ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внеурочная деятельность школьников в рамках ФГОС 11
1.2. Понятие «экологическая грамотность школьников» и педагогические условия ее формирования
1.3. Педагогические условия формирования экологической грамотности школьников
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической грамотности школьников
2.2. Организация процесса формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности на базе МКОУ Октябрьской СШ №9
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внеурочная деятельность школьников в рамках ФГОС 11
1.2. Понятие «экологическая грамотность школьников» и педагогические условия ее формирования
1.3. Педагогические условия формирования экологической грамотности школьников
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической грамотности школьников
2.2. Организация процесса формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности на базе МКОУ Октябрьской СШ №9
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам, что во главе современного образования поставлена личность обучающегося и изменения, происходящие с ней в процессе обучения, а главная задача школы - это воспитание поколения, способного к кардинальным переменам и нестандартным решениям. Современному педагогу сложно заинтересовать предметом обучающегося, в руке которого находится девайс со свободным выходом в Интернет, где есть ответы на любые вопросы. В условиях простой доступности к огромному количеству разнообразной информации закономерна и неизбежная модернизация современного образования, для успеха которой необходима разработка и внедрение экспериментальных образовательных программ и новаторских педагогических проектов в сфере лично-ориентированной педагогики.
Действующая система образования направлена на формирование самостоятельно мыслящей, умеющей видеть и креативно решать возникающие проблемы личности, которая имеет представление о социальных взаимоотношениях человека и природы и готова гармонично сосуществовать в обществе и окружающей природной среде - экологически грамотной личности. Современный выпускник должен понимать свою неразрывную связь с природой, зависимость благополучия себя, свой семьи и своей страны от сохранения целостности окружающей среды от антропогенных изменений среды жизни на Земле, выходящих за пределы адаптивных способностей человека как биологического вида. Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматривается внеурочная деятельность.
Согласно приказа Минобрнауки РФ от 18 августа 2017 года №09-1672 внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемая в формах, отличных от урочной. Также является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Уникальность экологической грамотности и экологического сознания в своих исследованиях рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и другие. Психолого-педагогические аспекты формирования этих элементов экологического образования в своих работах раскрывают Дерябо С.А., Ясвин В.А., а влияние антропогенной деятельности на них: Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.
Состояние окружающей среды напрямую зависит от экологической грамотности будущих поколений. Важно учитывать, что экологизация образования прослеживается на всех ступенях всех уровней образования, так же как сохраняется преемственность основных образовательных программ и, вчерашние школьники, приходя в ССУЗы, ВУЗы и другие учебные заведения должны обладать сформированными основами экологической грамотности и экологической культуры, соответствующими современному уровню экологического мышления.
С учетом вышеперечисленного, актуальность исследования подтверждает наличие следующих недостатков в школе - на уровне основной образовательной программы основного общего образования формирование экологических знаний обучающихся происходит фрагментарно разными педагогами в рамках разных учебных дисциплин в виду отсутствия учебного предмета Экология; а существующие методики по формированию экологической грамотности средствами смежных дисциплин в урочной и неурочной деятельности не позволяют тщательно целенаправленно воспитывать экологическую культуру и развивать экологическую грамотность школьников.
Данные недостатки позволили сформулировать противоречие между необходимостью формировать экологическую грамотность и экологическое сознание на всех ступенях всех уровней образования и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой работы на ступени основного общего образования.
Указанное противоречие определило проблему исследования как необходимость реализовать формирование экологической грамотности школьников среднего звена основного общего образования через внеурочную деятельность.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация и проведение внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания на базе сельской школы с отсутствием учебного предмета Экология в учебном плане
Предмет исследования: методика формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания в рамках программы внеурочной деятельности экологической направленности
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность организации внеурочной деятельности экологической направленности в условиях МКОУ Октябрьской СШ №9
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы изучить состояние исследуемой проблемы.
2. Выявить сущность, основные направления и педагогические условия организации внеурочной деятельности экологической направленности на средней ступени основного общего образования.
З. Обосновать педагогические условия организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экологической грамотности и экологического сознания.
4. Разработать программу внеурочной деятельности экологической направленности.
