Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Работа №157067

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы124
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИСЯ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Внеурочная деятельность школьников в рамках ФГОС 11
1.2. Понятие «экологическая грамотность школьников» и педагогические условия ее формирования
1.3. Педагогические условия формирования экологической грамотности школьников
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической грамотности школьников
2.2. Организация процесса формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности на базе МКОУ Октябрьской СШ №9
2.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 84

Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам, что во главе современного образования поставлена личность обучающегося и изменения, происходящие с ней в процессе обучения, а главная задача школы - это воспитание поколения, способного к кардинальным переменам и нестандартным решениям. Современному педагогу сложно заинтересовать предметом обучающегося, в руке которого находится девайс со свободным выходом в Интернет, где есть ответы на любые вопросы. В условиях простой доступности к огромному количеству разнообразной информации закономерна и неизбежная модернизация современного образования, для успеха которой необходима разработка и внедрение экспериментальных образовательных программ и новаторских педагогических проектов в сфере лично-ориентированной педагогики.
Действующая система образования направлена на формирование самостоятельно мыслящей, умеющей видеть и креативно решать возникающие проблемы личности, которая имеет представление о социальных взаимоотношениях человека и природы и готова гармонично сосуществовать в обществе и окружающей природной среде - экологически грамотной личности. Современный выпускник должен понимать свою неразрывную связь с природой, зависимость благополучия себя, свой семьи и своей страны от сохранения целостности окружающей среды от антропогенных изменений среды жизни на Земле, выходящих за пределы адаптивных способностей человека как биологического вида. Для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматривается внеурочная деятельность.
Согласно приказа Минобрнауки РФ от 18 августа 2017 года №09-1672 внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемая в формах, отличных от урочной. Также является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы общего образования, позволяющей реализовать требования ФГОС в полной мере.
Уникальность экологической грамотности и экологического сознания в своих исследованиях рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и другие. Психолого-педагогические аспекты формирования этих элементов экологического образования в своих работах раскрывают Дерябо С.А., Ясвин В.А., а влияние антропогенной деятельности на них: Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.
Состояние окружающей среды напрямую зависит от экологической грамотности будущих поколений. Важно учитывать, что экологизация образования прослеживается на всех ступенях всех уровней образования, так же как сохраняется преемственность основных образовательных программ и, вчерашние школьники, приходя в ССУЗы, ВУЗы и другие учебные заведения должны обладать сформированными основами экологической грамотности и экологической культуры, соответствующими современному уровню экологического мышления.
С учетом вышеперечисленного, актуальность исследования подтверждает наличие следующих недостатков в школе - на уровне основной образовательной программы основного общего образования формирование экологических знаний обучающихся происходит фрагментарно разными педагогами в рамках разных учебных дисциплин в виду отсутствия учебного предмета Экология; а существующие методики по формированию экологической грамотности средствами смежных дисциплин в урочной и неурочной деятельности не позволяют тщательно целенаправленно воспитывать экологическую культуру и развивать экологическую грамотность школьников.
Данные недостатки позволили сформулировать противоречие между необходимостью формировать экологическую грамотность и экологическое сознание на всех ступенях всех уровней образования и недостаточной разработанностью педагогических условий, обеспечивающих эффективность этой работы на ступени основного общего образования.
Указанное противоречие определило проблему исследования как необходимость реализовать формирование экологической грамотности школьников среднего звена основного общего образования через внеурочную деятельность.
Актуальность и недостаточная научная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Организация и проведение внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы».
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания на базе сельской школы с отсутствием учебного предмета Экология в учебном плане
Предмет исследования: методика формирования и развития экологической грамотности и экологического самосознания в рамках программы внеурочной деятельности экологической направленности
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить эффективность организации внеурочной деятельности экологической направленности в условиях МКОУ Октябрьской СШ №9
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной, психолого-педагогической литературы изучить состояние исследуемой проблемы.
2. Выявить сущность, основные направления и педагогические условия организации внеурочной деятельности экологической направленности на средней ступени основного общего образования.
З. Обосновать педагогические условия организации внеурочной деятельности школьников с целью формирования экологической грамотности и экологического сознания.
4. Разработать программу внеурочной деятельности экологической направленности.
5. Экспериментально проверить эффективность формирования экологической грамотности обучающихся при реализации разработанной программы.
Гипотеза исследования: формирование основ экологического образования на ступени основного общего образования будет эффективным, если обоснованы и реализованы следующие педагогические условия:
- разработана программа внеурочной деятельности, содержание которой направлено на целенаправленное формирование экологической грамотности и экологического самосознания, соответствует интересам и потребностям школьников;
- создана образовательная среда, способствующая организации эколого-ориентированной и исследовательской деятельности в школе, - с включением различные передовые продуктивные формы и виды внеурочной деятельности;
- при проведении эффективной работы в рамках внеурочной деятельности, при создании, по-настоящему, творческой среды и возможности для разностороннего развития личности ученик успешно реализует свой персональный путь учения;
Теоретико-методологические основы:
- теории личности (А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, A.M. Божович, А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, A.B. Петровский и др.);
- теории учебной деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин, и др.);
- теории содержания общего образования и концепции образовательных стандартов (B.C. Леднев, A.A. Кузнецов, A.M. Кондаков, М.В. Рыжаков и др.);
- труды по общедидактическим принципам организации и психолого-педагогическим основам дифференциации и индивидуализации обучения обучения (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.С. Леднев и др.);
- труды о сущности понятия экологической культуры (Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П. Сидельковский, И.Т Суравегина и др);
- работы о принципах экологического образования (Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т. Суравегина и др);
- исследования о психологических аспектах формирования экологической грамотности (Л.И. Божович, Н.Н. Вересов, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, С.А. Дерябо, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Ясвин);
- основные социобиологические идеи (Е. Масуда);
- труды по вопросам экологического воспитания (А.П. Исаев, В.П. Казначеев, Г.В. Платонов, А.Н. Селезнев, А.И. Субетто, Л.В. Тарасов, В.П. Яншин и др.);
- труды о формировании экологической грамотности во внеурочной деятельности (М.С. Денисовой, А.П. Захлебного, В.Д. Иванова, А.С. Метелицы, В.В. Рынькова, М.С. Старкина);
- исследования зарубежных авторов по проблемам экологической грамотности и экологической культуры (John. Forrester, D. Meadows, M. Mesarovic, A. Pechеchei).
Научная новизна исследования заключается:
- в систематизации трактовок понятия «экологическая грамотность и экологическое сознание обучающихся на ступени основного общего образования»;
- в теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке педагогических условий эффективной реализации программы внеурочной деятельности экологической направленности в условиях сельской школы.
Практическая значимость исследования обуславливается наличием прикладного материала - таблиц с результатами собранной статистики за период исследования, Программа внеурочной деятельности экологической направленности
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогических источников по проблеме исследования;
- изучение проблемы исследования посредством освоения передового опыта
- анализ состояния проблемы исследования в практике работы образовательных учреждений Богучанского района
- теоретическое обобщение результатов исследования, а также их интерпретация с точки зрения новых фактов и действительных условий
- наблюдение, беседа, анкетирование
- изучение коллективов школьников и отдельных учащихся
- эксперимент
- статистические методы обработки результатов эксперимента
- анализ результатов деятельности учащихся.
База исследования: МКОУ Октябрьская СШ №9, анкетирование обучающихся и учителей некоторых школ Богучанского района Красноярского края, статистические данные мониторинга образовательных организаций за 2018-2019, 2019-2020 учебные года Управления образования Богучанского района.
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы и промежуточные результаты работы:
1. обсуждались в рамках научно-педагогической практики на заседании педагогического совета МКОУ Октябрьской СШ №9, п. Октябрьский, Богучанский район, Красноярский край. 19 декабря 2019г;
2. обсуждались на XX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах XVIII Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2019г.;
3. опубликованы в научном журнале «Студенческий форум» №13(106), Москва, 7 апреля 2020г.;
4. обсуждались на XXI Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» опубликованы в материалах IX Всероссийской научно-практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы», Красноярск, 23 апреля 2020г.
Заключение по прохождению научно-педагогической практики, свидетельства о публикациях материалов и промежуточных результатов работы, а так же свидетельства о достижениях обучающихся - участников эксперимента находятся в приложениях к диссертационной работе.
Этапы исследования. Исследование проводилось с 2018 по 2020 гг. и включало в себя три этапа.
Первый этап (2018г.) - подготовительный. Изучение состояния проблемы, выявление предпосылок исследования; определение понятийного аппарата исследования, целей, задач, методологии и методики организации исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировки гипотезы.
Второй этап (2018-2019 гг.) - основной. Теоретическое обоснование и разработка программы внеурочной деятельности экологической направленности. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных.
Третий этап (2019-2021 гг.) - заключительный. Проведение эксперимента на базе МКОУ Октябрьской СШ №9, обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов данного исследования. Формулировка выводов по проделанной работе. Оформление диссертационной работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. В ходе работы выявлены факторы, которые влияют на формирование потребности разработки авторских учебных программ соответствующих интересам и потребностям школьников, а так же педагогическим условиям образовательных учреждений в которых они реализуются, содержание которых целенаправленно формирует экологическую культуру и экологическое сознание;
2. Согласно реализации ФГОС в сельской школе программа внеурочной деятельности экологической направленности является эффективным средством формирования основ экологического образования на ступени основного общего образования;
3. Мотивацией обучающихся 9-х классов к успеху во внеурочной деятельности экологической направленности является не только использование методов стимулирования, таких как одобрение и похвала педагогом, но и возможность реализовать свои индивидуальные образовательные достижения в конкурентной среде сверстников.
4. Определена целесообразность внедрения программы внеурочной деятельности экологической направленности для 9-х классов в основную образовательную программу основного общего образования МКОУ Октябрьской СШ №9.
Структура диссертационной работы:
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 78 источников (в том числе 5 зарубежных), 5 приложений. Работа содержит 9 иллюстраций, 11 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности представляет собой процесс, направленный на развитие у обучающихся 9-х классов понимания взаимосвязи дальнейшей профессиональной деятельности и природоохранной, что способствует расширению теоретических знаний и умений в области экологически- целесообразной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто содержание понятий:
> «экологическая грамотность школьников» - это глубокое понятие включающее в себя знания в области взаимопонимания общества и природы, эмоционально-ценностное отношение к природе, понимание и соблюдение правил рационального природопользования;
> «экологическая культура школьников» - это составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру.
2. Педагогическими условиями эффективной реализации по формированию экологической грамотности школьников в процессе внеурочной деятельности являются:
- наличие программы внеурочной деятельности «Эко-школа», общекультурной направленности. Содержание программы направлено на формирование гностического, аксиологического, эмоционально-волевого и мотивационного критериев базового понятия;
- создание образовательной среды, способствующей организации экологоориентированной и исследовательской деятельности в школе и за её пределами включающей естественно-научную лабораторию для проведения естественных экспериментов; мультимедийное, интерактивное, цифровое, химико-биологическое оборудование;
- использование методов и средств стимулирования экологической деятельности обучающихся, к которым относится: одобрение, похвала, благодарность, материальное стимулирование.
3. Для формирования экологической грамотности школьников во внеурочной деятельности экологической направленности эффективными являются интерактивные методы (дебаты, групповая дискуссия, презентация, выполнение исследовательских задач и т.д. ), которые предполагают вовлеченность обучающихся в практическую и исследовательскую деятельность.
4. Разработанная программа внеурочной деятельности «Эко-школа» оказала успешное влияние на формирование экологической грамотности обучающихся 9-х классов МКОУ Октябрьская СШ №9 п. Октябрьского, Богучанского района Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа подтвердила обоснованность поставленной цели, правильность выдвинутой гипотезы. Сопоставимый анализ результатов констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента показал эффективность условий организации внеурочной деятельности, обеспечивающей формирование экологической грамотности обучающихся нашей школы.



