутило // Образовательные и воспитательные мультитехнологии в современном учебном пространстве: сборник статей по материалам II городской научно-практической конференции по педагогике (с международным участием), Санкт-Петербург, 23 марта 2016 года / Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА». - Санкт-Петербург: Фонд научных исследований в области гуманитарных наук "ЗНАНИЕ - СИЛА", 2016. - С. 36-42.
58. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике М: Педагогика, 1971. 352 с., с. 98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