5. Экспериментально проверить эффективность формирования экологической грамотности обучающихся при реализации разработанной программы.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического образования на ступени основного общего образования будет эффективным, если обоснованы и реализованы следующие педагогические условия:
- разработана программа внеурочной деятельности, содержание которой направлено на целенаправленное формирование экологической грамотности и экологического самосознания, соответствует интересам и потребностям школьников;
- создана образовательная среда, способствующая организации эколого-ориентированной и исследовательской деятельности в школе, - с включением различные передовые продуктивные формы и виды внеурочной деятельности;
- при проведении эффективной работы в рамках внеурочной деятельности, при создании, по-настоящему, творческой среды и возможности для разностороннего развития личности ученик успешно реализует свой персональный путь учения;
Теоретико-методологические основы:
- теории личности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.M. Божович, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, A.B. Петровский и др.);
- теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин, и др.);
- теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- труды по общедидактическим принципам организации и психолого-педагогическим основам дифференциации и индивидуализации обучения обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.);
- труды о сущности понятия экологической культуры (Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и др);
- работы о принципах экологического образования (Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др);
- исследования о психологических аспектах формирования экологической грамотности (Л.И. Божович, Н.Н. Вересов, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.А. Дерябо, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ясвин);
- основные социобиологические идеи (Е. Масуда);
- труды по вопросам экологического воспитания (А.П. Исаев, В.П. Казначеев, Г.В. Платонов, А.Н. Селезнев, А.И. Субетто, Л.В. Тарасов, В.П. Яншин и др.);
- труды о формировании экологической грамотности во внеурочной деятельности (М.С. Денисовой, А.П. Захлебного, В.Д. Иванова, А.С. Метелицы, В.В. Рынькова, М.С. Старкина);
- исследования зарубежных авторов по проблемам экологической грамотности и экологической культуры (John. Forrester, D. Meadows, M. Mesarovic, A. Pechеchei).
Научная новизна исследования заключается:
- в систематизации трактовок понятия «экологическая грамотность и экологическое сознание обучающихся на ступени основного общего образования»;
- в теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке педагогических условий эффективной реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы.
Практическая значимость исследования обуславливается наличием прикладного материала - таблиц с результатами собранной статистики за период исследования, Программа внеурочной деятельности экологической направленности
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования;
- изучение проблемы исследования посредством освоения передового опыта
- анализ состояния проблемы исследования в практике работы образовательных учреждений Богучанского района
- теоретическое обобщение результатов исследования, а также их интерпретация с точки зрения новых фактов и действительных условий
- наблюдение, беседа, анкетирование
- изучение коллективов школьников и отдельных учащихся
- эксперимент
- статистические методы обработки результатов эксперимента
- анализ результатов деятельности учащихся.
База исследования: МКОУ Октябрьская СШ №9, анкетирование обучающихся и учителей некоторых школ Богучанского района Красноярского края, статистические данные мониторинга образовательных организаций за 2018-2019, 2019-2020 учебные года Управления образования Богучанского района.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы и промежуточные результаты работы:
1. обсуждались в рамках научно-педагогической практики на заседании педагогического совета МКОУ Октябрьской СШ №9, п. Октябрьский, Богучанский район, Красноярский край. 19 декабря 2019г;
2. обсуждались на XX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2019г.;
3. опубликованы в научном журнале «Студенческий форум» №13(106), Москва, 7 апреля 2020г.;
4. обсуждались на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах IX Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2020г.
Заключение по прохождению научно-педагогической практики, свидетельства о публикациях материалов и промежуточных результатов работы, а так же свидетельства о достижениях обучающихся - участников эксперимента находятся в приложениях к диссертационной работе.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2020 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018г.) - подготовительный. Изучение состояния проблемы, выявление предпосылок исследования; определение понятийного аппарата исследования, целей, задач, методологии и методики организации исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировки гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - основной. Теоретическое обоснование и разработка программы внеурочной деятельности экологической направленности. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных.