1. Федеральный закон об экологической культуре: Проект Федерального закона N 90060840-3 "Об экологической культуре" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.02.2017). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=PRJ&n=9544#02676143175274994 (дата обращения 11.12.2020)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. URL:https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 11.12.2020)
3. Указ президента Российской Федерации от 04.02.2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» // Официальный сайт Минобрнауки РФ [Электронный ресурс]. URL:https://минобрнауки.рф/документы /1450 (дата обращения 11.12.2020)
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Изд. полит, литры, 2005. 263с. Асафова Е.В. Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе // Ученые записки Казанского государственного университета. 2014. Т.152, кн.2. С. 78-86.
5. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании //Психологическая наука и образование. 2011. Т. 2011. №1. С. 83-92.
6. Алешина Е. А. и др. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Актуальные проблемы дошкольного и начального образования. 2019. С. 17-21.
7. Асафова Е.В. Экологическая культура как фактор повышения качества профессионального образования. // Качество профессионального
образования на рубеже веков: Материалы науч.-практ. конф. - Казань: КГЭУ,
2000. С. 69-70.
8. Астафьева Л.С. Экологическая химия: учебник. М.: Академия, 2014. 224с.
9. Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: автореф. дис. канд. педаг. наук. Махачкала, 2014. 21 с.
10. Баранников К.А., Шевелёва Н.Н., Лесин С.М. Особенности трехкомпонентного естественнонаучного обучения в США // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №. 2. С. 38-45.
11. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. 2005. №6. С. 107-116.
12. Балдуева Т.А. Формирование познавательного интереса у учащихся 8-9 классов к экологии в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014.
13. Бахарев В.В. Экологическая культура социума как система: автореф. дис. ... д-ра социологических наук. Саранск, 2000.
14. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
15. Бирюкова Н.А. Формирование экологического сознания в профессиональном образовании // Специалист. 2004. № 12. С. 56.
16. Богатко А.В., Липович А.В. Преимущества использования очков дополненной реальности в образовательном процессе // Цифровая трансформация образования: материалы научно-практической конференции (г.Минск, 30 мая 2018 г.). Минск: Издательство Министерство образования Республики Беларусь Учреждение «ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 282-283.
17. Богатова И.Б. Интеграция учебных дисциплин в контексте ноосферного мышления (на примере обучения профессиональныхучебных заведениях) : автореф. дис... канд. пед. наук. Тольятти, 2004.
18. Борисенко А.Ю. Воспитание личностной позиции старшеклассников в отношении к проблемам окружающей среды: автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1996.
19. Бугаев И. В., Авдеева В. П., Шапцев В. А. Еще два условия два повышения качества естественнонаучного образования // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. 2019. С. 113-115.
20. Васильев Н.Г., Кузнецов Е.В., Мороз П.И. Охрана природы с основами экологии: учебник для техникумов. М. : Экология, 2005. 651 с.
21. Веремьева В.С., Трухина М. Д. Организация подготовительных занятий к олимпиадам по химии в 10-11 профильных классах средних школ // Актуальные проблемы химического и биологического образования: материалы X Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, г. Москва 15-16 апреля 2019 г. М.: Электронное издание, 2019. С.109-114
22. Воронцова Н.И., Бокарева Е.А. Из опыта применения информационно-коммуникационных технологий в урочной и во внеурочной деятельности по биологии//Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы Всероссийской студенческой научнопрактической конференции с международным участием (г. Арзамас, 16-17 февраля 2017г.). Арзамас: Издательство Арзамасский филиал ННГУ, 2017. С. 446-452.
23. Вострикова Т.Н. Социальный проект как средство социализации учащегося с ОВЗ // Инклюзивное образование — образование для всех детей: Материалы I Всероссийской научной конференции. (г. Москва, 21 января 2019 г.). Москва: Берлин Директ -Медиа, 2019. С 126 — 129.