Третий этап (2019-2021 гг.) - заключительный. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов данного исследования. Формулировка выводов по проделанной работе. Оформление диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе работы выявлены факторы, которые влияют на формирование потребности разработки авторских учебных программ соответствующих интересам и потребностям школьников, а так же педагогическим условиям образовательных учреждений в которых они реализуются, содержание которых целенаправленно формирует экологическую культуру и экологическое сознание;
2. Согласно реализации ФГОС в сельской школе программа внеурочной деятельности экологической направленности является эффективным средством формирования основ экологического образования на ступени основного общего образования;
3. Мотивацией обучающихся 9-х классов к успеху во внеурочной деятельности экологической направленности является не только использование методов стимулирования, таких как одобрение и похвала педагогом, но и возможность реализовать свои индивидуальные образовательные достижения в конкурентной среде сверстников.
4. Определена целесообразность внедрения программы внеурочной деятельности экологической направленности для 9-х классов в основную образовательную программу основного общего образования МКОУ Октябрьской СШ №9.
Структура диссертационной работы:
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 78 источников (в том числе 5 зарубежных), 5 приложений. Работа содержит 9 иллюстраций, 11 таблиц.
Действующая система образования направлена на формирование самостоятельно мыслящей, умеющей видеть и креативно решать возникающие проблемы личности, которая имеет представление о социальных взаимоотношениях человека и природы и готова гармонично сосуществовать в обществе и окружающей природной среде - экологически грамотной личности. Современный выпускник должен понимать свою неразрывную связь с природой, зависимость благополучия себя, свой семьи и своей страны от сохранения целостности окружающей среды от антропогенных изменений среды жизни на Земле, выходящих за пределы адаптивных способностей человека как биологического вида. Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматривается внеурочная деятельность.
Согласно приказа Минобрнауки РФ от 18 августа 2017 года №09-1672 внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемая в формах, отличных от урочной. Также является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Уникальность экологической грамотности и экологического сознания в своих исследованиях рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и другие. Психолого-педагогические аспекты формирования этих элементов экологического образования в своих работах раскрывают Дерябо С.А., Ясвин В.А., а влияние антропогенной деятельности на них: Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.
Состояние окружающей среды напрямую зависит от экологической грамотности будущих поколений. Важно учитывать, что экологизация образования прослеживается на всех ступенях всех уровней образования, так же как сохраняется преемственность основных образовательных программ и, вчерашние школьники, приходя в ССУЗы, ВУЗы и другие учебные заведения должны обладать сформированными основами экологической грамотности и экологической культуры, соответствующими современному уровню экологического мышления.
С учетом вышеперечисленного, актуальность исследования подтверждает наличие следующих недостатков в школе - на уровне основной образовательной программы основного общего образования формирование экологических знаний обучающихся происходит фрагментарно разными педагогами в рамках разных учебных дисциплин в виду отсутствия учебного предмета Экология; а существующие методики по формированию экологической грамотности средствами смежных дисциплин в урочной и неурочной деятельности не позволяют тщательно целенаправленно воспитывать экологическую культуру и развивать экологическую грамотность школьников.
Данные недостатки позволили сформулировать противоречие между необходимостью формировать экологическую грамотность и экологическое сознание на всех ступенях всех уровней образования и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой работы на ступени основного общего образования.
Указанное противоречие определило проблему исследования как необходимость реализовать формирование экологической грамотности школьников среднего звена основного общего образования через внеурочную деятельность.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация и проведение внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания на базе сельской школы с отсутствием учебного предмета Экология в учебном плане
Предмет исследования: методика формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания в рамках программы внеурочной деятельности экологической направленности
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность организации внеурочной деятельности экологической направленности в условиях МКОУ Октябрьской СШ №9
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы изучить состояние исследуемой проблемы.
2. Выявить сущность, основные направления и педагогические условия организации внеурочной деятельности экологической направленности на средней ступени основного общего образования.
З. Обосновать педагогические условия организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экологической грамотности и экологического сознания.
4. Разработать программу внеурочной деятельности экологической направленности.
5. Экспериментально проверить эффективность формирования экологической грамотности обучающихся при реализации разработанной программы.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического образования на ступени основного общего образования будет эффективным, если обоснованы и реализованы следующие педагогические условия:
- разработана программа внеурочной деятельности, содержание которой направлено на целенаправленное формирование экологической грамотности и экологического самосознания, соответствует интересам и потребностям школьников;
- создана образовательная среда, способствующая организации эколого-ориентированной и исследовательской деятельности в школе, - с включением различные передовые продуктивные формы и виды внеурочной деятельности;
- при проведении эффективной работы в рамках внеурочной деятельности, при создании, по-настоящему, творческой среды и возможности для разностороннего развития личности ученик успешно реализует свой персональный путь учения;
Теоретико-методологические основы:
- теории личности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.M. Божович, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, A.B. Петровский и др.);
- теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин, и др.);
- теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- труды по общедидактическим принципам организации и психолого-педагогическим основам дифференциации и индивидуализации обучения обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.);
- труды о сущности понятия экологической культуры (Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и др);
- работы о принципах экологического образования (Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др);
- исследования о психологических аспектах формирования экологической грамотности (Л.И. Божович, Н.Н. Вересов, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.А. Дерябо, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ясвин);
- основные социобиологические идеи (Е. Масуда);
- труды по вопросам экологического воспитания (А.П. Исаев, В.П. Казначеев, Г.В. Платонов, А.Н. Селезнев, А.И. Субетто, Л.В. Тарасов, В.П. Яншин и др.);
- труды о формировании экологической грамотности во внеурочной деятельности (М.С. Денисовой, А.П. Захлебного, В.Д. Иванова, А.С. Метелицы, В.В. Рынькова, М.С. Старкина);
- исследования зарубежных авторов по проблемам экологической грамотности и экологической культуры (John. Forrester, D. Meadows, M. Mesarovic, A. Pechеchei).
Научная новизна исследования заключается:
- в систематизации трактовок понятия «экологическая грамотность и экологическое сознание обучающихся на ступени основного общего образования»;
- в теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке педагогических условий эффективной реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы.
Практическая значимость исследования обуславливается наличием прикладного материала - таблиц с результатами собранной статистики за период исследования, Программа внеурочной деятельности экологической направленности
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования;
- изучение проблемы исследования посредством освоения передового опыта
- анализ состояния проблемы исследования в практике работы образовательных учреждений Богучанского района
- теоретическое обобщение результатов исследования, а также их интерпретация с точки зрения новых фактов и действительных условий
- наблюдение, беседа, анкетирование
- изучение коллективов школьников и отдельных учащихся
- эксперимент
- статистические методы обработки результатов эксперимента
- анализ результатов деятельности учащихся.
База исследования: МКОУ Октябрьская СШ №9, анкетирование обучающихся и учителей некоторых школ Богучанского района Красноярского края, статистические данные мониторинга образовательных организаций за 2018-2019, 2019-2020 учебные года Управления образования Богучанского района.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы и промежуточные результаты работы:
1. обсуждались в рамках научно-педагогической практики на заседании педагогического совета МКОУ Октябрьской СШ №9, п. Октябрьский, Богучанский район, Красноярский край. 19 декабря 2019г;
2. обсуждались на XX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2019г.;
3. опубликованы в научном журнале «Студенческий форум» №13(106), Москва, 7 апреля 2020г.;
4. обсуждались на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах IX Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2020г.
Заключение по прохождению научно-педагогической практики, свидетельства о публикациях материалов и промежуточных результатов работы, а так же свидетельства о достижениях обучающихся - участников эксперимента находятся в приложениях к диссертационной работе.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2020 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018г.) - подготовительный. Изучение состояния проблемы, выявление предпосылок исследования; определение понятийного аппарата исследования, целей, задач, методологии и методики организации исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировки гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - основной. Теоретическое обоснование и разработка программы внеурочной деятельности экологической направленности. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных.
Третий этап (2019-2021 гг.) - заключительный. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов данного исследования. Формулировка выводов по проделанной работе. Оформление диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе работы выявлены факторы, которые влияют на формирование потребности разработки авторских учебных программ соответствующих интересам и потребностям школьников, а так же педагогическим условиям образовательных учреждений в которых они реализуются, содержание которых целенаправленно формирует экологическую культуру и экологическое сознание;
2. Согласно реализации ФГОС в сельской школе программа внеурочной деятельности экологической направленности является эффективным средством формирования основ экологического образования на ступени основного общего образования;
3. Мотивацией обучающихся 9-х классов к успеху во внеурочной деятельности экологической направленности является не только использование методов стимулирования, таких как одобрение и похвала педагогом, но и возможность реализовать свои индивидуальные образовательные достижения в конкурентной среде сверстников.