24. Герасименко С.В. Формирование профессионализма будущих специалистов через научно-исследовательскую работу // Специалист. 2007. - № 6.С. 6-8.
25. Глазачев С.Н. Сохраним ценность экологической культуры мира. М.: ИздАкадемия, 2014. 481с.
26. Глебова Г.Ф. Проектирование исследовательской деятельности учителя в системе личностно ориентированного обучения : автореф. дис. . канд. пед. наук. Смоленск, 2013.
27. Гречушкин В.А. Экологическая подготовка студентов медицинского колледжа : дис...канд. пед. наук. Липецк, 2012.
28. Двуличанская Н. Н., Березина С. Л. Практико-ориентированное естественнонаучное образование как основа подготовки компетентных специалистов // Инновации в образовании. 2015. № 8. С. 12-18.
29. Демиденко Э.С. Современное общество как индустриальное - техногенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013. Вып.6. С. 37-43.
30. Демиденко Э.С. Философия социально-техногенного развития мира. М.: Всемирная информэнциклопедия, 2011. 388 с.
31. Дулатова Г. Е.Современные определения экологической культуры // Чита: Издательство Молодой ученый. 2012. С. 96-99.
32. Дьячкова Н.А. Применение интерактивных дидактических игр на уроках биологии для повышения мотивации и качества знаний у бучающихся с ОВЗ// Инклюзивное образование — образование для всех детей: Материалы I Всероссийской научной конференции. (г. Москва, 21 января 2019 г.). Москва: Берлин Директ -Медиа, 2019. С 130 — 132
33. Емцова О. М., Кучинский В. Ф. Дистанционное обучение химии детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. Т. 19. №. 3
34. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А. Обучение химии и биологии в свете современных требований // Актуальные проблемы химического и биологического образования. 2018. С. 127.
35. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2010. 160 с.
36. Ильясова И.С. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2010.
37. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: 2014. 262 с.
38. Калинина О.Е. Формирование экологической культуры будущих социальных педагогов в педвузе: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2005.
39. Космодемьянская С. С., Воронина А. В. Дистанционное обучение в преподавании химии ученикам с ограниченными возможностями здоровья // Ответственный редактор. 2015. С. 137.
40. Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск.: Наука, Сиб. отд-ние, 2014. 221с.
41. Кужанова Н.И. Формирование экологической культуры студентов в высшей технической школе. Псков. : Феникс, 2013. -291с.
42. Купцова С.А. Сущность и структура экологической культуры студентов // Ученые записки института непрерывного педагогического образования. 2007. С. 95-104.
43. Ларина И.А. Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС// Инклюзивное образование — образование для всех детей: Материалы I Всероссийской научной конференции. (г. Москва, 21 января 2019 г.). Москва: Берлин Директ -Медиа, 2019. С 75 — 87.
44. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
45. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопр. филос. 2001. J№ 2. C. 56-65.
46. Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5-7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук. Киев, 2000.
47. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. М. : Устойчивый мир, 2000. 276 с.
48. Морев А.В. Интеграция и ее отражение в практике естественнонаучного образования // Рецензенты: Дадян Эдуард Григорьевич, канд. техн.наук, доцент ФГОБУ ВО. 2019. С. 124
49. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск : Изд.-во Че-ляб. филиал Ин-та проблем образования Минобр. РФ, 1995. 288 с.
50. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. 386 с.
51. Осокина В.Н. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2004.
52. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA // Вопросы образования. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie- estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-shkole-po-rezultatam- mezhdunarodnyh-issledovaniytimss-i-pisa(дата обращения: 26.10.2019).
53. Прокофьева Г.М. Формирование образовательной среды посредством использования дистанционных интернет-технологий по учебному предмету «Биология» // Цифровая трансформация образования: материалы научнопрактической конференции (г. Минск, 30 мая 2018 г.). Минск: Издательство Министерство образования Республики Беларусь Учреждение «ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь», 2018. С. 160-161.
54. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально¬философские аспекты формирования: дис. ... канд. филос. Наук. Москва,
2001.
55. Редина Н. А. Использование интернет-ресурсов в развитии ключевых компетенций обучающихся // Молодой ученый. 2018. №39. URL:https://moluch.ru/archive/225/52840/(дата обращения: 04.04.2019).
56. Сиротюк А. С. Диагностика одаренности. Ч. I: учеб. пособие / А. С.Сиротюк. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 734 с.
57. Софронов Р. П. Система школьного дополнительного экологического образования как основа формирования экологической культуры обучающихся //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2019. №. 7. С 140.
58. Скребец В.О. Экологическая психология. К. : МАУП, 2013. 141с.
59. Сериков В.В. Личностный подход в экологическом образовании: поиск новой парадигмы // Экологическое образование: материалы Междунар. семинара. СПб., 2001. С. 10.
60. Смирнова Е.В. «Введение в теорию управления материальными ресурсами». М.: РГОТУПС, 2005. 46с.
61. Таран О.А. Формирование экологической культуры студентов технических профилей в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
62. Текеева А.Р. Экологическое образование и воспитание старшеклассников : дис.. канд. пед. наук. Москва, 2013.
63. Теремок Д.А. Цифровые ресурсы как средство обучения биологии //Инновации в естественнонаучном образовании: материалы X Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции (г. Красноярск, 23 октября 2018 г.). Красноярск: Издательство Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2018. С. 290-294.
64. Уткина Т.В. Проблемный метод обучения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий на основе интеграции физики и биологии//Символ науки. 2016. №4-2. С. 195-200.
65. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. №23. С. 1020-1022.
66. Чипчина Е. Е. Проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся на современном этапе развития школьного образования // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием (г. Тольятти, 21-22 октября 2015г.). Ульяновск: издательство «Зебра», 2015. С. 248-250
67. Шелякин М. А. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие. М.: Флинта, 2005. 296 с.
68. Шишкина О.В. Формирование экологической культуры учащихся в процессе взаимодействия базового и дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2003.
69. Шушара Т. В. Актуальные проблемы отечественной и зарубежной дошкольной педагогики // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - №. 3 (76).
70. Щукина Э. С., Абрамян Г. В. Проблемы развития и перспективы использования технологий электронного обучения в школе на уроках экологии и биологии // В экологии . - 2018. - С. 197.
71. Ягодин Г.А, Аргунова М.В., Плюснина Т.А, Моргун Д.В., Шейнис Г.В. Система психолого-педагогической диагностики и оценки для экологического образования в интересах устойчивого развития. М: МИОО, 2010. 192 с.
72. Яковлева Л.А. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов факультета дошкольного воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006.
73. Якунчев М. А. и др. Формирование умения устанавливать причинные связи обучающимися при изучении экологического материала в школьной биологии // Современные проблемы науки и образования. 2019. №. 2. С. 54-54.
74. Casimir M.J., Stahl U. (eds.) Culture and the changing environment: Uncertainty, cognition, and risk management in cross-cultural perspective. - Oxford: Berghahm Books, 1990 - 413 p.
75. Haan, G.de. Bildung for nachhaltigeEntwicklungEinneueslern und Haandflungsfeld/ G. de Haan//LernendeSchule. - 2010. - Jg.13. -No.50. - P.6-10.
76. Herndl C.G., Brown S.S. (eds.) Green Culture: environmental rhetoric in contemporary America. - Madison: Univ. of Wisconsin Press, 1996 - 320
77. Rauch, F. Education for Sustainable Development in Austria Networks for Development and Research/ R.Franz, G.Pfaffenwimmer // Mather, R. Schooling for Sustainable Development: A Focus on Europe. -Klagenfurt: University of Klagenfurt, Austria, 2010. - P. 1-18
78. Davis K. A conceptual analysis of stratification // American Sociological Review. 1942. Jun. Vol. 7. № 3. P. 309-321.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