4. Определена целесообразность внедрения программы внеурочной деятельности экологической направленности для 9-х классов в основную образовательную программу основного общего образования МКОУ Октябрьской СШ №9.
Структура диссертационной работы:
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 78 источников (в том числе 5 зарубежных), 5 приложений. Работа содержит 9 иллюстраций, 11 таблиц.
Формирование экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности представляет собой процесс, направленный на развитие у обучающихся 9-х классов понимания взаимосвязи дальнейшей профессиональной деятельности и природоохранной, что способствует расширению теоретических знаний и умений в области экологически- целесообразной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятий:
> «экологическая грамотность школьников» - это глубокое понятие включающее в себя знания в области взаимопонимания общества и природы, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил рационального природопользования;
> «экологическая культура школьников» - это составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру.
2. Педагогическими условиями эффективной реализации по формированию экологической грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности являются:
- наличие программы внеурочной деятельности «Эко-школа», общекультурной направленности. Содержание программы направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев базового понятия;
- создание образовательной среды, способствующей организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в школе и за её пределами включающей естественно-научную лабораторию для проведения естественных экспериментов; мультимедийное, интерактивное, цифровое, химико-биологическое оборудование;
- использование методов и средств стимулирования экологической деятельности обучающихся, к которым относится: одобрение, похвала, благодарность, материальное стимулирование.
3. Для формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности экологической направленности эффективными являются интерактивные методы (дебаты, групповая дискуссия, презентация, выполнение исследовательских задач и т.д. ), которые предполагают вовлеченность обучающихся в практическую и исследовательскую деятельность.
4. Разработанная программа внеурочной деятельности «Эко-школа» оказала успешное влияние на формирование экологической грамотности обучающихся 9-х классов МКОУ Октябрьская СШ №9 п. Октябрьского, Богучанского района Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа подтвердила обоснованность поставленной цели, правильность выдвинутой гипотезы. Сопоставимый анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента показал эффективность условий организации внеурочной деятельности, обеспечивающей формирование экологической грамотности обучающихся нашей школы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятий:
> «экологическая грамотность школьников» - это глубокое понятие включающее в себя знания в области взаимопонимания общества и природы, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил рационального природопользования;
> «экологическая культура школьников» - это составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру.
2. Педагогическими условиями эффективной реализации по формированию экологической грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности являются:
- наличие программы внеурочной деятельности «Эко-школа», общекультурной направленности. Содержание программы направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев базового понятия;
- создание образовательной среды, способствующей организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в школе и за её пределами включающей естественно-научную лабораторию для проведения естественных экспериментов; мультимедийное, интерактивное, цифровое, химико-биологическое оборудование;
- использование методов и средств стимулирования экологической деятельности обучающихся, к которым относится: одобрение, похвала, благодарность, материальное стимулирование.
3. Для формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности экологической направленности эффективными являются интерактивные методы (дебаты, групповая дискуссия, презентация, выполнение исследовательских задач и т.д. ), которые предполагают вовлеченность обучающихся в практическую и исследовательскую деятельность.
4. Разработанная программа внеурочной деятельности «Эко-школа» оказала успешное влияние на формирование экологической грамотности обучающихся 9-х классов МКОУ Октябрьская СШ №9 п. Октябрьского, Богучанского района Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа подтвердила обоснованность поставленной цели, правильность выдвинутой гипотезы. Сопоставимый анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента показал эффективность условий организации внеурочной деятельности, обеспечивающей формирование экологической грамотности обучающихся нашей школы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОИСКА В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Использование проектных технологий в экологическом образовании учащихся малокомплектных сельских школ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Внеурочная деятельность как способ повышения мотивации на уроках географии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Применение метода проектов во внеурочной деятельности по экономике
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия изучения локальной флоры и фауны в школьном курсе биологии
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - НРАВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017



